Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК Школа России

Рабочая программа
по окружающему миру, 3 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по окружающему миру, утвержденного приказом Минобразования России
2.Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
Учебного плана МБОУ « Ларьякская ОСШ» на 2014-2015 учебный год.
Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир»

В рабочей программе использованы сокращения: ИпТБ – инструктаж по технике безопасности.

Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, формирование у учащихся представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное использование приобретенных знаний и умений в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;
формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год.
Для реализации программного содержания используются:
-Учебник: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 3 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2012.
- Рабочая тетрадь к учебнику: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 3 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2013 г.
Распределение учебного времени на изучение тематических разделов:
Раздел 1. Как устроен мир (7 ч.)
Раздел 2. Эта удивительная природа (19 ч.)
Раздел 3. Мы и наше здоровье (8 ч)
Раздел 4. Наша безопасность (9 ч.)
Раздел 5. Чему учит экономика (12 ч)
Раздел 6. Путешествие по городам и странам (13 ч.)
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума содержания по предмету, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к окружающему миру.
Курс "Мир вокруг нас» является частью программы «Зелёный дом» и имеет ярко выраженную экологическую направленность. Это определено особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Именно формирование экологической компетенции - одно из главных направлений учебно-методического комплекта.
Содержание курса базируется на следующих ведущих идеях: многообразие мира; экологическая целостность мира; уважение к миру. Благодаря им у ребенка воспитываются чувства патриотизма, гражданственности, своей общности со всем миром. Такая гражданская ориентированная и глобалистическая позиция заложена в концепции комплекта "Школа России".
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривающимся и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Экологическая целостность мира - важный аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой и живой природой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействия человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики.
В соответствии с общей направленностью курса и названными ведущими идеями особое значение при реализации программы придается новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся, к которым относятся:
- распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
- моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
- эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.








ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к уровню знаний, умений и навыков у обучающихся

Обучающиеся должны знать:
человек – часть природы и общества;
что такое тела и вещества, разнообразие веществ;
основные свойства воздуха и воды, круговорот воды;
взаимосвязи между живой и неживой природой, внутри живой природы;
основные группы живого;
строение тела человека, основные системы органов;
правила гигиены и здорового образа жизни;
правила безопасности в быту и на улице, дорожные знаки;
потребности людей, товары и услуги;
роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике; бюджет;
некоторые города России; страны, граничащие с Россией; страны зарубежной Европы.

Обучающиеся должны уметь:
различать наиболее распространенные в Татарстане растения, животных;
устно описывать объекты природы;
проводить простейшие опыты и наблюдения, практические работы, фиксировать их результаты;
объяснять взаимосвязи между природой и человеком;
выполнять правила личного поведения в природе, посильную работу по охране природы;
выполнять правила личной гигиены и безопасности;
владеть элементарными приёмами чтения карты;
приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по предметным областям «Естествознание. Обществознание (Окружающий мир)» и используется для обучения в четырехлетней начальной школе в образовательном учреждении любого типа.
Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодейс твия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».
Таким образом, изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т.е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные цели представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

· готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

· достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

· личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

· формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

· воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

· понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

· формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

· осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

· обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

· овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

· использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

· расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:

· интеллектуальные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

· регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

· коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключалась в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивала формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
1. Принцип интеграции соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, так как ее отсутствие рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бес толковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек-
природа-общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность». Это обеспечивается представленностью знаний из различных предметных областей природоведческие, географические, гигиенические, психологические, исторические и др.
2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
Актуализация содержания обучения предполагает его отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной группы, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.
3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям творчество выдающихся российских граждан, научных открытиях, истории развития техники, искусства, литературы и др. Для реализации этого принципа в программу введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».
4. Необходимость принципа экологизации содержания обучения Окружающему миру определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром (рубрики «Человек и растение», «Человек и животные», «Человек и природа»), а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющиеся принципу «Не навреди». Действие
принципа распространяется не только на отношение человека к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии).
5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в основной школе.
6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический, художественный музеи и т.п. Все это обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и облегчает усвоение естественнонаучных и обществоведческих понятий. Отбор конкретного естественнонаучного и обществоведческого содержания обучения подчинялся определенным требованиям.
1. Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.
2. При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитывалось следующее:

· уровень представлений, накопленных ребенком на эмпирическом уровне, в том числе в дошкольном детстве;

· необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;

· зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;

· преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.
3. Конструирование содержания программы предполагало связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:

· Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.
Темы: «Ты первоклассник», «Твое здоровье» (1 класс); «Кто ты такой» (2 класс); «Земля наш общий дом» (3 класс), «Человек биологическое существо (организм)» (4 класс)

· Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.
Темы: «Ты первоклассник»,, «Мы м вещи» (1 класс); «Кто живет рядом с тобой» (2 класс); «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс); «Человек и общество» (4 класс).

· Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу.
Темы: «Родная природа» (1 класс), «Мы жители Земли» (2 класс); «Человек биологическое существо (организм)» (4 класс).

· Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что это значит «любить Родину», семья как ячейка общества.
Темы: «Родная страна» (1 класс); «Твоя Родина Россия» (2 класс), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).

· История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, техника, культура и искусство в нашей стране.
Темы: «Путешествие в прошлое» (2 класс), «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи»), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)»
(3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).
Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета Окружающий мир адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются, в основном, искусственные (учебные) ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причем эта особенность процесса изучения мира распространяется на все его стороны природу и общество, предметный мир и человека, его деятельность и творчество. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:
1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);
2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.
Исходя из этого, обучение требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоеме, в учреждении культуры и т.д.). Логика построения процесса изучения Окружающего мира на уроках в классе (обучение идет с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога.
Программа предусматривает проведение уроков обобщения.
Их цель:
оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства. Особенно важны уроки обобщения в четвертом классе, именно здесь систематизируются знания, полученные за все четыре года обучения, и создается возможность четко представить обобщенное видение исторических эпох: «Древняя Русь», «Московское государство», «Россия», «Советская Россия», «Современная Россия».
Программа рассчитана на проведение двух уроков в неделю. Общее число часов по классам: 1 класс 66 ч, 2класс 70 ч, 3 класс 70 ч., 4 класс 70 ч. Распределение часов по темам условно, учитель по своему усмотрению может изменить соотношение часов.
К учебнику разработаны рабочие тетради, в которых представлены поисковые, исследовательские и творческие задания.



Содержание курса
3 класс (70 часов, 2 часа в неделю)

Темы программы
Кол-во часов

Как устроен мир
7

Эта удивительная природа
19

Мы и наше здоровье
10

Наша безопасность
10

Чему учит экономика
13

Путешествие по городам и странам
11

Всего:
70







Календарно-тематическое планирование

Окружающий мир
№ п/п
Наименование разделов и тем
Кол-во час
Календарные сроки
Наглядные пособия и технические средства
Задания для учащихся




план
факт




Как устроен мир
7






Природа, ее разнообразие. Связи в природе. Роль природы в жизни людей
1
2/ 09

плакат
с. 4 – 5, чит.
с. 8 , зад. 2


Экскурсия «Ознакомление с разнообразием природы». ИпТБ
1
5.09


с. 10 -15 чит.,
с. 15 отв на вопр.


Человек – часть природы. Внутренний мир человека
1
9.09


с. 16 – 21, чит,
с. 21. зад 3


Общество. Семья, народ, государство, человек – части общества
1
12.09

плакат
с. 22 – 26, чит.
с. 26, зад 2


Окружающая среда. Экология. Воздействие людей на природу
1
16.09

плакат
с. 27 – 32 чит.


Экскурсия «Наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека». Инструктаж по ТБ
1
19.09


найти мат-л по данной теме


Природа в опасности.
1
23.09


С.29-34 р.т.с.19 №2


Эта удивительная природа
19






Тела, вещества, частицы. Твердые вещества, жидкости и газы
1
23.09

плакат
с. 34 – 38 чит.отв. на вопр.


Разнообразие веществ. ПР «Обнаружение крахмала в продуктах питания». Инструктаж по ТБ
1
26.09


с. 39 – 43 чит., отв. на вопр.


Воздух и его охрана. Значение воздуха для живых организмов
1
30.09

плакат
с. 44 – 48 чит, отв. на вопр.


Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений
1
3.10


с. 49 – 52 чит., с. 52, зад 2


Вода и ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе
1
7.10

плакат
с. 53 – 56 чит, отв. на вопр.


Берегите воду! ПР «Изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра». ИпТБ
1
10.10


с. 57 – 61, чит, отв. на вопр.


Значение воды для живых организмов. Источники воды загрязнений. Охрана воды
1
14.10


с. 62 – 64 чит., отв. на вопр.


Почва и ее состав. Живые существа в почве.
1
17.10


с. 65 – 70 чит, отв. на вопр.


ПР: Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы человеком. Охрана почвы
1
21.10

плакат
с. 71 – 75 чит., отв. на вопр.


Разнообразие растений. Группы, виды, дыхание..
1
24.10

плакат
с. 76 – 79 чит., с. 79, сообщ. о раст.


Солнце, растения и мы с вами. ПР «Рассматривание плодов и семян растений» Инструктаж по ТБ
1
28.10


с. 80 – 83 чит, с. 83, зад 3


Размножение и развитие растений. Роль растений в жизни человека. Красная книга.
1
31.10

Красная книга
с. 84 – 88 чит., с. 87, зад 2


Охрана растений. Правила друзей природы.

11.11





Разнообразие животных. Группы животных
1
14.11


с. 89 – 95 чит, сообщ. о жив


Кто что ест. Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные животные. Цепи питания
1
18.11

плакат
с. 96 – 99 чит, отв. на вопр.


Размножение и развитие животных роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир
1
21.11

плакат
с. 100 – 104 чит, р.т.


Охрана животных. Правила друзей природы. Что такое зоопарк?
1
25.11

Красная книга
с. 105 – 110 вопросы, чит,


В царстве грибов. Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека
1
28.11

плакат
с. 112 – 114 чит


Съедобные и несъедобные грибы. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов
1
2.12

Красная книга
с. 114 – 116 чит, отв. на вопр.


Великий круговорот жизни. Представление о круговороте жизни и его звеньях. Роль почвы в круговороте жизни
1
5.12


с. 118 – 120 чит., р.т. зад 1


Мы и наше здоровье
10






Организм человека. Органы и системы органов.
1
9.12

плакат
.122-125 найти пословицы и поговорки о здоровье


Органы чувств, их значение и гигиена
1
12.12

плакат
С.126-129 чит., отв. на вопр.


Надежная защита организма. Кожа, ее значение и гигиена. ПР «Знакомство с внешним строением кожи». ИпТБ
1
16/12



с. 130 – 133 чит., отв. на вопр.


ПР «Упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи». ИпТБ
1
19/12


с. 134 – 137 чит, отв. на вопр.


Опора тела и движение. Осанка. Физический труд и физкультура.
1
23/12

плакат
с. 134– 137 чит., отв. на вопр.


Наше питание. Питательные вещества. ПР «Изучение содержания питательных веществ в различных продуктах». ИпТБ
1
26/12


с. 138- 141 чит., отв. на вопр.
Раб.тет.


Наши проекты. Школа кулинаров.
1
30.12


С.142-143


Дыхание и кровообращение. ПР «Подсчет ударов пульса». ИпТБ
1
13.01

плакат
с. 144 – 146 чит., отв. на вопр.
Раб. тетрадь


Умей предупреждать болезни. Закаляй свой организм. . Инфекционные болезни и аллергия.
1
16.01


с. 147 – 149 чит, отв. На вопр.

Здоровый обра
Здоровый образ жизни.
Проверь свои достижения.
1
20.01


С.150-170 задание 1-3



Наша безопасность
9






Огонь, вода и газ.
1
23.01


с. 4-7 чит, отв. на вопр.


Чтобы путь был счастливым.
1
27.01


С 8-13оч. сказку о ПДД


Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения
1
30.01

плакат
С. 14-17


Проект Кто нас защищает. Экскурсия «Знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы». ИпТБ
1
3.02


с. 18-19 чит, отв. на вопр.


Опасные места.
1
6.02


с. 20 – 23 чит,


Природа и наша безопасность.
1
10.02


С. 25-


Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления. Опасные животные
1
13.02

плакат
с. 26 – 30 чит, отв. на вопр.


Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и воды
1
17.02


с. 23 – 28 чит, отв. на вопр.


Бытовой фильтр. ПР «Знакомство с устройством и работой фильтра для воды». ИпТБ
1
20.02

Фильтр
с. 35 чит, отв. на вопр.,


Чему учит экономика
13






Для чего нужна экономика
1
24.02

презентация
С.38-41 раб.тет


Природные богатства и труд людей – основа экономики.
1
27.02

презентация
с. 42 – 45 чит, отв. на вопр.


Полезные ископаемые. Способы добычи, их охрана
1
3.03

Коллекция полезных ископаемых
с. 46 – 50 чит, отв. на вопр.


ПР «Рассматривание и определение образцов полезных ископаемых». ИпТБ
1
6.03

Коллекция полезных ископаемых
с. 50 чит, с. 58, зад. 3


Растениеводство

1
10.03


с. 51-55 чит, с. 55, зад. 3


Животноводство
1
13.03

презентация
с. 56 – 59 чит, с. 67, зад 2


Какая бывает промышленность
1
17.03

презентация
С.60-63 раб тет


Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Зарплата
1
20.03

монеты
с. 68 – 72 чит. , с. 72 зад. 3


Наши проекты Экономика родного края
1
3.04


С.64-65


Что такое деньги
1
7.04

монеты
с. 66 – 70 чит, с. 76, зад 3,4


Государственный бюджеты. Доходы и расходы
1
10.04

презентация
с. 71 – 74 чит, отв. на вопр.


Семейный бюджет
1
14.04


С 75-78 раб. тетрадь


Экономика и экология
1
17.04

Просмотр фильма
с. 79-84 чит, отв. на вопр., гот. к пров. раб.


Путешествие по городам и странам
11






Золотое кольцо России
1
21.04

Физическая карта России
с. 86 – 97 чит, с. 99, зад. 2, 3, 4


Наши проекты «Музей путешествий»
1
24.04

презентация
с. 98-99 чит, отв. на вопр.


Наши ближайшие соседи.
1
28.04

Карта
презентация
с. 100 – 105 чит, отв. на вопр.


На севере Европы
1
1.05


с. 108 – 133 117 чит, отв. на вопр.


Расположение на карте. Столицы
1
5.05

Физическая карта
с. 132 – 133 чит., с. 143, зад. 1


Что такое Бенилюкс
1
12.05

презентация
с. 118-124 чит, с. 150, зад 4


В центре Европы
1
15.05

Фото презентация
с. 125-131 чит., отв. на вопр.


По Франции и Великобритании
1
19.05

Просмотр фильма
с. 132-141 зад. 2


На юге Европы
1
22.05

презентация
с. 142-148чит., отв. на вопр.


По знаменитым местам мира
1
26.05

Просмотр фильма
с. 149 – 153 чит., отв. на вопр.


Проверим себя и оценим свои достижения
1
29.05


с. 154 – 164 чит., отв. на вопр.







СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Сборник нормативных документов. Начальная школа, сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев, Москва, «Дрофа», 2009 г.

Плешаков А.А «Окружающий мир: Мир вокруг нас» Учебник для 3 класса начальной школы в 2 ч. /А.А.Плешаков – М.: Просвещение, 2012.

Плешаков А. А. Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 3 класса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» / А. А. Плешаков. М.: Просвещение, 2012.
Дмитриева О.И.., Максимова Т.В. «Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 3 класс» – М.: «Вако», 2010.
Тесты, окружающий мир, 3 класс, А.А.Плешаков, М., «Просвещение», 2013


15