Конспект урока геометрии на тему подобие треугольников (8 класс)


Цели урок
Конт
Конспект урока геометрии в 8 классе
учителя математики 7-9 классов
МКОУ СОШ пгт Лебяжье Кировской области
Домрачевой Валентины Николаевны
Обобщение по теме «Подобие треугольников».
Образовательные:
обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Подобные треугольников»;
устранить пробелы в знаниях учащихся по теме;
совершенствовать навыки решения задач на применение признаков подобия треугольников;
способствовать формированию навыков применения теоретических знаний в повседневной жизни, решение практических задач.
Воспитательные:
воспитание общечеловеческих ценностей таких, как трудолюбие, уважительное отношение к старшим и друг к другу, взаимопомощи;
расширение кругозора.
Развивающие:
развитие памяти, внимания, логики и математического мышления, умения правильно и последовательно рассуждать.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация.
ХОД УРОКА
Организационный момент. 
- Добрый день, ребята! Присаживаемся!
Тех, кто готов работу начать
Улыбки свои я прошу показать!
Все готовы? Тогда повторяем,
Систематизируем, изучаем и обобщаем,
ИТАК, НАЧИНАЕМ!
Давайте улыбнёмся  друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок.
Объявление темы и целей урока . Мотивация урока.
- Сегодня у нас с вами обобщающий урок.
Напомните, пожалуйста, по какой теме? (дети формулируют тему урока сами :Подобие треугольников») (СЛАЙД 1)
- Треугольник – самая простая геометрическая фигура, знакомая нам с детства. К треугольнику на уроках геометрии мы обращаемся чаще всего. Эта фигура таит в себе немало интересного и загадочного, как Бермудский треугольник,
в котором бесследно исчезают корабли и самолеты.
Один мудрец сказал:
“Высшее проявление духа – это разум.
Высшее проявление ума – это геометрия.
Клетка геометрии – это треугольник.
Он так же неисчерпаем, как и Вселенная”.
Это одна из основных тем школьного курса планиметрии. Умение решать задачи на применение признаков подобия широко используется в геометрии, физике, астрономии.
- Вы много уже знаете об этой удивительной фигуре, но ещё больше вы пока о ней не знаете!!! Так что же вымвы должны знать и уметь по данной теме? (дети сами формулирут цели урока, учитель обобщает и поправляет).
- У вас на столе лежат геометрические фигуры? Какие? Есть ли среди них подобные? (на партах у детей три треугольника: красного, жёлтого, зелёного цветов, из них красный и зелёный подобны) .Дети поднимают их вверх.
- Как вы определили, что именно эти треугольники подобны, по какому признаку?
- Сегодняшний урок мы посвятим решению задач по теме: “Признаки подобия треугольников”. Это урок-практикум, где мы с вами рассмотрим применение признаков подобия при решении различных занимательных задач
-Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число. Итак, начинаем урок,
который построим по следующему плану (дети помогают):
- повторение теоритического материала (презентация);
- решение задач по готовому чертежу (карточки – работа в парах на 3 варианта по 4 задачи);
- решение задач на подобие треугольников из жизни (задачи из сборника ОГЭ – презентация и на карточках на 3 варианта по 1-2 задаче)
- решение задач повышеного уровня (работа в группах по 3-4 человека – 4-5 групп)
Актуализация знаний учащи.
Детям выдаются карточки с задачами на 3 варианта по 4 в каждом столбике -5 минут.
(1 уровнь- устный фронтальный опрос и устное решение простейших задач)
Презентация (СЛАЙД 2- 9), по окончанию прохождения 1 уровня-рефлексия с треугольниками (СЛАЙД - 22), оценивание учителем работы детей.
Закрепление. Самостоятельная работа
(2 уровень)Решение задач по готовым чертежам (СЛАЙД 10)( Работа в парах) на карточках на 3 варианта, проверка фронтальная, оценивание, рефлексия на треугольниках.
Работа в группах решение задач из жизни. (из сборника ОГЭ модуль «Реальная матерешение
- В повседневной жизни нас окружают предметы, подобные друг другу: часы, картины и т.д. В живой природе также можно встретиться с подобием. Давайте попробуем ответить на вопрос (СЛАЙД 11) «Возникнет ли необходимость применять признаки подобия треугольников в жизни?». (СЛАЙД 12) Продолжаем работать в тетрадях. Решим следующие задачи.
Задача №1. Длина тени дерева 21м. В это же время суток тень человека ростом 1,8 м составляет 2,7 м. Какова высота дерева? Ответ: 14 м.
Задача №2. Человек ростом 1,6 м стоит на расстоянии 6 шагов от столба, на котором висит фонарь на высоте 3,2 м. Найдите длину тени человека. Ответ: 6 шагов.
Задача №3. Высота Эйфелевой башни в Париже равна 300 м, длина её тени равна 510 м.
В это же самое время суток длина тени от парламентских часов Биг Бен в Лондоне составляет 164, 9 м. Определите высоту часов Биг Бен. Ответ : 97 м.
Проверка фронтальная с пояснением чертежа на доске. (СЛАЙД 13-15) Рефлексия (СЛАЙД 22)
Решение задач повышеного уровня (слайд 16-21) карточки на группу, проверка - индивид. работа у доски по 1 человеку от группы, оценивание. Рефлексия (СЛАЙД 22)
Рефлексия (итоговая , работы на уроке и готовности к контрольной работе по данной изученной теме.. (СЛАЙД 22) Оценивание учителем обучающихся по поднятому треугольнику.
- Наш урок подошел к концу. Ребята, сегодня мы с вами повторили все, что изучали по теме «Подобие треугольников». Оцените, пожалуйста, свои знания по этой теме.. Поднимите руку кто готов к контрольной работе.
Домашнее задание - на карточках на 2 варианта+ творческое. (СЛАЙД 23)
1 вариант. Доказать, что периметр треугольника, образованного средними линиями данного треугольника, вдвое меньше периметра данного треугольника.2 вариант. Доказать, что площадь треугольника, образованного средними линиями данного треугольника, вчетверо меньше площади данного треугольника.
Общее: Найти или придумать самим задачу из жизни на ПТ или найти высказывание о треугольнике.
Орг. конец урока . Спасибо за урок! Досвидание. (СЛАЙД 24 и 25 ).

Приложения
Один мудрец сказал:
«Высшее проявление духа – это разум.
Высшее проявление ума – это геометрия.
Клетка геометрии – это треугольник.
Он так же неисчерпаем, как и Вселенная»
Домашнее задание.
1 вариант. Доказать, что периметр треугольника, образованного средними линиями данного треугольника, вдвое меньше периметра данного треугольника.
2 вариант. Доказать, что площадь треугольника, образованного средними линиями данного треугольника, вчетверо меньше площади данного треугольника.
Общее творческое задание:
Придумать задачуна подобие треугольников из жизни 1 вариант. Доказать, что периметр треугольника, образованного средними линиями данного треугольника, вдвое меньше периметра данного треугольника.
2 вариант. Доказать, что площадь треугольника, образованного средними линиями данного треугольника, вчетверо меньше площади данного треугольника.
Общее творческое задание:
Придумать задачуна подобие треугольников из жизни
1 вариант. Доказать, что периметр треугольника, образованного средними линиями данного треугольника, вдвое меньше периметра данного треугольника.
2 вариант. Доказать, что площадь треугольника, образованного средними линиями данного треугольника, вчетверо меньше площади данного треугольника.
Общее творческое задание:
Придумать задачуна подобие треугольников из жизни 1 вариант. Доказать, что периметр треугольника, образованного средними линиями данного треугольника, вдвое меньше периметра данного треугольника.
2 вариант. Доказать, что площадь треугольника, образованного средними линиями данного треугольника, вчетверо меньше площади данного треугольника.
Общее творческое задание:
Придумать задачуна подобие треугольников из жизни
Задачи на повышенный уровень
Задача№1.

Найти АД.(Ответ:11) Задача № 4.
Высота СД прямоугольного треугольника АВС, проведённая из вершины прямого угла С, делит гипотенузу АВ на отрезки АД иДВ. Найдите СД,ДВ, АС и СВ, если АВ=26 м и АД=8 м. (Ответ:ВД=18 см, СД=12 см, АС= √208=4√ 13, СВ= √468 = 6√ 13.)
Задача №2. Площади двух подобных треугольников равны 75 см2 и 300 см2 . Одна из сторон второго треугольника равна 9 см. Найдите сходственную ей сторону первоготреугольника.(Ответ:4,5 м) Задача № 5.Диагональ квадрата равна 26 см. Найдите периметр четырёхугольника, вершины которого являются серединами сторон квадрата. (Ответ:52 см)
Задача №3.Сходственные стороны подобных треугольников равны 6 см и 4 см, а сумма их площадей равна 78см2 . Найдите площади этих треугольнков. (Ответ: 24 см 2 и 54 см 2) Задача № 6. Диагонали четырёхгольника АВСД пересекаются в точке О так, что ОС=5см, ОВ=6см, ОА=15см, ОД=18см. Найдите отношение площадей треугольника АОД и ВОС и докажите, что четырёхгольник АВСД- трапеция. (ответ:9)