Занятие. Рисование восковыми мелками и лепка из пластилина способом барельеф «Аквариум»


Тема «Рисование восковыми мелками и лепка из пластилина способом барельеф «Аквариум»»
Составитель: педагог дополнительного образования
Попова Марина Викторовна
МБОУ ДОД ЦДТ «Прикубанский» г.КраснодарТема: Рисование восковыми мелками и лепка из пластилина способом барельеф «Аквариум»
Цель занятия: закрепить навыки рисования восковыми мелками и умения лепить из пластилина способом барельеф.
Задачи занятия:
обучающие: закреплять умения рисования восковыми мелками камни, водоросли, песок; отрабатывать умения детей изображать рыб, улиток пластилином способом барельеф.
развивающие: развивать мелкую моторику рук, воображение, творческое мышление, память, глазомер, кругозор, логическое мышление;воспитательная: привлечь детей к бережному , внимательному отношению к животному миру; воспитывать эмоционально-положительное отношение к рисованию, лепке; воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Оборудование: альбомные листы формата А 4, восковые мелки, пластилин, дощечки для лепки, стеки, салфетки.
Наглядно-демонстрационное пособие: иллюстрации с изображением рыб, дидактическая игра «Кого мы поселим в аквариум?»; технологическая карта лепки рыбы способом барельеф.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята! Тему занятия я предлагаю вам узнать из загадки:
Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой. (Аквариум).
Правильно, это – аквариум. Давайте сделаем с вами аквариумы, которые будут украшать нашу комнату.
Часть 1: рисование.
Мы начинаем заполнять аквариум. На дне располагаем камешки – изображаем их мелком коричневого цвета округлой формы.
Насыпаем песок. Проводим над камушками линию желтым мелком, а затем заполняем желтым цветом пространство между камнями.
Надо посадить растения – водоросли. А что такое водоросли? (трава, которая растет в воде) Как вы думаете, для чего они нужны? Рыбки едят водоросли, выводят в них своих детей, прячутся, а ещё водоросли выделяют в воду кислород, которым и дышат рыбы.
Темно зеленым мелком рисуем снизу вверх стебелек, а затем, как бы нанизываем на стебелек зеленые «снежинки»: через одну точку на стебельке проводим горизонтальную короткую линию, наискосок и в другую сторону наискосок. Это растение гидротрих, родина его – Мадагаскар.

Светло зеленым мелком рисуем волнистые листья другого растения (Валлиснерия).

Можно нарисовать замок или затонувший корабль.
Теперь аквариум наполним водой. Заполняем свободный фон голубым цветом боковой поверхностью мелка.
Часть 2: лепка способом барельеф.
А сейчас, ребята, встаньте, глазки закройте. Покружитесь, покружитесь, в маленьких рыбок превратитесь. (физкультминутка)
Пять маленьких рыбок ныряли в реке (имитация рыб)
Лежало большое бревно на песке (руки развести в стороны, показывая размер бревна)
Первая рыбка сказала:- Нырять здесь легко (имитация ныряния)
Вторая сказала:- Ведь здесь глубоко. (грозят указательным пальцем)
Третья сказала:- Мне хочется спать (руки лодочкой под ухо)
Четвертая стала чуть-чуть замерзать. (потереть руками плечи)
Пятая крикнула:-Здесь крокодил (руками имитируют пасть крокодила)
Плывите скорее, чтоб не проглотил. (быстро «уплывают»)
А как вы думаете, все рыбы могут жить в аквариуме? Нет. Почему? Да, очень важен их размер, ведь большая рыба просто в аквариум не поместится. А ещё что важно? (расцветка, необычность) Аквариумы обычно украшают наши дома, поэтому и рыбок их владельцы выбирают ярких, необычных. Большинство из этих рыб были завезены в наши края из тропических теплых морей. У себя на родине некоторые из них даже считаются съедобными, но у нас этих рыбок держат из-за интересной расцветки или необычной формы.
Дидактическая игра «Кого мы поселим в аквариум?». (Выставлены картинки аквариумных рыб: вуалехвост, золотая рыбка, телескоп, меченосец, скалярия, цихлида; а так же картинки неподходящих для аквариума морских и речных рыб: щука ,сом, карась, камбала, акула и др.)
Дети выбирают аквариумных рыб, преподаватель говорит их названия, если дети затрудняются
.


Ребята, посмотрите на эту рыбку. Из каких частей она состоит? (голова, туловище, хвост, плавники) А что у неё расположено на голове? (глаза и рот) Голова от туловища отделяется жабрами. Ими рыбы дышат. А чем покрыто их тело? (чешуей) На что похожа чешуя? (Чешуя похожа на маленькие монетки, наложенные друг на друга.)
Теперь можно заселять аквариум рыбами и другими водными обитателями.
Их мы будем лепить из пластилина.

Самостоятельная работа детей.
Какие замечательные аквариумы у нас получились!
Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. Работу выполняли старательно, аккуратно. Наверно поэтому и аквариумы получились такими красивыми.
Аквариум чистый сверкает стеклом,
И рыбки нарядные плавают в нём.
Спросил я : «Хотите ли корм из рачков?»
Но рыбки на это молчали молчком.
На их языке я общаться хочу.
Я рядом присяду и сам замолчу. (И. Шабалина)
Список литературы и интернет ресурсов:
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ», 2010. – 144с. вкл., переиздание дораб. и доп.
http://www.maam.ru/detskijsad/zanjatie-po-aplikaci-s-ispolzovaniem-razlichnyh-materialov-v-podgotovitelnoi-grupe-na-temu-akvariumnye-ryby.htmlhttp://allforchildren.ru/article/illustr/p18-6-2.jpghttp://allforchildren.ru/article/illustr/p18-6-1.jpg