планирование Обучение грамоте для будущих первоклассников


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №20 города Вяземского
Вяземского муниципального района Хабаровского края
Тематическое планирование занятий
в «школе будущего первоклассника»
2014-2015 учебный год
Составила:
Соболевская Виктория Николаевна,
учитель начальных классов
ІІ квалификационной категории
г.Вяземский
2014 г.
Обучение грамоте и развитие речи
Количество часов – 60 (1 часа в неделю)
Учебное пособие: «Букварь» (автор Жукова Н.С.)
Приложение к «Букварю» Прописи в 3-х частях (автор Жукова Н.С.)
Пояснительная записка
Цель работы подготовительных групп – подготовить дошкольников к обучению, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков, научить читать, не вступая в противоречие с методами школьного обучения.
Задача, стоящая перед педагогом: легко и весело ввести ребёнка в письменность, сделать для ребёнка увлекательной тренировку в технике чтения и привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению, способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей. Исходным принципом дошкольного обучения чтению является то, что знакомству с буквой предшествует глубокая работа над звуками, которые обозначаются данным знаком. Знаки звуков нет смысла вводить до знакомства с самими звуками и знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребёнок не знает, что именно обозначается этим знаком. Поэтому обучение чтению опирается на звуковой анализ слов. Звуковой анализ включает, прежде всего, умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове.
Для того чтобы научится читать, ребёнку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что «речь состоит» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Звуковой анализ слова ребёнок может с помощью интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (ДДДОМ, ДОООМ, ДОМММ). Главная задача всей работы – сделать для ребёнка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действий научились протягивать, усиливать, выделять отдельные звуки в словах, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания букв хорошо их конструировать из палочек, лепить из пластилина, рисовать их на листе бумаги, штриховать, обводить образец буквы и т.д. Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Развиваются чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формируется правильное звуко- и слово-произношение. Дети учатся правильно составлять предложения, составлять рассказы по картинке, по данному началу, грамотно формулировать ответы на вопросы и т.д. В результате этих упражнений ребенок учится переносить сформированные речевые навыки на новый материал, умение пользоваться ими в самостоятельной речи. Навыки самостоятельных рассказов формируются в течение довольно длительного времени и требуют терпения, настойчивости, внимания и такта со стороны взрослого. Очень важно следить за тем, чтобы самостоятельные высказывания ребёнка были логичные, последовательные и грамматически правильные.
Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.
Требования к уровню подготовки детей к концу года.
Обучающие должны уметь:
Достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове;
Соблюдать орфоэпические нормы произношения;
Владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;
Свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;
Правильно согласовывать слова в предложении;
Составлять предложения с заданными словами, по картинке, на заданную тему, заканчивать предложение нужным по смыслу словом, восстанавливать заведомо искажённые фразы и т.д.;
Ориентироваться на странице книги;
Составлять небольшие рассказы описательного характера по сюжетной картинке и серии картин; о событии из собственного жизненного опыта;
Правильно использовать предлоги;
Правильно произносить звуки
Календарно-тематическое планирование занятий
№ Тема занятия № страницы Дата
1-2 Речь письменная и устная. Звуки речи. Гласные звуки а, у, о; буквы А, а, У, у, О, о 3-5 11 октября
3-4 Гласные и согласные звуки. Согласные звуки [м], [м]; буквы М, м. Составление предложений. 6-7 5-6 Учимся соединять буквы. Чтение слогов. Согласные звуки [с], [с]; буквы С, с 8-11 7-8 Предложение. Деление предложения на слова. Ударение в словах. 12-15 9-10 Согласные звуки [х], [х]; буквы Х,х. Чтение слогов и слов. Составление предложений и рассказов.
16-19 11-12 Согласные звуки [р], [р]; буквы Р, р. Определение места звука в слове. 20-21 13-14 Согласные звуки [ш]; буквы Ш, ш. Слово и предложение. 22-23 15-16 Гласный звук [ы]; буква ы. Составление рассказа по картинке. 24 17-18 Согласные звуки [л], [л]; буквы Л, л. Чтение предложений. Составление слов. 25-27 19-20 Согласные звуки [н], [н]; буквы Н,н. Составление предложений и связного текста. 28-30 21-22 Согласные звуки [к], [к]; буквы К, к. 23-24 Согласные звуки [т], [т]; буквы Т, т. 25-26 Гласный звук [и]; буквы И, и. Сопоставление букв И-Ы. 34-36
27-28 Согласные звуки [п], [п]; буквы П, п.. Чтение слогов и предложений. 37-38 29-30 Согласные звуки звонкие и глухие. Согласные звуки [з], [з]; буквы З, з. 39-41 31-32 Согласные звуки [й]; буквы Й, й. Подбор имён прилагательных с окончаниями –ый, -ий. 42-44 33-34 Согласные звуки [г], [г]; буквы Г, г. Знаки препинания в конце предложения. 45-46 35-36 Согласные звуки [в], [в]; буквы В, в. 47-50 37-38 Согласные звуки [д], [д]; буквы Д, д. Отвечаем на вопросы. 51-52 39-40 Согласные звуки [б], [б]; буквы Б, б. Парные согласные б-п. 53-57 41-42 Согласные звуки [ж], [ж]; буквы Ж, ж. Парные согласные ж-ш. 58-60 43-44 Буквы Е, е. Правила поведения в природе. 61-63 45-46 Буква Ь – показатель мягкости согласного. 64-67 47-48 Буквы Я, я. Беседа по содержанию текста. 68-71 49-50 Буквы Ю,ю. Игра «Угадай, кто где?» 72-73 51-52 Буквы Ё, ё. Развитие речи. 74-78 53-54 Согласные звуки [ч]; буквы Ч,ч. Формулирование ответов на вопросы. 79-82 55-56 Гласный звук [э]; буквы Э, э. Согласные звуки [ц],буквы Ц, ц. 83-84
85-87 57-58 Согласные звуки [ф], [ф]; буквы Ф, ф. Согласные звуки [щ]; буквы Щ, щ.. 88-89
90-92 59-60 Буква Ъ. Алфавит. 93-95