Проект программы летнего пришкольного оздоровительного лагеря Зелёный огонёк

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ХОРНОВАР-ШИГАЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ДРОЖЖАНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

«Утверждаю» ________
Угинова Л.А., директор
МБОУ «Хорновар-Шигалинская СОШ»»
Дрожжановского муниципального района РТ
«_____» ___________ 2016 г.






Составитель: учитель начальных классов
Волкова Венера Валериановна




с.Хорновар-Шигали, 2016 г.

Содержание программы:
Информационная карта программы
Пояснительная записка
Цели и задачи программы
Основные принципы реализации программы
Сроки реализации программы
Участники программы
Содержание деятельности, познавательно-развивающие процессы
Механизм реализации программы
Взаимодействие лагеря с социумом
Условия реализации программы
Основное содержание программы
План – сетка программы
Ожидаемый результат программы
Список использованной литературы
Приложение






Информационная карта программы, представленной
на Республиканский конкурс программ профильных лагерей и смен для детей и подростков, предлагаемых к реализации в 2016 году.
1
Полное название программы
Программа «Зелёный огонёк» профильной смены летнего пришкольного оздоровительного лагеря «Радуга» с дневным пребыванием детей

2
Приоритетное направление программы
Развитие отрядов ЮИД
Обучение детей и подростков основам безопасного поведения, профилактика правонарушений на дорогах и общественных местах, предупреждение дорожного травматизма, детской безнадзорности и безпризорности, социальная и профессиональная ориентация школьников

3
Краткая аннотация программы
Программа «Зелёный огонёк» реализуется в профильной смене летнего пришкольного оздоровительного лагеря «Радуга» муниципального бюджетного образовательного учреждения «Хорновар-Шигалинская СОШ» Дрожжановского муниципального района РТ.

Срок реализации программы:21 день.

Возраст детей:7-10 лет

Программа «Зелёный огонёк» разработана в связи с проблемами детей и подростков, возникающими на улицах, дорогах и в общественных местах. За последнее время, наиболее часто в дорожно-транспортные происшествия, зачастую с тяжёлыми последствиями, попадают дети в возрасте 5-13 лет. Одним из факторов, приводящих к росту числа ДТП с участием детей, наряду с увеличением интенсивного движения на дорогах, является и недостаточное знание детьми правил безопасного поведения на улицах и дорогах.
Их безграмотность в этих вопросах вместе с возрастными психо-физиологическими особенностями часто приводит к трагедиям на дороге с угрозой их жизни и здоровью. Современные дети проявляют живой интерес к современным автомобилям, велосипеду, роликам. Зачастую дети, не задумываясь об опасности, предпочитают кататься прямо на проезжей части. Но может ли идти речь о привитии культуры дорожного движения ребёнку на занятиях, проводимых раз в месяц? А обучение детей и подростков основам безопасного поведения, профилактика правонарушений на дорогах и в общественных местах, предупреждение дорожного травматизма, детской безнадзорности, социальная и профессиональная ориентация являются определяющими приоритетами средних общеобразовательных учреждений. Школа столкнулась с рядом проблем, связанных и с нагрузкой учителей и загруженностью обучающихся. Но необходимость работы в этом направлении велика. Выход можно найти в организациях кружков, секций по углубленному изучению детьми и подростками правил поведения на улицах и дорогах, создание добровольного отряда ЮИД, а в летнее время
в рамках пришкольного лагеря. С данной целью разработана данная программа.
Программа «Зелёный огонёк» призвана обеспечить условия для совершенствования умений и навыков, необходимых участнику дорожного движения, интерес к профессиональному самоопределению, творческий подход к самореализации и освоения новых социальных ролей; создать условия, способствующие оздоровлению детей; организовать общественно-полезную занятость детей и подростков; сформировать определенный социальный опыт детей, создать атмосферу сотрудничества и равноправного партнёрства между всеми участниками реализации программы, обеспечить предупреждение детского травматизма через систему мероприятий.
Программа включает изучение дорожной разметки, дорожных знаков, правил пешехода и пассажира, видов транспорта, истории ПДД, профессий, связанных с дорогой, истории ЮИД, встречи и беседы с инспекторами ГИБДД, практические занятия с медицинскими работниками по оказанию первой медицинской помощи, практические занятия на площадке автогородка, вождение велосипеда, строевую подготовку, экскурсии и походы, поездки, выпуск газет, конкурсы рисунков, разработку сайта, уроки безопасности, праздники, посвященные красным дням календаря, экологические акции


4
Актуальность программы
Проблема безопасности дорожного движения в целом и детского дорожно-транспортного травматизма в частности возникла с появлением первого автотранспортного средства. С каждым годом число автомобилей на дорогах растет, движение становится все более интенсивным, маленькому человеку все сложнее разобраться и сориентироваться в движущемся потоке машин и пешеходов. Если взрослый может контролировать своё поведение на улице, то для ребёнка это весьма проблематично. Не ребёнок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает его настолько, что он не замечает окружающей действительности и часто подвергается опасности. Как предупредить несчастные случаи на дороге с детьми, снизить уровень детского дорожно-транспортного травматизма?
Одним из наиболее эффективных методов профилактической работы детского дорожно-транспортного травматизма является создание отрядов Юных инспекторов движения в летних профильных лагерях. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков.


5
Характеристика целевой группы и механизм её формирования
Младшие школьники, дети льготных категорий – из неполных, малообеспеченных, многодетных семей.
Деятельность в данной смене лагеря нацелена на самореализацию детей, освоение новых социальных ролей, удовлетворение потребностей, склонностей и интересов к продолжению образования и профессиональному самоопределению. В течение лагерной смены предполагается постепенное расширение и углубление знаний, развитие умений и навыков путём ежедневного изучения ПДД, профилактической работы по предупреждению детских ДТП. Эта работа предусматривает различные формы и методы: подвижные, настольные, спортивно-прикладные игры; командные и личные конкурсы; смотры; соревнования; праздники; турниры; организация игровой транспортной площадки, автогородка, велоклуба.

6
Возраст и количество участников программы
7 – 10 лет, 15 обучающихся

7
Территориальное представительство участников программы
Обучающиеся МБОУ «Хорновар-Шигалинская СОШ» из села Хорновар-Шигали, деревень: Нижнеподлесные Шигали, Новые Шигали, Коршанга-Шигали - 15 человек.
Начальник лагеря – 1 человек. Воспитатели – 6 человек. Куратор (преподаватель ОБЖ) – 1 человек. Повара - 2 человека.

8
Место реализации программы
МБОУ «Хорновар-Шигалинская средняя общеобразовательная школа» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан.

9
Основные цели и задачи программы
Цель: Организация деятельности обучающихся 1-4 классов в период летних каникул по формированию необходимых знаний, умений и навыков для обеспечения безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
- формировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного движения и осознанное к ним отношение;
- формировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
- обучить способам оказания первой медицинской помощи;
- воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на улицах и дорогах
- воспитание стремления к здоровому образу жизни.

10
Предполагаемые конечные результаты реализации программы
1.Освоение детьми способов обеспечения безопасного нахождения на дорогах.
2.Развитие и укрепление физического здоровья.
3. Психологическая реабилитация отдыхающих в лагерной смене.
4.Сокращение детского дорожно-транспортного травматизма.
5. Развитие детского движения ЮИД.
6. Умение вести разъяснительную работу по пропаганде безопасного поведения на дороге.

11
Показатели, по которым оцениваются результаты реализации программы (количественные и качественные индикаторы)
1. Уверенность и осознанность в применении на дороге ПДД.
2.Самостоятельность в принятии правильных решений.
3.Убеждённость и активность в пропаганде добросовестного выполнения ПДД, как необходимого элемента сохранения своей жизни и жизни окружающих.
4. Внимательность и вежливость во взаимоотношениях участников дорожного движения.
5. Здоровый образ жизни и навыки самостоятельного физического совершенства
6. Диагностика по определению уровня ЗУН по ПДД у детей (по специально составленному диагностическому комплексу)

12
Методы оценки социального эффекта реализации программы
Беседа и анкетирование родителей, детей по выявлению уровня готовности к социально-значимой деятельности в качестве члена отряда ЮИД, состояния их отношения к нарушителям норм поведения и Правил дорожного движения

13
Предполагаемый бюджет проекта реализации программы с указанием источников финансирования
37 696р. 65коп. ( на 1 ребёнка: 2513р. 65 коп); родительский взнос на 1 ребёнка: 460р. 11коп.






Пояснительная записка
«Дети должны всегда иметь право на счастливое детство, на свои «Дворцы детства». Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии сотрудничества. Их жизнь должна становиться более полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы, и они обретают опыт»
( Из Конвенции о правах ребёнка)
Лето – удивительная пора для детей, яркая от смены впечатлений, встреч с новыми экзотическими уголками природы. Лето – это время общения с друзьями, знакомство с новыми сверстниками. Лето – это время снятия психологических напряжений, накопившихся за год. Ну, где ещё школьник почувствует себя свободным, как не в период летних каникул?! А наша задача взрослых, сделать эти каникулы не только яркими, впечатлительными, но и полезными, чтобы дети смогли почувствовать себя нужными и важными обществу, радость и счастье от своей деятельности.
В нашей стране 1 смена в летних пришкольных лагерях объявлена профильной.
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно-значимая, досуговая деятельность, отличная от школьной. Лагерь даёт возможность любому ребёнку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации. Лагерь с дневным пребыванием призван создать оптимальные условия для эффективной деятельности и полноценного отдыха детей. Детские лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, с другой – пространством для самореализации и освоения новых социальных ролей, оздоровления, развития художественного, технического творчества. Данная программа своей направленностью является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления обучения, оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях летнего пришкольного лагеря.
Программа «Зелёный огонёк» профильной смены пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга» при МБОУ «Хорновар-Шигалинская СОШ» Дрожжановского муниципального района РТ разработана с учётом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
- Конвенцией ООН о правах ребёнка;
- Конституцией РФ;
- Правила дорожного движения;
- Локальные акты образовательного учреждения;
-Учебный план;
- Рабочие программы;
- Положение об отряде юных инспекторов дорожного движения.
Принятие программы деятельности летнего пришкольного лагеря вызвано -повышением спроса родителей на организованный отдых детей и подростков; -необходимостью продолжения сложившейся системы воспитания в школе
Цели и задачи программы «Зелёный огонёк»
Цель: Организация деятельности обучающихся 1-4 классов в период летних каникул по формированию необходимых знаний, умений и навыков для обеспечения безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
- формировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного движения и осознанное к ним отношение;
- формировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
- обучить способам оказания первой медицинской помощи;
- воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на улицах и дорогах
- воспитание стремления к здоровому образу жизни
- приобщение детей к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления
- развитие и укрепление связи школы с семьёй.
Программа «Зелёный огонёк» организует работу отрядов юных инспекторов движения. Членами отрядов юных инспекторов движения могут быть обучающиеся в возрасте от 7 лет, изъявившие желание активно участвовать в работе отряда ЮИД. Отряд создаётся при наличии не менее 6 человек. Приём в члены отряда юных инспекторов движения производится на основе устного заявления на сборе отряда. Повседневное руководство работой отрядов юных инспекторов движения осуществляет штаб ЮИД, избираемый на общих собраниях отряда. Штаб из своего состава избирает командира отряда и утверждает командиров отделений.
Программа предусматривает углубленное изучение членами отрядов ЮИД Правил дорожного движения, овладение методами предупреждения детского ДТП и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, знакомство с оперативно-техническими средствами регулирования дорожного движения, проведение массово-разъяснительной работы по пропаганде ПДД в школе, участие в смотрах, конкурсах, организацию деятельности школьных площадок безопасности, организацию работы с юными велосипедистами; кроме этого спортивно-оздоровительную, художественно-творческую, трудовую, эстетическую и досуговую деятельность.

Принципы, используемые при планировании и проведении
лагерной смены
Безусловная безопасность всех мероприятий.
Учет особенностей каждой личности.
Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря.
Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря.
Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.
Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря.
Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых.
Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.

Ежегодно на летних каникулах для обучающихся организуется профильная смена в лагере дневного пребывания на базе МБОУ «Хорновар-Шигалинская СОШ». В нем отдыхают обучающиеся школы с 7-11 лет включительно. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей.
Программа рассчитана на детей 1 – 4 классов (15 человек).
Отряды формируются с учётом возрастных особенностей школьников. В каждый отряд входят обучающиеся с 1 по 4 классы, т.е. разных возрастов. В процессе проведения мероприятий в лагере можно будет опереться на школьников 3-4 классов, привлечь их к подготовке праздников и игр, к организации младших школьников.
Сроки реализации программы:
По продолжительности программа является краткосрочной, реализуется в течение лагерной смены – июнь 2016 года, с 1 по 21 июня (21 день).
Участники программы:
В реализации программы принимают участие:
Педагоги и работники школы
Обучающиеся
Медработники сельского ФАП
Инспекторы районной ГИБДД
Работники культуры, библиотеки
Родители, желающие принять участие в жизни лагеря

Деятельность Юных инспекторов движения
Образовательная деятельность
- изучение Правил дорожного движения;
- овладение методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
- формирование правосознания, гуманного отношения к людям, чувства товарищества;
- участие в викторинах, конкурсах, соревнованиях, изучение велотехники, овладение навыками вождения велосипеда, оформление отрядных уголков, организация выставок тематических рисунков, выпуск стенгазет.
Основные задачи отрядов Юных инспекторов движения:
- активное содействие школе в воспитании обучающихся, выработке у них активной жизненной позиции;
- изучение Правил безопасного поведения на дорогах, овладение навыками проведения работы по пропаганде Правил дорожного движения и организация этой работы среди детей;
- овладение умениями оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.
В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда.
Основные формы работы:
Поездки, экскурсии
Патрулирование по улицам и дорогам
Соревнования по вождению велосипеда
Ролевые, деловые, сюжетные игры
Посещение библиотеки, Дома культуры
Тематические дни
Интеллектуальные игры
Презентации
Физкультурно – оздоровительная деятельность
Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:
Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы.
Выработка практических навыков по оказанию первой медицинской помощи.
Выработка и укрепление гигиенических навыков.
Расширение знаний об охране здоровья.


Основные формы организации:
Утренняя гимнастика (зарядка).
Спортивные игры на спортивной площадке.
Подвижные игры на свежем воздухе.
Эстафеты.
Познавательно - развлекательные праздники, игры.
Минутки здоровья.
Занятия по оказанию первой медицинской помощи.
Поездки в бассейн.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Минутки здоровья и занятия по оказанию первой медицинской помощи проводятся как воспитателями, так и совместно с медработниками сельского ФАП. В таких занятиях предусматривается и практическая работа по оказанию первой помощи.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально - окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Эстетическое направление
Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.
Задачи эстетической деятельности:
Пробуждать в детях чувство прекрасного.
Формировать навыки культурного поведения и общения.
Прививать детям эстетический вкус.
В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.
Основные формы проведения:
Посещение Дома культуры, школьного музея, библиотеки.
Поездки в районные парки, Дом детского творчества, музеи.
Конкурсы.
Оформления отрядных уголков.
Концерты.
Инсценировки и спектакли.
Экскурсии и походы на природу.
Художественно – творческая деятельность
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.


Формы организации художественно-творческой деятельности:
Изобразительная деятельность (оформление отрядных эмблем, конкурс стенгазет, выставка рисунков, конкурс плакатов)
Конкурсные программы
Игровые творческие программы
Концерты
Творческие игры
Праздники
Выставки рисунков
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Трудовая деятельность
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда.
Задачи трудовой деятельности:
1. Формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.
2. Формирования положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда.
3. Воспитание у детей некоторых личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.

Основные формы работы:
Общественно значимый труд «Экологический БУНТ» – большая уборка нашей территории.
Работа по обслуживанию кабинетов (оказание помощи воспитателю в подготовке оборудования, приборов, наглядных пособий и т.д.)
Уборка отрядных мест
Уход за комнатными растениями в лагере
Досуговая деятельность
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах, процесс развития творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Задачи досуговой деятельности:
Вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга.
Организовать деятельность творческих мастерских.

Виды досуговой деятельности:
развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовные способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревнований, представлений, прогулки, путешествия;
отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.
Самоуправление в лагере
Детское самоуправление носит характер ролевой игры. Такие мероприятия способствуют формированию характера, слиянию физического, эмоционально-нравственного и социального аспекта в развитии каждого ребенка. Формируется чувство “команды”, ответственности за общее дело, стремление к победе, взаимопомощь и взаимовыручка.
В течение лагерной смены развивать социальную активность саморазвивающейся личности сельского школьника:
активно вовлекать каждого школьника в разнообразную деятельность, что является основным механизмом формирования личности;
обучать школьников управленческой деятельности, что воспитывает ответственность и самостоятельность обучающихся;
повышать интеллектуальный уровень школьников, воспитывать в них добро и милосердие;
развивать творческую индивидуальность ребёнка;
Для этого:
В начале смены в отряде выбирается командир, помощники –командиры отделений, редколлегия, творческая группа, ответственные дежурные.
Для отряда и каждого отделения выбирается название, оформляется отрядной уголок. В отрядном уголке помещается название отряда, девиз, речёвка, список отряда по отделениям, должности.
В конце каждой недели редколлегия выпускает газету, где подводит итоги прошедшей недели.
В конце смены, также издаётся газета, где подводятся итоги смены.
Творческая группа участвует в подготовке и проведении отрядных и общелагерных мероприятий.
Ответственные дежурные следят за порядком в отряде.






Механизм реализации программы
I этап. Подготовительный – апрель- май
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
Составление списков детей, желающих посещать лагерь
проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
издание приказа по школе о проведении летней кампании;
подготовка методического материала для работников лагеря;
отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)


II этап. Организационный – конец мая
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы «Зелёный огонёк»;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
III этап. Практический – июнь
Основной деятельностью этого этапа является:
реализация основной идеи смены по созданию отрядов ЮИД
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
работа творческих мастерских.
IV этап. Аналитический – конец июня – начало июля
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены;
выработка перспектив деятельности организации;
анализ детьми, родителями, педагогами предложений, внесенных по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем









Организация взаимодействия летнего профильного лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга» с социумом



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415











Условия реализации программы.

Нормативно-правовые условия:

Закон «Об образовании РФ»
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
Устав МБОУ «Хорновар-Шигалинская СОШ»
Положение о лагере дневного пребывания с профильным направлением.
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
Приказы Управления образования.
Должностные инструкции работников.
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
Заявления от родителей.
Акт приемки лагеря.
Рабочая программа лагеря.




Материально-технические условия:

Место проведения мероприятий

Применение
Источник финансирования и материальная база

Ответственные

1
2
3
4

Кабинеты
Игровые комнаты, комната отдыха
Материальная база школы

Начальник лагеря, воспитатели,
технический персонал

Спортивный зал
Занятия спортом, состязания, линейка (в случае плохой погоды)
Материальная база
школы
Воспитатели

Спортивная площадка
Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания, вождение велосипеда
Материальная база
школы
Воспитатели, куратор

Школьный двор
Отрядные дела, игры-путешествия
Материальная база
школы
Воспитатели, администрация лагеря

Творческая мастерская (актовый зал)
Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей.
Материальная база
школы
Воспитатели, администрация лагеря

Школьная библиотека
Литература для воспитателей и детей лагеря
Материальная база
школы
Библиотекарь

Школьная столовая
Завтрак, обед
Бюджет
Родительский взнос

Заведующая пищеблоком

Методический кабинет
Творческая мастерская воспитателей, куратора, начальника лагеря
Материальная база школы
Начальник лагеря

Комната гигиены
Туалет, места для мытья рук, сушилки для полотенец, полки для предметов личной
гигиены
Материальная база школы
Начальник лагеря, воспитатели,
технический персонал


Кадровые условия.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координаторы смены:
начальник лагеря
куратор (преподаватель ОБЖ)
воспитатели.

        Педагогический коллектив, который работает в лагере, состоит из опытных педагогов – преподавателей школы, имеющие первую, высшую квалификационную категорию. К работе в лагере привлекаются библиотекарь, медицинские работники сельского ФАП, учитель физкультуры.
В мае для педагогов проводятся семинары по теме «Организация летнего отдыха детей в условиях лагеря дневного пребывания».
Подбор начальника лагеря, воспитателей проводит администрация школы. Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит своей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.
Воспитатели проводят воспитательную работу, организуют активный отдых детей, несут ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, реализуют программу смены лагеря.
Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.
Начальник и педагогический коллектив, специалисты хозяйства отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях. Чтобы жизнь детей в смене была интересной, содержательной, насыщенной,  необходимы согласованные действия педагогического коллектива, его осведомленность о целях и задачах воспитательного процесса, информированность о содержательной стороне смены. Поэтому ещё до начала работы проводится первое заседание педсовета лагеря, на котором излагается  идея программы. На педсовете же обсуждаются  основные направления, ориентиры работы, и каждый педагог, определяет для себя, чему он может научить   детей за предстоящую смену, какие  полезные знания и умения может передать.
Методические условия предусматривают:

Наличие необходимой документации, программы, плана;
Проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
Коллективные творческие дела
Творческие мастерские
Индивидуальная работа
Тренинги
Деловые и ролевые игры






Основное содержание программы

№ п/п
Название блока
Дата
Краткое описание

1
«Азбука дорожной безопасности»

Создание отряда ЮИД
1.06 – 7.06

1.06
Создание отряда ЮИД.
Улица полна неожиданностей.
Маршрут «Безопасный путь в лагерь и домой».
Наши верные друзья на улицах и дорогах.
Правила пешехода.
Мы – пассажиры.
Дорога и её составные части.

2.
«Уроки Светофорика»
8.08 – 14.06
Светофор и его сигналы.
Переходи дорогу правильно!
Мир дорожных знаков.
Кто на дороге главный? Регулировщик движения.
Основные Правила поведения на дороге. Детский дорожно-транспортный травматизм.
Оказание первой помощи пострадавшим в ДТП.
Разметка улиц и дорог.
Будь внимательным и осторожным!
Движение пешеходов по улицам и дорогам.


3.
«Я – водитель. Мой велосипед»
15.06 – 21.06
Виды транспорта.
Когда ты становишься водителем.
Правила велосипедиста.
История велосипеда.
Вождение велосипеда.
Фигурное вождение велосипеда.
Поле дорожных чудес.





План – сетка
работы пришкольного профильного лагеря «Радуга» по программе «Зелёный огонёк»
на июнь 2016 года

01.06
День Знакомств Костёр дружбы Посвящение в члены отряда ЮИД

02.06

Улица полна неожиданностей
Парад отряда ЮИД
03.06

Карта моего села и
безопасные маршруты
04.06.

День знатока дорожной азбуки


10.00- 10.15 Техника безопасности. Знакомство с правилами внутреннего распорядка лагеря «Здравствуй, лето!»

10.15-11.00 Организация отрядного места, знакомство с работой штаба ЮИД, распределение по отделениям, выбор командира отряда, командиров отделений.

11.00-12.00 Праздник в ДК «Живёт на всей планете народ счастливый – дети!», посвященный Дню защиты детей.

12.00-12.40 Праздник открытия лагеря «Костёр дружбы» и посвящения в члены ЮИД

12.40- 13.00 Занятия по интересам.

14.00-14.20 Игры на свежем воздухе(«Машина,стоп!» , «Я-салка»)



10.00-10.25 Уборка лагерной территории «Экологический бунт»

10.25-11.00 Создание отрядного уголка, символики отделений, девизов, речёвок, разучивание песен

11.00 – 12.00. Экскурсия по селу «Улица полна неожиданностей»

12.20- 13.00 Викторины, конкурсы, оформление газеты

14.00-14.30 Представление отряда, отделений - парад отряда ЮИД
.
10.00-10.15 Минутка здоровья
«Чистота – залог здоровья».

10.15-11.00 Видеосалон. Просмотр мультфильма «Как Буратино ходить учился»
11.00-12.00 Учимся создавать карту родного села. Компас – наш помощник. Определение безопасного маршрута в лагерь и обратно домой. Изготовление памятки «Безопасный маршрут»
12.00-13.00 «Состязание здоровячков»
14.00-14.30 Викторина «Дорожные заморочки»
10.00-10.15 Минутка здоровья «Наш общий рост и вес».

10.15-11.15 Дорожные знаки и их виды. Пешеходный переход. Тренинг.

11.15-12.00 Спортивный праздник «100 затей для друзей».

12.00-13.00 «Будь внимательным на дороге!» конкурс рисунков.
14.00-14.30 «Расставь знаки правильно!» настольная игра.

05.06.

День пешехода

6.06.

День пассажира
7.06

День дороги
8.06
В гостях у Светофора

10.00- 10.15 Минутка здоровья «Член ЮИД – опрятен, аккуратен!».

10.15 -11.00 Правила пешехода на улицах и дорогах.
О правостороннем движении.
Правила движения по тротуару, по обочине. Тренинг.

11.00-12.00 Патрулирование на дороге. Вручение белых лент водителям, как символ безопасности на дороге.
Советы пешеходам – нарушителям.

12.00-13.00 «Музыкальный вернисаж» (Песни об улице и дороге: «Песенка Крокодила Гены», «Песенка друзей»)

14.00-14.30 Спортивные состязания «В здоровом теле –здоровый дух!».
10.00-10.15 Минутка здоровья «Зелёная аптечка».

10.15 - 11.00 Мы – пассажиры. Правила пассажиров. Общественный транспорт.
Правила обхода общественного транспорта.

11.00-13.00 Поездка в районный Парк авиационной техники им. П.В.Дементьева, краеведческий музей.

14.00-14.30 Конкурс рекламы «Мой любимый автомобиль»
10.00-10.30 Тренинг «Окажи помощь пострадавшему в ДТП» (При головокружении, при кровотечениях из носа)

10.30 - 11.30 О разметке улиц и дорог. Виды дорожной разметки. Дороги моего села. Экскурсия по дорогам села. Патрулирование «Ходи по обочине правильно!»

11.30 -12.00 Проба «золотого пера». Рифмованные строчки о правилах поведения на дороге.

12.00 – 13.00 Выпуск стенных газет по отделениям «Итоги работы отряда ЮИД за неделю»

14. 00-14.30 Конкурс на лучшую загадку, ребус и головоломку на тему «Дорожная разметка» (из выпуска стенных газет по отделениям)
10.00-10.30 Игра «Утро неожиданностей» (Поиск клада по зашифрованному маршруту. Клад состоит из гуашевых красок, кистей и рисовальной бумаги и сладостей)

10.30- 11.30 Фестиваль живописи «Трёхглазый светофор».

11.30 -12.00 Видеосалон. Презентация «История светофора».

12.30-13.00 Экскурсия на главный перекрёсток села.
Наблюдение за движением транспорта на перекрёстке.

14.00-14.30 «На перекрёстке» тренинг на оборудованной лагерной площадке.

9.06

В мире дорожных знаков

10.06

На перекрёстке дорог
11.06

Кто главный на дороге?
12.06
Агитпробег
«Знай правила движения!»


10.00-10.30 Первая помощь при ушибах и переломах. Занятие с медработниками в сельском ФАП.

10.30- 11.00 Викторина «Знаток дорожной азбуки».

11.00 – 12.30 Поездка в бассейн «Акчарлак». Правила поведения в общественном транспорте: посадка, высадка и обход. Наблюдение за автомагистралью, работой светофора.

12.30-13.00 Фотоколлаж «Моя Родина»»
14.00-14.30 Конкурс мыльных пузырей на площадке лагеря
10.00-10.15 Минутка здоровья «Как уберечь себя на дорогах»

10.15-11.00 Игра «Дорожное лото».

11.00-11.40 Интеллектуальное казино «Дорожные заморочки»

12.00-13.00 Спортивно-развлекательная программа с элементами ориентирования на местности «Следопыты»

14.00-14.30 Патрулирование на перекрёстках по отделениям «Помни правила движения».

10.00-10.15 Минутка здоровья «Осанка - основа красивой походки».
10.15-11.00 Кто движением управляет? О работе регулировщика (Видеосалон). Сигналы регулировщика (тренинг)
11.00-12.00 Кто куда, а мы в ДК. Игра «Сто к одному».
12.15-13.00 Читательская конференция в школьной библиотеке по книге Н.Носова «Автомобиль»
14.00-14.30 Конкурс дизайнеров современной одежды для членов отряда ЮИД (создание эскизов рабочих, парадных и вечерних костюмов).
10.00- 10.30 Минутка здоровья. О водных процедурах и закаливании. «Пройдусь босиком по росе»
10.30 – 11.30 Агитпробег по заданному маршруту с разъяснительной целью о Правилах поведения на дорогах.
12.00-13.00 Большой концерт ко Дню России
14.00-14.30 «Мастерская умельцев» - выставка поделок (аппликация, оригами, лепка, конструирование из бумаги по теме «Моя Россия» )


13.06
Разметка улиц и дорог
14.06
По улицам, дорогам

15.06
По рельсам, под землёй
16.06
Я - водитель

10.00-10.15 Минутка здоровья «У меня хорошее настроение».

10.15-11.00 О разметке улиц и дорог. Тренинг «Пешеход, помни ты про переход»

11.00-12.00 Читательская конференция в сельской библиотеке по книге Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»

12.00-13.00 Спортивно-развлекательная программа «В гостях у сказки».

14.00-14.30 Просмотр киножурнала «Ералаш».

10. 00- 10.15 Минутка здоровья «В стране Микробия».

10.15-11.00 Правила пешехода.
Групповое движение по улице. Изготовление флажков для перехода дороги при групповом движении.

11.00- 12.00 Творческий час по изготовлению «шагающего автобуса» малышам детского сада для группового движения .

12.00-13.00 Выпуск стенной газеты по итогам недели «Уроки Светофорика»

14.00-14.30 Диско-шоу в СДК
10.00-10.30 Занятие в сельском ФАП «Как уберечься от солнечного ожога», «Первая помощь при солнечном ударе»
10.30 -11.00 Виды транспорта (Видеосалон). Правила поведения в общественном транспорте. Игра в лото «Виды транспорта»
11.00-13. 00 Поездка в районный Дом детского творчества «Планета талантов». «Мой воздушный змей». Изготовление воздушного змея. Конкурс на лучший запуск воздушного змея.
14.00 – 14.30 Игра «Водители, на старт!» с заводными игрушечными автомобилями.
10.00-10.30 Минутка здоровья
« Агитационная акция
«Мы за здоровый образ жизни».

10.30-11.00 Конкурсно – игровая программа «Мой велосипед».

11.00-13.00 Поход в лес. Викторина «Лес чудес».

14.00-14.30 Коллективно-спортивная игра «В поисках клада» (Клад в виде книжки-самоделки «Велосипед» и сладостей)

17.06
Велосипед – без бед! Знай правила велосипедиста

18.06
История велосипеда
19.06
Я - велосипедист
20.06
Умелый водитель

10.00-10.15 Минутка здоровья «Расти здоровым и сильным».

10.15-11.00 Правила велосипедиста (Видеосалон)
Знаки поворота велосипедиста (тренинг)

11.00-13.00 Подготовка и театрализованное представление «Дорожное приключение в стране весёлых человечков» в СДК

14.00-14.30 Игры на свежем воздухе.
10.00-10.15 Минутка здоровья «Как беречь глаза».

10.15-11.00 Презентация «История велосипеда».
Конкурс отделений на лучшее составление кроссворда об истории велосипеда.

11.00-12.00 Конкурсно-развлекательная программа «Минута славы»

12.00-13.00 «Когда мои друзья со мной»- поём песни из мультфильмов.

14.00-14.30 «Экологический бунт» по уборке территории.

10.00-10.30 Занятие в сельском ФАП «Оказание первой медицинской помощи при порезах и ранах»

10.30-11.30 Конкурс «Лучший велосипедист отряда» (На лучшее вождение велосипеда, знание правил езды на велосипеде)

11.30-12.00 О тормозном пути автомобиля. Дорожный патруль.

11.30-13.00 «Здесь идут грибные дождики» поход на поляну, наблюдение за её обитателями.

14.00-14.30 Настольные игры
10.00-10.30 Минутка здоровья «Первая помощь при ожогах»

10.30- 11.30 Конкурс на фигурное вождение велосипеда.

11.30-13.00 «Любитель рыболов» поход на рыбалку.

14.00-14.30 Лагерный
флешмоб

21.06
До свидания, лагерь наш!





10.00-10.30 «Окажи первую медицинскую помощь» практическое занятие с участием медработников.

10.30-11.00 Встреча с госавтоинспекторами.

11.00-12.00 Интеллектуальная игра «Поле дорожных чудес»

12.00-13.00 «Костёр дружбы»

14.00-14.30 Торжественная линейка к закрытию лагерной смены. Награждение лучших членов ЮИД Грамотами.






















Диагностика
Вводная
диагностика
Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:
- анкетирование;
- беседы в отрядах;
- планерки администрации лагеря и воспитателей.

Пошаговая
диагностика
Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря.
Беседы на отрядных сборах.


Итоговая
диагностика
Анкетирование
Творческий отзыв (рисунок « Мы – вместе!»)
Беседы в отрядах
Цветопись


В начале смены проводится контрольное взвешивание и измерение роста учащихся. В конце смены также проводим измерения и сравниваем их с предыдущими результатами. Для шутки складываем рост всех участников и их вес.
Также проводим контрольные измерения нормативов по физкультуре в конце и в начале смены.
Таким образом, можно отследить удачно ли лагерь отработал смену.

Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидается:
Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья
Повышение уровня знаний детьми основ безопасного поведения на дороге, Правил дорожного движения.
Сохранение жизни и здоровья детей и подростков, снижение числа дорожно-транспортных происшествий с их участием.
Воспитание транспортной культуры безопасного поведения на дорогах детей и подростков.
Сокращение правонарушений несовершеннолетними в сфере дорожного движения.
Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
Расширение кругозора детей.
Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
Личностный рост участников смены.



Список используемой литературы:
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.
Безопасность на улицах и дорогах. Методическое пособие для учителя. Р.П.Бабина. Москва:АСТ-ЛТД,1997.
Школа. Проблемы и поиски. Л.Н.Нагуманова. Казань: НОВОЕ ЗНАНИЕ,1998.
Учебное пособие. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах (региональный стандарт). Казань, 1995.
Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева. Москва: ВАКО, 2007 г.
Учебник для вожатого. М.П. Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2008.
Журнал «Педсовет», 2010-2015гг
Газета «Добрая дорога детства», 2015.







Приложение
Анкета
1. Ты с удовольствием идёшь утром в лагерь?
2. Если тебе интересно в лагере, то, что больше всего нравится: петь, танцевать, рисовать, смотреть телевизор, играть, заниматься спортом или что-то ещё?
3. Чему ты научился в лагере: выучил песню, научился танцевать, играть в шашки, шахматы и др.?
4. Если бы тебе разрешили, что бы ты делал в лагере целый день?
5. Чего нет в лагере, чего бы ты хотел?
6. Ты пойдёшь на следующий год в лагерь? Если не пойдёшь, то почему?
7. Тебе хотелось бы остаться на вторую смену?
8. Что ты рассказываешь дома о лагере?
9. Нравится ли тебе, как кормят и готовят в лагере? Поставь оценку повару: (от «пятёрки» до «двойки»).
10. Хочется ли тебе идти домой после лагеря?
11. Какую оценку ты бы поставил за жизнь в лагере?
12. Кто твой друг среди ребят, среди взрослых?
13. Что особенно понравилось в лагере (спортивные мероприятия, туристическая эстафета, праздники, экскурсии, походы)?

Распорядок дня
Распорядок не пустяк, давайте будем жить ВОТ ТАК!
СОЛНЫШКО ВСТАЁТ – СПАТЬ РЕБЯТАМ НЕ ДАЁТ.
8.30–9 .00 –Приход детей в лагерь.
Чтобы быть весь день в порядке,
надо сделать нам зарядку.
09.00 - 09.15 - Зарядка.
А как же день без плана?
09.15 – 9.30 – Утренняя линейка
Каша, чай, кусочек сыра –
вкусно, сытно и красиво.
9.30 - 10.00 - Завтрак.
"Я – член отряда ЮИД, и дел –
невпроворот!»
10.00 – 12.00 Отрядные дела.
Кто-то любит танцевать, кто-то петь и рисовать
Все ребята делом занимаются,
Только бездельники в час этот маются.
12.00 – 13.00 – Оздоровительные процедуры.
Общие мероприятия. Игры, конкурсы.
«Где щи - там и нас ищи»
13.00 – 14.00 – ОБЕД.
14.00 – 14.30 – Свободное время
Линейка, подведение итогов дня.

14.30 – Уход детей домой




1.Соблюдать режим дня лагеря.
2. Выполнять просьбы и указания воспитателей и вожатых, положительно реагировать на их замечания.
3. Дружелюбно относится друг к другу, все конфликты решать мирным путем.
4. Активно участвовать в делах и мероприятиях, проводимых в лагере.
5. Соблюдать правила культурного поведения в столовой.
6. Бережно относится к имуществу, принадлежащему лагерю.
7. Без разрешения воспитателей не покидать территорию пришкольного лагеря.
8. Со всеми просьбами и замечаниями обращаться к воспитателям.








Юный инспектор движения обязан:
Дорожить честью, званием Юного инспектора движения, активно участвовать в делах отряда, своевременно и точно выполнять задания командира отряда.
Изучать Правила дорожного движения и быть примером в их исполнении.
Вести разъяснительную работу среди сверстников и детей младшего возраста по пропаганде Правил дорожного движения.
Беречь и укреплять общественный правопорядок, участвовать в предупреждении нарушений детьми Правил дорожного движения.
Укреплять здоровье, систематически заниматься физической культурой и спортом.


Юный инспектор движения
имеет право
Участвовать в обсуждении всех вопросов, относящихся к деятельности отряда, и вносить соответствующие предложения.
Обращаться за помощью и консультацией по вопросам безопасности дорожного движения и общественного правопорядка в ГИБДД.
Участвовать в патрулировании на улицах, в микрорайоне школы по соблюдению Правил дорожного движения, организации разумного досуга детей и подростков.
Юный инспектор движения может награждаться за активную работу в отряде грамотами, направляться в районные слёты юных инспекторов движения.
Речевки Спортивная речевка
- Мы идем на стадион.
- Отряд наш будет чемпион.
- Мускулы сильные (говорят мальчики).
- А сами мы красивые (говорят девочки).
- Кто задору, солнцу рад?
- Эй, спортсмены, стройтесь в ряд!
- А команда есть?
- Есть!
- Капитаны здесь?
- Здесь!
- Выходи скорей на поле
Поддержать отряд и честь!

В столовую
- Раз, два,
- Мы не ели,
- Три, четыре,
- Есть хотим!
- Открывайте шире двери,
А то повара съедим.
Поварятами закусим,
Поварешками запьем.
Ложки, вилки поломаем,
А столовую запрем,
Нас кормите, повара,
Прокричим мы вам «ура»!

Собирайся, детвора!
На обед нам всем пора.
Там оладьи с пылу, с жару,
Суп, котлетки здесь на пару!
Бери ложку, бери хлеб

До чего блюда вкусны!
И съедим их быстро мы.
Что голодный хор поет,
Когда повар есть зовет?
- Дети, дети!
- Да, да, да!
- Есть хотите?
- Да-а! Да-а! Да-а!
Нам еда полезна будет,
Силы новые разбудит.
На зарядку!
- На зарядку выходи!
- На зарядку всех буди.
- Все ребята говорят:
- Физзарядка – друг ребят!
- Физкультурничек – ребенок,
- Набирайся-ка силенок!
- Физзарядка по утрам
Не во вред – на пользу нам.
Левая, правая, бегая, плавая.
Вырастем смелыми,
На солнце загорелыми.
Патриотическая
- Печатая шаг.
- Сильные руки,
- Гордые плечи,
- Солнце в ладонях,
- Солнце в глазах.
- Слышишь, товарищ,
- Пульс планеты?
-Ребята шагают
- Руки – к штурвалу,
- Помыслы – к солнцу,
И садись-ка за обед!



- Сегодня мечтаем, а завтра
Дерзаем!
- Ребята нового века! - Нам высота – не помеха! Весёлые игры и конкурсы для детей
Ловкий пешеход
Пешеходы по очереди переходят перекрёсток. Перейти – значит на ходу забросить мяч в зелёный глазок светофора. Попал в красный – не пересёк улицу – выбываешь из игры. Попал в жёлтый – получаешь право бросить мяч ещё раз. Для игры нужно: светофор – фанерный ящик с прорезанными в нём круглыми отверстиями, диаметр которых вдвое больше диаметра мяча, резиновый или пластмассовый мячик.
Слушай – запоминай
Ведущий держит в руках жезл для регулирования дорожного движения. Ведущий подходит к кому-то из участников игры и передаёт ему жезл. В ответ нужно назвать правило поведения пешехода на улице. Услышав правильный ответ, ведущий передаёт жезл другому участнику игры. И тот тоже называет одно из правил дорожного движения, но не повторяя уже названное. Поэтому все должны внимательно слушать и запоминать эти правила.
И я!
Игра на внимательность. Правила игры: ведущий рассказывает какую-нибудь историю о себе, желательно небылицу. Во время рассказа он делает паузу и поднимает руку вверх. Остальные должны внимательно слушать и, когда ведущий поднимает руку вверх, крикнуть «и Я», если действие, о котором говорится в рассказе, может выполнить человек или промолчать, если действие не подходит. Например ведущий рассказывает: «Как то раз пошел я в лес Все: «И я!» Вижу, на дереве белка сидит -? Белка сидит и орешки грызет . Увидела меня и давай в меня орехами бросаться -? Я от неё убежал -? Пошел я в другую сторону . Иду по лесу, цветы собираю Песни пою . Вижу козленок травку щиплет. -? Я как свистну . Козленок испугался и ускакал -? А я дальше пошел Победителей в этой игре нет главное веселое настроение.
Повторяйка
Дети становятся в одну линию. По жребию или считалке выбираю первого участника. Он становится лицом ко всем и выполняет какое-либо движение, например: хлопок в ладоши, прыжок на одной ноге, поворот головы, поднятие рук и т. д. Затем он встает на свое место, а на его место становится следующий игрок. Он повторяет движение первого участника и добавляет свое. Третий игрок повторяет два предыдущих жеста и добавляет свое, и так по очереди делают остальные участники игры. Когда вся команда закончит показ, игра может идти по второму кругу. Игрок не сумевший повторить какой-либо жест, выбывает из игры. Победителем становится ребенок, оставшийся последним.
Воробьи и вороны
Можно играть вдвоем с ребенком, но лучше компанией. Договоритесь заранее, что будут делать воробьи, а что вороны. Например, при команде «Воробьи» дети будут ложиться на пол. А при команде «Вороны» залезать на скамейку. Теперь можно начинать игру. Взрослый по слогам медленно произносит «Во ро - ны!» Дети должны быстро выполнить движение, которое было задано для ворон. Кто выполнил последним или перепутал платит фант.
Щиплем перья
Вам понадобятся бельевые прищепки. Несколько детей будут ловцами. Им дают бельевые прищепки, которые они цепляют себе на одежду. Если ловец поймает кого либо из детей, он прикрепляет ему на одежду прищепку. Побеждает тот ловец, который первым освободится от своих прищепок.
Ищем мяч
Участники игры становятся в круг и закрывают глаза. Ведущий берет маленький мяч или любой другой небольшой предмет и бросает подальше в сторону. Все внимательно слушают, стараясь отгадать по звуку, где упал мяч. По команде «Ищите!» дети разбегаются в разные стороны, ищут мяч. Выигрывает тот, кто найдет его, незаметно подбежит к заранее условленному месту и постучит палочкой со словами «Мяч мой!». Если же другие игроки догадались, у кого находится мяч, то стараются догнать его и осалить . Тогда мяч переходит к тому игроку, который догнал. Теперь уже он убегает от остальных.
Клубочек
Дети разбиваются на пары. Каждой паре выдается клубок ниток и толстый карандаш. По сигналу ведущего дети начинают перематывать клубок на карандаш. Один из детей держит клубок, второй наматывает нить на карандаш. Побеждает пара, быстрее всех выполнившая работу. Второй приз можно присудить за самый аккуратный клубок.
Два барана
В эту игру можно играть парами по-очереди. Двое детей, широко расставив ноги, наклоняют вперед туловище, упираются лбами друг в друга. Руки сцеплены за спиной. Задача противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е».
Картошка
Предложите ребятам проверить внимательность, наблюдательность и быстроту реакции. Это очень просто сделать. Пусть на любой Ваш вопрос ребята отвечают: «Картошка». Вопросы могут быть обращены ко всем, а иногда лучше спросить одного. Например: «Что у тебя на этом месте?» (показав на нос). Реакцию нетрудно представить. Кто ошибся выходит из игры. Не забудьте самых невнимательных после первых двух вопросов простить, иначе Вам не с кем будет продолжать игру. Вот несколько вопросов, которые можно задать: Что вы кушали сегодня на обед? А что вы хотели бы съесть на ужин? А кто это опаздывает и сейчас входит в зал? Что привезла вам в подарок мама? О чем вы мечтаете ночью? Как зовут твою любимую собаку? и так далее. Победителям самым внимательным ребятам вручите в конце игры шуточный приз картофелину.
Дальнобойщики
На детские грузовые машинки ставятся пластмассовые стаканы или маленькие ведерочки с водой, налитые до краев. К машинкам привязывают веревки одинаковой длины (по росту ребенка). По команде надо быстро «перевезти груз» от старта до финиша, стараясь не расплескать воду. Побеждает тот, кто быстрее всех пришел к финишу и не расплескал воду. Можно сделать два приза за скорость и за аккуратность.
Скомкай газету
Вам понадобятся газеты по числу участников. Перед игроками на полу располагается развернутая газета. Задача по сигналу ведущего скомкать газету, стараясь собрать весь лист в кулак. Кто смог сделать это первым, тот и победитель.
Ловкий дворник
Для игры нужно приготовить веник, «листья» (Можно использовать листки бумаги небольшие). Чертится круг это место «дворника.» Выбирается дворник. «Дворник» с веником становится в круг. По сигналу ведущего остальные участники изображают «ветер», то есть кидают бумажки в круг, «дворник» выметает мусор. «Дворник» считается победителем, если по истечении оговоренного времени (1-2 мин.) в кругу нет ни одной бумажки.
Автопортрет
На листе ватмана или картона делают две прорези для рук. Участники берут каждый свой лист, продев руки в прорези, рисуют кистью портрет, не глядя. У кого «шедевр» получился удачнее забирает приз.

«Обезьяна»
Дети делятся на две команды. После чего игроки первой команды совещаются и загадывают какое-нибудь слово одному из игроков второй команды. Его задача показать это слово участникам своей команды только жестами, не употребляя при этом никаких звуков и слов. Когда слово отгадано команды меняются местами. В зависимости от возраста участников, сложность загаданных слов может меняться. Начиная с простых слов и понятий, например «машина», «дом», и заканчивая сложными понятиями, названиями фильмов, мультиков, книг.
Снежинка
Каждому ребенку выдают по «снежинке», т.е. по маленькому комочку ваты. Дети разрыхляют свои снежинки и по вашему сигналу запускают их в воздух и начинают дуть на них снизу, чтобы те как можно дольше удержались в воздухе. Побеждает самый ловкий.
Суша вода
Участники конкурса становятся в одну линию. При слове ведущего «суша» все прыгают вперед, при слове «вода» назад. Конкурс проводится в быстром темпе. Ведущий имеет право вместо слова «вода» произносить другие слова, например: море, река, залив, океан; вместо слова «суша» берег, земля, остров. Прыгающие невпопад выбывают, победителем становится последний игрок самый внимательный.

Рисуем портрет
Участники пробуют нарисовать портрет любого из сидящих напротив. Затем листочки пускаются по кругу. Каждый на обратной стороне попытается написать, кого он узнал в этом портрете. Когда листочки пройдя по кругу, вернутся к автору, он посчитает количество голосов участников, которые узнали нарисованного. Побеждает самый хороший художник.
Замок
Игрокам выдается связка ключей, закрытый навесной замок. Необходимо как можно быстрее подобрать ключ из связки и открыть замок. Можно замок повесить на шкаф, где спрятан приз.
Снайпер
Все играющие закрывают глаза и тянут из кучи спичек по одной. Показывать свою спичку соседу нельзя. Одна из спичек обломана, и тот, кто ее достает, становится снайпером. Затем все открывают глаза, начинается день. Снайпер может убить играющего, посмотрев ему в глаза и подмигнув. «Убитый» выходит из игры и теряет право голоса. Если кто-то из играющих становится свидетелем «убийства», он имеет право громко сказать об этом, в этот момент игра останавливается (то есть снайпер не может никого убивать), и играющие выясняют, есть ли еще свидетели. Если нет, игра продолжается, а если есть разъяренные играющие линчуют подозреваемого, отбирая у него спичку и выясняя таким образом, не ошиблись ли они. Задача снайпера перестрелять всех, пока его не разоблачили, задача всех остальных разоблачить снайпера, пока он всех не перестрелял.
Китайский футбол
Играющие встают в круг лицом наружу, расставив ноги на ширину плеч, так чтобы каждая нога, стояла вплотную к симметричной ноге соседа. Внутри круга находится мяч, который играющие пытаются забить друг другу в ворота (то есть прокатить руками мяч между ногами). Тот, между ногами кого прокатиться мяч, убирает одну руку, после второго гола вторую, а после третьего покидает игру.
Арам-шим-шим
Играющие стоят в кругу, чередуясь по половому признаку (то есть мальчик-девочка-мальчик-девочка и так далее), в центре водящий. Играющие ритмично хлопают в ладоши и говорят хором следующие слова: «Арам-шим-шим, арам-шим-шим, Арамея-Зуфия, покажи-ка на меня! И раз! И два! И три!», в это время водящий, закрыв глаза и указывая руками вперед вращается на месте, когда же текст заканчивается, он останавливается и открывает глаза. Ближайший по направлению вращения к показанному им месту представитель противоположного пола также выходит в центр, где они встают спина к спине. Затем все остальные опять хлопают в ладоши, произнося хором: «И раз! И два! И три!». На счет три стоящие в центре поворачивают головы в стороны. Если они посмотрели в разных направлениях, то водящий целует (обычно в щечку), того, кто вышел, если в одном они пожимают друг другу руки. После чего водящий встает в круг, а вышедший становится водящим. Существует так же версия игры, в которой для представителей сильного пола, крутящихся в центре слова «Арам-шим-шим, » заменяются на «Шире, шире, шире круг! У него семьсот подруг! Эта, эта, эта, эта, а любимая вот эта!», хотя в общем это неважно. Проводя игру на младшем возрасте, имеет смысл поцелуи заменить на страшные рожи, которые двое в центре корчат друг другу.
А я еду
Играющие стоят в кругу лицом внутрь. Одно из мест остается свободным. Тот, кто стоит справа от свободного места, громко говорит «А я еду!» и переходит на него. Следующий (то есть тот, кто теперь стоит справа от свободного места) громко говорит «А я тоже!» и переходит на него, следующий говорит «А я заяц!» и тоже занимает место справа. Следующий же, переходя, говорит «А я с », и называет кого-нибудь из стоящих в кругу. Задача того, кого назвали перебежать на свободное место. В этой игре можно добавить водящего, который будет вклиниваться на свободное место, когда кто-нибудь слишком долго думает.
Игра «Фонарики»
В этой игре участвуют 2 команды. У каждой команды по 3 желтых шарика. По команде ведущего зрители начинают передавать шарики из рук в руки с первого ряда до последнего. Передавать шарики (огонь) нужно с поднятыми руками и вернуть их обратно таким же образом, не погасив огонь (т.е. не лопнув шарик).
Конкурс «Кто быстрее соберет монеты»
В конкурсе принимают участия 2 человека (можно больше). На площадке разбросаны игровые монеты, изготовленные из плотной бумаги. Задача участников – с завязанными глазами собрать деньги. Побеждает тот, кто быстрее и больше соберет монет. Этот конкурс можно повторить 2 – 3 раза.
Дождик
Играющие свободно размещаются в комнате. С началом текста все исполняют произвольные движения. С последним словом «перестал» все движения прекращаются, участники игры как бы застывают. Ведущий, проходя мимо них, замечает того, кто пошевельнулся. Он выходит из игры. Движения могут быть использованы самые разнообразные, но обязательно стоя на месте. В конце игры ведущий отмечает так же тех, кто исполнял самые красивые или сложные движения. Текст: Дождик, дождик, капелька, Водяная сабелька, Лужу резал, лужу резал, Резал, резал, не разрезал И устал, и перестал!
Сюрприз
Натягивается веревка через комнату, на которую на ниточках привязаны различные мелкие призы. Детям по очереди завязывают глаза, дают ножницы и они с закрытыми глазами отрезают себе приз. (Будьте внимательны, не оставляйте при этой игре детей одних!).
Тараканьи бега
Для этой игры нужны будут 4 спичечных коробка и 2 нитки (в расчёте на двух участников). Нитка привязывается за пояс спереди, к другому концу нитки привязывается спичечный коробок так, чтобы он висел между ног. Второй коробок кладётся на пол. Раскачивая, как маятником, коробками, находящимися между ног, участники должны подталкивать коробки, лежащие на полу. Кто быстрее пройдёт обозначенное заранее расстояние, считается победителем.
Рыбалка
На стул ставится глубокая тарелка, участники должны по очереди бросать в неё с расстояния 2-3 метров пуговицу, либо пробку от бутылки, стараясь попасть так, чтобы пуговица осталась в тарелке. Эта простая игра очень увлекает и захватывает ребят.
Сторож
Ребята садятся на стульях так, чтобы был образован круг. Позади каждого сидящего на стуле должен стоять игрок, и один стул должен быть свободным. Игрок, стоящий за ним, должен незаметно подмигнуть любом из сидящих в кругу. Все сидящие участники должны смотреть на игрока со свободным стулом. Сидящий участник, увидев, что ему подморгнули, должен быстро занять свободное место. Функции игроков, стоящих сзади сидящих, заключаются в том, чтобы не пропускать своих подопечных к свободным местам. Для этого им стоит только положить руку на плечо сидящему. Если «сторож» не выпустил «беглеца», они меняются местами.
Раз коленка, два коленка
Снова садятся все на стулья в тесный круг. Затем каждый должен положить руку на правое колено соседу слева. Положили? Так, а теперь начиная с вожатого, по часовой стрелке по всем коленкам по очереди должен пройти лёгкий хлопок рукой. Сначала правая рука вожатого, затем левая рука его соседа справа, затем правая рука соседа слева, затем левая рука вожатого и т.д. Первый круг проводится для того, чтобы ребята поняли, как надо действовать. После этого начинается игра. Тот, кто ошибся в процессе игры, убирает руку, которая либо задержалась со своим хлопком, либо произвела его раньше. Если игрок убрал обе руки, он выходит из круга, а игра продолжается. Для усложнения задачи вожатый всё быстрее и быстрее даёт счет, под который должен быть произведён хлопок. Выигрывают три игрока, оставшиеся последними.
Фигуры
Играющие становятся в круг. Внутри круга натягивается веревка, за которую все держатся руками. Ведущий объясняет, что необходимо с закрытыми глазами, не размыкая рук, построить квадрат, равносторонний треугольник, звезду, используя только устные разговоры.














Сельский дом культуры


Районный отдел ГИБДД

Районная центральная библиотека


Сельская библиотека

Районный краеведческий музей


«Радуга»


ФАП


Районный парк имени П.В.Дементьева


ДЮСШ


Дом детского творчества





",
·
·
·
·
·
·
·,