Актуальность педагогической системы К. Д. Ушинского


Актуальность педагогической системы К.Д. Ушинскогов условиях современной школы
В последние годы общество предъявляет повышенные требования к системе воспитания и образования в современной школе. Значительно увеличивается объём учебного материала, расширяется круг изучаемых вопросов, усложняется методическая сторона образования. Успешное решение учебных задач становится возможным только при активной деятельности самих учащихся. Выпускники школ должны уметь самостоятельно развивать и реализовывать свои способности, принимать правильные решения, быть ответственным за результаты своей деятельности.
Современные цели и задачи в системе образования и воспитания сформировались в результате научной и практической деятельности целой плеяды российских педагогов. О роли развития личности ребёнка в процессе обучения, формирования у него деятельностных способностей и неразрывности этих процессов с воспитанием нравственной личности писали педагоги и психологи XIX-XX вв: В.Г. Белинский. К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В.С. Мухина и др.
Особую значимость имеет педагогическое наследие К.Д. Ушинского, который ратовал за теснейшую связь между воспитанием и обучением, доказывал важнейшее значение воспитывающего обучения, т.к. считал, что воспитательными возможностями обладают все учебные предметы. К.Д. Ушинский пропагандировал наследие Я.А. Коменского и важнейшие дидактические принципы воспитывающего обучения: наглядность, систематичность и последовательность, основательность и прочность усвоения учащимися учебного материала, разнообразие методов обучения.
К.Д. Ушинский рассматривал вопрос о содержании образования, считая необходимым оставить «в наших школах и в наших учебниках только то, что действительно необходимо и полезно для человека...». Отобранный для занятий материал необходимо обработать и приспособить к особенностям детского возраста. Одним из главных недостатков школьной программы К.Д. Ушинский считал отрыв содержания от жизни, от потребностей общества.
К.Д. Ушинского работал над адаптацией научных знаний в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся. Изучал педагогическое наследие великого чешского дидакта Я.А. Коменского многие положения которого легли в основу дидактической системы К.Д. Ушинского.
Вспомним основные дидактические принципы в трактовке К.Д. Ушинского
Доступность обучения (природосообразность). К.Д. Ушинский утверждал, что содержание обучения должно быть адаптировано с учетом умственных и физических возможностей учащихся. Однако изучаемый материал должен требовать от детей определенных усилий для его усвоения. По мнению Ушинского, обучение может выполнить образовательные и воспитательные задачи при соблюдении условий: связь с жизнью, соответствие с природой ребенка и особенностями его психофизического развития, и обучения на родном языке.
Принцип научности обучения. В содержании образования К.Д. Ушинский уделял большое место естественнонаучным знаниям. Наука должна действовать не только на ум, но и на душу, чувства.
Систематичность и последовательность в обучении. К.Д. Ушинский предостерегал о том, что голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин не отыщет то, что ему нужно. Чтобы этого не происходило, знания и умения детей должны представлять собой определенную систему, а их формирование осуществляться в такой последовательности, чтобы изучаемый элемент учебного материала был логически связан с другими его элементами.
Наглядность обучения. Про наглядное обучение К.Д. Ушинский писал о своём учебнике «Родное слово»: «Что такое наглядное обучение? Да это такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком: будут ли эти образы восприняты при самом ученье, под руководством наставника, или прежде, самостоятельным наблюдением ребенка, так что наставник находит в душе дитяти уже готовый образ и на нем строит ученье...». Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов и ребенок усвоит их легко и быстро.
Ушинский считал, что учитель не должен навязывать ребенку готовую мысль, выводы. Самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретаемых знаний о тех предметах и явлениях, которые окружают ребёнка. Поэтому необходимым условием самостоятельного понимания ребенком той или другой мысли является наглядность, а деятельности учащихся в процессе обучения он отводил главную роль, особенно мыслительной и показал прямую связь наглядности обучения с развитием речи и мышления детей. Он советовал развивать у детей способность наблюдать за разными предметами и явлениями, обогащать детей более полными, верными, яркими образами, которые потом становятся элементами их мыслительной деятельности.
К.Д. Ушинский в развитии речи детей дошкольного и раннего школьного возраста придавал большое значение рассказыванию по картинкам, что является актуальным методом на современном уроке в младшей школе.
Особенное значение придавал русским народным сказкам для процесса воспитания и обучения. Детям в народных сказках нравится динамика действия, повторения, простота и образность народных выражений. Большое значение в первоначальном обучении родному языку К.Д. Ушинский придавал и другим произведениям русского народного творчества – пословицам, прибауткам и загадкам. Русские пословицы глубоки по содержанию, но просты по форме и выражению, да еще отражают представления народа – народную мудрость. Загадки же доставляют уму ребенка полезное упражнение, дают повод к интересной, живой беседе.
К.Д. Ушинскому принадлежит большая заслуга введения и широкого распространения в России звукового метода обучения чтению. Из различных разновидностей этого метода Ушинский рекомендовал аналитико-синтетический звуковой метод письма-чтения и построил по этому методу первые уроки своего «Родного слова».
Он отмечал, что в психической жизни ребенка дошкольного и младшего школьного возраста большую роль играет воображение. Это объясняется тем, что у него недостаточны опыт и знания, не развито логическое мышление. К.Д. Ушинский указывал, что воображение ребенка и беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека, поэтому в воспитательно-образовательном процессе придавал значение играм для детей. Вера детей в реальность собственных представлений и созданных образов являются основой детской игры. К.Д. Ушинский подчёркивал влияние среды на содержание детской игры, которая даёт материал для игровой деятельности детей. Игры изменяются с возрастом детей в зависимости от детского опыта, умственного развития, руководства взрослых. Современная школа возрождает воспитательное значение игры.
К.Д. Ушинский убеждал, что учение есть серьёзный труд: «Преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путём, чтобы на долю воспитанника оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы. Умственный труд едва ли не самый тяжелый труд для человека. Организм человека должен приучаться к умственному труду понемногу, осторожно. Вместе с этой привычкой трудиться умственно приобретается и любовь к такому труду или, лучше сказать, жажда его. Человек, привыкший трудиться умственно, скучает без такого труда, ищет его и, конечно, находит на каждом шагу».
К.Д. Ушинский придавал значение смене умственного труда физическим, который является не только приятным, но и полезным отдыхом после умственного труда. Он считал полезным введение физического труда в свободное от учения время, где воспитанники могут заниматься столярным и токарным делом, шить вышивать в мастерских. Дидактические идеи Ушинского опирались на принципы прочности усвоения знаний. Следуя принципу развивающего обучения, он выступал против разделения функций воспитания и обучения. Педагогическое наследие К.Д. Ушинского и сегодня очень актуально и современно.
Современная школа может и должна использовать педагогическую систему К.Д. Ушинского, а именно, элементы духовно-нравственного воспитания. Воспитание в современной православной школе рассматривается как целенаправленная совместная деятельность педагогов, воспитателей, учащихся, родителей, духовников, ориентированная на создание условий для развития общечеловеческих ценностей. Сближение религиозного и светского образования является одной из главных задач современной школы.
Литература:
1. Гончаров Н. Н. Педагогическая система К.Д. Ушинского. М., 1974.
2. Никонов О. Ушинский и современность. Педагогическое наследие без купюр и цензуры (интервью с академиком РАО Эдуардом Днепровым). / http://www.ug.ru/archive/9751 дата обращения 10.02.2017 г.
3. Горячева И.А. Педагогическое наследие К.Д. Ушинского / И.А. Горячева / Образование. 2004. №3. С.5-18; №4. С.3-19; №5. С.3-27.
4. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / сост. С. Ф. Егоров. М. : Педагогика, 1998.
5. К.Д. Ушинский Родное слово. Обработка и комментарии И.А. Горячевой. Екатеринбург: Лаборатория педагогики православия УрО РАО, 2008 г.