«Формирование здоровьесберегающих компетенций у студентов техникума через уроки лыжного спорта»

Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
« Индустриально-педагогический колледж г. Советска »










Методическая разработка

Тема: «Формирование здоровьесберегающих компетенций у студентов техникума через уроки лыжного спорта»











выполнил: преподаватель физической культуры
Кошкин Андрей Алексеевич














Советск
2013 г.
П Л А Н


1. Введение 3
2. Понятие здоровья, основные его составляющие 5
3. Классификация причин, вызывающих ухудшение в состоянии здоровья 7
4. Содержание здоровьесберегающей компетенции 9
5. Здоровьесберегающая направленность уроков лыжного спорта 11
6. Основные формы работы по здоровьесбережению 14

4. Заключение
5. Используемая литература
Введение


Последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в образовательных учреждениях разного уровня (школа, среднее профессиональное образовательное учреждение, высшее профессиональное учебное заведение) состояние их здоровья ухудшается в 45 раз, поэтому проблемы сохранения здоровья учащейся молодежи и привития им навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны. Эти проблемы уже вышли из разряда чисто медицинских или чисто педагогических, они обрели социальное значение.
Бережное отношение к здоровью - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине, когда уже некуда деваться от болезни .
Но какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.
Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя "душе лениться".










































2. Понятие здоровье и основные его составляющие

Существует более 300 определений «Здоровья» Согласно определению Всемирной организации здоровья (ВОЗ)
Здоровье –это состояние полного физического , психического и социального благополучия.
Критериями здоровья являются :
Отсутствие психических заболеваний;
Нормальное психическое развитие;
Благоприятное функциональное состояние высших отделов центральной нервной системы;
Положительное эмоциональное состояние.

Факторы, влияющие на психическое здоровье:
На 50-55% психическое здоровье зависит от условий образа жизни;
На 20-25% от состояния окружающей среды;
На 15-20% от генных особенностей;
На 10-15% от деятельности учреждений здравоохранения.

Эти факторы влияют не только на психическое здоровье, но и на общее здоровье.

В настоящее время понятие здоровья включает нравственное и духовное благополучие.
Составляющими здоровья в системе здоровьесберегающих технологий являются:

Здоровье физическое :
Педагогическое определение – это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.
Медицинское определение – это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляет морфологические резервы, обеспечивающие адаптационные реакции
Физическое здоровье оценивается по комплексу свойств и качеств органов и систем организма, пропорции и развития частей тела, функциональных и физических возможностей индивидуума.

Социальное здоровье :
Педагогическое определение – это моральное самообладание,
адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в оптимальных социальных условиях микро и макросреды (семья, школа, социальные группы)
Медицинское определение –это оптимальные, адекватные условия
социальной сферы, препятствующие возникновению социально обусловленных заболеваний, социальной дизадаптацией и определяющие состояние социального иммунитета, гармоничное развитие личности в социальной структуре общества.

Здоровье нравственное :
Педагогическое определение - это комплекс характеристик
мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.
Медицинское определение - нравственным здоровьем
опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия, красоты.

Психологическое здоровье. Всемирная организация здоровья
(ВОЗ) дает определение психическому здоровью – состояние, способствующее наиболее полному физическому, умственному и эмоциональному развитию человека.
Психическое здоровье – высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности
(Н.В. Сократов)
Психическое здоровье – отсутствие выраженных психических расстройств; определение резерв сил человека; благодаря которому он может преодолевать неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах; состояние равновесия между человеком и окружающим миром, гармонии между ним и обществом. С.М. Громбах

По результатам комплексного социологического исследования
проведенного ВНИИ МВД Российской Федерации среди несовершеннолетних в возрасте 14-17 лет
- доля постоянно и периодически курящих составила 20,8 %;
- доля постоянно и периодически употребляющих алкоголь – 8%
- распространенность ранних половых связей среди молодежи привела к
тому , что 23 подростка из каждой тысячи знакомы с венерическими
заболеваниями не понаслышке.
Лидирующее место среди подростков, известных органам здравоохранения как
- потребители наркотиков, занимают учащиеся школ, лицеев, профтехучилищ - 35,3 %
- спортом же в свободное от занятий время занимаются всего 35,5% учащихся
В связи не соблюдением здорового образа жизни , в зимнее время года среди молодежи возросло количество простудных заболеваний

3. Классификация причин, вызывающих ухудшение в состоянии здоровья (В.И. Гарбузов, А.И. Захаров.)

Социально-психологические факторы:
Дисгармония семейных отношений;
Дисгармония семейного воспитания ( нарушение в сфере детско-родительских отношений);
гиперсоциализирующее- - тревожное - мнительное отношение родителей к здоровью, успехам в обучении, чрезмерная озабоченность его будующим;
Эгоцентрическое – чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи, присвоение роли «кумира семьи».

Социально-культурные факторы :

Эти факторы обусловлены:
Ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени.
Рост общего количества переживаний отрицательных эмоций в виде тоски, страха, агрессии;
Стрессы, связанные с эмоциональными и интеллектуальными перегрузками;
Средства массовой информации (СМИ)
Чрезмерное увлечение компьютерной техникой,
сотовыми телефонами ,
просмотром телепередач.

Социально-экономические факторы.
Сюда можно отнести неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу .

Патологические и другие факторы.
Факторы, способствующие возникновению отклонений в психическом здоровье, связанные со школой С.М. Громбах
Гиподинамия (малоподвижность);
Гиперфагия (обильное питание);
Гиперпсихия (травмы в личном, семейной, общественной жизни, неопределенность бедующего);
Изменение привычного стереотипа и возрастание психоэмоциональной нагрузки.
Чувствительность организма к неблагоприятным воздействиям;
Большая умственная нагрузка;
Переломные моменты социализации (поступление в школу, выбор профессии);
Увеличение учебной информации;
Низкий уровень благоустройства образовательного учреждения
Большое количество учебных занятий во время учебного дня.

















4. Содержание здоровьесберегающей компетенции

Компетентный педагог - это тот, который, глубоко осознавая свою ответственность перед обществом, добивается в профессиональной деятельности высоких результатов, оптимально использует профессиональные средства, отличается индивидуальным стилем деятельности, наиболее полно реализует в ней свой творческий потенциал
Социальная и личностная значимость компетенции. Применительно к здоровьесберегающей компетенции, главная их ценность состоит в поддержании жизни, жизни продуктивной, приносящей удовлетворение как самому человеку, так и всему обществу, в котором он живет.
В системе образования определение понятия «здоровье» можно конкретизировать следующим образом: здоровье -- это такое психофизическое и духовное состояние учащихся, которое обеспечивает им достаточно высокий уровень интеллектуальной и физической работоспособности, а также адаптированности к постоянно меняющейся учебной, социальной и природной среде. Здоровье является ресурсом для дальнейшего развития личности, создает необходимый потенциал для успешного освоения учебного материала, для повышения качества образования.
Исходя из сказанного выше, качественными диагностируемыми и проверяемыми характеристиками здоровья учащихся являются следующие показатели:
интеллектуальная и физическая работоспособность; физическое развитие и общая физическая подготовленность; психологическая адекватность и уравновешенность; совокупность социально-духовных ценностей личности, обеспечивающих культуру поведения.
А характеристиками здоровья учителя (преподавателя) являются психофизическая готовность к профессиональной деятельности и высокая степень ее активности, продуктивности.
Умения и навыки, входящие в компетенцию по мнению профессора А. В. Хуторской представляет здоровьесберегающие компетенции в деятельностной форме:
позитивно относиться к своему здоровью, владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, владеть способами оказания первой медицинской помощи;
владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;
иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;
знать факторы положительного влияния здорового образа жизни на общее состояние организма;
уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических, психических и личностных качеств.

Кандидат педагогических наук И. А. Зимняя определяет компетенции здоровьесбережения как знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическую культуру человека, свободу и ответственность выбора образа жизни.
Анализ содержания здоровьесберегающей компетенции показывает необходимость активного и согласованного участия семьи в ее формировании.
Таким образом, компетентностный подход в оценке эффективности здоровьесберегающего образования: задает ценностно-целевые ориентиры развития образовательных систем; наиболее полно отражает смысл деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей; мотивирует не только к знанию, но и к соблюдению норм и правил личной гигиены, физическому и духовному
самосовершенствованию, ответственному выбору учащимся здорового образа жизни; подчеркивает ценность и значимость воспитательной составляющей образования; стимулирует развитие субъект-субъектных отношений в педагогическом процессе; может рассматриваться как показатель эффективности взаимодействия школы и семьи в вопросах воспитания молодого поколения.
Здоровьесберегающая направленность уроков
лыжного спорта

Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу при котором выполняются несколько требований :

дифференцированный подход,
учет индивидуальных особенностей студентов;
создание необходимых условий для занятий:
- подготовка учебной лыжни,
- наличие лыжного инвентаря для каждого студента;
правильный выбор учителем методики преподавания, методов организации, средств обучения;
строгое дозирование физической нагрузки во время занятий:
- действовать по правилу -не навредить здоровью студентов ;
создание благоприятного психологического климата при проведении урока , способствующие повышению активности студентов при освоении учебного материала ;
- мотивация студентов на сознательное изучение учебного материала в
уроке.

Целью преподавания дисциплины «Лыжный спорт» является изучение студентами отделения физической культуры:
- истории развития лыжного спорта ;
- теории и методики его преподавания;
- овладение техникой основных способов передвижения на лыжах
- укрепление здоровья, пропаганда здорового образа жизни ;
- приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для
самостоятельной педагогической и организационной работы
Задачами изучения дисциплины Лыжный спорт» являются:
1. Овладение знаниями, необходимыми при обучении и тренировке, судейство соревнований
2. Обучение организации физкультурной работы с лицами разного возраста и разного уровня подготовленности.

Оздоровительное значение уроков лыжного спорта:

В зимнее время, пребывание на свежем воздухе, в условиях красоты зимнего леса отвлекают от повседневных забот и волнений;
Увеличивается поглощение организмом кислорода ;
Нормализуется работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем ;
Лыжи полезны всем кто страдает избыточным весом;
Равномерная лыжная ходьба способствует укреплению опорно-двигательного аппарата и нервной системы;
Лыжные прогулки являются прекрасным средством закаливания организма, доставляют удовольствие, служат зарядом бодрости на предстоящий вид деятельности .

Образовательное значение уроков лыжного спорта:

На уроках по лыжному спорту студенты колледжа:
- Осваивают основы техники :
- классических и коньковых способов передвижения на лыжах;
- основы горнолыжной техники;
- на лабораторных занятиях приобретают знания и умения о правилах выбора, технологии подготовки лыжного инвентаря для занятий;
приобретают профессиональные навыки:
- по основам методики обучения способам передвижения на лыжах;
- по правилам организации и методике проведения учебных занятий, соревнований по лыжному спорту.
Знания, умения и навыки, приобретенные студентами во время занятий закрепляются в ходе учебной практики занятиях по лыжному спорту, а также во время практики пробных уроков в школе, во время прохождения государственной практики.


При организации учебной работы на уроках лыжного спорта студентам прививаются здоровьесберегающие компетенции, к ним относится:
Осознание здоровья как ценности, владение умениями по охране здоровья, физическому самосовершенствованию, безопасности, жизнедеятельности
Обладание психологической устойчивостью к неблагоприятным факторам, вредным привычкам.
Соблюдение нормы и вести пропаганду здорового образа жизни;
Соблюдение техники безопасности на занятиях и оказание первой медицинской помощи .
снижение уровня психологического напряжения на занятиях и рост уровня познавательной мотивации студентов;
улучшение адаптивности в изучении новых тем и разделов, повышения активности и коммуникабельности студентов;
максимальное содействие психическому, личностному и индивидуальному развитию студентов;
предупреждение возможного неблагополучия в студенческой среде, семье;
личный пример самих студентов в соблюдении и выполнении правил здорового образа жизни, заботу о поддержании своего здоровья, физическое самосовершенствование;
умение студентов вести пропаганду здорового образа жизни и проводить профилактику асоциальных явлений среди населения;
формирование у студентов готовности к жизненному самоопределению, умению анализировать и прогнозировать ситуацию;
формирование экологической грамотности, как способности к пониманию социально-экономической обстановки и проблем развития общества.


При организации учебной работы на уроках лыжного спорта студентам прививаются прфессиональные компетенции, к ним относится:
Владеть техникой способов передвижения на лыжах;
Владеть технологией обучения способам передвижения на лыжах и методикой развития двигательных качеств
Грамотно дозировать физическую нагрузку в соответствии с функциональными возможностями учеников;
Организовывать, проводить соревнования по лыжному спорту и осуществлять их судейство;
Владеть технологией подготовки лыжного инвентаря для уроков и соревнований

На занятиях по лыжному спорту у студентов
воспитываются жизненно важные ценные качества:
- смелость, решительность, настойчивость, находчивость, выдержка и самообладание, трудолюбие, вера в свои силы
воспитываются двигательные качества:
- общая и специальная выносливость; сила, координация движений, гибкость

















6. Основными формами работы по здоровьесбережению
в колледже являются :


Разъяснительные беседы, лекции о
- мотивационном подходе к здоровому образу жизни
- о пользе занятий физическими упражнениями проводимых на
свежем воздухе;
уроки физической культуры и лыжного спорта
- внеклассная секционная работа по лыжному спорту
- участие в массовых соревнованиях «Лыжня России»
дни здоровья
самостоятельные занятия: лыжные прогулки, тренировки,

В колледже организована внеклассная секционная работа по лыжному спорту.
Студенты колледжа, обучаясь на отделении физической культуры имеют возможность, во внеурочное время посещать занятия секции лыжного спорта.
Основной целью занятий секции является:
- повышение уровня спортивного и технического мастерства в избранном виде спорта;
- привитие интереса к систематическим занятиям лыжным спортом
- укрепление здоровья, закаливание организма, пропаганда здорового образа жизни ;
- организация и проведение тренировочных занятий;
- непосредственное участие лыжников секции спортивного совершенствования в соревнованиях по лыжным гонкам с лыжниками Детско-юношеских спортивных школ на кубок Юго-Западной зоны, с целью приобретения практического опыта участия в соревнованиях и повышения уровня тренированности наших лыжников;
- организация и проведение районных соревнований по лыжным гонкам «Лыжня России»

Заключение

Человек хочет быть здоровым, но, на мой взгляд, хочет, чтобы к этому прикладывалось как можно меньше его собственных усилий. Пешие прогулки как раз тот вид упражнений, которые порой совершаются бессознательно (человек гуляет в лесу с собакой, собирает грибы. Даже езду на автобусе до соседнего магазина можно заменить приятной и полезной для всего организма прогулкой). Гораздо труднее обстоит дело с лыжными прогулками. Не все, к сожалению, катаются зимой на лыжах, многие не любят этого, хотя это совсем не сложно.
Каждый, кто начинает заниматься лыжным спортом, лыжными прогулками ставит перед собой определенную цель: один хочет стать чемпионом, другой – просто сильнее и выносливее, третий стремится с помощью ходьбы на лыжах похудеть, четвертый - укрепить волю. И все это возможно. Нужно лишь регулярно, не делая себе поблажек и скидок, регулярно кататься. К тому же зимних месяцев не так и много, а катание на лыжах приносит массу удовольствия.
Исследования показали, что умеренные занятия физкультурой нормализуют секреторную и эвакуаторную функции желудка, а интенсивные физические тренировки - напротив, угнетают.
1. Никакие медицинские учреждения не смогут сделать ученика
здоровым, если он не получил навыков здорового образа жизни в
семье с самого раннего возраста.
2. Высокая работоспособность зависит от двигательной активности,
закаливания организма, оптимального сочетания умственного и
физического труда ;
3. Причинами нарушения здоровья могут быть умственное и физическое
перенапряжение, недостаточный сон и неполноценный отдых, плохая
экология, избыточное и недостаточное питание, вредные привычки,
не вовремя оказанная и некачественная медицинская помощь;
4. Здоровый образ жизни предполагает физическую нагрузку,
оптимальный режим труда и отдыха, правильное питание,
достаточную двигательную активность, личную гигиену, закаливание,
искоренение вредных привычек, позитивное восприятие жизни;
5. Долголетие обретают в первую очередь те люди, которые в течении
всей жизни придерживаются правил здорового образа жизни.
Социальная и личностная значимость здоровьесберегающей компетенции, главная их ценность состоит в поддержании жизни, жизни продуктивной, приносящей удовлетворение как самому человеку, так и всему обществу, в котором он живет.
Умения и навыки, входящие в компетенцию будущего учителя физкультуры представляют здоровьесберегающие компетенции в деятельностной форме, что означает:
позитивно относиться к своему здоровью, владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, владеть способами оказания первой медицинской помощи;

Как уже было сказано - движение- это жизнь. Поэтому надо двигаться при любой возможности (если есть силы, желание), тогда и болезни будут отступать, и настроение улучшится, и проблемы станут менее заметными.
Так вот, давайте еще раз продумаем свои жизненные задачи и цели, выделив тем самым время для укрепления своего здоровья.







Cписок литературы

1. Авдулина А.С. “Жизнь без лекарств”, М.:ФИС,1985
2. Булич Э.Г. “Физическая культура и здоровье” М.:Знание,1981
3.Буйлин Ю.Ф., Курамшин Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов/Под ред..- М.: Физкультура и спорт,1981
4.Жолдак В.И. методы совершенствования физического воспитания в ВУЗе. М., 1983.
5.Вилеский М.Я. Основы профессиональной направленности студентов педагогических институтов. М., 1980.
6.Динер В.Л. Теория и методика физической культуры. Краснодар, 2001
7.Дубровский В.И..- М.: Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учебник для студентов вузов Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.- 608 с.
8. Мазуревич В.И. “Физическая культура и здоровье северян”
9. Исаев А.А. .Если хочешь быть здоров: Сборник/ - М.: Физкультура и спорт, 1988.- 352с
10. Карпман В.Л. Спортивная медицина: учеб. для ин-тов физ.культ. - М.: Физкультура и спорт, 1987.- 304 с
11. Ж. К. Холодов, В. П. Панов “Папа, мама и я – спортивная семья”, Минск “Полымя” 1989 г. – 105с.
12. Орешкин Ю.А. “К здоровью через физкультуру”, Москва “Медицина” 1990 г. – 215с.,
13.Фомин Н.А. Физиология человека. – М.: Просвещение; Владос, 1995.
14.Мильнер Е.Г. Формула жизни. - М.: ФиС, 1991.

15