Проектная деятельность учащихся при изучении кубановедения в начальной школе


Проектная деятельность учащихся при изучении кубановедения в начальной школе
Из опыта работы Михайлдининой Людмилы Александровны, учителя начальных классов МБОУ СОШ №5
«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов
на одаренность, кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия, хотя бы в самой
маленькой поисковой исследовательской деятельности»
А.Н Колмогоров
Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных заданий.
Еще В.А.Сухомлинский писал: «Страшная это опасность – безделье за партой…» Сейчас вспомнить эти слова особенно своевременно, т.к. из опыта работы и личных наблюдений знаю, что существует проблема утраты познавательного интереса учащихся к учению вообще.
Как сделать, чтобы предмет «Кубановедение» оставался любимым в школе?
Надо повышать мотивацию к изучению предмета кубановедения, сформировать интерес к предмету, который остаётся самым сильным стимулом к учению.
Как же вызвать интерес к предмету кубановедения?
Невозможно себе представить жизнь детского коллектива без творческой деятельности учащихся. Творческие дела можно считать своеобразными «кирпичиками», из которых складывается «здание» воспитательной работы. Наиболее гибкой моделью организации творческой деятельности учащихся на уроках кубановедения, ориентированной на развитие и самореализацию личности, является метод проектов.
Метод проектов широко используется в начальной школе на уроках кубановедения. В основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получен при решении той или иной проблемы.
Требования к проектной деятельности младших школьников:
отличие от идеи проекта старших школьников, это лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании;
для ребенка – это его СОБСТВЕННЫЙ проект;
все темы в качестве «проектных» должны быть посильны пониманию ребенка;
чем меньше ребенок, тем проще проект;
выбору темы должна предшествовать «вспышка интереса», как побуждающее событие
Чего ожидать от проектной деятельности учащихся младших классах?
Проектная деятельность способствует воспитанию у учащихся значимых общечеловеческих ценностей: партнерство, диалог, толерантность, чувство ответственности, самодисциплина.
Проектная деятельность развивает исследовательские и творческие способности.
Метод проектов воспитывает сознательное отношение к учению, способствует развитию познавательной активности и культуры умственного труда, стимулирует стремление к самостоятельному приобретению знаний. Следует подчеркнуть и такую возможность творческих дел, как всестороннее, целостное воздействие на психику школьника, на его эмоционально-волевую сферу.
Педагогические цели, достижениям которых способствует проектная деятельность:
принятие самостоятельного решения;
умение ставить задачи и задавать вопросы;
поиск нестандартных, оригинальных решений;
раскрытие индивидуального потенциала.
Организовать в начальной школе такой вид работы с учащимися – не простая задача, требующая сил, времени, энтузиазма. Грамотно организованная деятельность позволяет оправдать себя и дать ощутимый педагогический эффект, связанный, прежде всего, с личностным развитием учащихся.
Роль учителя при реализации проектного метода:
помогает определить цель деятельности;
рекомендует источники получения информации;
раскрывает возможные формы деятельности;
содействует прогнозированию результата;
создает условия для развития познавательной активности;
является партнером;
помогает оценить полученный результат.
Виды проектной деятельности Краткая характеристика процесса и результата
Практико-ориентированный Изготовление материального продукта, который можно использовать в жизни класса, семьи, отдельного человека
Исследовательский Выдвижение первоначальной гипотезы и проверка ее с помощью социологического опроса, наблюдения
Информационный Сбор и представление информации о каком-либо объекте, явлении в виде сообщения, плаката
Творческий Рисунки, выставки, игры
Ролевой Разыгрывание сценок
Смотрите приложении (Презентация)
Данная работа по повышению познавательного интереса позволяет расширить, углубить, знания о своей малой родине, сформировать интерес к предмету, сделать его жизненно-необходимым и значимым для человека, за которым будущее России и Кубани.