Логопедическая коррекция дисграфии у старших школьников с интеллектуальным недостатком.


Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра психологического и социально-педагогического сопровождения общего и специального ( коррекционного) образования.

Логопедическая коррекция дисграфии у старших школьников с интеллектуальным недостатком.
(программа)

Исполнитель:
Казанцева Наталья Сергеевна,
учитель- логопедМС(К)ОУ « Специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Консультант:
Загляда Людмила Ивановна,
доцент кафедры
Кемерово 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обучение школьников грамотно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме является одной из задач всего процесса обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Данная программа предусматривает формирование коммуникативной функции речи через осмысление синтаксической системы родного языка и овладение богатством его синтаксического строя.
Актуальность программы заключается в том, что она способствует активизации всех каналов коммуникации у умственно отсталых детей: рецептивного (понимание), организующего (ассоциирование воспринятого, выявление связи и отношений между предметами со словами), экспрессивного (выражение мыслей в устной и письменной речи).
Конечной целью работы является формирование умений строить собственные высказывания различного типа, исходя из содержания, задач, условий речи и адекватно воспринимать и реагировать на чужое высказывание.
В ходе реализации этой цели будут решаться следующие коррекционно- логопедические задачи:
Обогащение и активизация словаря умственно отсталых школьников;
Закрепление орфографических и пунктуационных навыков;
Развитие навыков связной письменной речи. Привитие навыков делового письма. Развитие навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме;
Коррекция высших психических функций: развитие речи обучающихся и мышления.
Воспитание интереса к родному языку;
Подготовка умственно отсталого школьника к самостоятельной жизни и общению.
Курс коррекционно-развивающих занятий рассчитан на З года
обучения в условиях логопункта коррекционной школы. Занятия проводятся малыми группами 2 раза в неделю. Год обучения предусматривает 60-62 занятия, всего 180-186 занятий.
Количество занятий на каждом этапе коррекционной работы может быть изменено (уменьшено или увеличено) в зависимости от степени выраженности речевого дефекта и успехов обучающихся.
В программе предлагается использование следующих видов контроля: ежегодное обследование обучающихся с последующим заполнением результатов в карте динамики речевого развития; проведение различных видов диктантов (проверочный, объяснительный, предупредительный, кратковременный, с комментарием) и творческих работ ( написание рассказа по теме, по впечатлению, по представлению); проверка техники чтения 2 раза в год ( начало и конец учебного года).
Эффективность реализации предлагаемой программы зависит: от четкости организации логопедической работы; от равномерного распределения нагрузки; от преемственности в работе логопеда, учителей и родителей; от учета индивидуальных особенностей обучающихся; от организации дифференцированного подхода; от сочетания коррекционно- развивающего процесса с медикаментозным, физиотерапевтическим, психотерапевтическим воздействием на обучающихся.
При разработке программы использовались следующие нормативные документы: методические рекомендации «Организация логопедической работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида» из сборника приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР от 20.06.2002 г. № 29/2194-6; программа Приходько Е.Н. « Коррекция речи детей с задержкой психического развития».
В законе Российской Федерации об образовании от 10.07.1992г. в ст. 50, п.10 записано: «Для обучающихся с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные учреждения коррекционного характера, обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество». Без обучения коммуникативным навыкам и умениям, обучающихся со сниженным интеллектом испытывают большие трудности в общении с окружающими, адаптации в социуме.
Коррекционно- развивающая программа составлена на основе программы под редакцией Воронковой В.В. для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида и дополняет курс русского языка. Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению учащимися материала по родному языку в целом.
При создании программы переработаны авторские материалы Баяновой Е.В., Гагариной Н.С., являющиеся основанием данной коррекционно- развивающей программы.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как чтение и развитие речи, письмо и развитие речи.
Программа предназначена логопедам, работающим с детьми с умственными и речевыми нарушениями, может быть полезна студентам дефектологического факультета.
Тематическое планирование коррекционно- развивающих занятий

п/п Темы занятий Кол-во
занятий
5 класс
1. Повторение. Практические упражнения в составлении и распространении и распространении предложений 1
2. Повторение. Связь слов в предложении 1
3. Повторение. Главные и второстепенные члены предложений 1
4. Различение предложений по интонации. 1
5. Звуки и буквы 1
6. Звуки гласные и согласные 1
7. Согласные твердые и мягкие 1
8. Обозначение мягкости согласных буквами Ь,Е,Е,Ю,Я 1
9. Согласные звонкие и глухие 1
10. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов 1
11. Буквы Е,Е,Ю,Я в начале слова и после гласных 1
12. Гласные ударные и безударные 1
13. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. 1
14. Алфавит. 1
15. Состав слова корень и однокоренные слова 1
16. Состав слова. Окончание. 1
17. Состав слова. Приставка. 1
18. Состав слова. Суффикс. 1
19. Упражнение в образовании слов при помощи приставок и суффиксов. 1
20. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. 1
21. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. 1
22. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. 1
23. Правописание приставок. 1
24. Дифференциация приставок и предлогов. 1
25. Разделительный «Ъ» 1
26. Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное 1
27. Различение частей речи по вопросам и значению 1
28. Понятие об имени существительном 1
29. Имена существительные собственные и нарицательные 1
30. Имена существительные одушевленные и неодушевленные 1
31. Изменение имен существительных 1
32. Род имен существительных (мужской, женский, средний) 1
33. Умение различать род имен существительных 1
34. Мягкий знак «Ь»после шипящих в конце слов у существительных женского рода и его отсутствие у существительных мужского рода 2
35. Изменение имен существительных по падежам 4
36. Умение различать падежи по вопросам 1
37. Понятие о трех склонениях существительных 1
38. Первое склонение имен существительных в единственном числе 1
39. Второе склонение имен существительных в единственном числе 1
40. Третье склонение имен существительных в единственном числе 1
41. Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных 1,2,3 склонения 1
42. Упражнение в одновременном склонении имен существительных относящихся к различным склонениям 1
43. Предложение. Главное и второстепенные члены предложения. 1
44. Нераспространенные и распространенные предложения 1
45. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство 1
46. Предложение с однородными членами 1
47. Перечисление без союзов и с одиночным союзом И.Знаки препинания при однородных членах 2
48. Работа с деформированным текстом 2
49. Изложение по плану 2
50. Составление предложений и рассказа по вопросам 2
51. Составление предложений и рассказа по картине 2
52. Составление предложений и рассказа по серии картин 2
53. Составление рассказа по опорным словам после разбора 2
54. Деловое письмо: адрес на открытке и конверте 2
55. Деловое письмо: поздравительная открытка 1
56. Деловое письмо: письмо родителям 1
Итого: 60-62з
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий


п/п Темы занятий Кол-во
занятий

6 класс
1. Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. 1
2. Повторение. Нераспространенные и распространенные предложения 1
3. Повторение. Однородные члены предложения. 1
4. Повторение. Перечисление без союзов и с одиночным союзом И.Знаки препинания при однородных членах 1
5. Звуки и буквы. Алфавит 1
6. Звуки гласные и согласные 1
7. Правописание безударных гласных 1
8. Правописание звонких и глухих согласных 1
9. Слова с разделительным «Ь» 1
10. Двойные и непроизносимые согласные 1
11. Состав слова корень и однокоренные слова 1
12. Состав слова. Приставка. 1
13 Состав слова. Окончание. 1
14. Состав слова. Суффикс. 1
15. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. 1
16. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. 1
17. Правописание проверяемых звонких и глухих согласных в корне слов1
18. Непроверяемые гласные в корне слов1
19. Непроверяемые согласные и в корне слов. 1
20. Правописание приставок 1
21. Дифференциация приставок и предлогов 1
22. Разделительный «Ъ» 1
23. Правописание приставок с О и А (от-, до-, про-, по-, за-, на-) 2
24. Приставка пере- 1
25. Единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-,в-,над-,под-,от ) 2
26. Значение имени существительного и его основные грамматические признаки: род, число, падеж. 1
27. Правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа 1
28. Склонение имен существительных во множественном числе 1
Правописание падежных окончаний имен существительных множественного числа 1
29. Правописание падежных окончаний имен существительных множественного числа 1
30. Правописание родительского падежа существительных женского рода и среднего с основной на шипящий 1
31. Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном или только во множественном числе. 1
32. Понятие об имени прилагательном. Значение имени прилагательного в речи. 1
33. Умение различать род, число, падеж прилагательного по роду, числу и падежу существительного. 1
34. Умение согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже 1
35. Правописание падежных окончаний имен прилагательных единственном и множественном числе. 1
36. Простое предложение. 1
37. Простое предложение с однородными членами 1
38. Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных1
39. Перечисление без союзов, с союзом И, с союзами А,Но2
40. Знаки препинания при однородных членах 1
41. Сложное предложение 1
42. Сложное предложение с союзами и, а, но, Знаки препинания пере союзами 2
43. Обращение Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении. 1
44. Работа с деформированным текстом. 2
45. Распространение текста путем включения в него имен прилагательных 1
46. Изложение рассказа по коллективно составленному плану 2
47. Составление рассказа по картине по коллективно составленному плану 1
48. Составление рассказа по картине и данному началу с включением в рассказ имен прилагательных 2
49. Составление рассказа по опорным словам и данному плану 1
50. Составление рассказа ( с помощью логопеда) по предложенным темам 1
51. Сочинение по коллективно составленному плану на материале экскурсий, личных наблюдений, практической деятельности 2
52. Деловое письмо: письмо товарищу 1
53. Деловое письмо: заметка в стенгазету 1
54. Деловое письмо: объявление 1
Итого: 60-62з
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий


п/п Темы занятий Кол-во
занятий

7 класс
1. Повторение. Простое и сложное предложение 1
2. Повторение. Простые предложения с однородными1
3. Повторение. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, с союзами а, но. 1
4. Сложные предложения с союзами и, а, но. 1
5. Состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание. 1
6. Единообразное написание гласных и согласных в корне слов. 1
7. Единообразное написание гласных и согласных приставок 1
8. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. 9. Сложные слова. 1
10. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е. 1
11. Основные грамматические категории имени существительного – род, число, падеж, склонение. 1
12. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе. 2
12. Значение имени прилагательного в речи. 1
13 Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. 2
14. Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. 1
15. Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. 1
16. Понятие о местоимении. Значение местоимения в речи. 1
17. Понятие о глаголе. 1
18. Изменение глагола по времени (настоящее, прошедшее, будущее). 2
19. Изменение глагола по числам. 1
20. Неопределенная частица не с глаголами. 1
21. Изменение глаголов по лицам. 1
22. Правописание окончаний глаголов 2-го лица:- ишь,- ишься1
23. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. 1
24. Глаголы на – ся, - сь. 1
25. Простое предложение. 1
26. Распространенные и нераспространенные предложения 1
27.
28. Главные и второстепенные члены предложения.
Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах 1
1
29. Обращение. Знаки препинания при обращении. 1
30. Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений. 1
31. Сложное предложение. 1
32. Сложное предложение с союзами и, а, но, и без союзов. 2
33. Сравнение простых предложений с однородными членами, соединениями союзами и, а, но со сложными предложениями 2
34. Сложные предложения со словами: который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами. 2
35. Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий. 2
36. Сочинение по картинам русских и отечественных художников (в связи с прочитанными произведениями). 2
37. Сочинение по личным наблюдениям. 2
38. Сочинение по материалам экскурсий, практической деятельности. 2
39. Сочинение на основе имеющихся знаний. 1
40. Сочинение творческого характера 2
41. Отзыв о прочитанной книге. 1
42. Деловое письмо: заметка в стенгазету. 1
43. Деловое письмо: заявление. 1
44. Деловое письмо: автобиография. 1
45. Деловое письмо: анкета. 1
46. Деловое письмо: доверенность. 1
47. Деловое письмо: расписка 1
ИТОГО: 60-62з
Список литературы
1.Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе.[Текст]: учеб. пособие/ А.К. Аксенова-М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999-320с.
2.Алтухова Т. А. Коррекция нарушений чтения у школьников начальных классов с трудностями в обучении.[Текст]: учеб. пособие/ Т.А. Алтухова-Издательство Белгородского Гос. Университета, 1998-187с.
3.Bopoнкoвa В.В., Перова. М. Н., Экк. В. В. Проrpаммы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида.[Текст]: учеб. пособие / В.В.Воронкова, М.Н. Перова, В.В. Экк- М: Просвещение, 2000-224с.
4.Гнездилов М.Ф.Методика русского языка во вспомогательной школе.[ Текст]: учеб. пособие/ М.Ф.Гнездилов-М: 1965-246с.
5.Каше Г.А., Никашина Н. А, Шуйдер Р. И, Евлахова Э.А., Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся (под, ред. Р .Е. Левиной.)[Текст]: учеб. пособие/ Г.А. Каше, Н.А. Никашина, Р.И. Шуйдер- М: Учпедгиз, 1960-287с.
6. Колпаковская И.К. Влияние недоразвития речи на усвоение письма Школы для детей с тяжелыми нарушениями речи (под, ред. Р.Е. Левиной.) [ Текст]: учеб. пособие/ И.К. Колпаковская- М: Издательство AПН РСФСР, 196-240с.
7.Ладыженская Т.А. Система обучения сочинениям в 4-8 классах.[Текст]: учеб. пособие/ Т.А. Ладыженская- М: Просвещение, 1973-234с.
8.Левина Р.Е. О генезе нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи.[ Текст]: учеб. пособие/. Вопросы логопедии ./Р.Е. Левина-М: Издательство AПН РСФСР, 1959-198с
9.Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. [ Текст]: учеб. пособие/ Р.Е. Левина- М: Издательство AПН РСФСР, 1961.
10.Морзова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. [Текст]: учеб. пособие/ И.Д. Морозова-М: Просвещение, 1984-126c.
11.Парамонова Л.Г. Правописание шаг за шагом. [Текст]: учеб. пособие/Л.Г. Парамонова-СПб. Дельта, 1998.
12.Петрова В.Г. Развитие речи у учащихся вспомогательной школы.[ Текст]: учеб пособие/ В.Г. Петрова - М:, 1977-245с.
13.Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей.[Текст]: учеб. пособие/ Е.Н. Российская - М: Айрис - пресс, 2004-240с.
14.Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции.[Текст]: учеб. пособие/ Е.Ф. Соботович- М: Классик Стиль, 2003. -160с.
15.Ястребова А.В., Бессонова. Т.Т. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя логопеда при общеобразовательной школе. [ Текст]: учеб. пособие/ А.В. Ястребова, Т.Т. Бессонова-М: Центр, 1996г. 264с.