Дифференциация предлогов и приставок. Коррекция аграмматической дисграфии.


«Чудесный лес»
Тема: Дифференциация предлогов и приставок.
Цели и задачи: закреплять знания детей о приставках и предлогах; знакомить детей с предлогами (правописанием и их ролью в предложении) и приставками (правописанием и местоположением в слове); учить обозначать предлоги с помощью графической схемы, дифференцировать предлоги и приставки; развивать слуховое внимание, логическое мышление и навыки фонематического анализа и синтеза.
Л: Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке у нас гости, посмотрите на них, улыбнитесь им, чтобы больше не отвлекаться от нашего занятия!
Л: Сегодня на занятии мы отправимся в «Чудесный лес» (слайд с картинкой «ЧЛ»)
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
1) Посмотрите на картинку, сколько там цветов, представьте, какой там стоит аромат?! Какой чисты там воздух?
Дыхательная гимнастика:
-давайте глубоко вдохнем через нос и медленно выдохнем через рот(5 раз)
- сделать порционный вдох носом и выдохнуть через рот одним разом( 5 раз)
-вдох глубоких носом, выдохнуть порционно через рот.(5раз)
- сделать резких вдох через нос и резкий выдох через рот. (5раз)
Л: МОЛОДЦЫ! Ребята, а лес наш не простой, он волшебный, но он скрывает от всех свои волшебные способности, и чтобы их раскрыть, нам нужно постараться ответить на все вопросы, которые нам приготовили его обитатели. Готовы?(карточки с вопросами)
2)Л: и вот наш первый вопрос
Кто знает, какие части слов мы часто путаем с предлогами (слайд 2 с подсказкой)
Д: приставки!
Л: молодцы! А вы знаете почему приставки пишутся со словами слитно? Давайте сейчас я вам прочитаю сказку о приставках и мы попробуем сформулировать правило вместе?
Слушайте внимательно!
В глухом лесу жила девочка Приставка. Давным-давно она отстала от своих родителей, заблудилась, да так и осталась жить в лесу. На большой и красивой поляне она построила себе избушку. Лесные жители приходили к ней в гости. Приставка жила и не тужила.
Однажды слова пошли в лес за грибами и ягодами. Целый день они бродили, собрали полные корзины и уже собрались поворачивать обратно, но обнаружили, что не помнят дороги домой. Сели слова на пенечек и горько заплакали. Они плакали так громко и горько, что на их плач вышли из чащи звери и решили помочь заблудившимся путникам. Они позвали девочку Приставку.
На лес надвигалась ночь. В небе появился месяц. Девочка Приставка взяла фонарики, раздала их словам и просила держать их впереди себя, освещая дорогу. Но слова так боялись идти ночью по лесу, что крепко прижались к девочке. Так и дошли до деревни. Стала девочка прощаться со словами, да не смогла оторваться от некоторых из них, так были слова напуганы. Делать нечего, осталась Приставка с некоторыми словами, как их часть, приклеилась в начале слова, да так и держится!
С тех пор самые пугливые слова никуда не ходят без приставки, а некоторые лишь изредка встречаются без нее. А есть и такие, которые примеряют к себе много разных приставок, и от этого их значение меняется, появляются новые слова.
Итак, приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
3) Давайте посмотрим на слайд, и проверим все ли там верно! ( слайд с таблицей)
Д: находят ошибку. Получают распечатку. КарточкиПредлог и Приставка
4)Л: А вот и следующий вопрос от обитателей леса
Они хотят проверить, как вы усвоили правило
Я называю вам слова с приставками и предлогами, а вы думаете и поднимаете нужную карточку. Нужно быть очень внимательны.
Доехал, к дому, к лесу, по лесу, поехал, перешел, с дерева, от стены, подошел, расцвел, вырос, из леса.
Д: показывают карточки, если ошибаются-проверяем.
5) Физминутка:
Следующее задание ? Готовы?
В нем они предлагают нам встать и немного размяться и заодно проверим, кто же самый внимательный!
Вы слушаете стихотворение, я выделяю интонацией слова с приставками и предлогами, а вы делаете руки в стороны-если это слово с предлогом, и прижимаете к себе-если слово с приставкой. Понятно.
Я бежал по полю к лесубез ботинок босиком,
прыгал я через канавыи сквозь чащу напролом.Вдруг над лесом встала туча -
я под ёлку заскочил,
шапку быстро нахлобучил,
чтобы дождь не намочил.6) А теперь, давайте откроем наши тетради, запишем число, 1 декабря (не забудьте пропустить 2 строчки)
На карточке новое задание
Нужно списать его в тетрадь и раскрыть скобки.
Я ( с )утра ( в )лесу гуляю,
( От ) росы я весь ( про )мок.
Но зато теперь я знаю
( Про )березку и ( про ) мох.
Л: проверка
7) Соедини линией приставку со словом:
О смотр, за мёрзнуть, без воды, от крыл, про водник, над водой, по полю.Положите карточку в тетрадь.
8) Дифференциация предлогов и приставок во фразах. Развитие имения строить словосочетание.
Логопед: Прочитайте слова первого и второго столбика
Нужно составить словосочетания из слов и объяснить, где приставка, а где предлог.
(НА)ПИСАТЬ (НА)СТОЛЕ
(В)БЕЖАТЬ (ОТ)ГРЯЗИ
(ПО)ПЛЫВЁТ (СО)СТУЛА
(В)КОМНАТУ
(ЗА)БЕЖАЛ
(ПО)РЕКЕ
9) Работа по языковому анализу и синтезу на уровне предложения. Составление схем предложений.
Логопед: Вставьте предлоги и приставки (запись на карточках). Составьте схемы предложений со словами с предлогами и приставками.
— ... стол кто-то ...крошил.
—Мальчик ...бежал ...остановки.
— Коля …вязал собаку ...дерева.
10) – Посмотрите еще раз очень внимательно на нашу табличку-подсказку и ответьте на вопросы:
Для чего служит приставка, для чего служит предлог?
Приставка служит для …….. ( образовании новых слов)Предлог служит для  ……….(связи слов в предложении)Как пишутся части слова и как – части речи?Части слова пишутся ………. (слитно)Части речи пишутся ……….. (раздельно)
11)РЕФЛЕКСИЯ.
- Что на уроке было главным?
- Что было интересным?
- Что было трудным?
-Что же надо сделать, чтобы не ошибиться в написании предлогов и приставок?
12) Карточка домой