тренинг формирования лидерских качеств


Тренинговое занятие «Формирование лидерских качеств».
Категория – учащиеся 10-11 классов.
Занятие рассчитано на 1 урок (45 минут).

Материалы и оборудование: бумага формата А-4, фломастеры, ручки, стикеры со скрепками или бейджи.
Сегодня, мы попытаемся (постановка целей):
овладеть полезными социально-психологическими знаниями;
развить способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей;
провести диагностику и коррекцию личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям;
изучим приемы межличностного взаимодействия для повышения его эффективности;
поговорим о командообразовании и роли её лидера
ход занятия:
Организационный этап.
Давайте договоримся о некоторых особенностях и правилах нашей встрече:

Доверительный стиль общения.
Общение по принципу «здесь и сейчас».
Персонификация высказываний.
Искренность в общении.
Правило пирога.
Недопустимость непосредственных оценок человека.
Основной этап.
Знакомство:
На листочках напишите, как бы вы хотели, чтобы к вам обращались в этой группе. Прикрепите листок скрепкой к одежде.
О нас. Сейчас в течение 3 минут попробуйте взять интервью у соседа, сидящего слева от вас. По окончании этого времени вы будете представлять друг друга по кругу по часовой стрелке. Постарайтесь за это время узнать какие-то интересные факты о своем соседе слева.
Обсуждение: что дает это упражнение? Какой опыт? Что в итоге произошло со всеми участниками? Остались ли они чужими друг другу?
2.Разносторонне развитая личность. Отсутствие стеснения и 100% уверенность в действиях. 10 мин.
Всесторонне развитой личности важно знать свои особенности. На листе бумаги разделенном пополам напишите: слева – то, над чем вы постоянно работаете (будете работать, т.е свои трудности), справа – свои достоинства, то чего вы уже достигли. Например: слева – медлителен, справа – уравновешен, не завожусь с полуслова, терпелив и т.д. Постарайтесь написать не менее 5 характеристик с одной и другой стороны. Участникам предлагается по желанию зачитать получившийся список вслух, после каждого прочтения обязательно положительное подкрепление говорившего аплодисментами группы.
Обсуждение:
- легко ли было составить такой список?
- что было сложнее сделать написать достижения или то, над чем еще надо работать? Почему, как вы думаете?
- чему учит это упражнение?
3.Умение устанавливать контакты позволяет человеку чувствовать себя более уверенно в этом мире. Сейчас мы проведем серию встреч, причем каждый раз с новым человеком. Нужно легко и приятно войти в контакт, поддержать разговор и также приятно расстаться с ним».
Члены группы встают по принципу «карусели», т.е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный (участники стоят спиной к центру круга) и внешний подвижный (участники расположены лицом к центру круга).
По сигналу ведущего все участники внешнего круга делают одновременно 1 или 2 шага вправо и оказываются перед новым партнером. Таких переходов будет несколько.
Причем каждый раз роль участникам задает ведущий. Примеры ситуаций «встреча»:
1.«Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой случайной встрече…»
Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы 1 мин. Затем ведущий дает сигнал, участники должны закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому партнеру.
2.«Перед вами совсем маленький ребенок, он чего-то испугался и вот-вот расплачется. Подойдите к нему, начните разговор, успокойте его».
3.«Вас сильно толкнули в автобусе. Оглянувшись, вы увидели пожилого человека…»
4.«После длительной разлуки вы встречаете вашего любимого (любимую). Вы так рады этой встрече. И вот наконец он (она) рядом с вами…»
Делаем выводы о комфортности и не комфортности ситуаций.
Ведущему следует обратить внимание участников не только на то, как они вступают в контакт, начиная встречу, но и на то, как они заканчивают разговор.
После очередного перехода, смены партнеров, ведущий, задавая ситуацию, определяет конкретные роли для каждого круга, например, участники внутреннего круга играют роль испуганного ребенка, а внешнего – взрослого, который должен успокоить малыша.
4. О командообразовании (15 мин).
Вопросы учащимся: Что такое личность в команде? Чем группа отличается от команды? Дайте определения. О команде, как о школьном коллективе. О команде активистов школы, города/ района.
Дискуссия «Лидерство». Участникам группы предлагается обсудить следующие проблемы: являются ли лидерские способности врожденными или приобретенными; кто может стать лидером, а кто не может; нужно ли стремиться развивать в себе лидерские способности и почему; где могут пригодиться лидерские качества и организаторские умения. Можно дополнить дискуссию групповой работой: с помощью ответов на предлагаемые вопросы участникам удастся составить представление о сфере воспитания лидерских качеств
5. Деловая игра «Качества и умения лидера». Работу можно организовать в подгруппах по 5 – 7 человек. Ребятам предлагается составить перечень качеств и умений, которыми, по их мнению, должен обладать лидер, чтобы эффективно руководить деятельностью в группе. Общее обсуждение после групповой работы должно закончиться составлением общего списка (каждая мини-группа получает карточку с заданием - смотри Приложение 1).
6. Игра «Перестройка». Группе дается задание построиться по каким - либо определенным признакам, на время (засекает ведущий).
Например: за 1 минуту построиться
- по цвету глаз (от светлых к темным);
- по номерам квартир (от 0 до…);
- по дням рождения (от января к декабрю) и т.д.
7. Игра «Веревочка».
Ребята должны взявшись за руки и с закрытыми глазами построить: квадрат, треугольник, пятиугольник, восьмерку, тройку и т.д.
По окончании каждого упражнения – обсуждение:
- насколько комфортно вам было выполнять это упражнение?
- появился ли лидер в вашей группе? Почему он появился?
- чему учит это упражнение?
8. Качества лидера:
Умение выражать свои эмоции: прочитать стихотворение с заданной эмоцией (смотри приложение №1)
Подведение итогов:
- участникам предлагается заполнить анкету (смотри приложение №2)
Приложение 1
1.Можно ли стать лидером, воспитать в себе лидерские качества?
2.Какими качествами должен обладать лидер?
3.Считаете ли вы себя лидерами? Почему?
4.Нужны ли лидеру знания организаторской работы?
5.Какую функцию в коллективе выполняет лидер?
6.Каково отношение лидера к членам коллектива?
7.В чем проявляется активная лидерская позиция?
Приложение 2
Прочитать с выражением, величественно:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной          Александрийского столпа.
Прочитать язвительно, с ехидцей:
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире          Жив будет хоть один пиит.
Прочитать весело, со смехом:
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой          Тунгус, и друг степей калмык.
Прочитать печально, грустно:
И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу          И милость к падшим призывал.
Прочитать повелительно, со злостью:
Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно          И не оспаривай глупца.
Приложение 3
Обратная связь
Фамилия Имя участника ( по желанию)
________________________________________
Класс который Вы представляете ________________________________________
Степень включенности: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Что мешает тебе быть более включенным в занятие на 100 %? ________________________________________
Твои основные ошибки в ходе занятий:
а) по отношению к себе ________________________________________
б) по отношению к группе ________________________________________
в) по отношению к ведущему ________________________________________
Самые значимые для тебя темы, упражнения, во время которых удалось сделать определенный «прорыв», что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться: ________________________________________
Что тебе очень не понравилось на прошедшем занятии? Почему? ________________________________________
Твои замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятий и т.п.). ________________________________________
Твои просьбы к организационному комитету мероприятия:
___________________________________________________________________________