Урок в классе-комплекте 5-6 по темам Многообразие грибов. , Плоды. Многообразие плодов.


Конспект урока по теме «Многообразие грибов» ( 5 класс) и «Плод. Разнообразие и значение плодов» ( 6 класс) .Цель урока: Создание условий для осознания и осмысления новой информации по теме «Многообразие и значение грибов», «Плод. Разнообразие и значение плодов» применения их в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений средствами групповой работы.
Планируемые результаты
Личностные:
-формирование ответственного отношения к учебе;
-формирование основ экологической культуры.
Метапредметные:
-определять цель выполняемой задачи;
-анализировать рисунки учебника;
-эффективно сотрудничать со сверстниками;
-находить информацию в различной литературе;
-анализировать информацию, переводить её из одной формы в другую;
-оценивать выполняемую работу по критериям.
Предметные:
-объяснять общие особенности организации грибов и плодов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные);
- распознавать съедобные и ядовитые грибы, правила сбора грибов, разбираться в многообразии плодов.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
I.Организационный момент. Приветствие.
- Здравствуйте! Я очень рада всех вас видеть на уроке. Какое у вас настроение? Если хорошее, то поднимите карточку зеленого цвета, если настроение плохое – то карточку красного цвета. Надеюсь, что мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем, и чтобы настроиться на хорошую работу хочу вам прочитать отрывок из стихотворения Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!»
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день и ночь!
II.Целеполагание и мотивация
-Что же мы с вами сегодня будем изучать? Для этого я предлагаю вам зачитать интересную информацию, и подумать над темой урока.
Оказывается:
- Рыжики можно есть в сыром виде.
- Самый первый в мире антибиотик был выведен из гриба (пенициллин).
- Многие виды грибов являются хищниками .-Веселка обыкновенная - это самый загадочный гриб наших лесов. И к тому же самый знаменитый. Этот удивительный представитель грибного мира вошел в книгу Гиннеса как рекордсмен по скорости роста – за одну минуту он выбрасывает ножку, которая растет по 5 мм ежеминутно! Соответственно и жизнь этого поистине целебного гриба длится всего один-два дня.
-Многие грибы летают по воздуху, отчего плесневеют продукты питания.
- Некоторые грибы, могут загорая, так же как люди вырабатывать витамин D.
- Итак, пятиклассники, к какому выводу пришли, прослушав этот материал, о чем мы сегодня будем с вами говорить на уроке?
-Правильно. Сегодня мы с вами будем говорить о грибах и убедимся в том, что их большое разнообразие… Многообразие.. -Пока мы с ребятами 6 класса будем определять тему нашего урока, я вам предлагаю заполнить лист индивидуального продвижения по теме «Многообразие грибов»
-Итак, ребята: я вам загадаю загадки, а вы, дав отгадку, решите, какова тема нашего урока.
Весной повис-
Всё лето кис,
А сладок стал –
На землю пал. (Плод )
-Как вы думаете, о чём идёт речь? Правильно – это плоды. Запишите в тетрадях тему урока «Плод». Какие вы знаете плоды? (показ слайда). Плодов большое разнообразие. Допишите к первой части темы нашего урока её вторую часть « Разнообразие плодов».
- Я вам предлагаю заполнить лист индивидуального продвижения по теме «Плод. Разнообразие плодов».
-Ребята, проанализируйте , что вы знаете и не знаете о грибах.
V.Изучение нового материала. – Сегодня каждый из вас получает свой маршрутный лист и находясь в определенной позиции, будет выполнять соответствующий вид деятельности , в конце урока вы представляете всему классу свою выполненную работу.
Маршрутный лист ученика(цы) 5 класса............................................................. по теме «Многообразие и значение грибов».
1.Позиция «Понятие».
-Ребята. Вспомните, как мы с вами даем определение понятию по схеме (слайд). Учащиеся 6 класса работают самостоятельно. А мы с 5 классом поработаем вместе. Используя текст учебника, страница 60-61 составим определение понятиям : шляпочные грибы, плесневые грибы, антибиотик.
Шляпочные- грибы + многоклеточные + плодовое тело ( шляпка, ножка).
Плесневые- грибы + многоклеточные + многоядерная грибница. ( найти !!!)
Антибиотик- вещество + убивает микробы.
-А теперь все работаем самостоятельно.
2. Позиция «Схема». Изучите материал учебника на странице 60-62 и составьте схему, подтверждающую многообразие грибов.
Грибы
↙ ↘
........................................ Одноклеточные
↙ ↘ ↓
............................. плесневые .....................................
Грибы
↙ ↘
........................................ несъедобные
↙ ↙ ↓ ↘ ↙ ↓ ↘
.............. .................... лисички .............. ложная ............... .........................
лисичка
3. Позиция «Вопрос» . Прочитайте абзац «Одноклеточные грибы» и составьте два вопроса к данному тексту для своих товарищей.
1.Подумайте........................................................................................................................................?.2.Почему..............................................................................................................................................?3.Докажите...........................................................................................................................................?4.Объясните........................................................................................................................................?..........5. Каким образом ........................................................................?4.Позиция «Интересное!» Выберите из предложенного материала наиболее интересные, по вашему мнению, факты про грибы и поделитесь данной информацией со своими друзьями.
- Есть грибы, которые ловят мелких насекомых. Они охотятся на живых существ.
-Грибы-охотники обзавелись клейкими наростами, сетями из множества колец и другими приспособлениями для ловли животных. Существуют грибы, которые питаются гусеницами. Они выбрасывают споры, на расстояние до 1 метра, которые прилипают к телу насекомого. Споры постепенно прорастают в теле жертвы, уничтожая ее.
-Есть грибки, которые выдерживают любые типы облучения и даже давление до 8 тыс. атмосфер. Зафиксированы случаи развития плесневых грибов на поверхности серной кислоты.
-Некоторые подземные грибницы, проживающие в Северной Америке, занимают площадь в сотни гектаров и имеют вес, в десятки раз превосходящий вес семьи китов. Один из таких грибов растет в американском штате Орегон. Его грибница занимает почти 900 гектаров и имеет вес в сотни тонн. Она стелется вдоль корней других растений, постепенно их убивая. Известно, что многие грибы весьма агрессивны и являются причиной гибели многих других существ.
5.Позиция «Практик». Прочитайте учебник «Биология» на странице 64-65 «Значение грибов для человека» и дополнительную литературу и заполните соответствующую таблицу.
Значение грибов примеры
продукты питания заболевания порча продуктов медицина Маршрутный лист ученика(цы) 6 класса .......................................................... по теме «Плод. Разнообразие и значение плодов».
1.Позиция «Понятие». Используя учебник «Биология» 6 класс , страница 66 дайте определение понятиям : плод, околоплодник, покрытосеменные.
Плод- орган + цветковых растений + размножения + образуется после опыления и оплодотворения.
Околоплодник- часть плода + наружная + защищает семена.
Покрытосеменные- растения + семена защищены околоплодником.
2.Позиция «Схема».а) Прочитайте абзац учебника на странице 67-68 «Разнообразие плодов» и составьте схему, которая показывает многообразие плодов по количеству воды в околоплоднике.
Классификация плодов
↙ ↘
сочные ........................
↙ ↓ ↘ ↓ ↘
.............., тыквина, .............. ..............., зерновка
б)Составьте схему «Многообразие плодов» по количеству семян .
Плоды
↙ ↘
Многосемянные ................................
↙ ↓ ↘ ↙ ↓ ↘
коробочка ................. .............. зерновка .............. .............
в) Составьте схему «Многообразие плодов» по способу раскрывания.
Плоды
↙ ↘
............................ невскрывающиеся
↙ ↘ ↙ ↘
боб ............. ................ костянка
3. Позиция «Вопрос». Прочитайте абзац параграфа на странице 68-69 «Распространение плодов и семян» и составьте два вопроса своим одноклассникам по данному материалу.
а)Подумайте ....................................................................................................................................
б) Почему .............................................................................................................................................
в) Объясните .......................................................................................................................................
г) Какие ................................................................................................................................................
д) В чем ...............................................................................................................................................
4.Позиция «Это интересно!». Выберите из предложенного материала наиболее интересные, по вашему мнению, факты про плоды и обозначьте её особым значком.
-Апельсины и некоторые другие цитрусовые, созревают изнутри, когда их кожура ещё зелёная. Но так как покупатели сочтут зелёные апельсины неспелыми, фрукты подвергают обработке в специальных комнатах с тщательно подобранными условиями температуры, влажности и вентиляции в течение нескольких дней.
-В плодах киви содержится гораздо больше витамина С, по сравнению с цитрусовыми фруктами, такими как лимоны и апельсины.
-Как думаете, в какой стране едят больше всего бананов? Ответ: в Уганде, там каждый житель в год съедает более 220 килограмм бананов, то есть бананы у них на завтрак, обед и ужин.
-Английские летчики во время Второй мировой войны употребляли в пищу ягоды черники и варенье из нее, чтобы лучше видеть в сумерках и ночью.
-Хорошая спелая ягода клюквы подпрыгивает, если упадет на твердую поверхность.
-Американские индейцы растирали клюкву в пасту и смешивали с сушеным мясом, чтобы продлить срок его хранения.
-Чтобы очистить орехи пекан от шелухи, их лучше сначала заморозить.
-Сладкий каштан употребляется в пищу европейцами более тысячи лет. По питательности его можно сравнить с рисом и хлебом. Каштаны жарят, запекают, отваривают, но наиболее ценны они в сыром виде.
-Миллионы ореховых деревьев выросли в лесах потому, что белки, зарыв орехи в землю, потом забыли о своих тайниках.
-У мусульман признак самого дурного тона и неуважения к собеседнику - привычка жевать жевательную резинку и грызть семечки во время разговора.
-В коробочке мака содержится 3 тысячи семян. Cемена мака используются в кондитерских изделиях.
-В старину практиковалось ношение желудя как амулета, оберегавшего от старения и трусости.
-Чтобы на дубе выросли желуди, ему должно исполниться как минимум 50 лет.
-В таиландской провинции Лопбури существует ежегодная традиция устраивать обезьяний банкет. В храм приглашают более 2 000 обезьян и обильно угощают тысячами килограммов плодов. Обезьян здесь так любят за то, что они считаются священными животными.
-Ягоды арбуза при выращивании легко принимают любую форму. Благодаря этому арбуз стал естественной целью для японского аппетита к новизне. Фермеры обнаружили способ выращивания арбузов внутри стеклянных коробок так, чтобы арбузы росли в форме куба для удобного хранения в холодильниках.
5. Позиция «Практик». Прочитайте абзац параграфа «Значение плодов» на странице 69-70 и дополнительную литературу и заполните таблицу.
Значение плодов примеры
созревание семян расселение растений продукты питания медицина промышленность VI.Обобщение изученного материала. –Ребята из 6 класса завершили свою работу и я предлагаю им поделиться тем объемом информации, который они изучали. Затем мы послушаем пятиклассников.
-Все справились со своей задачей, но у 6 класса я бы хотела выяснить следующее: я знаю, что вы часто летом и осенью ходите в лес, чтобы набрать грибы. Поделитесь с нами : какими правилами должен пользоваться начинающий грибник, чтоб не навредить своему здоровью? Составьте, пожалуйста, «Памятку начинающему грибнику», все необходимое у вас имеется на рабочем столе. Создайте группу и выполните эту работу как можно эффективнее.
-Зачитайте нам свои советы.
-Большое вам спасибо.
VII. Самооценивание. - Давайте оценим свою работу.
VIII.Рефлексия. - Наш урок подходит к финалу и я предлагаю вам ещё раз проанализировать «Листы индивидуального продвижения» и заполнить её.
- Благодаря вашей работе мы смогли найти ответы. Что изменилось? Какие открытия вы сделали сегодня на уроке? С каким настроением вы уходите с урока? Покажите мне это руками.
-Большое всем спасибо за работу на уроке, запишите домашнее задание:
а) Составить по теме кроссворд.
б) Найти по домашнему параграфу дополнительный материал в интернете.
в) Составьте мини –проект по своей тематике.
Лист индивидуального продвижения по теме « Многообразие грибов».
Закрась колонку « Мои результаты» красным цветом, если знаний по этому вопросу у тебя не достаточно; зеленым – если ты знаешь отлично и можешь рассказать своему товарищу.
Планируемые результаты
Я научусь Мои результаты
в начале урока на конец урока
1. Характеризовать строение шляпочных грибов. 2. Классифицировать шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые. 3. Описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника. 4. Объяснять понятия «антибиотик» и «пеницилл» 5. Распознавать съедобные и ядовитые грибы на рисунках, устно. 6. Объяснять значение грибов для человека и для природы. Я буду продолжать учиться: 7. Определять цель выполняемой задачи. 8. Анализировать рисунки учебника.
9. Эффективно сотрудничать со сверстниками.
10. Находить информацию в различной литературе. 11. Анализировать информацию, переводить её из одной формы в другую. 12. Составлять вопросы к учебному тексту. 13. Оценивать выполняемую работу по критериям.
14. Участвовать в совместном обсуждении проблем. Лист индивидуального продвижения по теме «Плод. Разнообразие грибов».
Закрась колонку « Мои результаты» красным цветом, если знаний по этому вопросу у тебя не достаточно; зеленым – если ты знаешь отлично и можешь рассказать своему товарищу.
Планируемые результаты
Я научусь Мои результаты
в начале урока на конец урока
1. Определять типы плодов и классифицировать их по рисункам, фотографиям. 2. Определять, что такое «плод» , «околоплодник» , «покрытосеменные растения». 3. Описывать способы распространения плодов. 4. Объяснять значение плодов в жизни человека. Я буду продолжать учиться: 5. Определять цель выполняемой задачи. 6. Анализировать рисунки учебника.
7. Эффективно сотрудничать со сверстниками.
8. Находить информацию в различной литературе. 9. Анализировать информацию, переводить её из одной формы в другую. 10. Составлять вопросы к учебному тексту. 11. Оценивать выполняемую работу по критериям. 12. Участвовать в совместном обсуждении проблем.