Творческий проект «Баба-Яга-какая она?»


Творческий проект «Баба-Яга-какая она?»
Учитель начальных классов МОУ СОШ №4 г. Буденновск
Панченко Ирина Брониславовна“Баба Яга – род ведьмы, злой дух,
под личиной безобразной старухи”.
В. Даль.
“Баба Яга – положительный
персонаж древней русской мифологии”.
В. А. Иванов.
Проблема проекта: Баба Яга – едва ли не самая популярная женщина из всех многочисленных волшебных героинь русских народных сказок. Ах, какая она страшная, ужасная, кровожадная. Внешность ее пугает. Вот-вот прилетит она в ступе, схватит непослушного мальчонку и унесет в свое логово-избушку на курьих ножках, а там, поди, и съест его. А может Баба Яга поможет Ивану-царевичу или другому богатырю вернуть похищенную красавицу? Где тут, правда, где вымысел? Почему бы в этом не разобраться?
Цель: выяснить, положительным или отрицательным персонажем волшебных сказок является Баба Яга.
Задачи:
1) Провести экскурсию в “Музей сказок”.
2) Проанализировать сказки, фильмы, мультфильмы с участием Бабы Яги и выявить ее добрые и злые поступки.
3) Организовать работу по подбору стихов и песен о Бабе Яге.
4) Изучить некоторые традиции русского народа.
5) Подготовить групповые и индивидуальные сообщения.
6) Создать коллекцию рисунков и поделок о Бабе Яге.
Описание проекта.
1. На уроке внеклассного чтения по теме “Русские волшебные сказки” ребята заметили, что кроме плохих поступков Баба Яга часто помогает главным героям, т. е. совершает добро. Ребята решили узнать, а такая ли уж плохая эта Баба Яга.
2. Была определена цель – собрать как можно больше примеров поступков Бабы Яги из литературных произведений, художественных фильмов и мультфильмов. Для сбора материала ребята разделились. 1 ученик собирал материал из русских народных сказок, второй ученик – из художественных фильмов, третий ученик – из мультфильмов. Так как 1 ученик затрачивал на поиск значительно больше времени, чем остальные, второму было поручено создание рисунков, третьему ученику – поделок из различного материала, иллюстрирующих Бабу Ягу и ее окружение.
3. Ребята получили задание: объединить свои работы, дополнить их новым материалом и подготовить выступление от группы для презентации, обобщив самое важное. Работа велась под руководством учителя.
Одновременно с выполнением этих заданий на уроках изобразительного искусства и технологии ребятами выполнялись: рисунки о Бабе Яге, избушке на курьих ножках; изделия из пластилина “Избушка на курьих ножках”; изделия из материала с использованием природных материалов “Баба Яга в ступе, с метлой”.
На уроках литературного чтения читали и анализировали литературные произведения с участием Бабы Яги. Работа имела комплексный характер.
4. Презентация включала в себя следующие этапы:
- устное сообщение с элементами театрализации;
- ответы на вопросы;
- самоанализ.
Сценарий мероприятия :
Учащийся: ( одеть в костюм знатока,) Наш проект называется “В защиту Бабы Яги”. Почему нас заинтересовала Баба Яга? Но вот что удивило нас: а такая ли уж плохая, эта Баба Яга? Перечитав множество народных сказок, мы разобрались в ее характере и сделали поразительное открытие – Бабу Ягу не справедливо обвиняют в злодействах. Мы беремся доказать, что Баба Яга положительный сказочный герой. Мы выступаем в защиту Бабы Яги.
Обвинитель: Таинственная и ужасная, хитрая и коварная, полная сказочного очарования и ужаса Баба Яга! Вот уже много лет ученые и простые люди, взрослые и дети не могут разгадать ее тайны… Кто она на самом деле? Добрая или злая, коварная или наивная? Давайте разберемся!
Баба Яга: Что тут разбираться, милай. Я ж самая популярная девушка почти во всех волшебных сказках: в русских, польских, чешских, словацких. Да, что тут перечислять, и сам, поди, знаешь. И зовут меня: поляки – Ендзу, словаки – Ежибабу, чехи – Езинка.
Приглашаю ребят 1 «г» класса.
Группа 1(5 чел.)
Оказывается имён у БАБЫ ЯГИ очень много
ЯГА, ЯГАЯ БАБА, ЯГИНИШНА, ЯГАБОВА,ЯГИШНА, ЯГАБИХА, ЯГИХА, ЯГАЯ.
Со словом «баба» все понятно. Так на Руси называли немолодую женщину. А что за имя такое - Яга?
Ученые в точности сказать не могут.
Происхождение имени “Баба-Яга” неясно. Но вариантов объяснения множество
- яга - произошло от названия соснового таежного бора, в котором растет ягель (он когда-то так и назывался - «яг»);
- яга это мохнатая шуба без рукавов;
- Ягишною на Руси называли злую, бранчивую бабу.
ягать, - значит кричать, шуметь, бушевать, ругаться.
Существует версия, что имя Яги произошло от слова йога, и сама она из Индии. В переводе ойга означает «мудрейший,владеющий глубокими знаниями»
Обвинитель: Да уж, в таком виде да с таким поведением только в лесу и жить. Ведь как о тебе в сказках говорят: сгорбленная старая женщина с лохмами нечесаных волос, нос крючком, одна нога костяная (протез, что ли?). Ты почему так выглядишь?
Баба Яга: Да ты что говоришь-то. Да ведь я, можно сказать, богиня, и не случайно так выгляжу. Забота у меня серьёзная мир мёртвых от мира живых охранять. Вот и живу на границе между жизнью и смертью ( тёмным и светлым миром) Вот сейчас за меня ребята 1 «в» вступятся.
Группа 2 (4 чел.)
У Бабы-яги волосы косматые, расплетены. А у древних славян косы расплетались у умершей женщины. Баба-яга, видимо, умершая. Костяная нога — умершая так давно, что тело истлело. Нос в потолок врос. Видимо, в доме у нее очень тесно.
Летает Баба-яга в ступе, которая очень похожа на гроб. След за собой заметает помелом. Раньше был обычай: когда покойника везли на санях(даже летом) в последний путь, за ним заметали санный след, чтобы не вернулся в мир живых. Почему летает? Потому что мертвые не ходят. И душа летает. К тому же Баба-яга ничего не видит. «Фу-фу, — говорит, — русским духом пахнет».
В древности умерших хоронили в домовинах — домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Дома ставились таким образом, чтобы двери были обращены к лесу. Чтобы зайти в избушку из мира живых надо повернуть её к лесу задом к себе передом.
Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в дом, можно было увидеть только их ноги,— отсюда и произошло выражение «Баба-Яга костяная нога».
Раньше люди леса боялись, поэтому в глухом лесу жили только знахарки. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень. Но их все равно считали ведьмами.
Обвинитель: Все слышали, она знает волшебные заклинания. Значит, Баба Яга – ведьма.
Баба Яга: Ох, милок, да ты совсем истории не знаешь. Слово “ведьма” означало – знающая, ведающая женщина. В сказках на современную ведьму я вовсе не похожа: на шабаш не летаю, путешествую не верхом на метле голая, а езжу в ступе, хоть в лохмотьях, но одетая. Зла не делаю.
Обвинитель: Вот ты и попалась. Сказки я читал! Ты же только и ждешь, как бы схватить непослушного мальчонку и унести в свое логово-избушку на курьих ножках, зажарить его в печке и съесть. Что теперь скажешь?
Баба Яга: А то и скажу, хотеть съесть хотела, да ни одного не съела. Я жихарку съела?
Лутонюшку съела?
Иванушку съела? Они сами меня обманули, и в печь сунули.
Царевичам помогла? Василисе веретёнце, волшебное яичко дала? А Алёнушке свет для мачехи дала?
За что же Меня безобразной старухой обозвал! Не всегда я старухой была. А дочка, дочка то у меня красавица - Марья- царевна, вся в меня пошла: и красотой, и умом. Ты, что ж, не читал, сказку “Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что”. Сестрица моя младшая расскажет.
(Меняется Баба-яга). Да и не людоедка я вовсе. Сажать ребенка в печь это ж древний обычай. Ты, вот послушай ребят 1 «а» класса
Группа 3
Есть и другая Баба Яга. И не такая уж она была страшная, как кажется. Возьмите сказку «Гуси-лебеди». В переводе гуси-лебеди — души умерших. Это они унесли братца Иванушку Бабе-яге. Там она хотела его изжарить. На самом деле нет сказки, где бы Баба-яга жарила детей, она только хочет это сделать. Но существовал замечательный обряд — перепекание больного ребенка. Бабка клала ребенка на раскатанное тесто и заворачивала в него ребенка. После этого клала на хлебную лопату и запихивала в печь на некоторое время. Вытаскивала, разворачивала, тесто отдавала собакам. Ребенок выздоравливал. Она просто хотела перепечь Иванушку и здорового вернуть людям. И сейчас говорят у собаки боли , а у Вани заживи. А ещё парят ножки в горячей воде .
Обвинитель: Так что же это получается? Ты – Баба Яга и воительница, и похитительница и защитница и советчица. Добрая, могущественная волшебница, помогающая людям?
Баба Яга: Милок, какие комплименты говоришь. Врать не буду, все так и есть. Ты не сумлевайся, я хорошая. Интересно мне только а знают ли другие люди об этом.
Здесь рассказываем о результатах опроса(анкеты)
Учащийся: Вот и получается, в сказках Баба Яга существует, чтобы пугать маленьких детей. Но ни одного преступления не произошло, зато есть добрые поступки.
Обвинитель: Баба Яга оправдана. 
Ученица: Пройдя все этапы исследования, я пришла к выводу, что Баба Яга – одно из самых известных и таинственных существ на Земле. Она не всегда бывает злая и коварная, часто помогает герою, но она существо более опасное, обладающее куда большей силою, потому что живет она, в дремучем лесу, на границе мира живых и мертвых и принадлежит к двум мирам. Отсюда ее безграничные возможности.
Исполнение участниками песни «Бабка-ёжка, выгляни в окошко»
Просмотр выставки.