Урок литературы на тему: «Анализ стихотворения Ивана Бунина «Детство».

Урок литературы на тему: «Анализ стихотворения Ивана Бунина «Детство». 5 класс.
Цели урока:
обучить внимательному отношению к слову.
Развить мыслительно - речевую деятельность учащихся.
Воспитать бережное отношение к слову автора, к собственному слову, к культуре речи.
Первая учебная ситуация.
Работа со словом.
Подберите к слову «бор» синонимы.
Бор – лес – чаща, тайга – роща – дубрава – дебри.
Часто ли вы бываете в лесу?
Зачем вы туда ходите?
Опишите свое настроение, свои чувства, которые посещают вас во время пребывания в лесу. Используйте для описания настроения слова: спокойствие, торжественность, умиротворение, безмятежность. Все ли слова вам понятны?
Можете ли вы сказать, что, когда вы бываете в лесу, вами владеют эти чувства?
Составьте предложение, которое бы отражало чувство, которое живет в вас во время посещения леса. (Радостью пропитана встреча с моим любимым уголком леса).
Вторая учебная ситуация.
Проверка домашнего задания.
Конечно, у поэтов описания природы и настроение от общения с ней у них получается совсем не так, как у нас. Но вы молодцы!
Ребята! Вы дома подбирали строки стихотворений, где описывается лес. Прочитайте эти строки. Не забудьте назвать авторов стихотворений.
О. Мандельштам «Мой тихий сон…»
А. Блок «Когда я был ребенком…»
Д. Ковалев «В темных дебрях…»
Ф. Тютчев «Смотри, как роща зеленеет…»
Б. Заходер «Летом в лесу».
А. Фет «Пришла весна – темнеет лес…»
И. Бунин «Лес словно терем расписной…»
Как поэты описывают лес? (Красочно, употребляя эпитеты, метафоры, сравнения).
Третья учебная ситуация.
Работа с текстом.
Выразительное чтение стихотворения И.Бунина «Детство».(Можно послушать аудиозапись).
Детство
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок — как шелк... Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол — гигант, тяжелый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но как тепла, как солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного лета.
Выпишите из стихотворения И. Бунина «Детство» все существительные. (День, бор, аромат, палаты, песок, сосна, ствол, кора, солнце, зной, сухость, свет).
Что описывает Иван Бунин в стихотворении? (Поэт описывает бор и сосну).
Как вы думаете, кто является лирическим героем этого стихотворения? (Поэт).
Назовите тему стихотворения. (Человек и природа).
Докажите свою точку зрения. Заполните таблицу.
Человек Природа
Характеристика лирического героя Описание бора Описание сосны
«Мне только десять лет» Солнечные палаты,
«Повсюду блеск, повсюду яркий свет.
Песок – как шёлк».
Сосна корявая, «А ствол – гигант, тяжёлый, величавый. Кора груба, морщиниста, красна».
Какое настроение создает стихотворение? (Веселое, солнечное, радостное).
Почему автор так подробно описывает сосну? Какие ассоциации вызывает у вас это описание? (Кажется, что перед нами старый-престарый человек, но вместе с тем он добрый и теплый).
Почему лирический герой (мальчик 10 лет) веселый? Чему он радуется? (Мальчику весело, что он находится наедине с природой).
Четвертая учебная ситуация.
Сравнительная характеристика двух стихотворений: А. Блока «Когда я был ребенком…» и И. Бунина «Детство».
Охарактеризуйте лирических героев. Какие чувства владеют ими? Заполните таблицу.
А. Блок «Когда я был ребенком…» И. Бунин «Детство».
Ребёнок сначала испытывает страх, боязнь, а потом радость и боль
Ребенку 10 лет сладостно, весело.
Почему лирическим героям стихотворений А. Блока и И. Бунина радостно от встречи с лесом?
В каком возрасте, по- вашему, авторы создали эти стихи?(Они уже взрослые люди, они прожили жизнь, и теперь через свои детские воспоминания описывают свои чувства).
Задание по группам. Первая группа выписывает средства выразительности, которые помогают И. Бунину создать свое настроение от встречи с бором. Вторая группа анализирует стихотворение А. Блока. (Жаркий день, солнечные палаты, песок – как шелк, сосна корявая), (радостно и больно – радостная боль - оксюморон). Как средства выразительности помогают читателю понять ощущения лирического героя от встречи с природой?
Пятая учебная ситуация.
Домашнее задание. Сегодня мы говорили о том, какие чувства возникают у поэтов и у нас с вами от встречи с лесом. Письменно ответьте на вопрос: "Как средства выразительности помогают читателю понять ощущения лирического героя от встречи с природой?"