Статья технология проектного обучения


Для успешного существования в динамичном окружении природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. В современном стремительно меняющемся мире развитое исследовательское поведение рассматривается как стиль жизни современного человека.
Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениями и навыками исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Это важно потому, что самые прочные и ценные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
Умения и навыки исследовательского поиска необходимы каждому человеку. Ни для кого не секрет, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
«… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …» В. Гузеев.
«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы.
Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания.
Кто такой успешный человек? Это человек, который занял определенное значимое место в обществе. Для того чтобы достичь высот в какой-либо сфере деятельности, нужно самостоятельно уметь определить ближнюю и дальнюю перспективу, наметить план действий, осуществить его и оценить, проанализировать что удалось и что нет. Такие люди обладают проектным типом мышления.
Именно это стремление к познанию через исследование создаёт условия для исследовательского обучения.
Теоретическое зарождение метода проектов произошло в конце 19 века в США. В период между 1900 и 1915 годами возникло настоящее проектное движение, которое пропагандировало создание новой школы с ориентацией на ребенка. Одним из первых стал расширять и реализовывать эти идеи американский педагог и философ Дж.Дьюи в своей концепции содержания образования. По его мнению, обучение должно ориентироваться на естественное развитие врожденных качеств ребенка. Поэтому в центре разработки содержания образования должен быть не «осведомленный взрослый», с заранее заготовленными планами и программами обучения, а ученик с его собственными интересами и потребностями. Во взглядах ученого на сущность метода проектов прослеживается понимание его как способа развития у ребенка индивидуальных способностей и наклонностей, соединение теоретических знаний с практическим опытом ученика. Дж. Дьюи в 1915 году дал этому явлению название – Школа будущего (SchoolofTo-Morrow). Он и его последователи В.Х.Килпатрик, Э.Коллингс, Э.Паркхерст разработали и обосновали дидактические основы внедрения метода.Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.
Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи или критического мышления).
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. В 1931 году универсализация метода проектов была осуждена в Постановлении ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» . С тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т. е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Понятие «проектная деятельность школьников» находит своё отражение на стыке двух основополагающих гуманитарных дисциплин - педагогической и психологической науки. Обучение проектной деятельности предполагает учет, как основных закономерностей педагогического процесса, так и её психологического содержания.
В педагогической литературе проектная деятельность рассматривается в двух аспектах:
как педагогическое проектирование (B. C. Безрукова, В. П. Беспалько, Е. С. Заир-Бек, О. С. Орлов, В. В. Сериков и др.), т. е. деятельность, направленная на разработку образовательных проектов, под которыми понимаются оформленные комплексы инновационных идей в образовании, в социально-педагогическом движении, в образовательных системах и институтах, в педагогических технологиях; как проектная деятельность учащихся, реализуемая в системе основного и дополнительного образования.
Включение учащихся в проектную деятельность (метод проектов) относят к проектированию гуманитарного типа, которое предполагает: определение целей, разработку средств их реализации; учет социальных и культурных условий, т. е. учет позиций других участников проекта. По определению И. Д. Чечеля, «современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определённых личностных качеств. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путём самообразования). Активное включение школьника в создание тех или иных проектов даёт ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде».
На современном этапе метод проектов рассматривается как:
метод обучения, если он применяется на отдельном этапе учебной деятельности как комплекс дидактических приемов, направленных на достижение образовательной цели в пределах определенной организационной формы;
форма организации обучения, если утвержденная деятельность учителя и учеников осуществляется по установленным этапам и в определенном режиме (например, уроки-проекты);
педагогическая технология, если это комплексный интегративный процесс, который предусматривает целеполагание, планирование, соответствующую организацию, реализацию целей с помощью адекватных методов и форм, анализ результатов.
В любом случае, метод проектов – это педагогическая система, которая имеет определенную совокупность взаимосвязанных средств и процессов, необходимых для создания организованного и целеустремленного педагогического влияния на формирование личности обучающегося.
На практике метод проектов рассматривается как инновация, целью которого является создание для ребенка условий, с помощью которых он овладевает умением активно добывать, обновлять и развивать свои знания, сможет их творчески применять.
Метод проектов поддерживается многими дидактическими принципами:
принцип активности (целеустремленное активное восприятие учениками проблемы проекта, ее переосмысление и решение);
принцип продуктивности (прагматическая направленность деятельности на получение субъектного или социально ценностного результата);
принцип технологичности (выполнение взаимообусловленных учебных действий в четко определенной последовательности);
принцип саморазвития (создание развивающей среды, в которой в результате реализации учениками поставленной цели будут начинаться новые проекты);
принцип опоры на субъектный опыт учеников (учет опыта ученика, приобретенного в процессе восприятия и понимания им окружающего мира);
принцип связи исследования с реальной жизнью (использование окружающего мира как лаборатории, в которой происходит процесс познания);
принцип сотрудничества и партнерства (объединение ресурсов и усилий ради достижения общей цели).
Для школьного образования метод проектов интересен прежде всего как способ организации проектной деятельности учащихся.
По существу проектная деятельность учащихся является способом их обучения, развития и воспитания. В проектной деятельности у учащихся развиваются:
познавательные способности (планирование проектной деятельности, поиск путей решения проблемы, выбор оптимальных способов и средств деятельности, анализ и синтез информации);
креативное мышление (на всех этапах работы над проектом);
активность и самостоятельность (описание индивидуальной части проекта, планирование, исследование, оценивание, самостоятельный выбор формы представления результата деятельности);
пространственное воображение (планирование времени работы над проектом, предвидение необходимых ресурсов, умение оценить и отобрать наиболее подходящие идеи);
критическое мышление (на всех этапах проектной деятельности).
Кроме этого у учащихся формируются:
навыки вербальной и невербальной коммуникации (в условиях ситуативно-делового общения);
навыки и приемы работы в коллективе (выполнение разных ролей в групповой работе, взаимопомощь и взаимовыручка участников проектной деятельности);
навыки эмоционально-волевой сферы (на всех этапах работы над проектом);
навыки общения в социуме (на этапе сбора необходимой информации, во время презентации результата деятельности);
умение учитывать потребности окружающих (во время планирования и изготовления продукта, который имеет ценностное или прикладное значение);
умение принимать оценку других (осуществление само и взаимооценивания проектной деятельности по определенным критериям).
Типология учебных проектов зависит от целей и задач обучения, значит, определяется некоторыми параметрами. По классификации, которую предлагает Е.Полат, различают такие виды учебных проектов.
Доминирующая деятельность:
Прикладные. Цель таких проектов – формировать систему интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учеников, воплощенных в конечный продукт. Эти проекты имеют четко определенную структуру взаимодействия участников, каждый из которого выполняет свою роль. Их результат обязательно воплощается в материальную форму.
Ролевые (игровые).Целью этих проектов является оформление учебного процесса в виде игровой деятельности. Ролевые проекты лучше использовать на уроках чтения, трудового обучения.
Информационные. Их дидактической целью является создание условий, при которых ученики самостоятельно находят информацию, необходимую для решения познавательных и практических задач, получают опыт работы с разнообразными информационными источниками. Продуктом проектной деятельности может быть атлас, альманах, стенгазета, дневник путешественника.
Художественные (творческие). Их целью является ознакомление школьников с культурным наследием человечества; развитие творческого потенциала личности, воспитание эстетического вкуса. Результат может быть оформлен в виде сценария, статьи, рекламного проспекта, литературного или художественного сочинения. Такие проекты чаще всего используются во внеклассной или внеурочной работе.
Исследовательско-поисковые. Педагогическая цель этих проектов – формировать навыки поисковой деятельности и учебного исследования; развивать умения и навыки самостоятельной деятельности с учебным материалом. Продуктом деятельности может быть публикация, устная газета, справочник.
Предметно-содержательное наполнение:
Монопредметные. Проблема проектов решается в пределах одного учебного предмета.
Межпредметные. Содержание проектов имеет интегрированный характер – он охватывает несколько учебных предметов.
Надпредметные. Проекты интегрируют знания из разных областей, в том числе из тех, которые не изучаются в начальной школе.
По характеру контактов:
Среди детей одной возрастной группы – входят дети одного класса.
Среди детей разного возраста – имеют статус общешкольных, районных, городских, республиканских.
По количеству участников:
Индивидуальные. Проект выполняет один ученик. Учитель помогает составить план деятельности, проводит консультации. Тему и проблему проекта формирует сам ученик, и она зависит от интересов ученика.
Парные. Проект выполняют два ученика. Они составляют план, определяют форму представления результата, выбирают название, берут активное участие в организации публичной защиты проекта.
Групповые. Численность участников определяется на этапе планирования; она зависит от общей темы. Работа в группе состоит в том, что в процессе разработки проекта участники обменивались своим опытом, советовались друг с другом, учились находить общее решение. Учитель согласовывает деятельность детей, подчиняет ее общей цели и теме, проводит индивидуальные консультации, чем-то помогает.
По продолжительности:
Кратковременные – от двух до шести часов (уроков);
Средней продолжительности – от недели до месяца;
Большой продолжительности – от одного до нескольких месяцев.
Работа над учебным проектом организовывается по таким этапам:
Этап постановки цели – осознание учениками конкретной задачи (организация проекта).
Этап планирования работы – выбор рационального способа действий (планирование проекта).
Этап выполнения – реализация деятельности, которая сопровождается поточным контролем и перестроением по необходимости.
Этап проверки результатов, исправление ошибок, сопоставление полученных результатов с запланированными, подведение итогов работы и ее оценивание (итог проекта).
Поскольку в проектной деятельности отображаются основные этапы учебно-воспитательного процесса, то и доминирующими будут такие группы методов:
Методы первичного усвоения содержания деятельности;
Методы стимулирования и мотивации обучения;
Методы воспроизведения определенного способа деятельности и применения приемов проектной деятельности в процессе решения задач;
Методы оценивания деятельности.
Целью первого этапа работы над учебным проектом является усвоение фактов или описание явлений, которые будут исследоваться. Ведущим психологическим механизмом выступает ассоциация, а доминирующими видами деятельности – восприятие, осмысление и запоминание. Соответственно методами могут быть рассказ, репродуктивная беседа, иллюстрация, демонстрация. Они активизируют психические процессы ученика.
Цель второго этапа – планирование работы – это создание учебной среды, способствующей для естественного возникновения у учащихся желания принимать участие в проектной деятельности, осознание ее задач. Психологическими механизмами могут быть механизмы творческой деятельности (предугадывание, прогнозирование, выдвижение предположений, воображаемое моделирование, интуитивное обоснование). Средствами такой деятельности могут быть методы стимулирования и мотивации, «мозговой штурм», «круг идей», метод выдвижения и проверки предугадывания.
Целью третьего этапа работы над учебным проектом является воспроизведение определенного способа деятельности в процессе решения сформированных задач. Ведущим психологическим механизмом здесь есть механизм продуктивной деятельности, а доминирующей группой методов – методы применения приемов деятельности: частично-поисковый, учебный эксперимент, исследовательский, сравнение фактов, деловая игра. Главной функцией является подготовка и разработка необходимых ресурсов для проведения индивидуальной и групповой работы, организация активной поисковой и продуктивной деятельности учеников в новых условиях.
Цель завершающего этапа работы над учебным проектом – оценивание деятельности участников. Направляющим психологическим механизмом деятельности - рефлексией – определяется группа методов контроля за результатом и самоконтроля.
Анализ опыта организации проектной деятельности младших школьников свидетельствует о том, что на каждой стадии работы над проектом выбирается основной метод, а остальные дополняют его.
Организация проектной деятельности предусматривает использование на каждом ее этапе одновременно с методами разнообразных информационных, инструментальных и других способов. Так, на этапах организации и планирования проекта эффективными будут идеальные объекты: знаковые модели, образные представления. Процедура поиска информации и сбора материала на этапе реализации проекта сопровождается использованием одновременно с идеальными информационных (бумажные, электронные), механичных (приборы, инструменты) и естественных (натуральные объекты, коллекции, препараты).
Участники в проектной деятельности приобретают знания, которые по дидактическому значению выходят за рамки отдельного учебного предмета, а по смыслу – за рамки обычной школьной среды, связывая учеников с реальными социальными проблемами.
Рассмотрим содержание деятельности участников проекта на каждом этапе.
І этап. Организация проекта. Этап определения учителем стратегии деятельности, который заключается в выборе вида и темы проекта, формировании проблемы и дидактической цели. К работе на данном этапе младшие школьники не привлекаются.
Выбирая тему проекта, учителю важно ориентироваться на критерии:
Действительно ли увлечет учеников предложенный проект;
Подвержен ли он успешной реализации со стороны учеников;
Будет ли иметь практический, личностный или социально значимый результат;
Определит ли выполненный проект в процессе его реализации дальнейшую серию проектов.
ІІ этап. Планирование проекта. Этап организации проектной деятельности учеников. Учитель знакомит детей с общей темой учебного проекта и стимулирует появление интереса к ней, очерчивает круг проблемных вопросов и ориентирует учеников на осмысливание замысла проекта, помогает вжиться в ситуацию и выделить ряд проблем, которые интересуют детей, направляет на возможные пути решения проблемы и возможный результат деятельности, помогает в планировании.
ІІІ этап. Реализация проекта. Характер деятельности участников – информационно- операционный. Ученики с помощью учителя определяют возможные источники информации, самостоятельно собирают необходимый материал, непосредственно выполняют поставленные задачи проекта. Педагог занимает позицию консультанта или координатора, он направляет поисковую деятельность школьников в оптимальное направление. Самостоятельная поисковая работа подчинена логике и осуществляется по такому алгоритму:
осознание проблемы собственного поиска;
выяснение непонятных вопросов;
наблюдение, сбор фактов, доказательств;
анализ и обобщение собранных данных;
выводы.
Проведенные учениками исследования заканчиваются применением полученных знаний в практической работе. Ее результатом должен быть реальный учебный продукт, имеющий объективную или субъективную ценность. Получив его, ученики дают ответы на вопросы:
- Какие знания пригодились в практической работе?
- Какой личный опыт смогли использовать? Какой новый опыт получили?
- Что изменилось в результате выполнения проекта?
- Что улучшили для себя или для других людей?
IV этап. Итог проекта. На завершающем этапе разработки проекта предусматривается оформление и презентация его результата, анализ и оценивание проектной деятельности участников. Важность этого этапа объясняется тем фактом, что каждое дело должно быть доведено до конца. Ощущение завершенности возникает у учеников во время представления результата проекта.
Педагогическая ценность итогового этапа лежит не в выявлении качества выполненного продукта, а в ходе самой деятельности. Учителя интересует, как работали дети, как они смогли реализовать свои возможности, в какой мере проявили свою самостоятельность, какие новые знания и умения приобрели. Для учеников этот этап связан с демонстрацией повышения своей компетенции.
Литература
1. Архипова, Е. В. Об уроке развития речи в начальной школе [Текст] // Начальная школа, 2000,№4. -С. 35-39.
2. Бобровская, Г. В. Активизация словаря младшего школьника [Текст] // Начальная школа, 2003,№4. -С. 47-51.
3. Бондаренко, А. И. Проект как одна из форм организации образовательно-воспитательного процесса в начальной школе [Текст] // Начальная школа плюс До и После 2004. - N5. - С. 9-13.
4. Бритвина, Л. Ю. Метод творческих проектов на уроках [Текст] // Начальная школа. - 2005. - №6. С.
5. Бронникова, Ю. О. Формирование культуры речи младших школьников [Текст] // Начальная школа, 2003,№10. -С. 41-44.
6. Брушлинский, А. В. и др. Мышление и общение [Текст]. - Минск: Издательство Минского Государственного Университета, 1990. - 214с.
7. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе [Текст]. - М.: МГУ, 2000. – 48 с.
8. Голуб, Г. Б., Чуракова, О. В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся [Текст]. – Самара: Изд-во «Профи», 2003. – 243 с.
9. Горбунова, Н. В., Кочкина, Л. В. Методика организации работы над проектом [Текст] // Образование в современной школе. 2000. №4.
С. 21-27.
10. Горлицкая, С. И. История метода проектов [Текст] // Компьютерные инструменты в образовании 2001. - №5. - С. 95-98.
11. Горячев, А. В. Проектная деятельность в образовательной системе “Школа 2100” [Текст] // Начальная школа плюс До и После 2004. - № 5. – С. 3-8.
12. Господникова, М. К. и др. Проектная деятельность учащихся [Текст]. – Волгоград: Учитель, 2009. – 131 с.
13. Гузеев, В. В. «Метод проектов» как частный случай интеграции технологии обучения [Текст] // Директор школы 1995. - №6. – С. 39-48.
14. Джонсонс, Дж. К. Методы проектирования [Текст]. - М., 1986. – 326 с.
15. Жуковский, И. В. Проектная инициатива в воспитательном процессе школы [Текст] // Образование в современной школе 2002. - № 2. - C. 47-50.
16. Землянская, Е. Н. Учебные проекты младших школьников [Текст] // Начальная школа. – 2005. - №9. - С. 55-58.
17. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Под ред. Е.С.Полат. – М.: Академия, 2001.- 272с.