Технология проектного обучения на уроке русского языка по теме Причастие (7 класс)

«Система деятельности педагога, направленная на внедрение технологии проектного обучения на уроках русского языка»


Оглавление
1. Введение
1.1. Паспорт
1.2. Актуальность
1.3. Проблемы и противоречия
1.4. Цель, задачи
1.5. Ожидаемые результаты

2. Основная часть
2.1. Содержательный блок
2.2. Технологический блок
2.3. Контрольно-оценочный блок
2.4. Ресурсное обеспечение

3. Заключение
4. Список источников
5. Приложение





Введение

Паспорт
Предмет – русский язык
ИР представляется на примере уроков по теме «Причастие»
Целевая аудитория: обучающиеся 7 класса
Сроки - октябрь 2012 г.
Место реализации - ГБОУ СОШ № 10 г.о. Чапаевск

Актуальность
Актуальность внедрения современных образовательных технологий диктуется необходимостью совершенствования воспитательного и образовательного процесса для обеспечения соответствующего уровня сформированности ценностных ориентаций и мотивационных установок учащихся.
Технология проектного обучения позволяет обеспечить построение индивидуальных образовательных траекторий как средства формирования готовности учащихся к жизненному самоопределению, способствует решению задачи формирования человека, умеющего жить и успешно взаимодействовать с другими людьми в динамично изменяющемся мире. Через общение в форме диалогического взаимодействия обеспечивается психологическое здоровье ребенка (формируется чувство защищенности, доверия к миру, радости существования и т.д.)
Проект в контексте образования есть результативная деятельность, совершаемая в специально организованных педагогом («лабораторных») условиях, которые дают ребенку возможность действовать самостоятельно, получать результат, но в безопасных условиях.

Проблема и противоречие

Анализ результатов педагогической деятельности, образовательного процесса выявил следующее. Одной из наиболее сложных для изучения тем по орфографии в курсе русского языка для 7 класса является тема «Причастие». Многолетний опыт работы показывает, что учащиеся испытывают огромные трудности при освоении данной темы. Материал заучивается, воспроизводится, однако вскоре «бесследно выветривается из детских голов», и практически каждый год приходится изыскивать возможности дублирования этой темы. Ситуация осложняется еще и тем, что в среде ученых-лингвистов нет единого подхода к решению проблемы идентификации данной морфологической единицы. Одни специалисты считают, что причастие – это самостоятельная часть речи, другие – особая форма глагола. В связи с тем, что Министерство образования допускает к использованию в учебном процессе учебники авторов, опирающихся на отличные друг от друга в этом отношении точки зрения, в восприятии информации школьниками возникают сложности. Поэтому создается необходимость более глубокого изучения учащимися теоретического материала по теме «Причастие» с использованием принципа «личностного проживания» проблемной ситуации с целью активизации присвоения информационного поля по теме.
На основе проведенного анализа можно сформулировать профессиональные проблемы и потребности:
сложность и неоднозначность информационного поля по теме;
недостаточный уровень навыков самостоятельной работы учащихся;
слабая обеспеченность учебного процесса наглядными пособиями.



Цель, задачи

Цель данной работы – внедрение в образовательный процесс технологии проектного обучения на уроках русского языка и создание содержательных и организационных условий для личностного саморазвития учащихся, осознания ими самих себя, своего места в мире, понимания других людей и закономерностей окружающего мира через создание единой системы деятельности педагога.
Реализовать данную цель в практических условиях помогает решение следующих педагогических задач:
формирование интеллектуально-познавательной компетентности, системы знаний учащихся по теме «Причастие»;
активизация исследовательского и логического мышления;
обучение навыкам социальной деятельности (самостоятельной работы, планирования и прогнозирования, поиска, обработки и создания информационного материала);
создание благоприятных условий для развития креативности учащихся;
развитие коммуникативных навыков, формирование навыков командной работы;
развитие информационной культуры, письменной речи;
воспитание бережного отношения к русскому языку.







Ожидаемые результаты

Интеллектуальный внутренний результат - обобщение, закрепление и присвоение теоретических знаний по теме учебного материала (подготовка к теоретическому зачету по теме «Причастие» и его успешная сдача).
Практический внешний результат - «Сборник кластер-схем» по теме «Причастие» и сборник научных сочинений «Причастие – это особая форма глагола или самостоятельная часть речи?».
Повышение мотивации обучающихся на приобретение знаний, улучшение успеваемости, снижение уровня тревожности.
Повышение уровня социальных (надпредметных) навыков учащихся.
Развитие умения самостоятельно приобретать недостающие знания из разных источников, пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач.
Развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению.
Разработанные творческими группами учащихся под руководством
учителя учебные материалы готовы к использованию в учебной
деятельности.








Основная часть

Содержательный блок

Среди ученых не затихают споры о педагогической эффективности использования технологии проектного обучения в учебном процессе. Многие считают, что на уроках русского языка данная технология имеет относительно низкую эффективность, так как эти уроки являются предметами, где ведущую роль в логике построения образовательного процесса занимает содержание обучения. Реализация проектной деятельности, по мнению этих ученых, по данной дисциплине лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов.
Работа с использованием технологии проектного обучения – это относительно высокий уровень педагогической деятельности, предполагающий серьезную подготовку учителя. Требования к учебному проекту особые:
1.Необходимо наличие значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, творческой, практической. Поиск значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю как руководителю проекта вместе с учащимися-проектантами.
2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы. Наиболее значимой частью плана является пошаговая разработка проекта, в которой указан перечень конкретных операций с указанием сроков и ответственных
3.Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
4.Результатом работы над проектом является продукт, т.е. средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
5.Проект требует на завершающем этапе презентации продукта, т.е. подготовленный продукт должен быть убедительно представлен общественности как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
6.Проект должен иметь портфолио, т.е. папку, в которой собраны рабочие материалы проекта.
Учебный творческий проект  это самостоятельно разработанный и
изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи
до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной,
выполненный под контролем учителя. В современной педагогике
проектное обучение используется не вместо систематического
предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных
систем. В соответствии с задачами проектной деятельности и возрастными
особенностями учащихся основной акцент делается на формирование
следующих компетенций:
- брать на себя ответственность;
 - участвовать в совместном принятии решения;
 - регулировать конфликты ненасильственным путем;
- оценивать и анализировать свои и чужие решения;
 - делать свой выбор;
 - владеть устным и письменным общением;
 - учиться всю жизнь;
- включаться в переговоры относительно процедур совместной
деятельности, задач, способов командной работы;
 - обозначать затруднения в командной работе и обращаться за помощью
(при неспособности самостоятельно устранить эти затруднения);
 - разделять ответственность в процессе коллективного труда.
Технология проектного мышления способствует развитию исследовательских умений: анализа (выявление проблем, сбор информации), наблюдения, построения гипотез, экспериментирования, обобщения.
Объектом педагогической деятельности в рамках технологии проектного обучения становятся условия, которые необходимо создать для развития активности, самостоятельности и инициативности учащегося, для формирования его субъективной позиции.
Это требует от учителя и определенной тактики общения: понимания,
признания, принятия личности ребенка, эмпатии, рефлексии, открытости,
доброжелательности.
Ключевыми становятся личностно-рефлективный и практико-ориентированный подходы к обучению.
Таким образом, можно заметить, что применение технологии проектного обучения целесообразно на уроках русского языка, т.к. позволяет строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личными целями и интересами.

Технологический блок

Внешней мотивацией участия в проекте «Причастие» для учащихся 7 класса послужило то, что проект был использован в качестве нетрадиционной формы подготовки к контрольному зачету по окончании изучения одноименной темы по предмету.
Применение технологии проектной деятельности в течение всего курса по изучению темы, думается, нецелесообразно, так как велика вероятность снижения качества усвоения знаниевого компонента. Наиболее целесообразно дробление курса на 2 части:
дидактоцентрическую (традиционное освоение знаний),
личностно-деятельностную (закрепление умений и навыков через реализацию проекта).

Дополнительное время (2часа) на реализацию проекта было взято из резерва, часть проектной работы была вынесена за рамки классной работы в качестве домашнего задания, что позволило рационально использовать временной ресурс. В ходе выполнения 1 части проекта учащиеся должны были, опираясь на учебник Бабайцевой В.В. и используя дополнительные источники информации, получить практический внешний результат собственной деятельности в виде «Сборника кластер-схем» по теме «Причастие» и интеллектуальный внутренний результат в качестве обобщения, закрепления и присвоения учебного материала. Последующий контрольный зачет актуализировал необходимость погружения в проектную деятельность.

Структура проекта:
Проблемный вопрос

Темы исследования
Параграф учебника

1.Как определить причастие?
Причастие как часть речи (кластер)
132 - 134

2.Как образуется причастие?
Строение причастия (кластер)
136 - 138

3.Как отличить причастие от отглагольного прилагательного?
Правописание -нн- в причастиях (кластер)
139

4.Как писать не с причастием?
Правописание НЕ с причастием (кластер)
140

5.Как отличить краткое причастие от полного?
Две формы причастия (кластер)
133,140

6.Как отличить краткое причастие от краткого отглагольного прилагательного?
Краткая форма причастия и прилагательного (кластер)
100, 137


Этапы реализации проекта:
Стадия работы над проектом
Содержание работы
Сроки реализации

Подготовка
Определение темы и целей проекта, аргументация актуальности работы
Урок

Планирование
Формулирование проблем, предмета и объекта исследования и распределение задач между членами команд


Исследование
Определение методов исследования и источников информации. Выдвижение гипотез решения проблем, разработка путей ее решения


Результаты, выводы
Анализ информации, формулирование выводов и оформление результатов исследований
Домашнее задание

Представление (отчет)
Презентация творческих работ
Урок

Оценка результатов и процесса
Коллективное обсуждение и самоанализ


Коррекция
Исправление ошибок и недочетов
Домашнее задание


Для того чтобы работа была более продуктивна, перед началом проектной деятельности был проведен SWOT- анализ проблемных зон по теме. Учащимся было предложено заполнить следующую таблицу:
№п/п
Темы, которые я понимаю
Перспективы успеха

1.



2.



3.



№п/п
Темы, которые я не понимаю
Ожидаемые угрозы

1.



2.



3.




SWOT-анализ помог определиться с темами, вызывающими наибольшее затруднение у ребят, и выявить проблемные зоны в усвоении теоретического материала.
SWOT- анализ проблемных зон по теме «Причастие» (7 класс)
№п/п
Тема
Усвоили хорошо
Испытывают трудности
Сложно сказать

1.
Причастие как часть речи




2.
Строение причастия




3.
Краткая форма причастия и прилагательного




4.
Не с причастием




5.
Н/нн в причастии




6.
2 формы причастия





После анализа заполненных таблиц стало понятно, что наиболее эффективно можно построить работу в группах, реализуя принцип взаимопомощи: 2 ученика, хорошо усвоившие учебный материал, + 2 ученика, слабо разобравшиеся в теме. В рамках сотрудничества «сильные» помогают «слабым» восстановить пробелы в знаниях. В ходе 1 урока по реализации проекта «Причастие» учитель сообщает учащимся результаты SWOT-анализа, предлагает в качестве закрепления материала и подготовки к зачету выполнить следующий проект, объясняет тему, цели и общий план работы. На основе таблицы самооценки организуется 6 групп по 4-5 человек (в классе 26 человек).
Согласно требованиям к уровню сформированности ключевых
компетенций, учащиеся должны уметь договариваться о правилах и
вопросах для обсуждения в команде (при необходимости пользуясь
помощью учителя), высказывать и разъяснять свои идеи в ходе
групповой дискуссии и относиться доброжелательно к идеям других.
Работу в группах ребята начинают с заполнения группового плана
действий.
Групповой план действий
№п/п
Действия
Комментарий

1.
Распределение обязанностей


2.
Формулировка проблемного вопроса


3.
Определение источников информации


4.
Обобщение информации в схеме


5.
Оформление работы


6.
Подготовка выступления



Проектная деятельность направлена на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, определение и анализ способов решения проблемы, постановка цели, планирование деятельности. Перечисленные способы деятельности являются теми ресурсами, овладение которыми необходимо для формирования ключевых компетенций учащихся по разрешению проблем.
Оформление результатов деятельности проводится в домашних условиях из-за ограниченности временного ресурса. Однако это имеет свои положительные стороны: позволяет выполнить проект на высоком качественном и оформительском уровне и получить при необходимости дополнительную консультацию или доступ к дополнительным информационным ресурсам (библиотека, интернет).
На 2 уроке организуется презентация творческих работ учащихся. Для того чтобы урок состоялся, необходимо четко регламентировать процедуру занятия: 1 часть – презентация детских работ (3 минуты на одно выступление), 2 часть – коллективная дискуссия, самоанализ. Для более продуктивной работы учащимся предлагается по ходу просмотра презентаций кластеров заполнить карты оценки докладов.
Выступающий член команды во время презентации должен объяснить аудитории изученную проблему, задачи работы, содержание схемы и выводы по теме, а слушатели – заполнить карты (каждый ученик самостоятельно). Очередность выступлений была оговорена предварительно и зависела от темы выступления группы:
Причастие как часть речи;
Строение причастия;
Отличие краткого причастия от краткого прилагательного;
Причастный оборот;
Не с причастием;
Н/НН в причастии.
За доклад выставляется индивидуальная оценка, которая при условии успешной защиты может быть засчитана в качестве зачетной. Учащимся было предложено также определить внутри группы ученика, которого можно рекомендовать освободить от зачета в качестве поощрения. Это стало дополнительным стимулом для продуктивной работы команд.
Коллективная дискуссия была организована на основе анкеты участника проекта, которая была выдана учащимся предварительно, и анализа реализации группового плана действий.
Реализация урока-зачета происходит в нетрадиционной форме: учащиеся класса создают индивидуальные проекты (без использования вспомогательной литературы) в форме научного сочинения «Причастие – самостоятельная часть речи или особая форма глагола?» Так как для учащихся 7 класса жанр научного сочинения сложен, в качестве помощи учителем предлагается опорная таблица, где обозначен план работы, дано общее вступление, актуализирующее заявленную проблему, вспомогательные проблемные вопросы, решение которых позволит учащимся успешно справиться с проектом.

1. План сочинения
2. Общее вступление
3.Вспомогательные проблемные вопросы

1. Вступление. Проблема определения причастия.
2. Основная часть. Морфологические и синтаксические признаки причастия.
2.1. Признаки глагола.
2.2. Признаки прилагательного.
2.3. Проблема определения начальной формы причастия
2.4. Строение причастия.
3. Заключение. Определение
причастия.
В русском языке существует 2 точки зрения на проблему определения причастия. Одни ученые считают, что причастие – это самостоятельная часть речи, другие – особая форма глагола. Какое из определений является наиболее точным?
Попробуем самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос.
1.Признаки какой части речи являются постоянными у причастия и почему?
2. Почему прилагательное не является особой формой существительного?
3.Почему причастие не можем быть особой формой прилагательного?
4. Инфинитив или форма м.р., ед.ч., им.п. является начальной для причастия?
5.Суффиксы причастий играют формообразующую или словообразовательную роль?


Форма сочинения для зачета была выбрана неслучайно: она позволяет в рамках одного урока определить глубину понимания всей темы «Причастие» (а не отдельного раздела), выяснить уровень овладения коммуникативной, культурологической и языковедческой компетенциями каждого учащегося.

Контрольно-оценочный блок

Разработка критериев для оценки результатов деятельности учащихся – один из самых важных аспектов планирования и организации учебного проекта. Важность его определяется не только тем, что они являются инструментом измерения соответствия результатов проекта его целям, задачам и, в конечном счете, определяют эффективность проекта. А в большей степени тем, что являются инструментом управления деятельностью учащихся, теми ориентирами, которые позволяют направлять эту деятельность и достигать максимальной эффективности исследования.
При оценивании эффективности проекта важно использовать оценочные листы, благодаря которым у детей появляется возможность проанализировать деятельность своей группы и свой вклад в общий проект.

Критерии оценки доклада
Критерии оценки
Группы


1

2

3

4

5

6


Обоснование темы, актуальность и практическая значимость







Полнота и логика изложения материала Соответствие содержания доклада теме







Громкая и четкая речь, соблюдение регламента







Доступность изложения, обоснованность выводов, четкость ответов на вопросы







Отсутствие фактических и речевых ошибок







Итого:








Оценочный лист презентационного выступления
Параметры оценивания
Оценка выступления


1
2
3
4
5
6
7
8
9
10



С
О
Д
Е
Р
Ж
А
Н
И
Е
1.Понятность, точность, соответствие теме












2.Наличие основополагающего вопроса












3.Наличие ответа на основополагающий вопрос












4.Наличие проблемы (проблемных вопросов)












5.Концептуальность (соответствие идее)












6.Логичность (наличие плана и следование ему)












7.Научность (указание на источники)












8.Наличие логических операций
Анализ













Синтез













Сравнение













Классифика-ция













Интерпрета-ция













Д И З А Й Н
1. Соответствие содержанию












2.Общее эстетическое впечатление












3.Целесообразность схем и рисунков












4.Сочетаемость компонентов: текст, цвет, фон












5.Функциональность ссылок, сопровождающих материал












6.Музыкальное сопровождение













Р
Е Ч Ь
1. Отсутствие речевых, орфографических, пунктуационных ошибок












2.Стилистическая точность и целесообразность












3.Лаконичность












4.Свобода речи, выразительность











Г
Р
У
П
П
А

1.Командность












2.Индивидуальный вклад каждого члена группы

№1














№2













№3











Итог
24-20 баллов – «5»
19-16 баллов – «4»
15-12 баллов –«3»

















Анкета участника проекта также может стать эффективным средством анализа собственной деятельности либо взаимоанализа.

Анкета участника проекта
Что нового вы узнали во время работы над проектом?
Какие рекомендации вы могли бы дать другим участникам проекта?
Какие сложности возникли во время выполнения проекта?
Кто в группе выступил в роли лидера?
Случались ли во время выполнения проекта конфликтные ситуации в группе?
В чем заключается опасность конфликтов в условиях командной работы?
Удалось ли использовать все возможности группы?
Легко ли вам было оценивать работы товарищей?
Какую оценку вы бы рекомендовали поставить своей группе? Аргументируйте свой ответ.
Что бы вы назвали своим успехом, достигнутым в ходе проекта?
Слаженно ли работала ваша группа?
Как распределялись обязанности в вашей группе?
Хотелось ли кому-то поменять свои обязанности, пробовал ли он это сделать?
Должны ли в команде все действовать и рассуждать одинаково?
Всегда ли команда лучших друзей наиболее эффективна?
Члены команды соперничали или сотрудничали друг с другом?
Что вам понравилось в выступлениях одноклассников?
Сложно ли было выступать перед аудиторией?
Что бы вы изменили в своей презентации?
Какой вопрос аудитории показался вам наиболее интересным?

Успешность ученика – это не только объективный показатель высоких результатов познавательной деятельности, не только положительная оценка учителя, но и позитивная самооценка и самоощущение самого ребенка.
Результаты выполнения проекта могут быть отрефлексированы группой с помощью оценочной таблицы.
Оценочная таблица
Удачные находки нашей группы
Наиболее ценное в выступлениях других групп
Информация, которой нам не хватило
Избыточная информация
Интересные впечатления
Рекомендации одноклассникам
Главные выводы












Учитель как руководитель учебного проекта должен уметь анализировать не только деятельность учащихся, но и свою собственную. Предлагаемый список вопросов может быть использован в качестве плана самоанализа урока-проекта.
Плана самоанализа урока-проекта
1.Каковы цели и задачи урока, насколько они были реализованы?
2.К какому типу относится проект, почему?
3.На сколько уроков был рассчитан проект, почему?
4.Какие этапы проект были представлены на уроке?
5.Насколько четко была структурирована деятельность учащихся?
6.Какие исследовательские методы использовались в работе, на каких этапах?
7.Какова степень самостоятельности учащихся?
8.Как учитывались индивидуальные особенности учащихся?
9.Какие межпредметные связи удалось реализовать в ходе проекта?
10.Использовались ли современные информационные технологии?
11.Какова актуальность и значимость проблемы, лежащей в основе проекта?
12.Насколько грамотно были сформулированы гипотезы проекта?
13.Достаточна ли глубина анализа проблемы учащимися?
14.В чем продвинулись учащиеся в ходе реализации проекта?
15.Достигнуты ли в ходе выполнения проекта поставленные цели?
16.Преимущества и недостатки использования технологии проектного обучения при изучении данной темы?
17.Какой из этапов проекта оказался наиболее трудным для ребят и почему?
18.Что в следующий раз стоит сделать по-другому и почему?


Отслеживание результатов внедрения технологии проектного обучения при изучении темы «Причастие» по русскому языку
в 7 классе ГБОУ СОШ №10



п/п
Фамилия, имя ученика (-цы)
Результы
зачета и теста
по теме
Самооценка общеучебных
умений:
«Проект помогает»
Взаимооценка навыков командной работы:
«Проект учит»
Педагогический комментарий



















Ресурсное обеспечение

Дидактическое обеспечение:
Базовый учебник:
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория: учебник для 5-9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. - 12 изд. – М.: Просвещение, 2010.
Научно-методическое обеспечение: курсовая подготовка по технологии проектного обучения, педсовет, мастер-класс по данной технологии.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся: тестирование психолога, психологические тренинги, анкетирование.
Материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование, комплекты дисков по предмету, раздаточный материал для учащихся.
Кадровые ресурсы: учитель, прошедший подготовку по внедрению технологии проектного обучения.













Заключение
Подводя итоги по работе над проектом, можно сказать, что внедрение проектной деятельности в образовательный процесс помогло повысить уровень информационной культуры и усилить мотивацию учащихся к процессу обучения.
Учительская профессия немыслима без постоянного поиска и саморазвития, поэтому многим из нас очень хорошо знакомо состояние недовольства собой, которое не позволяет останавливаться на достигнутом. Творческий человек не приемлет однообразия, шаблона, унылого стандарта, он постоянно стремится попробовать что-то новое: новые методики и технологии, подходы и учебники Ученые советуют быть «свободными от самих себя», то есть от собственных стереотипов, которые сужают поисковую активность человека, мешают ему развиваться, стремиться к познанию нового.
Если процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, то обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно ориентированным. При этом ставится цель не "подтянуть" слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе "сильным" или "слабым".

Выводы
Применение технологии проектной деятельности при подготовке к теоретическому зачету по теме «Причастие» в 7 классе позволило создать условия для усиления мотивации учащихся к углубленному самостоятельному изучению темы, организовать взаимопомощь по устранению пробелов в знаниях, повысить уровень общеучебных компетенций учащихся.
Список информационных источников

Нормативно-правовая база
Стандарт основного общего образования по русскому языку www.ed.gov.ru
Примерная программа основного общего образования по русскому языку [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Методическое письмо. О преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Основная литература
Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М.: Изд. центр «Академия», 2010.
Касицина Н.В., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. СПб.: Агенство образовательного сотрудничества. Образовательные проекты. Речь; М.: Сфера, 2010.
Бархаев Б.П. Новые аргументы в педагогических технологиях// Школьные технологии.-1997.-№4.-С.47-52.
Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. М: Народное образование, 2001.-128с.
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе)/ Под ред. Проф. Е.Я. Когана.- Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2012.-224с.

Дополнительная литература
Достижений школьников. Каковы современные пути и способы совершенствования управления качеством образования? // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2010. – №5. – С.3-10.
Дронов В. П., Кондаков А. М. Новый стандарт общего образования – идеологический фундамент российской школы // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 22
Днепров Э. Попытка пересмотра содержания образования удалась не полностью// Учительская газета.- 2002.- №45.-С.14-17.
Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Дидактические и психопед. основания
обр. технологий. – М.: Пед. поиск, 2001.-276с.



























13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Заголовок 115