Проект Ребус — друг школьника

друг школьника»
Руководитель проекта: Соболевская Татьяна Семеновна,
учитель начальных классов
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Лангепас
Лангепасское городское Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
2 класс
Аннотация
«Ужасно интересно все то, что неизвестно»
Среди занимательных задач и головоломок ребусы издавна занимают почетное место. Само слово «ребус» стало нарицательным для обозначения всего непонятного, загадочного, замысловатого.
Ребусы - это игра, в которой зашифрованы слова, фразы или целые высказывания при помощи рисунков в сочетании с буквами, фигурами и знаками.
Ребусы применяются при изучении букв и слогов, тренировки слитного чтения, запоминания новых слов, орфограмм.
Ребус является средством развития внимания, памяти. При умении самостоятельно составлять ребусы развивается логическое мышление и творчество.
Гипотеза
Нашей рабочей гипотезой стало предположение, что умение решать ребусы, поможет нам и нашим одноклассникам расширить круг знаний, учебных умений, навыков, подготовиться к различным видам конкурсов, олимпиад и викторин.
Цель проекта
Узнать историю возникновения ребусов, научиться самим и научить других решать ребусы.
Задачи проекта
Провести исследование среди обучающихся 2-4 классов по теме «Что вы знаете о ребусах?»
Узнать историю происхождения ребусов.
Изучить правила решения ребусов.
Овладеть способами решения ребусов.
Научить решать ребусы сверстников.
Создать информационный буклет «Ребусы».
Оформить результаты в виде презентации и рассказать о них одноклассникам.


Методы исследования:
Изучение литературы.
Работа с Интернет-ресурсами.
Социологический опрос.
Практическая работа.

План исследований
Ребусы - это игра, в которой зашифрованы слова, фразы или целые высказывания при помощи рисунков в сочетании с буквами, фигурами и знаками.
Ребусы применяются при изучении букв и слогов, тренировки слитного чтения, запоминания новых слов, орфограмм.
Ребус является средством развития внимания, памяти. При умении самостоятельно составлять ребусы развивается логическое мышление и творчество.
Гипотеза
Нашей рабочей гипотезой стало предположение, что умение решать ребусы, поможет нам и нашим одноклассникам расширить круг знаний, учебных умений, навыков, подготовиться к различным видам конкурсов, олимпиад, викторин.
Цель проекта
Узнать историю возникновения ребусов, научиться самим и научить других решать ребусы.
Задачи проекта
1. Провести исследование среди обучающихся 2 классов по теме «Что вы знаете о ребусах?»
2. Узнать историю происхождения ребусов.
3. Изучить правила решения ребусов.
4. Овладеть способами решения ребусов.
5. Научить решать ребусы сверстников.
6. Создать информационный буклет «Ребусы».
7. Оформить результаты в виде презентации и рассказать о них одноклассникам.
В ходе работы над проектом мы познакомились с литературой и другими информационными источниками по выбранной теме. В них мы нашли информацию об истории происхождения ребусов, узнали правила решения ребусов, а также нашли ответы на многие возникшие вопросы.
Среди обучающихся 2 классов мы провели опрос «Что вы знаете о ребусах?». Для этого была составлена анкета.
Анкета
Знаете ли вы где и как появились первые ребусы?
Знаете ли вы, почему люди составляют ребусы?
Умеете ли вы решать ребусы?
Хотите ли вы научиться решать ребусы?
Знаете ли вы где можно применить эти знания?
Знаете ли вы, какие бывают ребусы?
(Приложение 1)
Результаты опроса представлены в виде диаграммы.
В ходе работы для ребят начальной школы, которые захотели научиться решать ребусы, мы создали памятки с правила решения ребусов (Приложение 2).
Для всех, кто заинтересовался данной темой, мы составили информационный буклет (Приложение 3).
Результаты работы оформлены в виде презентации и представлены во время классного часа (Приложение 4).

На основе выявленных результатов мы получили опыт работы с научной литературой, Интернет-ресурсами, опыт работы с программами : Microsoft Office Word; Microsoft Office Power Point. Мы собрали информацию об истории ребусов. Представили собранный материал в виде презентации и буклета.

Научная статья
История появления ребусов.
Первые ребусы появились во Франции в XV веке. Тогда это было балаганное представление на злобу дня. В иносказательной форме комедианты высмеивали пороки и слабости сильных мира сего, рассказывали «о делах, которые творятся». Со временем характер ребуса изменился. Ребусом стали называть каламбур, построенный на игре слов.
Приблизительно тогда же появились и первые рисованные ребусы. Первоначально они буквально иллюстрировали известные фразеологические обороты, позднее появились более сложные варианты.
В XVI веке рисованные ребусы становятся известны в Англии, Германии, Италии.
В их оформлении принимали участие профессиональные художники. Первый печатный сборник ребусов появился во Франции в 1582 году.
В России появились позднее - в середине XIX века. Стал выходить специальный журнал « Ребус».

Виды ребусов.
Ребусы-загадки.
Ребусы–загадки представляют собой двойную задачу: разгадав ребус, вы прочтете загадку, но загадку-то ведь нужно разгадать.
Ребусы «сложи и вычти».
Ребусы « сложи и вычти» отличаются от обычных тем, что значение изображения, следующего за знаком минус, не прибавляется к уже полученному сочетанию слов, а отнимается от него.
Ребусы-шутки.
Это шуточная загадка в стихах.
Ребусы-пословицы.
Ребусы-пословицы представляют собой зашифрованную пословицу, которую нужно разгадать и объяснить ее смысл.
Звуковой ребус.
Это упражнения- загадки, позволяющие отработать навык слияния слогов.
Ребус- рассказ.
Ребус-рассказ состоит из большого ребуса, который нужно разгадать и составить рассказ.
Ребус-задача.
Это ребус, который нужно разгадать и решить задачу. Он состоит из нескольких ребусов.
Числовые ребусы.
Это ребусы, которые совершенствуют умение понимать и осмысливать позиционный принцип при записи чисел в десятичной системе.

Материалы и методы.

Нами было опрошено 47 человек. В исследовании приняли участие обучающиеся 2-х классов.
Исследование проходило в течение второй четверти 2013-2014 учебного года (ноябрь, декабрь).
Обучающимся предлагалась анкета, которая содержала следующие вопросы:

Таблица 1.

Вопрос
Ответы обучающихся


Да
Нет

1. Знаете ли вы где и как появились первые ребусы?
5 – 11%
42 - 89%

2. Знаете ли вы, почему люди составляют ребусы?
9 – 19%
38 – 81%

3. Умеете ли вы решать ребусы?
20 – 43%
27 – 57%

4. Хотите ли вы научиться решать ребусы?
44 – 94%
3 – 6%

5. Знаете ли вы где можно применить эти знания?
15 – 32%
32 – 68%

6. Знаете ли вы, какие бывают ребусы?
4 – 9%
43 – 91%



Рисунок №1. Распределение ответов обучающихся вторых классов.

Вывод: изучив результаты анкеты, мы убедились в практической значимости проекта, так как обучающиеся выявили желание научиться решать ребусы. С нашей стороны таким ребятам сначала было предложено ознакомиться с правилами решения ребусов.

Правила решения ребусов.
1. Название предметов, изображенных в ребусе, читаются в именительном падеже единственного числа или множественного, если изображено несколько ребусов.
2. Для того чтобы убрать в начале или в конце слова одну или несколько букв, используется запятая. Если она стоит слева вверху от рисунка, то убирают первую букву, а если стоит справа вверху, то последнюю. Если стоят две запятые, то убирают две буквы и т. д.
3. Если за какой-нибудь буквой или предметом «прячется» другая буква или предмет, то читать нужно с прибавлением «за» или « перед».
4. Если два предмета или две буквы стоят одна в другой, то читать надо с прибавлением «в».
5. Если одна фигура или буква стоит на другой, то читаем с прибавлением «на», «над» или «под».
6. Если какая-либо буква состоит из другой буквы, то читают с прибавлением «из».
7. Если по какой-либо букве написана другая буква, то читают с прибавлением «по».
8. Если одна буква лежит около другой, то читают с «у».
9. Если рядом с рисунком стоят цифры, то читают в порядке, указанном цифрами.
10. Если в ребусе изображен предмет в перевернутом виде, то его название читаем с конца.
11. Если нарисован предмет, а около предмета нарисована, потом зачеркнута буква, значит, эту букву нужно отбросить из полученного слова, а если около буквы стоят знак равенства и другая буква, то букву, стоящую слева от знака равенства, надо заменить.
12. Если в ребусе какая-либо буква нарисована бегущей, сидящей, лежащей и т. п., то к названию этой буквы нужно прибавить такой же глагол.
13. Если ребус состоит из изображения предмета и знаков «+» и «-», то решать его следует так: значение изображения, следующего за знаком минус, не прибавляется к уже полученному сочетанию слов, а отнимаются от него. Там же где стоит знак плюс, значение изображение прибавляется.
14. Если в ребусе стоят цифры и между ними знак «плюс» (1+2; 2+3 и т.д.), а после них идут слова, то нужно соединить первый слог из первого слова и второй слог второго слова. Получится отгадка.

Овладение способами решения ребусов.
Ознакомившись с правилами решения ребусов, мы не только научились решать ребусы самостоятельно, но и научились их составлять. Все ребята, которые принимали участие в конкурсе «Русский медвежонок» легко справились с заданиями, где нужно было разгадать ребусы. Свои знания мы будем передавать обучающимся 2 - а класса, учить ребят решать ребусы разных видов.


Вывод
При выполнении данной работы мы:
Узнали историю происхождения ребусов.
Изучили правила решения ребусов.
Овладели способами решения ребусов.
Учились сами и учили одноклассников решать ребусы.
Создали информационный буклет «Ребусы».
Оформили результаты работы в виде презентации
По результатам опроса обучающихся, мы убедились в необходимости умения решать ребусы. Ребусы помогают нам в развитии памяти, внимания, логического мышления, развивают мыслительную деятельность, концентрируют внимание.
Так звуковые ребусы помогут ребятам, у которых есть страх перед книгой, которые не любят читать, так как читают по слогам, когда их сверстники читают целыми словами. Эти ребусы позволяют отрабатывать навык слияния слогов, позволяют лучше запомнить новые слова, орфограммы.
При работе над проектом «Ребус – друг школьника» мы для себя сделали открытие: оказывается, есть цветочные ребусы. Особенностью цветника-ребуса является условие его прочтения.
Цветочные ребусы развивают воображение, фантазию. Они позволяют выразить свои чувства и настроение, олицетворяют щедрость и красоту жизни.
Ребусы – это средство повышения информационной культуры. При самостоятельном составлении ребусов развиваются навыки поиска информации, творчества, интеллектуальные способности.
Для ребят, уже умеющих решать ребусы, есть перспектива - принимать активное участие в олимпиадах, интеллектуальных марафонах, викторинах, городских, областных, Всероссийских конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру» и других.

Список используемой литературы

Асанин С., «Смекалка для малышей». (Занимательные задачи, головоломки, ребусы.)., Москва., «Омега»., стр. 127 – 211.
Городкова Т.В., Елкина Н.В.,«Детские кроссворды»., 353
Ливинский В., журнал «Не скучай», стр. 193 – 197.
Толковый словарь. С.И. Ожегов, Н.Ю. Швецова.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
www. Trizway.com/art/primary/38.html








13PAGE 15


13PAGE 14115




15