Тезисы к выступлению на педагогической конференции «Психолого-педагогические основы индивидуализации образовательной деятельности» Учителя истории и обществознания МБОУ «Гимназия №2» г.Торжка Тверской области Чижовой Ирины Александровны


Заявка
на участие в семинаре
«Психолого-педагогические основы индивидуализации образовательной деятельности»
Учителя истории и обществознания МБОУ «Гимназия №2»
Чижовой Ирины Александровны
Тезисы
Актуализация познавательной деятельности на уроках истории и обществознания посредствам индивидуализации и дифференциации процесса обучения.
В соответствии с программой модернизации образования, для эффективного выполнения жизненных задач и полноценной актуализации жизненных планов, учащимся необходимы оптимально развитые интеллектуальные функции. Уроки истории и обществознания позволяют развивать гуманистические свойства личности, социальную компетентность учащихся в рамках педагогического процесса с использованием принципов индивидуализации и дифференцированного подхода к познавательной деятельности учащихся.
Основная педагогическая идея состоит в развитии познавательного интереса к истории.
Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под его влиянием учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.
Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Способы формирования познавательного интереса:
-Самостоятельная работа
-Создание альтернативных ситуаций в процессе формирования познавательной активности учащихся
-Дифференцированное и разноуровневое обучение 
-Использование интерактивных методов обучения (проблемный диалог, решение познавательных задач, создание мотивационного ролика, комплексный анализ исторического источника и пр.)
Для того, чтобы противоречия процесса индивидуализации учебной деятельности выступали в роли движущей силы, необходимы соответствующие условия. Такими условиями являются:
1) знание реальных учебных возможностей, индивидуальных особенностей ученика;
2) четкая и ясная постановка цели деятельности, принятие ее каждым учеником;
3) соответствие средств учебной деятельности ее цели;
4) соразмерность сложности выдвигаемых перед учащимися учебных задач и их реальных и потенциальных возможностей:
5) создание условий, направленных на обеспечение активной учебной деятельности каждого ученика на уровне его потенциальных возможностей с учетом цели деятельности.
Индивидуализация решает целый комплекс разноуровневых задач:
1) учитывает уже имеющиеся индивидуальные особенности ученика, так как он проявляет себя в процессе обучения как индивидуальность, у которой позади сложное онтогенетическое развитие, а впереди - пока еще нереализованные возможности;
2) позволяет организовать работу учащихся в соответствии с их возможностями;
3) воспитывает познавательную активность и самостоятельность:
4) формирует позитивную учебную мотивацию и способствует формированию позитивно-творческого отношения к учебе;
5) подготавливает и осознанному выбору профессии;
6) развивает общие и специальные способности учащихся;
7} способствует повышению уровня знаний, умений и навыков по всем учебным предметам. 8) формирует индивидуальный стиль учебной и познавательной деятельности учащихся: -
9) предупреждает неуспеваемость.