Статья на тему: Роль краеведения в патриотическом воспитании школьников


В настоящее время педагогический интерес к проблеме гражданского и патриотического воспитания не теряет своей остроты, что связано с изменением значения таких ценностей как «Родина», «Отечество», «патриотизм», «гражданственность». Достаточно взглянуть на результаты опроса школьников. На вопросы «Любишь ли ты свою Родину? И что для тебя любовь к Родине» учащиеся отвечали следующим образом:
Сейчас, наверное, не за что любить Родину, так как она ничего для тебя не делает (Александр С.)
для меня патриотизм не имеет большого значения (Олег Ч.)
Любить Родину не за что, она ничего нам не дала, почти ничего. Может это чувство возникает оттого, что у нас такое правительство? И мы все время сравниваем наше страну с Западом. Я до сих пор не могу понять - люблю свою Родину или нет. У наших родителей чувство любви к Родине угасает. Если правительство будет работать в интересах людей, то мы будем любить свою Родину и гордиться ей (Лена Т)
В моих делах чувство патриотизма не проявляется. Однако, когда по телевизору передают, что на войне снова убили наших солдат: мне становится обидно за свою страну (Лина Ц.)
Я берегу природу, не бросаю мусор, покупаю отечественную продукцию (Марина К.)
Чувство патриотизма проявляется у меня на общегородских субботниках, работе на пришкольном участке (Таня П.)
Любить свою Родину - это значит помогать в решении проблем, связанных с экологическими загрязнениями (Наташа К.)
Я думаю, что любовь к Родине проявляется в том, как ты относишься к армии, службе за Отечество: Любовь моя искренняя, и я ее люблю за то, что она воспитывает характер, отвечает за нас (Евгений В.)
Я думаю, что данные высказывания детей – один из основных показателей того, что в настоящее время, в условиях модернизации всех сфер общества, одной из основных задач в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности, как основы жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Важную роль здесь играет знание истории и культуры родного края.
Многие ученые, педагоги считают, что внутренний мир человека сам по себе не формирует осознанное чувство патриотизма. Формирование происходит лишь в том случае, когда он соприкасается с общественными ценностями, идеалами, традициями. Как невозможно научить любви детей к родителям одними призывами, так и невозможно воспитать школьника как гражданина и патриота, изучающего историю своей страны лишь по книгам. На мой взгляд, действенным средством воспитания будущего патриота является краеведение.
Примером воспитания патриотизма через краеведение может послужить работа детей, учителей и руководства ГБОУ СОШ №10 г.о.Чапаевск.
Главное в образовательно-воспитательной программе «Я – гражданин России», реализуемой в ГБОУ СОШ № 10 г.о. Чапаевск, - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания.
Программа реализуется в школе с 1 по 11 класс. Она включает в себя 8 направлений, связанных между собой логикой формирования гражданской позиции: «Я и Я», «Я и моё здоровье», «Я и мой интеллект», «Я и моя культура», «Я и моя семья», «Я и моя школа», «Я и мой край», «Я и моё Отечество».
Реализация программы «Я - гражданин России» осуществляется через следующие формы работы: традиционные и нетрадиционные дела, классные часы, библиотечные уроки, музейные уроки, экскурсии по родному краю, социальные проекты и акции.
Целенаправленная работа по воспитанию гражданско-патриотических качеств личности учащихся проводится через участие их в таких традиционных мероприятиях, как вечера памяти «Я вам жить завещаю…», «Ушедшие в небо солдаты России», посещение школьного Зала Боевой славы, где ребятам рассказывают о каждом герое. В памятные даты здесь возлагаются цветы.
Вот уже много лет учащиеся школы шефствуют над обелиском труженикам чапаевского силикатного завода, погибшим в годы ВОВ, и памятником безымянным летчикам, умершим от ран в чапаевском госпитале во время ВОВ. Благодаря поисковой работе учащихся под руководством педагога Кижайкиной Татьяны Вениаминовны фамилии летчиков (Рошенбуршев, Калинин, Смычков, Кусков) стали известны. Сейчас администрацией города утверждается эскиз нового памятника погибшим летчикам, сделанный нашим педагогом.
Не забывают школьники и ветеранов Великой Отечественной войны, живущих в микрорайоне. Ежегодно накануне Дня Победы ребята с цветами, открытками, сувенирами спешат по знакомым адресам. Ведь этой школьной традиции - тридцать лет.
В этот особый для нашей страны год, год 70-летия Великой Победы, в школе проводится огромная работа, красной нитью в которой проходит принцип воспитания патриота и гражданина.
Названия школьных мероприятий говорят сами за себя: историко-познавательные часы «Память, которой не будет забвенья», конкурсы сочинений и рисунков «Война глазами детей», конкурсы стихов «Мы помним, мы гордимся!», вечера инсценированных песен «Поклонимся великим тем годам», инсценировок «Глазами тех, кто воевал», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла «Истории свидетели живые», концерт «В память о павших, во славу живых», социальные акции «Победный май», «Полотно Победы», «Чемодан Победы», «С Днем Великой Победы!», просмотр кинофильмов и спектаклей «Пусть знают и помнят потомки» и многие другие дела.
С большим интересом школьники посещают экскурсии: военный музей под открытым небом (г. Тольятти), оборонительное сооружение г. Чапаевска, покровский военный музей «Звезда», музей ветеранов локальных войн и военных конфликтов г. Чапаевска и к обелиску героям локальных войн, автобусные экскурсии по памятным местам города, посвящённым ВОВ.
Краеведение – это всестороннее изучение какой-либо территории. Данная деятельность позволяет познакомиться со своим краем, познать патриотические, духовно-нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания.
Поэтому, я считаю, что в образовательном процессе необходимо уделять внимание знаниям о родном крае, свой «малой Родине». Без этого невозможно становление настоящего патриота.