Технологическая карта урока по окружающему миру по теме: Как человек использует свойства воздуха


Технологическая карта урока
Составитель: Старостенко Татьяна Николаевна
Параметр Описание
Учебный предмет, класс, УМК Окружающий мир, 4 класс, Школа 2100
Тема урока Как человек использует свойства воздуха
Место урока в разделе 5 урок в разделе II Рукотворная природа
Тип урока Урок изучение нового материала
Цели урока Создание условий для формирования у обучающихся представлений о свойствах воздуха, как человек их использует
Задачи урока Актуализировать знания учащихся по данной теме.
Расширить, уточнить и пополнить знания детей о воздухе, его свойствах.
Развивать умение работать с информацией, творческие способности, мышление, навыки общения, речь.
Воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы, любовь и бережное отношение к родной природе.
Планируемые результаты изучения темы
Предметные Метапредметные Личностные
Минимакс: к концу урока каждый ученик должен иметь представление о свойствах воздуха, как человек их использует.
Максимум: к концу урока ученики должны уметь сравнивать свойства воды и воздуха. Познавательные УУД
Ученик получит возможность научиться:
1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов;
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
Ученик получит возможность научиться:
1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
Ученик получит возможность научиться:
1. Развивать умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре. Ученик получит возможность формирования:
1. Умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
2. Мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Основные понятия Воздух, свойства веществ, сжимаемость, упругость воздуха, способность воздуха расширяться при нагревании.
Ресурсы
Учебно-методическое сопровождение Дидактические материалы ИКТ, оборудование
Учебник Окружающий мир. Человек и природа часть I 4 класс. А.А. Вахрушев, О.В.Бурский,А.С.Раутиан. Рабочая тетрадь к учебнику Окружающий мир. Человек и природа часть I 4 класс..А.А. Вахрушев, О.В.Бурский,А.С.Раутиан. Презентация, предметные картинки, опорные слова
Педагогические технологии Проблемно-диалогическая, технология сотрудничества, элементы игровой технологии, здоровьесберегающая технология, технология деятельностного подхода
Этапы урока
Название этапа Деятельность учителя Деятельность учеников Планируемые результаты
Предметные УУД
1.Организационный момент
Цели:
- формирование готовности к выполнению учебной деятельности;
-уточнение типа урока
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Посмотрите, сколько у нас на уроке гостей. Повернитесь к ним и улыбнитесь, как радушные хозяева. Пусть у всех будет отличное настроение. Садитесь, ребята.
Один вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вопрос этот такой: «Что самое ценное на Земле?» Вот какой ответ дал известный ученый Аль Бируни: «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит».
Сегодня на уроке вам потребуется внимание, желание узнавать новое. Я желаю вам успеха.
Личностные:
воспринимать позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.
Регулятивные:
организовывать свою деятельность
Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других; соблюдать простейшие нормы школьного этикета.
2. Мотивации к учебной деятельности
Цели:
- актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;
3.Актуализация знаний и постановка учебной проблемы
Цели:
актуализация учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия нового материала
- организация фиксирования каждым индивидуального затруднения в пробном действии;
-анализ возникшей ситуации, выявление места и причины затруднения;
- организация постановки цели урока учащимися
Что существует на земле миллионы лет, постоянно используется всеми и до сих пор не закончилось?
Какое свойство воды использовал человек при:
изобретении корабля, парового двигателя, гидравлического пресса и домкрата, водопровода, подслащивании пищи, стирки изделий, термометра?
Установите взаимосвязи между предметами и свойствами воды.
Четыре огромных океана омывают нашу сушу. Кроме  Атлантического, Тихого, Индийского, Северного Ледовитого океанов, есть на  свете, еще один –  самый большой из всех. Он не солёный и не пресный, у него нет берегов. Кто догадался, о чём речь? (Воздушный океан) 
Постановка учебной проблемы.
Может ли человечество переселиться на другую планету, если жить на земле будет невозможно? Почему?
вспомним всё, что мы знаем о воздухе.
- Посмотрите на эти предметы. С помощью какого из них можно доказать, что воздух это не пустое место?
Опыт № 1 (с веером)
Опыт № 2.
Перевернуть стакан вверх дном и медленно опускать его в банку с водой. Попадает ли вода в стакан? Почему? (внутри воздух)
Опыт № 3.
Опустить стакан в банку с водой, но теперь уже держать его, немного наклонив. Попадает ли вода в стакан? Почему?
Опыт № 4.
Наполнить воздухом пакет.
Какое ключевое понятие нашего урока?
«Мозговой штурм»
«Веришь ли ты?»
Что воздух – это смесь газов? (+)Что воздушная оболочка Земли – защищает планету? (+)Что воздух имеет форму? (-)Что на воздух можно опереться как на стол? (?)
Что ветер может иметь силу, обеспечивающую человека электричеством? (?)
Что воздушная оболочка может помочь в сохранении тепла человеческого тела? (?)
Что воздух может помочь автомобилю преодолеть расстояние? (?)
- На какие вопросы мы ответы уже знаем?
Определите ключевые слова того, что повторили.
– Что о воздухе мы не знаем?
Какова цель урока? Тема?
«Как человек использует свойства воздуха?»
Устанавливают взаимосвязи между предметами и свойствами воды.
Наблюдают и делают вывод:
Вывод: мы чувствуем прикосновение, хотя веер нас не касался. Значит между веером и лицом есть какое-то тело.
Вывод: Вода в стакан не попадает, ей мешает воздух, находящийся в стакане.
Вывод: открытое пространство позволило воздушному пузырю покинуть стакан.
Пакет становится объемным, и мы можем, почувствовать каким упругим становится воздух при сжатии.
Воздух
Заполняют таблицу «Веришь ли ты?»
Воздух – это газообразное вещество. Он есть повсюду.
Воздух не имеет форму
Воздушная оболочка земли защищает планету. Называется атмосфера.
Начало составления кластера.

Составляют план урока открытия нового
План урока:
Повторить что такое воздух, из чего он состоит?
Определить, какими свойствами обладает воздуха?
Как человек использует свойства воздуха? *понимание взаимосвязи
*Выявлять сущность, особенности объектов;
*На основе анализа объектов делать выводы.
*Обобщать и классифицировать по признакам.
*Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
*Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Совместное открытие знаний
Физкультминутка
Цель:
-снять физическое и эмоциональное напряжение
4.1. Работа в группах с учебником.
4.2.Составление кластера.
Практическая часть.
№ 1 (ветряное колесо)
Фырчит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Людей с ног сбивает.
Слышишь его,
Да не видишь его.
- Что такое ветер?
№ 2 (фонарь)
Бумажная салфетка держится над лампой.
– Что мы наблюдаем?
– Почему салфетка поднимается?
– Какова температура воздуха над лампой?
Воздух состоит из частиц, между которыми есть промежутки. Частицы постоянно движутся, сталкиваются между собой. Когда воздух нагревается, они двигаются быстрее, сталкиваются сильнее. Из-за этого частицы отскакивают на большие расстояния друг от друга. Промежутки между ними увеличиваются, и воздух расширяется.
№ 3 (самолетик)
– А на воздух опереться можно?
– При каких условиях?
-Где применяется это свойство воздуха?
Именно благодаря малой плотности по воздуху можно перемещаться с большой скоростью.
№ 4 (варежки)
– Зачем птицам перья, зверям – шерсть, а нам свитер (шерстяная одежда)? (Для поддержания тепла: между перьями, шерстью, нитками свитера находится воздух, а он плохо проводит тепло.)
– Почему рамы двойные? Что находится между стеклами? (Воздух – он препятствует потерям тепла.)
№ 5 (шприц)
– Почему мы не можем сдвинуть поршень?
Какой можно сделать вывод?
Учитель обобщает ответы детей.
Практическая работа в группах.
Сегодня на уроке мы совершаем открытия, которые вы должны зафиксировать в дневниках.
Инструкция:
Подготовить ответы по вопросам карточек.
Выслушать выступления ребят и сделать записи в Дневнике открытий.
Как мы ответим на вопрос урока? (Человек изучил свойства воздуха и научился использовать их в своей жизни.)
Завершим заполнение таблицы.
Калейдоскоп
(Соотнеси вопрос и ответ)
(?) Ответь на вопросы
Что такое воздух? Атмосфера.
Какие газы входят в состав воздуха? Нет. Воздух заполняет весь доступный ему объём.
Как называется воздушная оболочка Земли? Ветер.
Воздух имеет определенную форму? Расширяется.
Что происходит с воздухом при нагревании? Смесь газов.
Почему не падают самолёты, вертолёты? Сжимается.
Какое свойство воздуха используется в надувных матрацах, футбольных мячах, шинах? Обладает плотностью.
Что защищает Землю от ультрафиолетовых лучей? Кислород, азот, углекислый газ.
Что происходит с воздухом при охлаждении? Упругость.
Как называется движение воздушных масс? Озон.
Проверь себя.
Наблюдают, делают первоначальные выводы.
Ветер
Её удерживает горячий воздух
Самолет летит, опираясь на воздух
В закрытом пространстве тело нагревается
Воздух не сжимается
Представитель группы дает монологический ответ по схеме.
Все заполняют дневник открытий
Познакомить со свойствами воздуха, проиллюстрировать на опытах.
*Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

*Ориентироваться на развороте учебника.
*Выявлять сущность, особенности объектов;
*На основе анализа объектов делать выводы.
*Обобщать и классифицировать по признакам.
*Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
*Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
*На основе анализа объектов делать выводы.
* Обобщать и классифицировать по признакам
5. Применение нового знания.
5.1. Работа в рабочей тетради
Работа в тетради.
1. Игра: «Что бы было на Земле, если бы воздух не имел …» (поочерёдно исключать свойства).
2. Напиши, какие свойства воздуха используют с. 34 тетради № 2. -Оцените работу в парах по алгоритму.
Тест

Тест по теме: «Как человек использует свойства воздуха» Учени___ Ф.И.______________
Воздух – это…
Пустое место.
Смесь газов.
То, что нас окружает.
Какие вещества входят в состав воздуха?
Хлор, йод, фтор.
Водород, медь, цинк.
Кислород, азот, углекислый газ.
Как называется воздушная оболочка Земли?
Литосфера.
Атмосфера.
Гидросфера.
Биосфера.
Воздух при нагревании…
Сжимается.
Расширяется.
Улетучивается.
Какая составная часть воздуха необходима человеку для дыхания?
Азот.
Кислород.
Углекислый газ.
Укажите свойства воздуха.
(Задание теста с несколькими правильными ответами.)
Имеет запах.
Без запаха.
Бесцветный.
Имеет цвет.
Мутный.
Прозрачный.
Благодаря низкой плотности воздух плохо проводит…
Тепло.
Газы.
Ничего не проводит.
В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство используют?
При нагревании воздух расширяется.
При охлаждении воздух сжимается.
Воздух плохо проводит тепло.
Как нужно охранять воздух от загрязнения?
(Задание теста с несколькими правильными ответами.)
Фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ.
Остановить все фабрики и заводы.
Транспорт необходимо сделать экологически чистым.
В городах и вокруг высаживают больше деревьев.
Запретить пользоваться автотранспортом.
Превратить Землю в один огромный заповедник.

- Обобщение изученного на уроке
Самооценка
Минимакс: к концу урока каждый ученик должен иметь представление о свойствах воздуха, как человек их использует.
Максимум: к концу урока ученики должны уметь сравнивать свойства воды и воздуха. *Развивать умение слушать и понимать других.
*Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
* Оформлять свои мысли в устной форме.
*Умение работать в паре.
*Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
6. Домашнее задание. (По выбору)
Составь тест (4 вопроса с тремя вариантами ответов) на тему «Свойства воздуха»
Подготовьте сообщение о каком-либо изобретении человечества, основанном на знании свойств воздуха.
Проведите опыты по доказательству упругости и сжимаемости воздуха. Опишите свои действия, наблюдения, результаты.
Составьте сканворд (15 вопросов) на тему «Свойства воздуха».
7 Итог урока.
Рефлексия Обмен мнениями по результатам выполнения заданий.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Как человек использует свойства воздуха?
Оцените свою работу на уроке при помощи алгоритма и светофора
Молодцы, ребята. Дружная работа на уроке помогла вам узнать много интересного о воздухе. Давайте же стараться жить так, чтобы на нашей планете всегда цвели сады и пели птицы.
-Спасибо за урок. Мне удалось…Меня удивило…Мне понравилось…Я порадовался за…Я хочу поблагодарить… за…Я могу похвалить себя за…
Делают выводы о бережном отношении к природе и собственному здоровью
*Развивать умение слушать и понимать других.
*Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
* Оформлять свои мысли в устной форме.
*Умение работать в паре.
*Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности;самооценка на основе критерия успешности; Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;