Презентация Исследование процесса восприятия экранной информации по физике учеников старшей школы


Исследование процесса восприятия экранной информации по физике учеников старшей школы Цель работы:исследование процесса восприятия экранной информации среди учащихся старших классов и студентов. Объект исследования:процесс обучения физике с помощью информационно-коммуникационных технологий. Предмет исследования:особенности восприятия экранной информации учащимися старших классов и студентами. Гипотеза:если при использовании ИКТ в учебном процессе по физике учитывать особенности восприятия экранной информации, то обучение будет более эффективным. Задачи:изучить исторический аспект применения ИКТ в образовании,выявить психолого-педагогические основы применения средств ИКТ в образовательном процессе, т.е. дать характеристику восприятия как познавательного процесса,проанализировать роль наглядности в обучении,рассмотреть особенности конструирования мультимедийных пособий, привести их классификацию,спланировать и провести пед.эксперимент по исследованию процесса восприятия с помощью специально разработанной анкеты. Научная значимостьзаключается в разработке инструмента исследования процесса восприятия при обучении с использованием ИКТ в виде анкеты и анализе проведенного педагогического эксперимента Динамика процесса информатизации(по Прокудину, Бурцевой)1985 - 1993 гг. до принятия Программы информатизации образования Российской Федерации; 1993 - 1998 гг. до принятия Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации; 1998 - 2001 гг. до периода окончания сроков региональных программ информатизации систем среднего образования, подготовленных 1998-1999 годах. 2002 г. - по н.в. с момента присоединения России к Болонскому соглашению и началу модернизации отечественного образования и вхождению его в общемировое образовательное пространство Аспекты эффективной применимости ИКТ:техническийметодическийорганизационный Цели информатизации школьного образования:по Е.Полатразвитие личности учащегося, подготовка к самостоятельной и продуктивной деятельности в условиях информационного общества; реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества, интенсификация процесса обучения физике за счет активизации познавательной деятельности. Место и значение ИКТ в процессе обучения физике:Физическое образование должно соответствовать современному обществу.Компьютеризация образования неизбежно должна привести к расширению системы дидактических принципов обучения. Обучение физике требует без всё более широкого использования компьютерной техники. Восприятиецелостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Схема формирования психических образов при восприятии Особенности восприятия:Предметность Целостность и структурность АпперцепцияКонстантность Факторы, влияющие на восприятиеВнутренниеВнешние Внутренние факторы:люди быстрее воспринимают знакомые им сигналы, чем незнакомые;люди быстрее воспринимают сигналы, по отношению к которым у них есть сильное чувство, как позитивного, так и негативного характера;люди по-разному могут воспринимать сигнал в зависимости от того, что предшествовало этому восприятию и какое состояние (потребности и ожидания) они имеют во время восприятия сигнала. Внешние факторы:интенсивность передаваемого сигнала (светлое и громкое воспринимается быстрее);подвижность сигнала (движущиеся сигналы воспринимаются в большей степени, чем неподвижные);размер (большие объекты воспринимаются проще, чем маленькие);состояние окружения, в котором находится человек (формы, цвета, звуки и т.п.). Возрастные задачи, оказывающие воздействие на восприятиепо Ремшмидту, Немову, Гамезозавоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых;подготовка к профессиональной карьере, обучение нацелено на получение профессииподготовка к браку и семейной жизни, формирование социально ответственного поведения, гражданской активности Требования к применению ИКТ:средства ИКТ должны использоваться в сочетании с натуральными объектами, приборами, действующими моделями и другими традиционными средствами обучения.Эффективность средств ИКТ определяется их соответствием конкретным учебным целям, задачам, специфике учебного материала, формам и методам организации труда преподавателя и учащихся, материально- техническим условиям и возможностям. Сравнительная таблицапо АйсмонтасуСпособ восприятия информацииПсихологический уровень восприятия ПВесовой коэфф. К для восприятия компьютерной информацииЭффективность восприятияКомпьютерной информацииЭ = П х КЧтениеСлух ЗрениеСлух и зрениеСлух, зрение и обсуждениеСлух, зрение, обсуждение и др.действия123579215521221525149 1. Использовался ли экранный метод подачи информации во время учебного процесса?2. Если использовался, то как часто? 3. Как часто вы пользуетесь экранными методами подачи информациями, пользуясь, например, интернетом, ТВ и пр.? 4. Способствовал ли, на ваш взгляд, экранный метод подачи информации лучшему усвоению материала?5. Как вам удобнее воспринимать экранную информацию? 6. Помогает ли в лучшем восприятии информации ее:7. Удобнее ли конспектировать информацию, предоставленным экранным методом? 8. Насколько удобно использование информации, собранной на экране,во время практических занятий (лабораторных работ, решения задач)?во время теоретических занятий (лекций, семинаров). 9. Интересней ли становится учебный процесс с использованием метода экранной информации?10. Как быстро вы устаете, работая с учебными материалами, представленными в экранном виде? 12. Связаны ли неудобства в восприятии экранной информации с индивидуальными особенностями: Выводы:современные уроки, в частности по физике, нуждаются в применении ИКТ во всех доступных на сегодняшний день проявлениях,каждому преподавателю необходимо повысить и поддерживать необходимый уровень знания ИКТ для адекватного соответствия предъявляемым на сегодняшний день требованиям,для обеспечения наилучшего восприятия информации необходимо экранные фрагменты делать не повторяющими обычный печатный текст, - использовать иллюстрирование, анимирование и озвучивание,необходимо в полной мере использовать уже имеющиеся у учащихся знания и навыки общения с компьютером, организовывать их самостоятельную деятельность.