Передача информации. Пропускная способность канала связи.


Тема: Передача информации
Предмет: Информатика и ИКТ
Класс: 8
Цель: Дидактическая: Сформировать представление о коммуникационных технологиях и понятие пропускной способности;
Психологическая: Формирование способа расчета пропускной способности
Воспитательная: Формировать умение самооценки и самоконтроля
Задачи:
Разобрать различные каналы передачи данных
Раскрыть понятие коммуникации и коммуникационные технологии
Сформировать алгоритм решения задач на определение пропускной способности
Сформировать умения нахождения пропускной способности
Осуществить самоконтроль и самооценку своей деятельности
УУД:
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, учитывать позицию собеседника, постановка вопросов, умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои действия.
Личностные: формирование мотивации к учению, смыслообразование, самоопределение, нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные: целеполагание, планирование целей, прогнозирование уровня знаний, контроль, оценка своей деятельности, саморегуляция
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ логических выражений и операций, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждения.
Тип урока: усвоения новых знаний
Форма работы: практическая и групповая работа, высказывание своих выводов, рефлексия
План урока
Организационный момент.
Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.
Первичное усвоение новых знаний.
Первичное закрепление умений по использованию на практике новых знаний.
Первичная проверка уровня освоенности новых знаний и сформированности умений их практического применения
Рефлективная деятельность обучающихся и учителя.
Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, садитесь.
II. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.
На прошлом уроке мы свами писали контрольную работу на тему?
Программное обеспечение
А до этого раздела мы говорили об?
Аппаратном обеспечении
А сегодня мы начинаем новый раздел: «Коммуникационные технологии». Запишем в тетради число и название раздела. А что же такое коммуникации? Как вы понимаете это слово?
(предлагают свои варианты)
Подытожим, Коммуникация — это процесс общения между людьми или их группами в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи.
А что же происходит в процессе общения?
Обмен информацией, ее передача.
Верно, именно об этом мы и будем говорить сегодня на уроке. Запишем тему: «Передача информации»
А чего мы должны достичь в конце, какую задачу перед собой мы ставим?
III. Первичное усвоение новых знаний.
Рассмотрим процесс передачи информации. Если представить ее в виде схемы какие элементы она будет содержать?
Того кто передает информацию …
Того кто ее принимает ….
А как же отправит информацию получателю, чего еще не хватает?
Через телефон, словами письмами …
В информатике они называются каналом передачи информации, и у нас получилась следующая схема:
2337760594493Канал связи
Канал связи

Кто может выступать в роли источника и приемника сообщений?
Люди, компьютеры и т.д.
А каналом связи может быть что?
(предлагают варианты)
(Все ответы необходимо собрать и подвести детей к двум видам: проводные и беспроводные каналы связи). Отсюда каналы связи можно разделить на проводные и беспроводные. Наша задача сейчас разобрать что они в себя включают, поработаем в группах, 1 и 3 будут искать каналы связи входящие в проводные, а 2 и 3 – беспроводные. Для поиска можно использовать включённые компьютеры. (группы объединяются вокруг компьютера и ищут информацию в интернете, через минутки 3-4, или по готовности выслушиваются ответы и совместно заполняются компоненты проводных(коаксиальный кабель, витая пара, оптоволокно) и беспроводных каналов(Wi-Fi, Bluetooht, спутниковые и сотовые)).
А чем же характеризуются каналы связи?
(варианты ответов обучающихся)
Рассмотрим задачу(слайд №1):
По двум каналам передается информация объемом 20 бит. По каналу витая пара она передастся за 10 секунд, а оптоволокну 2 секунды. По какой линии информация передается быстрее?
Оптоволокно
А почему?
Скорость передачи у нее больше …
Верно, эта характеристика канала называется пропускной способностью. Сейчас мы можем сразу же дать его определение и способ нахождения?
Нет, мы ничего о нем не знаем …
Ребята, давайте сузим нашу учебную задачу, как мы ее опишем:
Пропускная способность, научиться определять пропускную способность и т.д.
Что бы дать определение построим ее модель:

(модель рисуется совместно с детьми на доске, и читается в слух всем классом хором: Пропускная способность канала – это величина характеризующая быстроту прохождения данных(V) за единицу времени(t) или
Пропускная способность канала – это величина характеризующая быстроту прохождения данных, и зависит от времени и объема файла)
А способ расчета мы знаем?
Нет …
Вернемся к нашей задаче, здесь объем файла один и тот же, а время разное, зависимость какая: чем больше скорость тем …?
Меньше время, зависимость обратная υ=1tПосмотрим на следующую задачу(слайд №2). Здесь время одинаково, а объем разный, зависимость какая?
Прямая, υ~VОтсюда, чему равна пропускная способность?
υ~1t∙V~VtЕдиница измерения объема файла?
Бит
А времени?
Секунд
Подставляем в формулу и получаем единицу измерения пропускной способности!
битсОпределение и единицу измерения мы определили. А теперь нам нужен Способ расчета пропускной способности. Что делаем в первую очередь?
1. Определить объем файла V, в битах
А если файл дан в другой единице измерения, например в мегабайтах
Превращаем в биты
2. Определить время t, в секундах
3. Поделить по формуле, объем на время
IV. Первичное закрепление умений по использованию на практике новых знаний
Теперь когда мы опередили способ, найдем пропускную способность первого канала на витой-паре.
(задача решается совместно)
V. Первичная проверка уровня освоенности новых знаний и сформированности умений их практического применения.
А пропускную способность второго канала на оптоволокне найдите самостоятельно.
(обсуждение задачи)
VI. Рефлексия.
Критерии самооценки для обучающихся ():
Знают определение и единицу измерения пропускной способности
Знают способ расчета
Обладают умением рассчитывать пропускную способность
1 – «3» 1 и 2 – «4» 1, 2 и 3 – «5»
По этим критериям дети поднимают руки на соответствующую оценку.
VII. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.
Рассчитать пропускную способность канала, если за 1 мин по ней можно передать файл размером 120 Кбайт.
Петя передает Маше файл размером 50 Кбайт, через какое время Маша получит файл, если пропускная способность канала равен 1024 бит/с.
Файл размером 64 Кбайт передаётся через некоторое соединение со скоростью 1024 бит в секунду. Определите размер файла (в Кбайт), который можно передать за то же время через другое соединение со скоростью 256 бит в секунду. В ответе укажите одно число — размер файла в Кбайт. Единицы измерения писать не нужно.
Урок разработан по методике творческого развития