Организация личностного подхода в обучении школьников с учетом их доминирующего канала восприятия.


Организация личностного подхода в обучении школьников с учетом их доминирующего канала восприятия.
Современные тенденции школьного образования и гуманистический, личностно-ориентированный подходы требуют более углубленной индивидуализации обучения. Традиционно при организации учебного процесса мы учитываем такие свойства личности обучающихся, к которым психологи относят особенности памяти, мышления, внимания, познавательных способностей и.т.д.
Но, необходимо учитывать и особенности их восприятия окружающего мира. По типу восприятия психологи разделяют (СЛАЙД) личности на аудиалов, визуалов и кинестетиков. [Ананьев 1992, Гвоздева 2000]
Определить ведущую модальность можно
По наблюдениям: (СЛАЙД)
Визуалы – вспоминая, устремляют свой взгляд вверх. Это движение ярко выражено.
Аудиалы – вспоминая, водят глазами от уха к уху.
Кинестетики – смотрят прямо или куда-то вниз.
При записи домашнего задания (СЛАЙД)
Визуалы – послушно откроют дневник и перепишут с доски то, что задано.
Аудиалы – переспросят у учителя или соседа по парте. Дома могут перезвонить однокласснику и уточнить, что задано.
Кинестетики – чаще всего долго роются у себя в портфеле, задание предпочитают отметить прямо в учебнике.
Предикаты (предпочитаемые слова) (СЛАЙД)
Визуалы – ясный, цветной, грязный, блестящий, яркий, темно, светло, красиво.
Аудиалы – звук, шум, крик, стук, слушать, кричать, громкий, тихий.
Кинестетики – холод, жара, ласка, чувствовать, шершавый, пушистый.
По положению тела (СЛАЙД)
Визуалы – тело напряжено, движения продуманы, осанка прямая. Могут принимать крайне неудобные позы.
Аудиал – важнейший элемент – свобода в области грудной клетки.
Кинестетик – старается максимально комфортно и удобно расположить тело в пространстве. Любит вальяжные позы.
А так же при помощи различных тестов (СЛАЙД)
“Методика определения основного канала восприятия” - из книги серии “Мир вашего ребенка”
“Психология детства – азбука для родителей” О.А.Кулягинова.
Тест аудиал, визуал, кинестетик. Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева.
Особенности обучаемости детей с разным типом восприятия
(СЛАЙД) Визуалы – лучше воспринимают новый материал, когда он написан в книге, на доске, представлен схематически. Визуалы лучше справляются с письменными заданиями, а не с устными. Они лучше овладевают правилами правописания и меньше делают орфографических ошибок. Для осмысления и запоминания материала визуалу нужно чертить, штриховать, рисовать, записывать с доски то, что он там увидел. Визуал любит картинки и краски, а также видеть и составлять таблицы и схемы.
(СЛАЙД) Аудиалы – лучше воспринимают информацию на слух, с большей охотой говорят и слушают, запоминая произношение слов и интонации, читают вслух, учат стихи и готовят пересказы. Предпочитают слушать информацию, записанную на магнитофон, нежели читать её про себя. Они лучше пишут изложения, диктанты. Но аудиалы и самые отвлекаемые на любой звук ученики.
(СЛАЙД) Кинестетики – лучше усваивают материал, когда могут его исследовать через активные движения. Кинестетикам необходимы действия: что-то подчеркнуть, обвести, соединить, переставить, наклеить, вырезать и т.д. У них хорошо развита моторная память, и они легче усваивают новую информацию, записывая её за учителем или списывая из источника. Эти дети с удовольствием пишут на доске. Любят принимать участие в разыгрывании сценок по изученному материалу.
Знание таких особенностей обучающихся дает учителю возможность не только лучше понимать внешние и внутренние реакции учеников, но и предлагать задания, рассчитанные на разные особенности и потребности. А это как путь к лучшему взаимопониманию, так и способ облегчить восприятие и освоение школьного предмета. Чтобы наладить эффективное взаимодействие, учителю необходимо учиться “присоединяться” поочередно к каждой группе учеников, т.е. один и тот же материал давать 3 раза, но на разных “сенсорных языках”. Учет сенсорных особенностей учеников позволяет учителю избежать многих трудностей при обучении, помогает заложить более прочную базу знаний, и, следовательно, значительно повысить эффективность деятельности педагога.
Чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс. Поэтому в своей работе я использую следующие подходы к построению уроков. (СЛАЙД)
Подбираю учебный материал с таким условием, чтобы он обеспечивал выявление содержания личного опыта обучающихся, включая опыт их предшествующего обучения.
Излагаю учебный материал таким образом, чтобы он не только расширял объём знаний, их структурирование, интегрирование, обобщение, но и преобразовывал личный опыт каждого ученика.
В ходе выполнения заданий постоянно согласую личный опыт обучающихся с научным содержанием задаваемых знаний.
На каждом уроке активно стимулирую обучающихся к самостоятельной деятельности, обеспечивая им возможность самообразования, саморазвития и самовыражения в ходе овладения теми или иными знаниями.
Учебный материал урока организовываю таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность выбора при выполнении заданий.
Стимулирую обучающихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее приемлемых и значимых для них способов проработки учебного материала.
При введении знаний о приёмах выполнения учебных действий выделяю общелогические и специфические приёмы учебной работы, учитывая их функции в личностном развитии обучающихся.
Обеспечиваю на уроках разносторонний контроль и оценку не только результатов усвоения обучающимися знаний, умений, навыков, но и сам процесс обучения, т.е. тех действий, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал.
Для обеспечения более точной оценки обучения, как субъективной деятельности обучающихся использую различные формы коррекции, индивидуальной работы.
На уроках английского языка, используя личностно-ориентированный подход, развиваю у обучающихся не только память, но и самостоятельность мышления через проблематизацию, внутреннюю противоречивость или неоднозначность текстов в учебнике. При разработке системы учебных заданий на уроке учитываю ни только сложность содержания этих заданий, но и различные приёмы их выполнения, которые задаю непосредственно (в виде правил, алгоритмов действий) или путём организации самостоятельного поиска, например, при изучении некоторых тем (СЛАЙД) “At school”, “English street”, “Would you like a сup of tea?”. В начальной школе использую приём соотнесения слова с картинкой, изображающей этот предмет, что позволяет обучающимся самостоятельно находить это соответствие и запоминать новые слова.
В этих условиях меняется и сам урок. Ученики не просто слушают учителя, а потом повторяют за ним, а постоянно сотрудничают в диалоге, высказывают свои мысли, проектируют и исполняют ролевые игры, сами организовывают различные игры, соревнования на уроках, построение монологов и полилогов на основе алгоритмов, например:
I would like... (a banana, a cake, an apple) etc. I like... tomatoes (potatoes, oranges, pears) etс.
Подводя итог вышесказанному, следует указать особенности создания на уроках своеобразной образовательной среды, которая включает: (СЛАЙД)
организацию и использование учебного материала разного содержания, вида и формы;
использование на всех уроках английского языка ТСО;
предоставление ученику свободы выбора способов выполнения учебных заданий для снятия эмоционального напряжения в связи с боязнью ошибиться в своих действиях;
использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных занятий в целях активизации творчества детей;
создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности;
постоянное внимание учителя к анализу и оценке индивидуальных способов учебной работы, побуждающих ученика к созданию им не только результата, но и процесса своей работы;
организацию занятий в малых группах на основе диалога, имитационно-ролевых игр, тренингов учебного общения.
Таким образом, уроки английского языка превращаются в такие занятия, где каждый ученик не только усваивает те или иные знания, но и познает самого себя, учится управлять собой, оценивать свои реальные возможности, прогнозировать пути их развития, то есть не только проявлять, но и строить себя как личность.Я наблюдаю за теми или иными личностными проявлениями, организуя с их учетом образовательного процесса, который по своей сути должен быть не столько информационным, сколько развивающим.