Рабочая программа. Литературное чтение. УМК Гармония

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Харанорская основная общеобразовательная школа
Забайкальского района Забайкальского края


Утверждаю
Директор МОУ
Харанорской ООШ
________ В.И.Березина
«___»__________201__г.



Рассмотрено
Руководитель МО
учителей начальных классов
______Н.Н.Нестерова
«___»________201__г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Наименование курса: литературное чтение
Класс: 4


Составитель: Нестерова Надежда Николаевна,
учитель начальных классов Педагогический стаж: 16 лет










п/ст. Харанор, 2016
Планируемые результаты
освоения предмета «Литературное чтение»

Личностные:
положительная мотивация к обучению в школе, к урокам литературного чтения, к выбору и чтению книг;
размышление о смысле жизни;
нравственно-этическая ориентация;
формирование эстетических чувств и представлений;
формирование основ гражданской идентичности;
уважение культуры народов многонациональной России и других стран; развитие эмпатии и эмоционально-личностной децентрации;
развитие рефлексии;
культивирование дружеского отношения к другим детям.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:
понимать и принимать учебную задачу;
использовать определённые учителем (учебником) ориентиры действий; планировать свою деятельность по выполнению заданий;
прогнозировать;
осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной;
вносить коррективы в свою деятельность;
оценивать результаты своей деятельности и деятельность одноклассников; осуществлять самоконтроль при чтении;
вырабатывать способность к волевой саморегуляции.
Познавательные УУД:
понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение);
выявлять непонятные слова, интересоваться их значением;
выделять главное;
составлять план;
ориентироваться в отдельной книге по обложке, титульному листу, аннотации и по содержанию (оглавлению);
ориентироваться в книгах;
устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения;
выполнять действия анализа, выявляя подтекст и идею произведения; сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений по заданным критериям;
выдвигать гипотезы в процессе прогнозирования читаемого;
анализировать особенности языкового оформления текста;
ранжировать книги и произведения;
обосновывать свои утверждения.
Коммуникативные УУД:
согласовывать свои действия с партнёром;
уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке;
готовность оказать помощь товарищу;
способствовать к созданию небольшого текста по образцу или по иллюстрации;
выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть (на определённом уровне) монологической и диалогической формами речи.

Предметные результаты:
Выпускники начальной школы научатся:
осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения по другим предметам и дальнейшей жизни;
читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами вслух – не менее 90 слов в минуту, про себя – не менее 120 слов в минуту) и выразительно доступные по содержанию и объему произведения;
применять различные способы чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое, выборочное);
полноценно воспринимать (при чтении вслух и про себя,
при прослушивании) художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;
знанию основных моральных норм;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;
работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности;
определять авторскую позицию и высказывать свое
отношение к герою и его поступкам;
устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев;
находить в художественном произведении различные средства языковой выразительности (сравнение, олицетворение, художественный повтор, звукопись) и понимать их роль в тексте;
выделять основные элементы сюжета, определять их роль в развитии действия;
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ;
различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
отличать поэтический текст от прозаического;
распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.);
соотносить произведения с изученными жанрами художественной литературы (миф, былина, рассказ, повесть, литературная сказка, стихотворение, басня), основываясь на их признаках;
владеть алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений;
осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламация, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ и др.);
делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;
цитировать (устно);
передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного, выборочного, краткого) с учетом специфики художественного, научно-популярного, учебного текстов;
применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте общепознавательные и коммуникативные универсальные учебные действия;
высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;
вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета;
составлять несложные монологические высказывания о произведениях;
составлять аннотацию и делать отзыв на литературное произведение или книгу;
определять порядок действий при поиске и выборе книги, при поисковом и выборочном чтении, при подготовке к обсуждению или выступлению, при заучивании наизусть;
создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение) на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
пользоваться алфавитным каталогом;
ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленной в детской библиотеке;
пользоваться справочно-энциклопедическими изданиями.
Выпускники начальной школы получат возможность научиться:
осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
воспринимать художественную литературу как вид искусства;
соотносить литературу с другими видами искусства;
испытывать эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой;
развивать способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
определять сходство и различие произведений разных жанров;
осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, детальное (изучающее), поисковое, выборочное) в зависимости от цели чтения;
использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями;
высказывать и пояснять свою точку зрения;
применять правила сотрудничества;
работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой словарный запас;
находить в художественном произведении такие средства языковой выразительности, как метафора и гипербола, понимать их роль в тексте;
понимать особенности некоторых типов композиции;
выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
цитировать (письменно);
осуществлять такие формы творческой интерпретации текста, как составление диафильма, воображаемая экранизация;
писать изложения;
создавать прозаический или поэтический текст по аналогии с авторским текстом, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста);
делать устную презентацию книги (произведения);
пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
работать с детской периодикой;
расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Виды речевой деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседников, чтения различных текстов). Адекватное понимание звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения. Умение характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, тему и идею, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать и характеризовать персонажей.
Осознание цели и определение последовательности построения услышанного речевого высказывания. Умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению. Сравнение на слух художественного и научно-популярного текста.
Чтение
Чтение вслух
Заинтересованное, осознанное, правильное, беглое, выразительное чтение.
Чтение «про себя»
Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения. Выбор вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию; отвечать на вопросы, используя текст.
Работа с разными видами текста
Полноценное восприятие доступных возрасту литературных произведений разных жанров.
Общее представление о разных видах текстов: художественных, учебных, научно-познавательных и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; определение способов организации разных видов текста – повествования, описания, рассуждения. Прогнозирование содержания текста и книги перед чтением и в процессе чтения.
Самостоятельное определение темы текста, главной мысли, структуры.
Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Составление плана (вопросного, цитатного, самостоятельно сформулированными повествовательными предложениями). Составление сложного плана.
Умение работать с разными видами информации.
Практическое сравнение различных видов текста (учебный, художественный, научно-популярный) и произведений разных (изучаемых) жанров.
Участие в коллективном обсуждении: умение выступать по теме, отвечать на вопросы, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Работа с текстом художественного произведения
Определение темы и главной мысли текста.
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средства языка (синтаксическое построений предложений, единство или контрастность описаний), жанр, народное или авторское произведение, структура (композиция).
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Портрет, характер героя, выраженный через поступки и речь. Анализ причин поведения персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии и по контрасту. Выявление авторского отношения к герою. Характеристика исторического героя – защитника отечества. Осознания понятия «Родина».
Выделение опорных (ключевых) слов текста.
Составление плана. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный, творческий пересказ.
Составление рассказа (сказки) по внутритекстовой иллюстрации, по заданной теме, в форме продолжения прочитанного, по аналогии с прочитанным.
Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Умение пользоваться приемами заучивания стихотворений (с опорой на ключевые слова) и выразительного чтения.
Сравнение художественных произведений по теме, жанру, эмоциональной окраске.
Работа с учебными и научно-познавательными текстами
Понимание заглавия произведения. Определение особенностей учебного и научно-познавательного текста (передача информации). Определение темы и главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Выделение опорных (ключевых) слов. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста.
Работа с познавательной литературой: умение находить необходимую информацию, систематизировать и усваивать ее.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства и как источник знаний. Элементы книги. Книга: учебная, художественная, познавательная, справочная. Виды информации в книге.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендательного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Умение ориентироваться в мире книг, подбирать литературу по жанру, теме, собственным возможностям и интересам, опираясь на весь комплекс внетекстового аппарата книги.
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать, отвечать и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и вежливо высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту).
Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так и внеучебного общения.
Монолог как форма речевого высказывания. Умение отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка с учетом особенностей монологического высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Самостоятельное построение плана своего высказывания.
Передача впечатлений (от повседневной жизни, литературного и живописного произведения) в высказывании (описании, рассуждении, повествовании).
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, рассказ по рисункам и репродукциям картин, на заданную тему, по аналогии с прочитанным.
Письмо (культура письменной речи)
Практическое освоение на основе прочитанных художественных произведений следующих типов письменной речи: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение. Создание собственных мини-сочинений на заданную тему, рассказов по картинам, эссе, читательских отзывов, аннотаций.
Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания высказывания заголовку, выражение темы и идеи, последовательность изложения, использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение и др.).
Круг чтения
В четвертом классе дети читают произведения разных видов и жанров: сказки (народные и литературные), былины, басни, рассказы, мифы и библейские сказания, пьесы, стихотворения, познавательную литературу, повести.
Гимн Российской Федерации.
Что за прелесть эти сказки!..
И. Токмакова «В чудной стране»*; русские народные сказки «Все у нас, слава Богу, хорошо!», «Петр I и мужик», «Петр и Петруша», «Марья и ведьмы», «Василиса Прекрасная»; сербская сказка «Почему у месяца нет платья»; бразильская сказка «Жизнь человека»; X. К. Андерсен «Русалочка»; А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; Д. Джекобс «Рыба и кольцо»; С. Маршак «Отчего у месяца нет платья»; В. Берестов «Сказка: Корнею Ивановичу Чуковскому»*; К. Чуковский «Приключения белой мышки»; А. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон»; Дж. Родари «Эти бедные привидения»; К. Драгунская «Лекарство от послушности»; Кир Булычёв «Чудовище у родника».
О доблестях, о подвигах, о славе... (Былины)
«Добрыня и Змей» (пересказ А. Нечаева); «Добрыня и Змей» (обработка Ю. Круглова); «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» (пересказ А. Нечаева); «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (пересказ А. Нечаева); «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (обработка В. Аникина).
Уж сколько раз твердили миру... (Басни)
X. К. Андерсен «Эта басня сложена про тебя»; Эзоп «Лисица и Козел», «Ворона и кувшин», «Мальчик-вор и его мать»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»*, «Мышь и Крыса», «Две Бочки»; Л. Н. Толстой «Лев и лисица»; С. Михалков «Просчитался», «Услужливый», «Заячье горе»; И. Демьянов «Валерик и тетрадь».

·Оглянись вокруг (Рассказы)
М. Пришвин «Как я научил своих собак горох есть», «Глоток молока»; Н. Сладков «В норе»; К. Паустовский «Заячьи лапы»; Р. Фраерман «Девочка с камнем»; Ю. Ермолаев «Иголка с ниткой»; Ю. Яковлев «Полосатая палка»; А. Платонов «Цветок на земле»; К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; Н. Носов «Огородники», «Клякса»; Ю. Ермолаев «Жарко»;М. Зощенко «Елка»; О. Григорьев «Две трубы»; С. Алексеев «Капитан бомбардирской роты», «Радуйся малому, тогда и большое придет»; А. Чехов «Ванька»; Г. Сенкевич «Янко-музыкант»; Д. Мамин-Сибиряк «Вертел»; Л. Кассиль «У классной доски»; В. Лидин «Завет»; Кир Булычёв «Чудовище у родника».
Золотая колесница (Мифы Древней Греции)
«Персей»; «Орфей и Эвридика»; «Дедал и Икар».
Вначале было Слово, и Слово было Бог... (Библейские сказания)
«Семь дней творения»; «Бог сотворил первого человека»; «Жизнь первых людей в раю»; «Первый грех...», «Обещание Спасителя», «Изгнание из рая»; «Всемирный потоп»; «Моисей»; С. Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете»; А. Мень «Милосердие Иисуса»; притча «Блудный сын».
«Самого главного глазами не увидишь» (Повесть-сказка)
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Мир театр, люди актеры... (Пьесы)
С. Маршак «Про Козла»; Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (глава), «Два друга» (отрывок из пьесы по повести «Витя Малеев в школе и дома»); С. Козлов «Снежный цветок».
Мир волшебных звуков (Поэзия)
В. Жуковский «Песня»; А. Пушкин «Птичка»*, «Няне», «Зимняя дорога»; М. Лермонтов «Горные вершины»* (из И.В. Гете), «Утес», «Молитва»; И. Суриков «Весна»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; А. Блок «На лугу», «Гроза прошла, и ветка белых роз...»*; С. Есенин «С добрым утром!»*; М. Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток...»; В. Маяковский «Тучкины штучки»;С. Маршак «Пожелания друзьям»; Саша Черный «Зеленые стихи»; Ю. Владимиров «Чудаки»*; Д. Хармс «Очень страшная история»; В. Хотомская «Два гнома», «Три сестрицы»; О. Высотская, «Весенние рубашки»; Э. Мошковская «Песня»; Ю. Мориц «Чтоб летали мы все и росли!»; В. Высоцкий «Песня Кэрролла».
Когда, зачем и почему? (Познавательная литература)
Н. Кун «Олимп», «Царство мрачного Аида»; Ю. Яковлев «О нашей Родине»; М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний); И. Соколов-Микитов «Русский лес»; Ю. Дмитриев «Зеленое и желтое»; «Крещение Руси» (из книги «Крещение Руси»); Н. Соловьев «Сергей Радонежский»; В. Губарев «В открытом космосе»; Л. Яхнин «Метро»; М. Ильин и Е. Сегал «Что из чего»;М. Ильин «Сто тысяч почему»; Н. Надеждина «Лук от семи недуг»; В. Малов «Как парижский официант русскому изобретателю помог»; М. Константиновский «Что такое электрический ток»; А. Дитрих и Г. Юрмин «Какая книжка самая интересная?» (отрывок); К. Паустовский «Великий сказочник» (в сокращении), «Сказки Пушкина»; Я. Смоленский «Как научиться читать стихи»; К. Чуковский «Признания старого сказочника» (фрагмент).

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Практическое освоение особенностей лирики, эпоса и драмы в сравнении: сказка рассказ, басня сказка, рассказ повесть, сказка сказочная повесть, рассказ стихотворение, пьеса рассказ, пьеса сказка, былина сказка, миф сказка, очерк рассказ.
Умение элементарно классифицировать сказки. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция).
Представление о различных разновидностях рассказов (о подвигах, о детях, о животных, философские, юмористические, исторические).
Общие представления о своеобразии лирики: пейзажной, юмористической, философской, романтической.
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, художественных повторов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи.
Знание некоторых приемов художественной композиции.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения, лирический герой.
Умение отличить художественную литературу от учебной и познавательной на основе их практического сравнения.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов высказываний: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выявление особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Составление первоначальных представлений об известных писателях (А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, X.К. Андерсен, И. С. Крылов, С. Я. Маршак, К. Г. Паустовский и др.) на основе знакомства с их творчеством.
Творческая деятельность (на основе литературных произведений)
Освоение всех используемых в начальной школе творческих видов интерпретации текста (выразительное чтение, драматизация, словесное, графическое, музыкальное иллюстрирование, составление диафильма и виртуальная экранизация, разные формы творческого пересказа), умение выбирать и использовать их в соответствии со спецификой произведения.
Создание сочинений разных типов (повествование, описание, рассуждение) на основе читаемой литературы.





































Календарно-тематическое планирование
уроков литературного чтения в 4 классе
(4 часа в неделю, всего 136 ч)

№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата




план
факт


С. Михалков «Гимн Российской Федерации».
Что мы читали летом.
1
02.09



«Что за прелесть эти сказки!..» (Сказки)
26





Основные отличия бытовых сказок от волшебных.
И. Токмакова «В чудной стране»; русская народная сказка «Пётр I и мужик»
1
05.09



Русская народная сказка «Марья и ведьмы»
1
06.09



Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»
3
07.09,
08.09,
12.09



Обобщение по теме «Русские народные сказки». Жанровые особенности и назначение русских народных сказок.
1
13.09



Книги со сказками разных народов. Бразильская сказка «Жизнь человека».
1
14.09



X. К. Андерсен «Русалочка». Идейное содержание и языковые особенности сказки.
Викторина «Сказки Х.К. Андерсена»
5
15.09,
19.09,
20.09,
21.09,
22.09



А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Сравнительный анализ персонажей, идейное содержание произведения.
Игра «Сказки А. С. Пушкина»
4
26.09,
27.09,
28.09,
29.09



Д. Джекобс «Рыба и кольцо». Идейное содержание и структура развития действия сказки.
1
03.10



А. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон»
3
04.10,
05.10,
06.10



Дж. Родари «Эти бедные привидения». Композиция произведения.
Книги Джанни Родари.
3
10.10,
11.10,
12.10



К. Драгунская «Лекарство от послушности». Составление и обсуждение аннотаций книг со сказками современных отечественных писателей. Проверочная работа.
2
13.10, 17.10



«О доблестях, о подвигах, о славе...» (Былины)
5




«Добрыня и Змей» (пересказ А. Нечаева); «Добрыня и Змей» (обработка Ю. Круглова). Сопоставительный анализ художественного своеобразия двух обработок былины «Добрыня и Змей»
2
18.10,
19.10



«Болезнь и исцеление Ильи Муромца» (пересказ А. Нечаева). Характеристика главного героя, анализ художественного своеобразия былины.
1
20.10



«Алёша Попович и Тугарин» (пересказ А. Нечаева); тема «Книги с былинами».
1
24.10



Жанровые особенности былин из изученного раздела, образы былинных богатырей в книгах с былинами.
1
25.10



«Уж сколько раз твердили миру...» (Басни)
5




X. К. Андерсен «Эта басня сложена про тебя»; Эзоп «Ворона и кувшин», «Мальчик-вор и его мать», «Лисица и Козёл». Жанровые особенности прозаических басен.
1
26.10



И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Мышь и Крыса», «Две Бочки». Жанровые особенности стихотворных басен.
2
27.10,
07.11



Л. Н. Толстой «Лев и лисица»; С. Михалков
«Просчитался», «Услужливый», «Заячье горе». Характеристика персонажей и мораль басен.
1
08.11



И. Демьянов «Валерик и тетрадь». Мораль и художественное своеобразие басни.
Обобщение.
1
09.11



«Оглянись вокруг» (Рассказы)
26




М. Пришвин «Как я научил своих собак горох есть», «Глоток молока». Образ рассказчика в произведениях.
1
10.11



К. Паустовский «Заячьи лапы». Идейное содержание и особенности композиции рассказа.
2
14.11,
15.11



Систематизация и обсуждение книг с рассказами о животных.
1
16.11



Р. Фраерман «Девочка с камнем». Характеристика главного персонажа рассказа.
1
17.11



Ю. Ермолаев «Иголка с ниткой». Взаимоотношения персонажей и особенности построения рассказа.
2
21.11,
22.11



Обсуждение книг с рассказами о детях.
1
23.11



Ю. Яковлев «Полосатая палка». Характеристика главного персонажа и художественное своеобразие рассказа.
1
24.11



К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Ценностные ориентиры и художественное своеобразие философского рассказа.
2
28.11,
29.11



Проверочная работа на основе текста
1
30.11



Н. Носов «Огородники»; О. Григорьев «Две трубы». Структурное и жанровое своеобразие детских юмористических рассказов.
2
01.12,
05.12



Видо-жанровая специфика исторических рассказов Алексеева С.П. С. Алексеев «Капитан бомбардирской роты», «Радуйся малому, тогда и большое придёт».
Обсуждение читательских отзывов о книгах С.П. Алексеева.
2
06.12,
07.12



А. Чехов «Ванька». Судьба главного персонажа рассказа. Художественное своеобразие произведения.
2
08.12,
12.12



Д. Мамин-Сибиряк «Вертел». Идейное содержание рассказа, характеристика персонажей.
3
13.12,
14.12,
15.12



Л. Кассиль «У классной доски». Идейно-патриотическое содержание рассказа.
1
19.12



Презентация и обсуждение книг о Великой Отечественной войне.
1
20.12



Ценностные ориентиры рассказа В. Г. Лидина «Завет»
1
21.12



Идейное содержания и жанровые особенности рассказа Р. Брэдбери «Всё лето в один день».
1
22.12



Обобщение по разделу. Тест.
1
26.12



«Золотая колесница» (Мифы Древней Греции)
5




Отражение представлений древних греков об окружающем мире в мифологии. Миф «Персей».
1
10.01



Отражение представлений древних греков об окружающем мире в мифологии. Н. Кун «Олимп»
1
11.01



Жанровые и языковые особенности мифа «Орфей и Эвридика».
1
12.01



Жанровые особенности мифа «Дедал и Икар».
1
16.01



Обсуждение отзывов о книгах с мифами Древней Греции
1
17.01



«В начале было Слово...» (Библейские сказания)
10




«Семь дней творения»; «Бог сотворил первого человека»; «Жизнь первых людей в раю»; «Первый грех. Обещание спасителя. Изгнание из рая»
1
18.01



Жанровые особенности и идейное содержание библейского сказания «Всемирный потоп»
1
19.01



Духовные и нравственно-этические ориентиры библейских сказаний о Моисее
3
23.01,
24.01,
25.01



Идейное содержание и композиционные особенности произведения С. Лагерлёф «Святая ночь»
2
26.01,
30.01



Духовные и нравственно-этические ориентиры в сказаниях Нового Завета: А. Мень «Милосердие Иисуса»; притча «Блудный сын»; обобщение
2
31.01,
01.02



Классификация и обсуждение книг с библейскими сказаниями, пересказанными для детей.
1
02.02



«Самого главного глазами не увидишь...»
(Повесть-сказка)
14




Идейное содержание, художественные и жанровые особенности сказочной повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
13
06.02,
07.02, 08.02, 09.02, 13.02, 14.02, 15.02, 16.02, 20.02, 21.02, 22.02, 27.02, 28.02



Проверочная работа
1
01.03



«Мир – театр, люди в нём – актёры...» (Пьесы)
8




Признаки драматургического жанра в произведении А. Барто, Р. Зелёная «Ах, руки, руки!»
1
02.03



Сопоставительный анализ произведений эпического и драматургического рода. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (глава)
3
06.03,
07.03, 09.03



Н. Носов «Два друга» (отрывок из пьесы по повести «Витя Малеев в школе и дома»)
2
13.03, 14.03



Литературная викторина и мини-спектакли по книгам Н.Н. Носова.
1
15.03



Театральный фестиваль по материалам книг и журналов с детскими пьесами.
1
16.03



«Мир волшебных звуков» (Поэзия)
16




В. Жуковский «Песня»; Я. Смоленский «Как научиться читать стихи». Видо-жанровые особенности поэтических произведений.
1
20.03



Лирический герой стихотворений А. С. Пушкина «Птичка», «Няне». Образ поэта в статье К.Г. Паустовского «Сказки Пушкина»
1
21.03



А. С. Пушкин «Зимняя дорога»; М. Лермонтов «Горные вершины» (из И. В. Гёте). Жанровые особенности пейзажной лирики.
1
22.03



Средства языковой выразительности. М. Лермонтов «Утёс», «Молитва»
1
23.03



Средства языковой выразительности в стихотворениях. И. Суриков «Весна»; К. Бальмонт «Золотая рыбка».
1
03.04



А. Блок «На лугу», «Гроза прошла, и ветка белых роз...». жанровые особенности пейзажной лирики.
1
04.04



Сопоставительный анализ произведений пейзажной лирики. С. Есенин «С добрым утром!», М. Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток...»
1
05.04



Своеобразие произведения В.В. Маяковского «Тучкины штучки»
1
06.04



Систематизация книг и журналов со стихами русских поэтов.
1
10.04



Художественное своеобразие стихотворений. С. Маршак «Пожелания друзьям»; Саша Чёрный «Зелёные стихи»
1
11.04



Сопоставительный анализ юмористических стихотворений. Ю. Владимиров «Чудаки»; Д. Хармс «Очень страшная история»
1
12.04



Книги и журналы с забавными стихами. В. Хотомская «Два гнома», «Три сестрицы». Конкурс чтецов.
1
13.04



О. Высотская «Весенние рубашки»; Э. Мошковская «Песня». Художественное своеобразие и ритм стихотворных произведений.
1
17.04



Философская лирика современных поэтов.Ю. Мориц «Чтоб летали мы все и росли!»; В. Высоцкий «Песня Кэрролла». Проверочная работа.
2
18.04, 19.04



Систематизация и обсуждение книг и журналов со стихами современных детских поэтов
1
20.04



«Когда, зачем и почему?»
(Познавательная литература)
20




Тема родины и ее природы в произведениях: Ю. Яковлев «О нашей Родине»; И. Соколов-Микитов «Русский лес»
2
24.04, 25.04



Особенности познавательной литературы на примере научно-познавательного произведения Ю. Дмитриева «Зелёное и жёлтое»
1
26.04



Применение способа изучающего чтения при чтении произведения «Крещение Руси» (из книги «Крещение Руси»)
1
27.04



Применение способа изучающего чтения при чтении произведения. Н. Соловьёв «Сергий Радонежский»
3
02.05, 03.05, 04.05



Развитие познавательного интереса при изучении научно-популярного текста. В.С. Губарев «В открытом космосе»
1
08.05



Творческое преобразование информации, полученной из научно-популярного текста. Л. Яхнин «Метро»
1
10.05



Развитие познавательного интереса и аналитического мышления при чтении произведений. М. Ильин и Е. Сегал «Что из чего»; М. Ильин «Сто тысяч почему»
1
11.05



Чтение и обсуждение книг и журналов, задающих вопросы и отвечающих на них.
1
15.05



Научно-популярное произведение о растительном мире. Н. Надеждина «Лук от семи недуг».
Проверочная работа
1
16.05



Применение способа изучающего чтения при чтении статьи на физическую тему. М. Константиновский «Что такое электрический ток»
1
17.05



Развитие познавательного интереса и умения находить информацию по заданному параметру. В. Малов «Как парижский официант русскому изобретателю помог»
1
18.05



История создания книги в произведении А. К. Дитриха и Г.А. Юрмина «Какая книжка самая интересная?». Поиск информации, дополняющей содержание изученного текста.
1
22.05



Систематизация и обсуждение книг о книгах и их создателях.
1
23.05



Видо-жанровые особенности произведения К.Г. Паустовского «Великий сказочник» (в сокращении)
1
24.05



Видо-жанровые особенности текста-воспоминания К.И. Чуковского «Признания старого сказочника»
1
25.05



Заключительный обобщающий библиотечный урок
1
29.05



Урок-игра с родителями «Мама, папа, я – читающая семья»
1
30.05





























Перечень учебно-литературных средств обучения
Кубасова О.В. Любимые страницы: Методические рекомендации к учебнику по литературному чтению для 4-го класса четырехлетней школы.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.
Кубасова О.В. Литературное чтение: Учебник для 4 класса. В 4 частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
Кубасова О.В. Тестовые задания. 4 класс.- Смоленск: Ассоциация ХХ
· век, 2015.
Кубасова О.В. Тестовые задания 1-4. Пособие для учителя. – Смоленск: Ассоциация ХХ
· век, 2014.

Интернет-ресурсы

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://www.proshkolu.ru/user
http://nsportal.ru/
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]












15