Урок,А. С. ПУШКИН. «НЯНЕ», «ОСЕНЬ», «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, ПЕТРА ТВОРЕНЬЕ…».









Урок 16. А. С. ПУШКИН. «НЯНЕ», «ОСЕНЬ», «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, ПЕТРА ТВОРЕНЬЕ...».
Цели : продолжать знакомить учащихся с поэзией А. С. Пушкина; расширять кругозор, работать над развитием выразительной речи, прививать любовь к поэзии.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся в парах рассказывают стихотворение «Птичка», затем несколько человек рассказывают стихотворение у доски. (Следует отметить все положительные стороны при чтении стихотворения, указать недостатки, отметить лучших рассказчиков.) Затем ученики выразительно читают отрывок. из поэмы «Цыганы» «Птичка Божия не знает...».
Какое впечатление осталось у вас после чтения стихотворения «Птичка Божия не знает...»?
Есть ли что-то общее в стихах «Птичка» и «Птичка Божия не знает...»?
Как вы думаете, с каким настроением создавал поэт это про изведение?
Почему так считаете?
Какие строки стихотворения подтверждают ваше мнение?
Вы, наверное, заметили, читая стихотворение, что оно является частью поэмы «Цыганы»?
Поэму «Цыганы», как и стихотворение «Птичка», А. С. Пушкин, пишет, находясь в ссылке на юге. В поэме звучат мотивы свободы и неволи, любви и надежды. Жизнь цыган наполнена романтикой, похожа на сказку, такой она представляется главному герою, когда он впервые попадает к цыганам. Но, оказывается, и эти весёлые, свободные люди испытывают и страдания, и горечь потерь, и беды. Александр Сергеевич, описывая главного героя, связывает его судьбу со своей, и даже имя главного героя Алеко похоже на имя поэта - Александр. Но в заключение поэмы Пушкин приходит к выводу о том, что беззаботной, сказочной жизни не может быть нигде. Жизнь каждого человека наполнена и радостью, и печалью, и любовью, и ненавистью. И потому, читая стихотворение «Птичка Божия не знает...», мы услышали в нём и беззаботные, и грустные нотки.
III. Изучение нового материала.
1. Подготовка восприятия учащихся к изучению нового материала. Учитель может рассказать учащимся о том, что после южной
ссылки поэт вынужден был находиться ещё два года в изгнании, в селе Михайловском Псковской губернии (области), родовом имении Пушкиных.
- На юге изгнание не казалось таким тяжким: его скрашивали друзья, новые впечатления, море, горы... А здесь что увидишь? «... Песчаный косогор, перед избушкой две рябины, калитку, сло манный забор, на небе серенькие тучи...» А главное - одиночество и скука... Можно сойти с ума.
Рядом с поэтом в это тяжёлое для него время была только его няня Арина Родионовна - верная и любящая душа. И именно здесь, в Михайловском, Пушкин пишет своё первое стихотворение, посвященное его «доброй подружке», которое мы читали с вами в прошлом году, - «Зимний вечер».
Несколько позже Александр Сергеевич пишет ещё одно стихотворение, которое так и называет «Няне».
2. Работа над стихотворением.
Учитель выразительно читает стихотворение.
Каким настроением проникнуто это стихотворение?
С каким чувством поэт пишет о своей няне?
Какие слова подтверждают это?
Прочитайте их.
Какой вы представляете Арину Родионовну?
Далее учащиеся вместе с учителем читают стихотворение вслух, отрабатывая нужную интонацию.
физкультминутка
3. Работа над стихотворениями «Осень», «Люблю тебя, Петра творенье».
- Какое время года у вас самое любимое?
- А вот любимой порой А. С. Пушкина была осень. И он писал так:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила...
Затем учитель читает отрывок из стихотворения «Осень», помещённый в учебниках, «Унылая пора!».
Что любит поэт в осени?
Каким настроением проникнуто стихотворение?
Какие краски выбрал поэт для изображения осени?
-Какой вы представляете осень, слушая стихотворение А. С. Пушкина?
- Мы прочитаем с вами сегодня ещё одно стихотворение, которое поэт посвятил городу Петербургу. Это отрывок из поэмы «Медный всадник», которую вы прочитаете, когда станете старше.
Поэма не была напечатана при жизни поэта, так как вызвала возражения царя Николая I. Был напечатан лишь отрывок из вступления к поэме под заглавием «Петербург». Этот отрывок мы и прочитаем.
Учитель выразительно читает стихотворение.
- Каким чувством, настроением проникнуто стихотворение?
- Какие строки особенно вам понравились, привлекли ваше внимание?
- Прочитайте их.
IV. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения (с. 95-97, книга 3-я, часть 1-я); выучить наизусть одно из стихотворений; сделать рисунок (рисунки) к наиболее по нравившемуся стихотворению (стихотворениям).
V. Итог урока.
Какое настроение, какие чувства вызвал у вас сегодняшний урок?
Что особенно удивило, запомнилось?
О чём бы ещё хотели узнать?
О чём хотели бы рассказать другим?