Конспект урока по чтению на тему М.Ю. Лермонтов Парус

Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа- интернат № 9 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»




Урок чтения и развития речи


М.Ю.Лермонтов



Стихотворение «Парус»





Колотько Наталья Ивановна








с.Падинское
2015 год
Тема: М.Ю. Лермонтов «Парус»

Цели урока:
Обучающие:
продолжить работу по изучению творчества М.Ю. Лермонтова, пробудить интерес к его произведения;
учить анализировать стихотворный текст
работать над выразительностью чтения
коррекция вербальной памяти на основе запоминания
Воспитательные:
воспитание интереса к классическому наследию русской литературы; воспитание нравственных начал;
Оборудование: презентация; интерактивная доска; музыкальное оформление: романс А.Варламова на слова М.Лермонтова «Парус»;


Ход урока
Организация класса.
Коррекционная минутка. Четвёртый лишний (произведения Лермонтова)
Актуализация полученных знаний.
-Творчество, какого поэта мы с вами изучаем?
Проверка домашнего задания. Наизусть стихотворение «Родина».
- Биографическое лото
- Работа на карточках (дифференциронно)
- О каких чертах характера Лермонтова мы можем судить по этому стихотворению?
Само название стихотворения, о чём говорит?
Был ли Лермонтов патриотом своей Родины, или нет?
М\и Кроссворд.
Введение в тему урока.
Сообщение темы и цели урока.
Разгадав кроссворд, мы прочтём ключевое слово и узнаем, над каким произведением будем работать на этом уроке?
Где ночевал обоз?
Чем покрыты избы?
О каком дереве говорится в стихотворении?
На кого готов смотреть до полуночи поэт?
Чем закрывали окна снаружи в старину?

Вступительное слово учителя.
Лермонтову 18 лет. Он приехал из Москвы в Петербург. Отправившись однажды на прогулку, он вышел к побережью и увидел раскинувшуюся перед глазами картину.
(включить запись шума моря)
Как вы думаете, что увидел Лермонтов? Ребята, закройте глаза. Попробуйте представить себя на скалистом берегу, а у ваших ног, искрясь, переливаясь в бликах солнца, плещется, волнуется, самое прекрасное, нежно-голубое, сказочно-необъяснимое море. Оно шумит и зовёт в голубую даль. Вы слышите крик чаек, свист дельфинов, зов затонувших кораблей, которые манят вас в эти бесконечные просторы.
Какие чувства может испытывать человек в этот момент? (человек волнуется, гордится, любуется красотой моря)
Да, близость моря всегда волнует человека, поражает своей изменчивостью.
Какое море в тихую погоду, в бурю? Посмотрите репродукции картин Айвазовского.

Море всегда манило к себе человека. Людям хотелось обуздать непокорную стихию, бороться с ней и побеждать. Люди строили лодки, крепили к ним паруса. Паруса появились у древних греков и египтян, живших на морском побережье. Парус для человека всегда был символом надежды, светлой мечты.
Стоя на берегу, Лермонтов долго смотрел вдаль. И вдруг он увидел белеющий в морской синеве парус. А как можно объяснить, что такое парус сл с изображением
Именно тогда, в 1832 году, после той прогулки по берегу моря поэт написал стихотворение «Парус»
8. Словарная работа
Лазурь – светло-голубой, цвет неба в ясную погоду
Мятежный «Мятежный» - тревожный, неспокойный, бурный. Например, мятежная душа
Мачта - вертикально стоящая конструкция на судне (корабле) часть парусного вооружения на яхтах и парусниках.
9.Целевая установка
- Послушайте и скажите, какие красками рисует Лермонтов море? (голубое, лазурь, луч солнца)
10 Первичное восприятие.
учитель читает стихотворение «Парус»)
11.Словарная работа
Какие слова встретились непотные в стихотворении?
12Анализ текста.
Какими словами рисует Лермонтов море? ( голубое, лазурь, луч солнца)
А какого цвета парус? (белый)
Белый, лазурный, голубой, золотой.
Какие это цвета? Какие чувства они рождают? (эти цвета тёплые, близкие человеку, жизнелюбивые, рождают чувство радости)
Каким эпитетом о парусе поэт начинает стихотворение? (парус назван одиноким, и это вызывает чувство тоски, грусти, сожаления)
А вот определение паруса как ОДИНОКОГО Лермонтов нашел не сразу. Вначале в стихотворении у него было определение ОТДАЛЕННЫЙ, но потом он это определение заменил на "одинокий".
Может быть, вы знаете или догадываетесь, почему?
(Добавляю: отдаленный - только о парусе, а одинокий - не только о парусе, но и о человеке, о человеческой жизни.)

Как красиво лермонтовское стихотворение! Нам хочется разгадать секрет его впечатляющей силы. Давайте отправимся в творческую мастерскую поэта.
Возьмём с собой знания, фантазию, сообразительность, вдохновение.
-
В стихотворении «Парус» есть какая-то тайна. Оно пробуждает настроение, которое невозможно выразить словами. Но попробуем все, же хоть немного проникнуть в его тайну. Отгадка кроется в тексте, и нужно просто быть внимательным читателем.

13.Подготовка к выразительному чтению
- Посмотрите на постановку знаков препинания (вопросительный знак, многоточия)

1строфа.
-Что видим? (море, небо, паруса, затишье)
Поэт не только нарисовал изумительную картину природы, но и заставил нас проникнуться: сочувствием к одинокому парусу. Казалось бы, какие простые слова! Но в том-то и чудо поэзии, и слова здесь не такие уж простые. Если бы сказать об этом прозой, то фраза была бы построена иначе: «Одинокий парус белеет в голубом тумане моря». Но вся поэтичность и очарование слов исчезают. В стихотворении же эпитеты стоят на необычном месте, после определяемого слова, в конце строк. Для чего? Это делает их особенно заметными, выделенными, придаёт им дополнительную силу.
Как читаем 1 строфу? (спокойно, повествовательно)
А теперь проследим роль глаголов – той части речи, главное значение которой и есть выражение динамики, изменчивости.
Какие глаголы относятся к парусу? Парус белеет. Это очень важный глагол. Он позволяет увидеть не просто признак (белый), а признак и движение паруса.
А где находится по отношению к нам парус: далеко или близко? Докажите.
Парус ищет, кинул. Что – не знаем. Два риторических вопроса без ответа. Парус пронизан стремлением к непокою, движению.
А есть ли глаголы, относящиеся к морю? (нет) Движения в картинах природы нет. Везде царствует покой.
Чтение четверостишия
2 строфа.
Что видим? (парус, шторм, волны, ветер, мачта)
Как читаем? (взволнованно, неспокойно) Природа и море оживают (играют волны, ветер свищет).
Лермонтов часто использует прием олицетворения, чтобы подчеркнуть тесную связь всего в этом мире с его состоянием души: «играют волны», «ветер свищет», парус «ищет», «бежит», «просит».
А парус? (и парус также полон напряжения: мачта гнётся и скрипит)
А где сейчас по отношению к нам находится парус? (близко, мы слышим скрип мачты)
Именно в час бури герой « счастия (работа над словом) не ищет и не от счастия бежит». Одиночество паруса отступает в час бури. Герой забывает о нём, когда вокруг бушует море и свищет ветер. Одиночество, которое гонит его, заставляет двигаться, в этот момент поглощено более мощным движением – оно поглощается борьбой с внешней стихией.
Чтение четверостишия
3 строфа.
Что видим? (ослепляющий своей красотой морской пейзаж)
Как читаем? (светло, торжественно)
А где нужно находиться, чтобы увидеть эту красоту? (на палубе парусника) Какое чудо! Лермонтов подхватил нас, слил читателя с парусом. Словно хочет сказать: «Будь таким, как парус!»
Чтение четверостишия
14 Чтение сильными учениками.
15. Чтение по вопросу
Релаксация.
16. Романс А.Варламова на стихи М.Ю.Лермонтова «Парус»
Лермонтов заворожил и околдовал нас трепетными и таинственными словами. Читая стихотворение «Парус», будто слушаешь музыкальные аккорды.
Многие русские композиторы обращались к этому стихотворению. Но второе рождение ему дал русский композитор Александр Варламов. Романс «Белеет парус одинокий» написан на слова Лермонтова. В музыке композитор очень хорошо передал настроение стихотворения - стремительный порыв, жажду счастья, готовность к борьбе за него.
Учитель. Сами по себе стихотворения без музыки и музыка без слов, конечно, могут существовать, но в единстве они сильнее! Послушаем этот романс. Обратите внимание на основное настроение романса, на характер мелодии. Вслушайтесь в звучание аккомпанемента.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ваши впечатления?
В романсе сливаются музыка и поэзия. И исполнитель тоже привносит что-то своё. И мы разделяем вместе с поэтом и композитором восхищение дерзновенной отвагой, которой наделён парус. Неуспокоенность, бесконечные поиски идеала прекрасны, они возвышают душу
17.Словесное рисование
Лермонтовские стихи – готовая картина, её хочется нарисовать. Что бы вы нарисовали, какими красками?
А прежде нас, одновременно с созданием стихотворения, это сделал М.Ю.Лермонтов. Вглядитесь в его картину.
Картина Лермонтова
В природе воцарился покой. А парус? («А он, мятежный, просит бури») Парус назван «мятежным». Каково значение этого слова?
Почему именно этим эпитетом Лермонтов заканчивает стихотворение, ведь финал стихотворения – это последний аккорд, который несёт основную смысловую нагрузку. (Буря прошла, но парус не успокоился, он не в силах находиться в покое.) Это слово встречалось в теме урока. Почему жизнь поэта можно назвать мятежной?
На какого человека похож парус? (Лермонтов воспевает сильного, борющегося человека, гордится им.) В союзе «а» заключено противопоставление спокойного пейзажа и бури, шторма. Герой отвергает покой, отсутствие движения, пусть даже под чистым безоблачным небом.
А теперь попробуем прочитать стихотворение так, как вы его поняли, прочувствовали. Постарайтесь передать тайну его впечатляющей силы, выразительности, глубины.
18 Развитие речи.
- Составить предложение со словом лазурь
Парус
мятежный

18. Выразительное чтение стихотворения «Парус»
Закрепление.
- Биографическое лото
- Работа на карточках (дифференциронно)
19. Заключительное слово учителя
Стихотворение «Парус» было написано М.Ю.Лермонтовым в 1832 году. Но время не сказалось на тексте, который стал долговечнее камня.
Каждое поколение читателей пытается разгадать тайну этого замечательного стихотворения. А парус всё белеет! Это одно из тех стихотворений, которые пробуждают «души прекрасные порывы». Оно просветляет душу, даёт место такому сильному переживанию, которое не забывается с годами.
Домашнее задание.
1. Выучить стихотворение наизусть
20. Выставление оценок
21. итог урока.
Наш урок подходит к концу. Но сколько интересных встреч с произведениями М.Ю.Лермонтова вас ждёт впереди!









13PAGE 15


13PAGE 14215