Конспект урока по литературе на тему: Лермонтов Парус. Жажда борьбы и свободы в стихотворении поэта


Технологическая карта открытого урока литературы в 5 классе.
Класс 5 класс АУчитель Калинчук Татьяна Сергеевна
Тема М.Ю. Лермонтов «Парус» . Жажда борьбы и свободы в стихотворении поэта.
Цель
создать условия для развития литературно-творческих способностей: воссоздающего воображения, образного мышления через проблемное изучение материала. Дать представление о своеобразии лирики Лермонтова; почувствовать настроение стихотворения «Парус», осознать символическое значение образов в стихотворении. Познакомить учащихся с фактами биографии поэта, условиями, в которых формировался его характер.
Планируемый результат Предметные умения Формировать УУД
Знать содержание стихотворения Лермонтова «Парус», уметь определять тему лирического произведения, основную мысль, скрытый смысл произведения. Личностные Регулятивные Коммуникативные Познавательные
Интерес к изучению произведения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Способствовать воспитанию эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости и рефлексии у учащихся при восприятии художественного произведения.
Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою. строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать
мысли и оценивать свою и чужую речь Формировать навыки выразительного чтения и умение анализировать лирическое произведение.
Основные понятия Лирическое произведение, олицетворение
Ресурсы: Методическое пособие, наглядный материал: портрет М.Ю. Лермонтова, репродукции картин М.Ю. Лермонтова, репродукция картины Айвазовского «Море», репродукция картины Куинджи «Море», интернет – ресурсы www.school-collection.edu.ru http://festival.1september.ruОборудование: Презентация, карточки для работы в группах
Тип урока Урок открытия нового знания.
Организация пространства Работа фронтальная, индивидуальная, групповая
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Результаты
I. Самоопределение к деятельности.
Цель. Включение в деят-тьПриветствие. Вступительное слово учителя.
Сегодня 15 октября, знаменательный день для всех образованных людей, любящих и знающих литературу. О каком знаменательном дне я говорю? (слайд № 1)
Высказывают свои предположения по предложенному вопросу с целью активизации дальнейшей деятельности на уроке.
Включение в учебный процесс.
Коммуникативные УУД:
строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
II. Актуализация знаний
Учитель показывает репродукции двух картин: Айвазовского «Море», Куинджи «Море» (слайд № 3). Беседует с учениками, что изображено на картинах, даёт задание подобрать ряд ассоциативных слов, которые вызывают эти картины (по вариантам) Учащиеся отвечают на вопросы, записывают в тетради слова, ассоциативные цепочки, затем зачитывают слова.
Примеры слов: голубое, спокойное, туманное, холодное, бескрайнее, стихия (по картине Куинджи), Буря, шторм, стихия, опасность, борьба, парус, борющийся со стихией, отчаянный, свободный (по картине Айвазовского). Сравнивают свои ассоциативные цепочки с предложенными учителем. (слайд № 4, 5)
Коммуникативные УУД:
строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные УУД:
умение делать выводы, обобщения
III. Постановка учебной задачи
Цель.
Формулирование темы урока. Попробуйте определить, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Предполагают, что будем говорить о стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус», о том, как борется парус с морем, со стихией, какой он смелый и свободный.
Тема урока: Жажда борьбы и свободы в стихотворении поэта.

Познавательные УУД:
постановка и формулирование проблемы
Регулятивные УУД:
1. высказывать предположения на основе наблюдений;
2. самостоятельно делать выводы.
IV.«Открытие» учащимися новых знаний.
Постановка первой проблемы с помощью метода противоречий.
V. Работа в группах (текст стихотворения и вопросы для работы в группах даны картах)
Слово учителя
- Стихотворение «Парус» - самое популярное лермонтовское произведение. Что значит популярное? В словаре Ожегова значение слова такое:
общедоступное, вполне понятное по простоте;
широко распространенное, известное.
Об этом же стихотворении говорят, что оно и самое таинственное. Об одном и том же явлении говорят как о понятном и непонятном. Почему? Попробуем разрешить эту проблему.(Учитель открывает первую проблему на слайде.
Почему «Парус»- популярное (понятное, простое), таинственное (непонятное) стихотворение? (слайд № 7)
Учитель: Чтобы понять стихотворение, нужно поразмышлять над ним, вчитаться в строки.
Учитель просит объяснить значение слов: вольный , страстный , мятежный, трагичный, лазурь
1 группа.
Задание:
Попробуйте своими словами описать картину, представленную в стихотворении.
Какие краски вы использовали бы?
В чём разница между стихотворением и вашим словесным рисунком?
2 группа.
Задание: сравните первую и вторую строфы.
Похожа ли вторая строфа на первую?
Страшна ли картина во второй строфе?
Почему буря не страшна парусу?
3 группа.
Прочитайте третью строфу.
Для чего Лермонтов даёт в конце стихотворения радостную, яркую картину моря?
Наслаждается ли наш парус сиянием лазури, блеском моря?
Почему Лермонтов назвал парус «мятежным»?
4 группа.
Какие слова (прилагательные) заставляют думать о парусе как о живом существе?
Кроме прилагательных, какие слова и выражения заставляют думать о парусе как о живом существе? Этот приём называется олицетворением.
Учитель: о чем же стихотворение
М.Ю. Лермонтова?
Почему поэт был одинок? Откуда в нём этот мятеж? Обратимся к биографии Лермонтова, к его детству.

Ученица читает стихотворение (выразительное чтение подготовлено заранее)
Учащиеся думают над поставленным учителем вопросом, делают предположения, высказывают свои мысли
Учащиеся записывают слова в тетрадь, объясняют их значение, сверяют с предложенными учителем:
Вольный - свободный, независимый.
Страстный - 1. проникнутый сильным чувством. 2. увлеченный чем- либо.
Мятежный- неспокойный, бурный.
Трагичный- ужасный, полный страдания.
Лазурь - устар., светло-синий цвет, синева
Учащиеся работают в группах, думают, совместно отвечают на вопросы, обсуждают, делают выводы.
Выступают представители каждой группы, и класс приходит к следующему выводу:
первая и вторая строки каждого четверостишия рассказывают о море и парусе. А третья и четвёртая строчки заканчиваются вопросами, раздумьями. В этих строках видны мысли поэта, его чувства.
За «одинокий» парус мы переживаем, он один в этом огромном море. В парусе чувствуется протест.
Стихотворение М.Ю. Лермонтова передает не только картину плывущего по морю паруса, но и состояние человека: взволнованность, тревогу, смятение, борьбу противоположных чувств, переживание. Образ паруса сложен. Это не просто объект изображения, а способ передачи состояния души, внутренних переживаний человека. Для выражения основной мысли автор использует образные средства: эпитеты, олицетворения (приводятся примеры 4-ой группой).
Это стихотворение рассказывает не только о море, о парусе, его стремлениях, но и о человеке – гордом, одиноком, мятежном, о таком человеке, каким был и сам поэт.
Сообщения учащихся (детство Лермонтова)
Приложение № 3
Познавательные УУД:
1. делать выводы, обобщения;
2. преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные УУД:
1. высказывать предположения на основе наблюдений;
2. самостоятельно делать выводы;
Личностные результаты:
1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям;
Познавательные УУД:
1. находить в тексте разные виды информации;
2. разграничивать основную и дополнительную информацию;
3. преобразовывать и сохранять информацию.
Коммуникативные УУД:
1.Формирование навыков речевой деятельности
2. Освоение способов совместной деятельности
Личностные результаты:
1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям,
2. формирование интереса к лирике Лермонтова.
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия
Цель – зафиксировать новое содержание Вопросы для рефлексии:
- Какие чувства вызывают поэтические образы: парус, море?
- Что понравилось в содержании стихотворения?
(слайд № 16)
Подведение итога урока:
Стихотворение «Парус» - популярное и таинственное стихотворение, потому что оно передает не только картину плывущего по морю паруса, но и состояние человека: взволнованность, тревогу, смятение, борьбу противоположных чувств, переживание.
Образ паруса – это образ самого поэта, самого М.Ю. Лермонтова.
Ответы на вопросы. Коммуникативные УУД:
1. Освоение способов совместной деятельности
Познавательные УУД:
1. делать выводы, обобщения;
2. осуществлять самоконтроль и самооценку;
3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.
VII. Домашнее задание 1) выучить стихотворение наизусть;
2) нарисовать иллюстрацию к стихотворению;
3) запишите все цвета и оттенки, которые использованы в стихотворении. Для этого выпишите все слова, где цвет назван или ощущение цвета присутствует.
Приложение №1
Белеет парус одинокойВ тумане моря голубом. —Что́ ищет он в стране далекой?Что́ кинул он в краю родном?
Играют волны, ветер свищет,И мачта гнется и скрыпит;Увы! — он счастия не ищетИ не от счастия бежит! —
Под ним струя светлей лазури,Над ним луч солнца золотой: —А он, мятежный, просит бури,Как будто в бурях есть покой!
Приложение № 2
1 группа.
Задание:
Попробуйте своими словами описать картину, представленную в стихотворении.
Какие краски вы использовали бы?
В чём разница между стихотворением и вашим словесным рисунком?
2 группа.
Задание: сравните первую и вторую строфы.
Похожа ли вторая строфа на первую?
Страшна ли картина во второй строфе?
Почему буря не страшна парусу?

3 группа.
Прочитайте третью строфу.
Для чего Лермонтов даёт в конце стихотворения радостную, яркую картину моря?
Наслаждается ли наш парус сиянием лазури, блеском моря?
Почему Лермонтов назвал парус «мятежным»?
4 группа.
Какие слова(прилагательные) заставляют думать о парусе как о живом существе?
Кроме прилагательных, какие слова и выражения заставляют думать о парусе как о живом существе?
Этот приём называется олицетворением.
Приложение № 3
Материал для сообщений учащихся.
Родители поэта.
Отец поэта Юрий Петрович Лермонтов, капитан в отставке, принадлежал к старинному, но обедневшему роду. По легенде, которую он любил рассказывать, его предки происходили от шотландского герцога Лермы, который во времена смуты в начале 17 века покинул Шотландию и перешел на службу к московскому царю. Вскоре за службу он получил несколько деревень в Галицком уезде. От него и пошла русская ветвь Лермонтовых.
Служил Юрий Петрович недолг о. Из-за болезни увольняется со службы и едет в свое имение в Тульской губернии, где знакомиться с Марией Михайловной Арсеньевой. Если бы Мария Михайловна нашла в Юрии Петровиче внимательного, любящего мужа, может быть, они были бы счастливы. Но семейные неурядицы, ссоры зятя и тещи подорвали слабое здоровье Марии Михайловны. Она умирает в возрасте 21 года.
А маленькому Мише было лишь 2 года.
Его воспитанием занялась бабушка.
Воспитание Лермонтова Бабушкой.
После ранней смерти матери маленького Мишу взяла к себе бабушка, Е.А.Арсеньева, устранив от воспитания отца. Детство Лермонтова прошло в имении Тарханы Пензенской губернии. Женщина умная, твёрдая и властная, бабушка перенесла на внука все свои привязанности. Лермонтов получил столичное домашнее образование, свободно владел французским и немецким языками.
В детстве характер Лермонтова слагался трудно, сложно, преодолевая противоречия. Рождалась мягкая мечтательность. «С шести лет он уже заглядывался на закат, усеянный румяными облаками, и непонятно – сладостное чувство уже волновало его душу. Его воображение наполнялось чудесами….»
Ему хотелось, чтоб кто-нибудь его приласкал, приголубил, поцеловал. Никто этого не понимал по- настоящему. Возникала обида. Она вела к скрытности, развивала чувство одиночества.