Конспект урока по литературе на тему 200 лет М. Лермонтову (9 класс)

«М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество»
(Классный час посвящен 200-летию со дня рождения поэта)
Цели:
-привитие любви к русской классической литературе;
- воспитание чувства гордости за великих людей России;
- воспитание у обучающихся эстетического вкуса и потребности к
чтению на примере изучения творчества М.Ю. Лермонтова.
Ход классного часа:
В начале 2014 г. в России стартовал Год Культуры, объявленный Указом Президента.
«Культура» в переводе с санскритского означает почитание («культ») света («ур»). Как видим, еще в древние времена в понятие «культура» люди вкладывали стремление к прекрасному, светлому, старались песнями, знаками, заговорами умилостивить злых духов и восславить доброту.
В ходе человеческой истории значение термина «культура» менялось не раз. Первоначально в латинском языке он обозначал обработку земли, возделывание, уход, разведение растений и животных. Однако уже в римской культуре термин получает другое, переносное, значение – воспитание, образование, развитие.
Скажите, что из созданного человеком, помогает нам воспитывать в себе чувство прекрасного?
Живопись, скульптуры, музыка, литературные произведения.
Правильно. Именно литературные произведения помогают нам в этом.
Говоря о литературе, нельзя не вспомнить такого знаменитого классика как Михаил Юрьевич Лермонтов. Именно о его жизни и творчестве сегодня пойдет речь на нашем классном часе.
(слайд 1)
Тема: «М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество»
(слайд 2-5)
-М.Ю. Лермонтов – великий патриот России, личность высокого мужества, силы воли, мятежности.
В ночь на 15 октября 1814г в Москве, в семье капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Арсеньевой родился сын. Произошло это именно 200 лет назад.
(слайд 6)
Когда Михаилу исполнился год, семья Лермонтовых переехала из Москвы в имение его бабушки: Тарханы. Ныне это село Лермонтово.
(слайд 7-8)
Здесь прошло детство великого поэта. После смерти матери воспитанием Михаила занималась бабушка. Лермонтов рос больным ребенком. До четырех лет он плохо ходил. И бабушка часто возила его на Кавказ, на минеральные воды. Именно Северный Кавказ оказал огромное влияние на его творчество.
А сейчас давайте проверим, что вы знаете о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.
Задание № 1 Назовите, кто изображён на портретах.
1. 2. 3.

1. Юрий Петрович Лермонтов - отец;
2. Марья Михайловна Лермонтова, урождённая Арсеньева - мать;
3. Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка М. Ю. Лермонтова

Задание № 2 КРОССВОРД ПО СТИХОТВОРЕНИЮ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «БОРОДИНО»
(Дополни строки стихотворения)
ПО ГОРИЗОНТАЛИ
1. Звучал (булат)
3. И вот нашли большое : есть разгуляться где на воле!(поле)
5. Скажи-ка, , ведь не даром Москва, спалённая пожаром, французу отдана?(дядя)
7. И отступили (басурманы)
9. Ворчали : «Что ж мы? На зимние квартиры?»(старики)
11. с пёстрыми значками(уланы)
12. Слуга царю, солдатам(отец)
14. Изведал в тот день немало(враг)
15. тряслась – как наши груди(земля)
16. Смешались в кучу , люди (кони)
17. Сквозь дым летучий французы двинулись, как (тучи)

ПО ВЕРТИКАЛИ
1. Вот затрещали (барабаны)
2. Недаром помнит вся про день Бородина (Россия)
4. визжала (картечь)
5. с конскими хвостами (драгуны)
6. И было слышно до рассвета, как ликовал (француз)
8. Ведь были ж боевые? (схватки)
10. Забил я в пушку туго (снаряд)
12. В дыму блестел (огонь)
13. наш рождён был хватом (полковник)

Задание № 4. Подпиши под иллюстрацией строки из стих. «Бородино».
Задание № 5. Найдите пословицы о войне 1812 года.
Задание № 6. Объясни значение выделенных слов.
Задание № 7. Доскажи слово.
Задание № 8. Реши ребусы. НАЗВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА В РЕБУСАХ
рука+ёлка пар+ус
маска+сад чеснок
пальцы+мышь фата+лист

Задание № 9. "БАЛЛАДЫ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА" ОПРЕДЕЛИ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО НАБОРУ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ
1. Красавица, голубой цветок, благородный рыцарь.  (Незабудка) 2. Дочь морского царя, царевич, конь.  (Морская царевна) 3. Весёлый рыбак, берег реки, поющий тростник. (Тростник) 4. Красавица-дева, морская пучина, ожерелье. (..) 5. Пустыня, пальмы, студённый ручей, караван. (Три пальмы) 6. Река, поющая русалка, утонувший витязь. (Русалка) 7. Избушка, детская люлька, юная славянка. (Баллада) 8. Лев, тигр, рыцарь, король на троне. (Перчатка) 9. Каспий, Терек, кабардинец, молодая казачка. (Дары Терека) 10. Океан, одинокий корабль, император. (Воздушный корабль) ВЫБЕРИ ОТВЕТ ИЗ СПИСКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ: Баллада. Воздушный корабль. Дары Терека. Морская царевна. Незабудка. Перчатка. Русалка. Три пальмы. Тростник.

Задание № 12 Продолжите строки из стихотворения «Бородино»:

Уж постоим мы головою (За родину свою)
Когда б на то не Божья воля, (Не отдали б Москвы)
Ну, ж, был денёк! Сквозь дым летучий (Французы двинулись, как тучи)
Изведал враг в тот день немало, (Что значит русский бой удалый)
Полковник наш рождён был хватом: (Слуга царю, отец солдатам)








Рисунок 2Рисунок 3Рисунок 36Рисунок 42Рисунок 4815