Эссе «Гордое звание — учитель »


Эссе «Гордое звание - учитель »
Прекрасными маршрутами познанья
Мы совершаем жизненный поход - 
От букваря до тайны мирозданья,
От школьных парт до солнечных высот.
И в этом беспрерывном восхожденье,
Как проводник, внимателен и строг,
Ведет путем труда и вдохновенья
Товарищ и наставник - педагог.
Для меня быть учителем — великая честь и огромная ответственность. Ведь для достижения определенных высот в жизни, конечно же, нужен талант, но без трудолюбия, самовоспитания и самообразования не обойтись, и поэтому нужно не только воспитывать и учить других, но и хотеть и уметь учиться самому. Работаю учителем 25 лет и не перестаю удивляться, насколько они разные: дерзкие и вежливые, покладистые и трудные, подвижные и медлительные, смелые и робкие, но каждый ребенок по-своему уникален. И ко всем надо уметь относиться объективно и бережно, ведь за каждым их характером скрывается индивидуальная личность, которой мы педагоги должны помочь полноценно раскрыться.
Считаю, главное в ребенке развивать и преумножать  его неограниченные возможности данные ему природой. Гете сказал: «Дети от природы гении». Все, что ребенок усвоит в детстве, прочно останется с ним навсегда, на всю жизнь. А мы педагоги должны добавить к данным и заложенным природой возможностям, и «обременить» ребенка  многочисленным «грузом» знаний, умений и навыков. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. А система, в свою очередь «выливается» в активную жизненную позицию будущего достойного гражданина нашей страны. Поэтому для меня очень важно научить ребенка воспринимать, рассуждать, оценивать, творить и творчески мыслить.
Мне близко мнение А. В. Запорожца: «Учителю необходимо содействовать превращению деятельности ребенка, заданную через систему культурных образцов в детскую самодеятельность, направленную на развитие творчества». И поэтому, педагог, который связывает детей с удивительным миром, многообразием окружающего, должен быть хранителем и проводником традиций и культуры своего народа, и народов своей Малой Родины. На протяжении многих лет приоритетным направлением моей педагогической деятельности является — развитие у детей творческих способностей, дарований и устойчивого интереса к культурным ценностям через общение с музыкой.
Что же такое творческие способности? Человека можно назвать творческим, если у него свободный полёт воображения, фантазии, интуиция, которые могут привести к изобретательству, нахождению нестандартных решений в различных ситуациях.
Понятие творчества часто связано с талантом, гениальностью. На этот счёт существует множество теорий и исследований. Можно ли воспитать гения? Пробьётся ли талант, если его никак не развивать? Некоторые считают, что все дети гениальны от рождения, и если не подавлять их способностей, а всячески им помогать, то можно подарить миру нового Леонардо. К сожалению, это не совсем так. Гениальность - понятие очень сложное, им можно только родиться. А вот таланты есть у каждого человека от рождения. Их можно и нужно развивать. Истоки творчества, несомненно, лежат в субъективном эмоциональном опыте раннего детства. Основной двигатель обучения – радость познания, счастье творчества, чувство комфорта и положительные эмоции. Все люди в любом возрасте любят творить. Важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с учителем «творили» урок. Ведь не только и не столько знания определяют эффективность процесса обучения, сколько готовность сотворчества учителя и ученика.
Для того чтобы воспитать способность к творческому подходу в ребёнке, необходимо измениться самим взрослым. И настоящий педагог не боится меняться! Очень точно и метко об учителе написал С.Л. Соловейчик: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он - скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела».
Когда вхожу в класс, я испытываю разные чувства: и радость от встречи с учениками; и тревогу: какие они сегодня, как встретят; и ожидание маленьких и больших побед, которые обязательно должны быть, иначе мой труд не имеет смысла. Каждый урок должен быть уникален, его нельзя повторить, как невозможно прожить вторую жизнь…
Дети уходят из школы во взрослую жизнь, но в моем сердце остаются навсегда. И как приятно, что мои бывшие воспитанники при встрече со мной улыбаются, здороваются, обнимаются и делятся своими новостями, успехами. Школьный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить  этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание. А итогом творческого поиска любой личности, в данном случае ребёнка — ощущение его собственного роста, саморазвития и самодвижения, продуктивности его творческой деятельности, социальной значимости и общественного признания ребёнка.
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руки в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В.А. Сухомлинский
И выбрав профессию педагога, я взяла на себя ответственность за детей , которых  учу и воспитываю, а также, отвечаю за свою профессиональную подготовку, свое право носить гордое звание - учитель. Достойное выполнение профессионального педагогического долга требует от меня принятия ряда обязательств: объективно оценивать собственные возможности, знать свои сильные и слабые стороны; обладать общей культурой умственной деятельности, культурой поведения. А для достижения целей воспитания поддерживать  определённый стиль общения с детьми: быть доброжелательной, положительно-эмоциональной, отзывчивой. И непременно личностно-ориентированный способ взаимодействия с детьми обеспечит  значительную долю эффекта и успешности в реализации любой педагогической технологии и задумки в любой возрастной группе.  Ведь недаром, во всех изданиях, звучит заповедь, что педагог - образец, которому чаще всего неосознанно, подражают дети, перенимая то, что он делает. Поэтому я просто обязана выполнять всё на «хорошо» и «отлично», и быть достойным образцом для подражания нашему недалёкому будущему подрастающему поколению (как бы ни громко это было сказано).
Подводя итог всему сказанному, хотелось бы сказать следующее. Учитель - человек, являющийся примером для своих учеников и, если он перестаёт совершенствоваться в профессии, то никогда не будет интересен им. Я думаю, в этом суть названия данного эссе. Л. Н. Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». А известный американский политический деятель, философ Б. Франклин говорил, что каждое утро необходимо ставить себе задачу: «Что я сегодня сделаю хорошего?» и в конце дня подводить итог: «Что хорошего я сделал сегодня?» Я считаю, это необходимо делать всем нам, учителям. Всегда есть куда стремиться, ещё есть много методик, есть много коллег, у которых можно чему-то научиться. Нет предела совершенству!
Я - УЧИТЕЛЬ! Это звание обязывает меня отдавать кусочек сердца каждый день, каждую минуту. Учитель – это образ жизни. Мне позволено судьбой, быть рядом с нашим будущим – детьми!