Программа факультативного курса«ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Омутинская средняя общеобразовательная школа № 2
Согласовано: Утверждаю:
_______________ __________________
Председатель УС Директор школы:
Некрасова Т.В. Комарова А.Б.
ПРОГРАММА
ПРАКТИЧЕСКОГО КУРСА ПО ПОДГОТОВКЕ
ВЫПУСКНИКОВ К НАПИСАНИЮ ЧАСТИ С ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ :
«ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ»
Составитель:
учитель русского языка
и литературы
высшей квалификационной
категории
Яковлева Елена Николаевна
с.Омутинское2016 год.
Пояснительная записка.
Несмотря на то, что итоговая аттестация в формате Единого Государственного Экзамена уже приобрела штатный формат, педагоги овладели современными приемами успешной подготовки выпускников к сдаче экзамена по русскому языку, наибольшие трудности у выпускников вызывает написание части С - сочинения-рассуждения ( рецензии) по предложенному тексту.
В целом задания к тексту представляет собой многоаспектный анализ текста (смысловой, композиционный, типологический, стилистический, языковой) и является заданиями повышенного уровня сложности. Возникающие трудности связаны с несколькими факторами: недостаточной коммуникативной компетенцией старшеклассников, сформированностью рецептивных и продуктивных коммуникативных умений:
-умения понимать и интерпретировать содержание исходного текста, -создавать связное высказывание, аргументируя в нём собственное мнение по поводу прочитанного,
- умения последовательно излагать собственные мысли,
- использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка,
- оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.
А также недостаточным количеством учебных часов, так как анализ одного текста предполагает занятия в рамках одного занятия, что невозможно осуществить в рамках предмета.
Данный факультативный курс предназначен для подготовки выпускников к написанию сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.
Программа разработана на основе действующих образовательных стандартов и Государственных образовательных программ по русскому языку, расширяет и углубляет содержание базового курса «Русский язык».
Данная программа предназначена для учащихся 11 классов и рассчитана на 30 часов, носит сугубо практический характер. Наиболее оптимальная форма реализации данной программы- малая группа учащихся( не более 10 человек), так как это количество учащихся позволит более качественно включить каждого в творческий процесс создания сочинения-рассуждения.
В качестве литературных текстов используются:
- тексты, входящие в программу по литературе общеобразовательного учреждения, но интерпретируемые с нового взгляда , так как изучались в 5- 7 классах;
- тексты , не входящие в обязательную программу по литературе для общеобразовательных учреждений.
Значимость этой части в структуре всего экзамена велика, так как именно это задание позволяет в достаточно полном объёме проверить и объективно оценить коммуникативную компетенцию выпускников, оценить их практическую грамотность.
Цель данного курса — обеспечение качественной подготовки учащихся к написанию повышенного уровня сложности задания: сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.
Задачи.
Совершенствовать умения:
-   понимать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в нём);
-   определять тему текста, проблему, авторскую позицию;
- формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания;
- комментировать сформулированную проблему с опорой на исходный текст ( иллюстрирование);
- развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения; выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, грамотно вводить в рассуждение аргументы;
-  выбирать необходимый стиль и тип речи;
-  отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;
-  соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.
Методы и формы обучения:
- эвристическая беседа,
- проблемные задания,
- выполнение творческих работ,
- практикумы, работа с текстом,
- анализ языкового материала,
- работа с таблицей,
- групповая работа,
- написание сочинения-рассуждения,
- исследование,
- редактирование,
- самоанализ, взаимоанализ работ,
- моделирование,
- стилистический анализ,
- отбор необходимого материала,
- систематизация изученного материала,
-работа с Интернет-ресурсами
2.Содержание программы
 
Тема 1. Критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ (1 час).
Критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.
Практическая работа по оцениванию сочинений . Знакомство с Демо-версией.
Тема 2. Проблема текста (6 часов).
Тема, основная мысль текста, проблема. Типы проблем: философские, социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические. Способы выявления проблем в публицистических и художественных текстах. Способы формулирования проблем. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы и способы их устранения.
Тема 3. Комментарий к проблеме (5 часа).
Комментарий, иллюстрации.Типы комментария: текстуальный и концептуальный. Типы информации в тексте: фактуальная, концептуальная, подтекстовая. Типовые конструкции для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения. Типичные ошибки при комментировании проблемы.
Тема 4. Авторская позиция (4 часа).
Авторская позиция. Средства выражения позиции автора: слова-маркёры, оценочная лексика, средства выразительности, вводные слова, побудительные предложения. Авторская позиция в публицистическом тексте. Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при формулировании позиции автора и способы их устранения.
Тема 5. Аргументация собственной позиции (6 часов).
Аргумент. Аргументация. Виды аргументов: рациональные (логические), иллюстративные, ссылки на авторитет. Виды аргументации: поддерживающая и опровергающая. Структура аргумента: тезис, логический переход, аргумент, микровывод. Типичные ошибки при аргументации и способы их устранения. Особенности введения аргументов из жизненного опыта, основанных на краеведческом материале.
Тема 6. Композиция сочинения-рассуждения (4 часа).
Композиция сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста. Основные средства связи между предложениями в тексте: местоимения, предлоги, союзы, вводные слова, синонимы, лексические повторы, анафора, параллелизм, противопоставление, вопросительные предложения, порядок слов. Виды и формы вступления: проблемный вопрос, общие сведения о проблеме, создание определённого эмоционального настроя, обращение к фактам биографии автора, его взглядам и убеждениям, описание чувств, мыслей и впечатлений, возникших после чтения текста. Виды заключения: обобщение основных мыслей автора, вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, призыв, обращение к читателю, использование цитат.
Тема 7. Речевое оформление сочинения (4 часа).
Типы ошибок: грамматические, речевые, логические, фактические. Грамматические ошибки: ошибочное словообразование, ошибочное образование форм частей речи, нарушение согласования и управления, ошибки в построении простого, осложнённого и сложного предложения. Речевые ошибки: употребление слова в несвойственном ему значении, нарушение лексической сочетаемости слов, плеоназм, тавтология, смешение паронимов, неуместное использование просторечных слов, фразеологизмов, эмоционально-окрашенных слов или  слов иной стилистической окраски, смешение лексики разных исторических эпох (анахронизм), неоправданное повторение одного и того же слова, ошибки при употреблении фразеологизмов. Логические ошибки: подмена понятий, нарушение причинно-следственных отношений, нарушение логики развёртывания мыслей, отсутствие связей между высказываниями. Фактические ошибки: подмена понятий и фактов, неверная характеристика примера или явления.
3.Учебно-тематическое планирование
№ тема занятия художественное произведение
1 Критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.
2 Тема, основная мысль текста, проблема Е.И.Носов «Кукла»
- проблемы воспитания;
-проблема памяти о ВОв;
-проблема нравственного выбор.
3 Типы проблем: философские, социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические. К.Г.Паустовский «Заячьи лапы»
- проблема взаимоотношений человека и природы;
- проблема неравнодушного отношения к своему делу;
- проблема нравственного выбора- благодарности.
4 Способы выявления проблем в публицистических и художественных текстах. Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»
-проблема нравственного выбора;
-проблема русского характера;
- проблема отношения к языку;
-проблема истинного патриотизма;
проблема отношений к памятникам культуры.
5 Способы формулирования проблем В.Закруткин «Матерь человеческая»
- Проблема женщины на войне.
- Проблема истинного патриотизма;
- Проблема предназначения женщины;
-Проблема ответственности за судьбу своей Родины.
6 Типовые конструкции для формулирования проблемы. В.П.Астафьева «Мальчик в белой рубахе»
- проблема ответственности за окружающих;
- проблема материнской любви;
-проблема раннего взросления детей;
- проблема памяти прошлого нашей страны.
7 Типичные ошибки при формулировании проблемы и способы их устранения.
Е.И.Носов «Живое пламя»
-проблема героизма в годы Великой Отечественной войны;
-Проблема человеческой памяти;
8 Комментарий, иллюстрации Г.Щербакова повесть «Вам и не снилось»
-проблема взаимоотношений отцов и детей»;
-проблема юношеской любви;
-Роль учителя в жизни подростков.
9 Типы комментария: текстуальный и концептуальный, подтекстовая. Дёгтев «Выбор»:
-проблема человека на войне;
-проблема поиска смысла жизни;
-проблема взаимоот ношений между мужчиной и женщиной;
10 Типы информации в тексте: фактуальная, концептуальная, подтекстовая. А.Приставкин «Фотографии»
-проблема жестокости войны;
-раннее взросление человека на войне.
- Проблема ответственности за ближнего;
- Проблема взаимоотношений близких людей.
11 Типовые конструкции для комментирования проблемы. Притча.
12 Введение цитат в текст сочинения. Типичные ошибки при комментировании проблемы.
Высказывания великих людей на различные темы:
- нравственность,
-героизм, патриотизм,
-природа,
-наука.
13 Авторская позиция. М.А.Шолохов «Судьба человека
-проблема героизма в годы Великой Отечественной войны ;
-проблема одиночества;
-проблема истинного патриотизма.
- проблема ответственности за близкого;
- проблема объединяющего чувства во время Великой Отечественной войны.
14 Средства выражения позиции автора: слова-маркёры, оценочная лексика, средства выразительности, вводные слова, побудительные предложения. И.Бунин «Вечер»
- проблема понимания счастья;
-проблема умения видеть прекрасное в обыденном.
15 Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. С.Алексиевич «Чернобыльская молитва»
-проблема экологической катастрофы;
-проблема ответственности человека за научные открытия;
-проблема взаимоотношений человека и государства.
16 Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при формулировании позиции автора и способы их устранения.
К.Паустовский «Телеграмма»
-Проблема отцов и детей
-проблема быстротечности времени
-проблема нравственного выбора
-проблема милосердия.
17 Аргумент. Аргументация. А.Толстой «Русский характер»
-проблема нравственного выбора
-Проблема героизма русского человека в годы ВО войны.
18 Виды аргументов: рациональные (логические), иллюстративные, ссылки на авторитет. Творчество Э.Асадова (Личность, творчество)
- Тема любви,
- Тема романтизма,
-Становление личности,
- Нравственный выбор.
19 Виды аргументации: поддерживающая и опровергающая. О.Уайльд «Портрет Дориана Грея»
-проблема нравственного выбора
20 Структура аргумента: тезис, логический переход, аргумент, микровывод. В.Г.Короленко «Слепой музыкант»
-роль музыка в жизни человека
-поиск смысла жизни
-стремление достичь своей цели
21 Типичные ошибки при аргументации и способы их устранения.
фильм «Дорогая Елена Сергеевна»
-взаимоотношение отцов и детей
-человек и эпоха
-становление личности подростка
-проблема нравственного выбора.
- Влияние телевидения на воспитание подрастающего поколения.
22 Особенности введения аргументов из жизненного опыта, основанных на краеведческом материале.
Цитаты о русском языке
-проблема сохранения русского языка.
- Проблема неоправданного заимствования слов в русском языке.
23 Композиция сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста. А.И.Солженицын «Матренин двор»
-Проблема сложности личности в эпоху застоя.
-Проблема «нутряной» России.
24 Основные средства связи между предложениями в тексте В.Осеева «Бабка»
-Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей»;
-Проблема нравственного выбора;
25 Виды и формы вступления Ю.Яковлев «Он убил мою собаку»
- Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей»,
-Роль учителя в судьбе ребенка,
- Взаимоотношения человека и животного.
26 Виды заключения О.Уайльд «Мальчик-звезда»;
- Проблема «отцов» и «детей»,
-Проблема нравственного выбора,
- Проблема поиска нравственных ценностей,
- Взаимоотношение человека и природы.
27 Типы ошибок. А.Каверин «Два капитана»
- Роль книги в жизни человека;
28 Грамматические ошибки М.А.Булгаков «Собачье сердце»
- Судьба человека в тоталитарном государстве;
- Нравственный выбор,
- Проблема воспитания,
-
29 Речевые ошибки К.Г.Паустовский «Золотая роза»
-Проблема служения человеку;
-Понимание категории «счастья»
30 Логические ошибки 4. Список используемой литературы, Интернет-ресурсов.
1. Базовое пособие: Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. — Ростов-на-Дону: Легион, 2011.
2. Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на Едином государственном экзамене. — М.: Айрис-пресс, 2007.
3. Загоровская О.В., Григоренко О.В. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть С. — М.: Просвещение, 2009
4. Любичева Е.В. Русский язык. На пути к экзамену: ЕГЭ. Сдаём без проблем? — М.: Эксмо, 2007.
5. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развёрнутым ответом. Русский язык / Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н., Капиносс В.И. и др. — М., 2015.
6. И.П.Цыбулько, Ю.Н.Гостева Отличник ЕГЭ.Русский язык. Решение сложных задач/ ФИПИ.- М.: Интеллект-Центр, 2010 .
7. Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», 2007, № 24.
8. Нарушевич А.Г. Формулируем, комментируем, аргументируем. Основные этапы работы над сочинением на ЕГЭ по русскому языку // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», 2006, № 12.
9. Симакова Е.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Сочинение. — М.: АСТ: Астрель, 2009
10. fipi.ru
11.Yakovlevaen1.ucoz.ru