Технологическая карта урока на тему: Образ художественной культуры Японии. Праздник цветения сакуры.


Технологическая карта урокаУчебный предмет Изобразительное искусство
Класс 4 класс
Учитель Толкачева Марина Сергеевна
УМК Школа России
Учебник Б.М. Неменский. Изобразительное искусство. 4 класс
Тема урока Образ художественной культуры Японии.
Тип урока Урок открытия нового знания (ОНЗ)
Цели урока Образовательная: Формирование художественного образа Японии на основе зрительного восприятия изображений японской природы, цветущей ветки сакуры, предметов традиционного японского костюма, формирование знаний о многообразии представлений народов мира о красоте. Формирование знаний о нетрадиционных техниках рисования.
Воспитательная: Формирование эстетического вкуса, интереса к художественной культуре других народов.
Развивающая: Развитие композиционных и графических навыков.
Планируемые результаты Предметный результат Личностный результат Метапредметный результат
Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте.
Иметь интерес к художественной культуре других народов
Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных художественных культур.
Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы.
Понимать особенности изображения и украшения в искусстве Японии.
Изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветка цветущей вишни)
Приобретать новые навыки в изображении приро, новые композиционные навыки.
Приобретать новые умения в работы с использованием нетрадиционных техник рисования, графических художественных материалов.
Осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира. —толерантно принимать разнообразие культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций Японии;
— обрести художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства.
— принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;— адекватно воспринимать предложения учителя;— проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
— высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, умение обсуждать результаты художественно-творческой деятельности;
—освоить способы решения проблем творческого и поискового характера;
— овладеть умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы и виды работы Оборудование УУД, формируемые у учащихся
у учителя у учащихся Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Приветствие.
Вопрос:
Любите ли вы путешествовать?
Зачем люди путешествуют?
Сегодня мы совершим виртуальное путешествие, а в какую страну попробуйте догадаться.
Показ слайда с изображением Японии. Звучит Японская этническая музыка. Ответы на вопросы и их обоснование. Проблемный диалог. Личностные: эмоционально-ценностное отношение к теме
Регулятивные: целенаправленно слушать учителя, одноклассников
Коммуникативные: слушать говорящего; не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём он говорит.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Актуализация знаний учащихся о Японии, выявление уровня владения информацией о стране. В какой стране мы оказались?
Почему вы так решили?
Что вы знаете о Японии?
Рассказывают о Японии:
-страна восходящего солнца
-страна высоких технологий;
-Токио – столица Японии;
-Пагода- японский храм;
-Фудзияма-священная гора Японии
-иероглифы – это японские буквы;
-кимоно -национальная одежда;
-чайная церемония;
-суши и роллы- японские национальные блюда Воспроизведение и фиксация имеющихся знаний. Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной форме
Личностные: формировать потребность  к творческой  деятельности
Регулятивные: адекватно оценивать свои знания
Коммуникативные: использовать простые речевые средства для передачи информации;— наблюдать за действиями других участников учебной деятельности.
Учитель показывает Японию на политической карте мира.
- Япония находится в восточной части света. В марте в Японии начинает цвести вишня (сакура). Существует национальная японская традиция любованием цветения сакуры-ханами. Рассматривают политическую карту мира, слайды презентации, слушают японскую музыку Подготовка мышления учащихся к построению нового способа действий. Политическая карта мира, слайды компьютерной презентации с видами Японии, сопровождаемые японской этнической музыкой 3. Выявление места и причины затруднения.
Организовать деятельность по выявлению особенностей японской живописи Как вы думаете, что является символом Японии?
Отвечают на вопрос, делают предположения, что символом Японии является цветущая сакура.
Смотрят слайды с изображением цветущей сакуры.
Эвристическая беседа. Фонограмма японской народной музыки, Познавательные:
готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации
Личностные: положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, положительное отношение, интерес и уважение к другим народам
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные: -вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания
Сообщение об истории праздника и традициях празднования. Усваивают новое понятия: сакура, цветущая вишня – символ Японии.
- Ханами -традиция любования цветением сакуры Эвристическая беседа. Слайды с изображением праздника «Ханами»
Карточка со словом «сакура», «ханами» Цветущая ветка сакуры очень популярный сюжет в японском искусстве. Ее изображение можно встретить очень часто на различных предметах национальной культуры.
Какие цвета преобладают в изображениях?
Где мы можем встретить изображение цветущей сакуры?
Веер- часть национального японского костюма.
Легенда о веере гласит, что каждый попавший в беду человек может призвать на помощь богиню ветра взмахнув веером.
Веер в Японии считается отличным подарком. Рассматривают изображение цветущей ветки сакуры на различных предметах быта и интерьера.
Рассуждают о цветовой гамме изображений.
Усваивают новое использования минимального числа красок.
Рассматривают различные формы веера и способы украшения. Анализ художественных произведений. Слайды презентации с картинами японских художников, предметов интерьера, одежды, посуды.
Слайд с изображением японского национального костюма. Учитель раздает веера со словами:
Из каждого путешествия принято привозить подарки, поэтому я приготовила для вас такой сувенир (бумажный веер) Рассматривают
веер, анализируют цвет и форму. Анализ формы предмета Чего, по-вашему, не хватает на веере?
Определяют, что веер нужно украсить. Анализ полученной информации, формулировка вывода. Слайд презентации с изображением ветки сакуры в черно-красной гамме Догадайтесь, что мы будем изображать сегодня?
Характер украшения во многом зависел от местности и школы которой владел художник. В японской живописи существовало направление -«быстрая кисть», когда художник работал очень быстро минимальным набором цветов. Кажущаяся небрежность и незавершенность высоко ценилась «Красота в незавершенности» -так говорят Японцы. Этой технике художники обучаются несколько лет.
Как же нам украсить наш веер быстро и красиво?
Определяют тему урока: изображение ветки сакуры на веере
Формулировка темы и цели урока. Слайд презентации с изображением ветки сакуры в черно-красной гамме 4. Построение проекта выхода из затруднения.
На помощь нам могут прийти нетрадиционные техники рисования, которые современные художники иногда используют. Какие нетрадиционные техники рисования вы знаете?
Вы рисовали воздухом?
Предлагаю сделать такое упражнение.
Ставим на листе каплю и дуем на нее через трубочку.
На что похожа теперь наша капля?
Как вы думаете, где лучше расположить каплю туши, что бы она красиво растеклась на поверхности веера?
Что нужно сделать
Отвечают на вопрос.
Капля, напоминает веточку дерева или само дерево.
Выбор композиции рисунка и направления изображения ветки на веере (сверху, сбоку, снизу)
Выбор способа построения нового знания.
Раздувание капли туши, управление получающимися линиями потоком воздуха. Слайд с изображением нетрадиционных техник рисования.
Слайд с новыми понятиями «кляксография» и «пуантилизм»
Познавательные: принимать и сохранять цель  и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи.
Личностные: участвовать в творческом, созидательном процессе
Регулятивные:   планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции
Коммуникативные: формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения
5. Реализация построенного проекта.
Усвоение учащимися нового способа действия.
Изучение особенностей техники кляксографии Инструкция по
работе в технике «кляксографии»:
1.Наносим каплю туши, в месте начала ветки
2.Раздуваем капельку туши потоком воздуха с помощью пищевой трубочки.
3. Управляем получающейся линией, поворачивая бумагу.
Организуют рабочее место.
Раздувают капельку туши Действия по инструкции На слайде видео -
инструкция Акварельные краски, тушь, кисти, баночка с водой Познавательные:
понимать информацию, представленную в изобразительной форме;
- выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме
Личностные: получать первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками
Регулятивные: выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме.
Коммуникативные: преобразовывать информацию, полученную в словесной форме в форму рисунка
Физминутка:
А сейчас немного отдохнем.
Помогут нам в этом наши ведущие и стихотворение А. Усачева «Откуда дует ветер»
Наша веточка подсохла теперь можно украсить ее цветами их можно нарисовать ватной палочкой
Такая техника называется «пуантилизм» Повторение движений за ведущими
Показ техники рисования цветов ватной палочкой Действия по инструкции
Просмотр видео с показом техники рисования цветов Слайд с изображением горы Фудзияма
Слайд с видео-инструкцией Рисуем цветы, возьмем ватную палочку
Рисуем лепестки, набираем красную краску: нажим-поворот.
Прорисуем тычинки цветков тонкой кисточкой
Молодцы. Покажите друг другу, что у вас получилось.
Украшают веточку сакуры цветами Действия по инструкции Слайд с понятиями «кляксография» и «пуантилизм» Вспомните, что изображали японские художники рядом с цветами?
У вас есть вырезанные фигурки бабочек. Вы можете приклеить бабочек на веер с помощью клея. Вспоминают сюжеты пейзажей японских художников: цветы и насекомые (стрекозы, бабочки). Выдвижение и обоснование гипотез по сюжету картин.
Фиксация действий в обобщенном виде. Слайд с изображением графических работ с цветами и насекомыми японских и китайских художников,
Педагогический рисунок на веере с элементами аппликации
Фигурки бабочек, клей-карандаш. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Усвоение учащимися нового способа действия Повторим этапы работы над изображением цветущей ветки сакуры.
Расскажите друг другу, как вы будете работать, что хотите изобразить? Повторяют этапы работы над японским пейзажем и проговаривают их своему соседу по парте. Работа в парах: проговаривание алгоритма действий. Познавательные:
осознавать познавательную задачу;
- делать обобщения, выводы
Личностные: получать первоначальные навыки сотрудничества со сверстниками
Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с) необходимые действия, операции
Коммуникативные: слушать партнёра; не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Организация самостоятельного применения нового знания в изображении японского пейзажа А сейчас создадим образ японского пейзажа с использованием техники пуантилизм
Учитель индивидуально консультирует учащихся в ходе выполнения работы. Самостоятельно украшают экран веера. Индивидуальное применение нового знания. Фонограмма японской этнической музыки. Акварельные краски, тушь кисти, пищевые трубочки, ватные палочки. Познавательные:
-осознавать познавательную задачу;
- использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в изобразительной форме.
Личностные:
- осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе
Регулятивные:
- действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;
Коммуникативные:
вступать в учебный диалог с учителем
8. Включение в систему знаний и повторение.
Повторение и закрепление ранее изученного Украсьте свои работы иероглифом, «счастье»
Копируют иероглиф с индивидуальной карточки на свой рисунок. Индивидуальная работа по эталону. Слайд презентации с изображением иероглифа «счастье». Карточки с пошаговым написанием иероглифа «счастье» Познавательные: понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;
Личностные: интерес и уважение к другим народам
Коммуникативные:
умение слушать друг друга.
Подпишем свои работы в японском стиле.
Инициалы Своего имени и фамилии напишем красной краской, обводим в квадрат. Изображение должно быть небольшим и располагаться в нижнем углу веера. Индивидуальная работа с вариантами написания букв Карточки с изображением букв в восточном стиле. Что бы9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Организация рефлексии учебной деятельности на уроке, оценивания учащимися собственной деятельности. Итак, ребята, вы славно потрудились.
Вспомните тему нашего урока. Какую цель мы ставили перед собой?
Достигли мы цели? Называют тему и цель урока.
Определяют степень достижения цели. Соотнесение цели и результатов своей учебной деятельности и фиксация степени их соответствия. Познавательные: умение обобщать полученные знания
Личностные: формирование собственного отношения к изучаемому
Регулятивные: умение формировать самооценку, самоконтроль.
Коммуникативные: признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Давайте начнем наш маленький вернисаж.
Обсуждают работы, значение изображений.
Выставка работ. Подставка для организации выставки рисунков. Красоту сакуры воспевали в своих произведениях не только художники но и поэты. Хокку-короткое нерифмованное философское высказывание, повествующее о красоте природы и человеческой жизни:
«Вишен цветы, Будто с небес упали-
Так хороши!
(Кобаяси Исса 18 в.)
«Без конца и без счета,
Храмы, пагоды в цвету,
Весенние ивы»
Давайте попробуем с вами сочинить свое хокку о весне и сакуре:
«Снова вишня цветет,
Аромат цветов…,
Пусть весна принесет...»
Учащиеся предлагают варианты окончания строк стихотворения
Коллективное творчество Слайд с хокку Наш урок окончен. Мне было приятно с вами работать. Выразите свое настроение кратко, одним словом. Выражают свое настроение после урока одним словом: интересно, необычно, красиво и т.д. Индивидуальное эмоциональное выражение своего впечатления.