Конспект внеклассного мероприятия для 1 класса «Прощание с букварём» + презентация


« Прощание с Букварём»
Цели и задачи:
Образовательные: – закрепить минимум понятий о гласных звуках и буквах; – помочь приобрести некоторый опыт обращения к словарю и узнать о существовании разных словарей;– активизировать работу над орфографической зоркостью и орфографической памятью школьников;
Развивающие: – развивать мышление школьников через анализ, обобщение, рассуждение; – продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания; – развивать умение пользоваться знаниями, приобретенными ранее;
Воспитательные: – воспитывать в детях порядочность, доброту, отзывчивость, чувство коллективизма, взаимопомощи, уважения к мнению других; – продолжить работу по воспитанию уважения к родному языку.
Дети разделены на 2 группы. Одна группа защищает гласные буквы, другая – согласные.
Учитель: Ребята, совсем недавно вы пришли в школу. Вы не умели читать, писать, считать. А сегодня мы уже многое умеем. Мы постараемся вместе с вами поставить проблему нашего занятия. Послушайте стихотворение.
Как хорошо уметь читать
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста, прочти».
Не надо умолять сестрицу: «Ну прочитай ещё страницу»
Не надо звать, не надо ждать, а можно взять и прочитать.
Проблема - чтение. А что вам помогло научиться читать?
33 родных сестрицы, писанных красавицы
На одной живут страницы и повсюду славятся. (буквы) и ли алфавит.
А что такое алфавит? Как вы понимаете? Это слово пришло к нам из греческого языка, а есть русское слово, которое обозначает тоже самое. Это слово – азбука. Оно образовано из двух частей аз и буки. Так назывались раньше буквы а и б. А теперь каждая группа защитит свои буквы. Выходят гласные.
Стихи о своих буквах.
Всем известна буква А –Буква очень славная. Да к тому же буква АВ алфавите главная.В Куча яблок на прилавке... И заметил, я друзья: Если б яблоку две лапки, Сразу б вышла буква Я. 
В слове ель мы Е услышим, Букву Е мы так напишем: Ствол и у ствола три ветки. Букву Е запомним, детки. Ёлка то же, что и ель, А над ёлочкой капель. Капли-точки добавляем, Ё - мы букву так читаем. 
Буква О - луна и солнце, В доме круглое оконце. И часы, и колесо, И это, кажется, не всё. 
Буква У напоминает ушки У зайчонка на макушке. У улитки рожки тоже Так на букву У похожи. 
Ы... Какая ты толстушка! Твой животик как подушка. Чтобы легче ей ходить, Палочку пришлось добыть. 
Буква Э - как ни взгляни –Увидишь клещи и клешни. Вся согнулась буква Ю, Держит палочку свою. Вот и выглядит такою –Старой бабкою с клюкою. 
- почему эти буквы называются гласными?
Какие гласные обозначают твёрдость согласных, а какие мягкость?
Если их можно петь и тянуть давайте споём. Песня Красной шапочки.
Гласные приготовили задания. Прочитайте слова, что заметили?
Вывод: гласные тянутся в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать
Могут ребёнка в кроватке ребёнка баюкать
Но не желают скрипеть и ворчать.
Оценка защиты.
Выходят согласные.
Говорил недавно кто-то: П похожа на ворота, Возражать мне было лень, Я-то знал, что П как пень. 
Веселый, толстый клоун Играет на трубе. На этого пузатогоПохожа буква Б.
 В - буква очень важная, Воображала страшная. Грудь колесом, живот надут, Как будто нет важнее тут. 
Ф надула свои щеки Или встала руки в боки. 
Аист на одной ноге Напоминает букву Г.
 К одною лапкой пляшет, А другою лапкой машет, И при этом буква К Будто усики жука. 
Д - словно домик аккуратныйС высокой крышею двускатной. 
На антенну Т похожа И на зонт как будто тоже. 
На эту букву посмотри! Она совсем как цифра 3. 3 не просто завитушка, 3 - пружина, крендель, стружка. 
В небе таял лунный серп, Серп склонялся на ущерб. И поэтому с небес Нам светила буква С. 
имеет столько ножек, Будто буква ползать может. Буква Ж наверняка На бумаге тень жука. 
Буква Ш в таких словах: Школа, шест, шарада, шах. Букву Ш я написала: Три шеста и снизу шпала. 
Алфавит продолжит наш Буква Л - лесной шалаш. Знать эту букву нехитро, Кто был хоть раз в метро, По вечерам нам светит всем Между домами буква М. У меня про букву Н Вдруг сложилась песенка: Н-н-н-н-н-н-н-н-н-н-н-н –Получилась лесенка. 
Как запомнить букву Р? Каждый может, например, Руку на бочок поставить И друг другу Р представить. Буква X, ты хохотушка И хорошая хвастушка! Хоровод мы заведем, Дружно, весело споем. Буква Ц стоит бочком И цепляет всех крючком. Рисовали цифру 4 –Букву Ч мы начертили. 
Эта буква Щ как будто... Все сомненья бросьте. Украшает эту букву Поросячий хвостик. 
Задания: изменить в словах букву, чтобы получилось другое слово.
Минутка релаксации.
Вывод: А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть.
Даже фыркать и шипеть
Но не хочется им петь.
- А я взяла для защиты 2 буквы.
Твердый знак -Ъ -пишут так: Колесо и спичка, Позади - косичка. 
Букву Р перевернули, И уселись как на стуле, И назвали букву так -мягкий знак - Ь. 
Что мы знаем про эти буквы? Для чего они нужны? Какую работу могут выполнять?
Задание по группам, вставить буквы, что вы о них скажите. Какую работу они выполнят?
Давайте вспомним наши первые уроки по чтению. Что обозначает эта схема? Правила речи. А какая должна быть наша речь? (вежливая и понятная)
Игра «Вежливое слово»
Видел умного ребёнка я на улице сейчас
Настя славная девчонка, Настя ходит в первый класс.
Но давно уже от Насти я не слышу слова …здравствуйте.
Встретил Витю я соседа, встреча грустная была
На меня он как торпеда, налетел из – за угла.
Но, представьте, зря от Вити ждал я слова…извините.
Дед про внучку говорил
Экая досада
Я портфель ей подарил,
Вижу, очень рада.
Но нельзя молчать как рыба
Ну сказала бы …спасибо.
Рефлексия.
Мы простимся с Букварём
И рукой помашем.
И спасибо 10 раз Букварю мы скажем.
Вручение подарков и удостоверения.