Статья Юные герои первой мировой войны

Иванова И.Ю.
учитель высшей квалификационной категории,
МБОУ СОШ № 21 имени И.И. Рыленкова, Смоленск

Юные герои Первой мировой войны
(к 100-летию Первой мировой войны)

В 2014 году исполняется 100 лет со дня начала Первой мировой войны (1914 – 1918). Это величайшее историческое событие, увековеченное в народной памяти в многочисленных названиях – «великая и священная война», «германская», «империалистическая», «Вторая Отечественная»
Сегодня об этой войне обучающиеся начальной школы практически ничего не знают. Кратко изучают Вторую мировую, или Великую Отечественную (1941 – 1945) и Отечественную войну с Наполеоном (1812) Путаются в веках и битвах с именами Дмитрия Донского и Александра Невского, М.И. Кутузова, А.В. Суворова и Г.К. Жукова. Но о Первой мировой войне, которая была сравнительно недавно, большинство из нас вообще никакого представления не имеет. Слышали только, что война была долгой, тяжелой и позорной, поскольку в России случилась революция, и войну проиграли. Больше ничего!
Наша задача в юбилейный год Первой мировой войны состоит в том, чтобы подробнее познакомить младших школьником с этим историческим событием на примере участия в войне их сверстников.
С незапамятных времен дети принимали активное участие в войнах и сражениях, помогая взрослым мужчинам. Примеров тому в истории очень много. В Средние века юные пажи и оруженосцы ухаживали за оружием и доспехами рыцарей. В восемнадцатом веке восьмилетние парнишки перезаряжали пушки на военных кораблях. До девятнадцатого века в армиях разных стран мальчишки, достигшие десяти лет, могли служить барабанщиками. В русской армии «сыны» или «воспитанники» полка также не были исключением. В восемнадцатом веке во флоте служили несовершеннолетние гардемарины, а в армии – барабанщики. Когда началась Первая мировая война, детский патриотизм охватил все слои общества. Участие детей в войне явление противоестественное. Между тем в российской прессе 1914-1917 годов имеется немало сведений о героизме и самопожертвовании юных воинов, которые наравне со взрослыми выступили на защиту своей Родины.
Стремясь помочь своим отцам и братьям в защите Отечества, на фронт рвались ребята в возрасте от 7 до 13 лет. В пропагандистской литературе тех времен встречаются утверждения о том, что взрослые всячески потакали и содействовали боевым устремлениям своих детей. Вряд ли всё обстояло так на самом деле. Скорее полностью наоборот, ведь мало кто из родителей поможет своему сыну или дочери собраться и отправиться на явную погибель, даже во имя страны. В армию, на фронт дети бежали из Москвы, Санкт-Петербурга, Одессы, Киева, Екатеринбурга, Новгорода и многих других городов, хуторов, деревень, сел, станиц. Бежали русские, украинцы, белорусы, поляки и эстонцы. Бежали как поодиночке, так и группами. Обретя массовый характер, для родителей и станционных жандармов уход детей стал настоящей напастью. Только в сентябре 1914 года в одном Пскове жандармы сняли с поездов более 100 детей, едущих на фронт. В газетах каждый день публиковались объявления о розыске пропавших без вести, удравших на войну ребятишках. На боевых позициях многие офицеры не хотели брать на себя ответственность за юных защитников отечества. Нередко дети оставались в части втайне от командования, только с разрешения командира подразделения. Но если дети все же попадали в воинскую часть, то свои обязанности, как правило, выполняли безукоризненно. Они подносили стрелкам патроны, передавали команды в качестве посыльных, под огнем противника на поле битвы собирали патроны и выносили раненых, участвовали в разведывательных и диверсионных операциях.
Хочется привести фразу одного из командиров вооруженных отрядов в Демократической Республике Конго. Его слова ужасают своей простотой: «Дети - хорошие бойцы, потому что молоды и хотят показать себя. Они верят, что это какая-то игра, поэтому они так бесстрашны».
В ходе изучения исторических публикаций было установлено множество имен юных героев Первой мировой войны и их подвигов. О некоторых из них стоит упомянуть отдельно.
Тринадцатилетний Василий Правдин неоднократно отличался в сражениях. Вынес из гущи боя раненого командира полка. Получил три Георгиевских креста. Двенадцатилетний Василий Наумов. С огромным трудом, через всевозможные испытания и препоны добрался до фронта из сибирского села Каретниково. В результате стал разведчиком, был награжден двумя солдатскими Георгиевскими крестами и Георгиевской медалью. Был повышен до унтер-офицера. Дважды ранен. Пятнадцатилетний казак Иван Казаков. Самостоятельно в бою с немцами отбил пулемет, позже спас жизнь своему товарищу, неоднократно с успехом принимал участие в разведке. Получил три Георгиевских креста и три Георгиевских медали, а также звание унтер-офицера. Талантливый семиклассник Виленской гимназии Мазур усовершенствовал работу искрового телеграфа в штабе первой русской армии. Молодой изобретатель погиб при разминировании водокачки в городе Инстенбурге (Черняховске).
Будущий мapшал Советского Союза Родион Яковлевич Малиновский участвовал в боях в составе русского экспедиционного корпуса во Франции. В свои шестнадцать лет он уже был опытным пулеметчиком.
С открытием военных действий на Юго-Западный фронт отправился ещё один доброволец гимназист 4-го класса 2-й житомирской гимназии Николай Орлов. Он успел принять участие в 11 боях, случай же отличиться произошёл с ним в Галиции у Злочёва. Подразделение, где служил Орлов, оказалось отрезанным австрийцами. И тогда юный воин вызвался добровольцем пробраться под неприятельским огнём к своим за подкреплением. За этот подвиг Николай был представлен к награждению Георгиевским крестом IV степени. 20 сентября 1914 года он прибыл «на побывку» в Житомир, где был восторженно встречен в стенах родной гимназии13. В сентябре 1914-го под Сувалками был ранен конный разведчик доброволец, уроженец Петрограда, 14-летний Александр Марков. 24 ноября 1914 года на фронте погиб наш земляк - смоленский гимназист Харитон Жук, который посмертно был награждён Георгиевской медалью «За храбрость».
10-летний доброволец пулемётной команды 131-го пехотного Тираспольского полка Степан Кравченко получил два ранения, а за спасение пулемёта был награждён Георгием 4-й степени.12-летний разведчик Василий Наумов удостоился двух «Георгиев» и медали, стал унтер-офицером, в боях был дважды ранен. Гимназист из Коломны Александр Пробатов, поддерживая под обстрелом сообщение между соседними частями, был контужен и удостоен Георгиевского креста.
На фронте воевали не только юноши, но и девушки. Ученица шестого класса Мариинского училища Кира Башкирова за боевые подвиги была удостоена Георгиевского креста. Под видом добровольца Николая Попова она вступила в один из полков и уже через неделю отличилась в ночной разведке. После того как тайну раскрыли, Киру отправили домой, но вскоре девушка вновь очутилась на фронте в другой части. Две гимназистки-казачки Елена Козловская и Фелицата Кульдяева участвовали в целом ряде кавалерийских битв. К сожалению, кроме наград и званий любая война «дарит» ее участникам тяжелые психические травмы. Все детей и подростки, прошедшие кровавую баню Первой мировой, заработали в той или иной степени различные нарушения и расстройства психики.
Князь Феликс Юсупов писал в мемуарах: «Ехал с нами пятнадцатилетний мальчик. Мальчик мальчиком, а видно было, боевое крещение получил. Даже и смельчак, судя по Георгиевскому кресту на рваной гимнастерке. Он не много занял места, но спокойно ему не сиделось. Он то вскакивал на полку, как обезьяна, то лез на крышу в окно и оттуда принимался палить из револьвера. Потом тем же путем обратно, и опять скачки и прыжки. Когда он улегся и заснул, мы смогли отдохнуть немного».
Дети не только сражались на фронте, но и старались оказать посильную помощь в тылу. Так, летом 1916 года на приёмном пункте для раненых Одесского вокзала постоянно дежурили братья-близнецы Евгений и Николай Богатырёвы. «Братики милосердия», как их прозвали солдаты, перешли во 2-й класс гимназии и добровольно решили на каникулах ухаживать за ранеными и помогать своей матери сестре милосердия Е. В. Богатырёвой. Братья целыми днями писали письма, разносили обеды, бегали по поручениям, за что заслужили любовь и благодарность увечных воинов и обслуживающего персонала всего приёмного пункта. Также ребята всех возрастов и сословий помогали сеять хлеб и убирать урожай, оказывали посильную помощь старшим братьям и матерям на фабриках и заводах. «Все для фронта, все для победы над врагом!» Дети войны экономили на себе, отдавая все свои сбережения – «заветные грошики» - на Алтарь Отечества. По-разному сложились дальнейшие судьбы молодых защитников Отечества. После Великой Октябрьской социалистической революции началась Гражданская война, многие, еще вчерашние фронтовые друзья и одноклассники, стали беспощадными врагами. Воспитанники кадетских корпусов в своем большинстве не смогли признать и принять власть большевиков. Они пополнили Белую армию, потому что еще Февральская революция показала им гибель всего, чему их готовили служить и во что они верили. Для них война продолжилась. Например, кадеты первого Петербургского корпуса разрабатывали план подрыва поезда с правительством Ленина, а Псковские кадеты, эвакуировавшиеся в Казань, в октябре 1917 года совместно с местными юнкерами пытались сдержать восстание солдат. На их детские годы на заре века пришлась война с Германией. Юные добровольцы, защищая Отечество на фронтах войны, получили первый боевой опыт. Через четверть века, уже в зрелом возрасте, многим из них вновь довелось взяться за оружие, чтобы снова встать на защиту Родины...
При изучения данной темы во внеурочной деятельности мы проводили виртуальную экскурсию «Юные георгиевские кавалеры Первой Мировой войны», урок мужества «Подвигу доблести – памяти честь», день исторической книги, заочное путешествие «Без прошлого нет будущего», выставка фотографий юных героев Первой мировой войны.
Ребята с удовольствием принимали участие в художественных конкурсах: конкурсе рисунка «Первая мировая война глазами детей» и конкурсе юных дизайнеров «Игрушки времен Первой мировой войны». Вместе с родителями подготовили проект «Юным Георгиевским кавалерам посвящается».
На уроках русского языка ребята писали письма детям Первой мировой войны, в которых выражали свою благодарность юным героям, рассказывали о современной детской жизни и своих мечтах.
В творческой мастерской организовали выставку моделей пушек, изготовленных из пластилина, закладок для книг по теме «Дети-воины Первой мировой войны».
В школьном музее вместе с волонтерами старших классов мы подготовили и провели конкурс чтецов патриотических стихотворений.
Таким образом, изучение Первой мировой войны имеет важное значение в воспитании обучающихся начальной школы. Эта героическая страница истории России – благодатный материал для воспитания патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения!
Не прерывается связь времен! Дети-герои Первой мировой войны приняли героическую эстафету от детей-героев 1812 года, Крымской (1853-1856) и русско-японской войн (1904-1905). Их славные дела продолжили дети – герои Великой Отечественной 1941-1945 гг. – юные защитники Брестской крепости, Севастополя и Керчи, партизаны и сыны полков. Юные герои, благородные русские мальчики и девочки! Чистотой душ и жаром своих сердец, героизмом и самопожертвованием вы зовете нас к славе и подвигам во имя Отечества!

Использованные электронные ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]