«Анализ рынка услуг дополнительного профессионального образования педагогических работников системы общего образования Тверской области за 2011-2013 годы».


SPecialiST RePack














































ОТЧЕТ ПОДГОТОВЛЕН ГЛАВНЫМ СПЕЦИАЛИСТОМ ОТДЕЛА СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ, АНАЛИЗА И ПРОГНОЗА ГБОУ ДПО «ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ» ХИДИРОВЫМ С.М.






В отчете представлены результаты микро-исследования «Анализ рынка услуг дополнительного профессионального образо- вания педагогических работников системы общего образования Тверской области за 2011-2013 годы». Приводятся данные о деятельности ОУ ДПО за 2011-2013 годы по повышению квалификации педагогических работников общеобразовательных учреждений начального и общего среднего образования, а также образовательных учреждений дошкольного образования Тверского региона. Даны статистические данные по повышению квалификации педагогических работников в разрезе ОУ ДПО и муниципалитетов, а также анализ тематики курсов повышения квалификации различных ОУ ДПО.





Содержание

Введение
3

Цели и задачи
3-4

Общий анализ рынка образовательных услуг за 2011-2013 годы. Анализ рынка образовательных услуг по годам
4-5

Анализ в разрезе курсов повышения квалификации ТОИУУ
6-7

Анализ в разрезе тематики курсов ОУ ДПО
7-8

Анализ в разрезе городских образовательных учреждений.
8-11

Анализ в разрезе муниципальных отделов образования
Анализ анкет, проведенных среди слушателей курсов ПК ТОИУУ
12-20
21

Выводы и предложения
22-23

Приложения №№1-6
24-36

Список сокращений
КПК – курсы повышения квалификации
ГБОУ ДПО – государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
НОУ ДПО - Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
ФГБОУ ВПО – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ГАУ ДПО – государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования
ГБОУ ТОИУУ – государственное бюджетное образовательное учреждение «Тверской областной институт усовершенствования учителей»
ТВГУ – Тверской государственный университет
ФГОС – федеральные государственные образовательные стандарты










На современном этапе развития российской системы образования главным является обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей обучающихся в получении полноценного образования на всех его уровнях. Реализации данной цели направлены государственная программа развития образования, национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», введение федеральных государственных образовательных стандартов и т.д.
Качество и успех реализации данных программ всецело зависит от понимания педагогическими работниками своей роли и места в их осуществлении, готовности к изменениям управленческих и педагогических кадров,
Поэтому деятельность образовательных учреждений дополнительного профессионального образования педагогических работников за последние годы, с одной стороны, была направлена на решение задач, вытекающих из вышеперечисленных стратегических программ, а с другой - на удовлетворение индивидуальных потребностей педагогических работников в условиях формирования содержания и механизмов современной образовательной среды.
Для определения состояния рынка образовательных услуг по решению вышеназванных задач общего среднего образования проведено микро-исследование «Анализ рынка услуг дополнительного профессионального образования педагогических работников системы общего образования Тверской области за 2011-2013 годы».
Для обобщения и анализа результатов данного исследования были использованы:
отчеты органов управления образованием 43 муниципалитетов Тверской области;
анкетирование, проведенное в Тверском областном институте усовершенствования учителей среди слушателей курсов повышения квалификации,
результаты собеседований, проведенных в феврале-марте 2014 г. с работниками органов управления образованием 43 муниципалитетов региона, ответственных за повышение квалификации на уровне района/города.

Целями исследования являются:
Определение состояния рынка образовательных услуг по удовлетворению потребностей педагогических работников региона;

Выявление динамики изменений на рынке образовательных услуг за последние три года (если таковые имеют место);

Сравнение уровня охвата педагогических работников региона курсами ПК различными ОУ ДПО;

Выявление основных факторов, влияющих на выбор ОУ ДПО педагогическими работниками.

Полученные результаты дадут ответы на следующие вопросы:
Каково состояние рынка образовательных услуг для педагогических работников системы общего образования региона?
Какие изменения произошли на рынке образовательных услуг региона за последние 3 года?
Каковы основные темы курсов повышения квалификации и на решение каких задач они направлены?
Каковы мотивы выбора тех или иных курсов повышения квалификации предлагаемых различными ОУ ДПО педагогами региона?

Общие результаты о количестве педагогических работников, охваченных обучением на курсах повышения квалификации, даны в нижеследующей таблице:
Таблица № 1

Год
Общее количество слушателей
Общее количество слушателей ИУУ / %
Общее количество слушателей других ОУ ДПО и %


2011
4307
3449
80,6
858
19,2


2012
5238
3200
61,1
2038
45,5


2013
4361
2779
66,8
1582
35,3


Всего за 3 года
13906
9428
68,9
4478
31,1


Данные, приведенные в таблице, показывают, что за 2011-2013 годы в регионе курсами повышения квалификации было охвачено всего 13906 педагогических работника. Из них 9428 или около 69% педагогических работников прошли обучение на курсах, организованных в ГБОУ ДПО «Тверской областной институт усовершенствования учителей». А 4478 слушателей или немногим более 31% были обучены на курсах повышения квалификации в различных образовательных учреждениях.
Факты также свидетельствуют о том, что за прошедшие три года большая часть педагогических работников обучение прошли в ТОИУУ (около 69%) и лишь третья часть были охвачены другими образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования. Однако сравнение по годам показывает, что охват педагогических работников обучением на базе ТОИУУ несколько снизился: так если в 2011 году охват составлял более 80%, то в 2013 году - более 66%.
Полная информация о количестве слушателей по годам в разрезе обучения в ТОИУУ и в других ОУ ДПО дана в приложении №1.
Анализ данных по муниципалитетам показывает, что пропорция слушателей, обученных в ТОИУУ и в других ОУ ДПО, сильно отличается: в одних муниципалитетах количество слушателей от общего их числа за три года составляет от 20% до 40%, а в других этот показатель соответствует от 41% и более процентов. По принципу активного использования услуг ТОИУУ и других ОУ ДПО муниципалитеты можно разделить на три группы. Деление муниципалитетов по данному критерию дано в таблице №2 (а в приложении №2 даются данные в разрезе каждого отдельного муниципалитета):

Таблица №2 Диаграмма №1

Муниципалитеты


% слушателей в ТОИУУ
Количество
%


менее 20-40%
8
19,5


41-60%
14
34,1


61% и выше
19
46,3


Всего
41
100





За три года количества педагогических работников прошедших обучение составляет 4478 человек. Из них 858 прошли обучение в 2011 году, а в 2012 – 2038, в 2013 году 1582 педагогов. Общее количество ОУ по годам соответственно 39, 43 и 40 (список ОУ ДПО, в которых педагоги региона прошли обучение, по годам дано в приложениях №№3-5).
Таблица №3 Диаграмма №2

Год
Общее кол-во слушателей КПК
Кол-во ОУ ДПО


2011
858
39


2012
2038
43


2013
1582
40


Всего за 3 года
4478
41




А в Тверском институте усовершенствования учителей данные показатели следующие: всего за три года было обучено 9428 педагогов, что на 5000 больше чем в других ОУ ДПО. А по годам соответственно 3449, 3200 и 2779:
Таблица №4 Диаграмма №3

Год
Общее количество слушателей ИУУ


2011
3449


201

3200


2013
2779


Всего за 3 года
9428




Целесообразно рассмотреть анализ данных в разрезе отдельных ОУ ДПО по годам. В 2011 году педагоги региона прошли обучение на курсах ПК в 39 ОУ ДПО. Основными поставщиками образовательных услуг были Тверской государственный университет, НУДПОС, педагогический университет «Первое сентября».
Таблица №5

Название ОУ ДПО
Кол-во слушателей
%


ТвГУ
463
54,0


НУДПОС
139
16,2


«1 сентября»
121
14,1


Другие
102
15,8


Всего
858
100,0


От общего количества слушателей более половины педагогов прошли обучение на курсах, организованных Тверским государственным университетом, чуть более 16% были обучены НУДПОС, педагогическим университетом «Первое сентября» было охвачено немногим более 14%. А около 16% повысили свой профессиональный уровень в 36 ОУ ДПО.






Диаграмма №4


В 2012 году, как и в 2011, больше половины слушателей были охвачены курсами Тверского государственного университета (50,9%).
Таблица №6

Название ОУ ДПО
Кол-во слушателей
%


ТвГУ
1037
50,9


НУДПОС
492
24,1


Брянский ИПК работников образования
129
6,3


«1 сентября»
117
5,7


Другие
189
13


Всего
2039
100


Несколько увеличилось количество слушателей Всесоюзного центра повышения квалификации НУДПОС: данным ОУ ДПО от общего количества обученных был охвачен 24% педагогов региона, а ГАО ДПО Брянским институтом повышения квалификации работников образования и педагогическим университетом «Первое сентября» было обучено 12% слушателей. Остальные педагоги прошли обучение в 39 ОУ ДПО.
Диаграмма №5


На основании данных в 2013 году в качестве основных поставщиков образовательных услуг были определены 5 ОУ ДПО: ФГБОУ ВПО Тверской государственный университет, Всесоюзный центр повышения квалификации НУДПОС, АНО НДПО «АПКиПК», педагогический университет «Первое сентября» и Межрегиональная общественная организация содействия развитию образовательной программы «Школа-2100» (г. Москва).
Таблица №7

Название ОУ ДПО
Кол-во слушателей
%


ТвГУ
729
51,3


НУДПОС
141
9,9


«АПКиПК»
135
9,5


«1 сентября»
114
8,0


«Школа-2100» г.Москва
76
5,4


Другие
194
15,9


Всего
1420
100,0


Как и в предыдущие годы на базе Тверского государственного университета обучение прошли более половины слушателей. Обучением на курсах организованных НУДПОС и АПКПК было охвачено по 10% педагогов, а более 5% были обучены Межрегиональной общественной организацией содействия развитию образовательной программы «Школа-2100» (г.Москва). А 15% педагогов было обучено на курсах 35 ОУ ДПО, список которых дан в приложениях №3-5.
Диаграмма №6


Анализ тематики курсов повышения квалификации ОУ ДПО, ставших основными игроками в данной области показывает, что некоторыми ОУ ДПО было предложено большое количество тем, а некоторые осуществляли свою деятельность только по двум или трем темам. Так, Тверской областной институт усовершенствования учителей обучил своих слушателей более чем по 44 темам, педагогический университет «Первое сентября» - по 36 темам, НУДПОС – по 17, Тверской государственный университет - по 9, «АПКиПК» - 6, ГАУ ДПО Брянский институт повышения квалификации работников образования – по 4, «Школа-2100» по - 3. Остальными ОУ ДПО слушателям курсов были предложены 1 или 2 темы.
Таблица №8 Диаграмма №7

Название ОУ ДПО
Кол-во тем


ТОИУУ
44


«Первое сентября»
36


НУДПОС
17


ТвГУ
9


«АПКиПК»
6


Брянский институт ПКРО
4


«Школа 2100»
3





Основное количество педагогических работников (более 75%) были охвачены курсами по нижеследующим темам: «Инновационные подходы в деятельности учителя-предметника с учетом требований ФГОС», «Содержание и пути реализации ФГОС», «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника» (полный перечень тем курсов ПК в разрезе ОУ ДПО - основных игроков дан в приложении №6).
Вместе с тем необходимо подчеркнуть и то, что в основном ОУ ДПО обучение педагогических работников было организовано на курсах по 1 или двум темам. Исключением в этом плане являются Тверской областной институт усовершенствования учителей и педагогический университет «Первое сентября». Тематика курсов данных ОУ ДПО наиболее полно отвечает запросам различных категорий педагогических работников, как образовательных учреждений общего образования, так и учреждений дополнительного образования детей. Кроме того только в этих образовательных учреждениях учителя имеют возможность повышения квалификации по вопросам, связанным с ЕГЭ и ГИА. Так на курсах по данной тематике в педагогическом университете «Первое сентября» за последние 3 года по разным учебным предметам подготовлено всего 64 учителя, а Тверским ОИУУ 546 педагогических работника.
Диаграмма №8


В целях определения различий в тенденциях развития рынка образовательных услуг результаты можно рассмотреть отдельно в разрезе городских образовательных учреждений городов Тверь, Вышний Волочек, Кимры, Ржев и Торжок.
В городе Тверь за 2011-2013 годы всего обучение прошли 2280 педагогических работников. Из них 2174 (более 95%) в ТОИУУ, а остальные (всего лишь около 5%) были обучены в других образовательных учреждениях ДПО (более подробная информация о количестве педагогических работников и названий ОУ ДПО даны в таблице №9 и диаграмме №9).
Таблица №9 Диаграмма №9

Название ОУ ДПО
Кол-во слушателей
%


ТОИУУ
2174
95,4


ТвГУ
18
0,8


ГАУ ДПО Брянский ин-т ПК работников образования
29
1,3


НИТУ «МИСиС»
18

,8


Рязанский ин-т развития образования
18
0,8


Другие (13 ОУ ДПО)
23
1,0


Всего:
2280
100,0





От общего количества обученных в других ОУ ДПО, то есть 106 педагогов, более 27% были обучены в ГАУ ДПО «Брянский институт повышения квалификации работников образования», по 17% в ТВГУ, НИТУ «МИСиС» и Рязанском институте развития образования. Около 5% в НОУДПО «Санкт - Петербургский институт раннего вмешательства». Еще более 5% в учебно-методическом центре ВОГ и в московском Институте системно-деятельностной педагогики, а более 10% в 11 ОУ ДПО:














Таблица №10 Диаграмма №10

Название ОУ ДПО
Кол-во слушателей
%


Брянский ин-т ПК работников образования
29
27,4


ТвГУ
18
17,0


НИТУ «МИСиС»
18
17,0


Рязанский ин-т развития образования
18
1
,0


Другие
11
10,4


НОУДПО Санкт -Петербургский ин-т раннего вмешательства
5
4,7


УМЦ ВОГ
4
3,8


Ин-т системно-деятельностной пед
гогики
3
2,8


Всего:
106
100,0





По количеству обученных на курсах повышения квалификации в ТОИУУ и других ОУ ДПО наблюдается схожая картина и в городе Торжке. В данном городе всего за последние 3 года 300 педагогических работников повысили свои знания на курсах повышения квалификации: из них около 90% были обучены в ТОИУУ, более 7% в ТвГУ и остальные в других ОУ ДПО:
Таблица №11 Диаграмма №11

Название ОУ ДПО
Кол-во слушателей
%


ТОИУУ
266
88,7


ТвГУ
22
7,3


НУДПОС
5
1,7


Другие
7
2,3


Всего
300
100,0





За 2011-2013 годы в городе Торжке всего 34 педагога были обучены в других ОУ ДПО. Из них около 65% в ТКУ и около 15% в НУДПОС, остальные от 1 до 3-4% в других ОУ ДПО (всего около 21%).













Таблица №12 Диаграмма №12

Название ОУ ДПО
Кол-во слушателей
%


ТвГУ
22
64,7


НУДПОС
5
14,7


Другие
7
20,6


 Всего
34
100,0





Доля педагогов обученных в ТОИУУ из ОУ города Вышний Волочек хотя и несколько меньше, чем в предыдущих городах, однако общее количество таких педагогических работников составляет большую часть от общего количества слушателей курсов ПК.
В Вышнем Волочке: доля слушателей ТОИУУ за 3 года составляет около 75%, а тех, кто прошел обучение в других ОУ ДПО – более 25%:

Таблица №13 Диаграмма №13

Название ОУ ДПО
Кол-во слушателей
%


ТОИУУ
706
74,8


Другие
238
25,2


Всего
944
100,0





А в городах Кимры и Ржев количество педагогических работников, прошедших обучение на базе ТОИУУ значительно ниже: соответственно 46% и 37%.
В городе Кимры всего за три года 421 педагогических работника были охвачены курсами повышения квалификации. В основном они были обучены в ТОИУУ и ТвГУ (соответственно чуть более 46% и около 41% ). Около 8% были слушателями курсов АНО НДПО «АПК и ПК», а также незначительное количество (немногим более 2%) были обучены в других ОУ ДПО:
Таблица №14 Диаграмма №14

Название ОУ ДПО
Кол-во слушателей за 2011-2013 гг.
%


ТОИУУ
194
46,1


ТвГУ
172
40,9


«АПК и ПК»
33
7,8


"1 сентября"
7
1,7


НУДПОС


1,4


Другие
9
2,1


Всего: 
421
100,0






Вне стен института усовершенствования учителей за 3 года было всего обучено 227 педагогов и работников ОУ. Из них около 76% - в ТвГУ, около 15% - в АНО НДПО «АПК и ПК», немногим более 3% - в педагогическом университете «Первое сентября», более 2% - в НУДПОС и остальные 4% - в 7 ОУ ДПО:

Таблица №15 Диаграмма №15

Название ОУ ДПО
Кол-во слушателей за 2011-2013 гг.
%


ТВГУ
172
75,8


«АПК и ПК»
33
14,5


"1 сентября"
7
3,1


НУДПОС
6
2,6


Другие
( 7 ОУ ДПО)
9
4,0


Всего:
227
100,0





За 2011-2013 годы в городе Ржеве курсами ПК всего было охвачено 990 педагогов и других работников ОУ. Из них более 37% прошли обучение на базе курсов организованных ТОИУУ, около 45% - в ТвГУ, около 5% - в НУДПОС, в АНОН ДПО «АПК и ПК» - более 3%, в педагогическом университете «Первое сентября» - немногим более 4% и в других ОУ ДПО остальные 5,5%:
Таблица №16 Диаграмма №16

Название ОУ ДПО
Кол-во слушателей за 2011-2013 гг.
%


ТОИУУ
370
37,4


ТвГУ
444
44,8


НУДПОС
49
4,9


«АПК и ПК»
32
3,2


«Первое сентября»
41
4,1


Другие
54
5,5


Всего:
990
100





Как в городе Торжок, так и в городе Ржев большая часть педагогов, обученных в 2011-2013 годах, были охвачены курсами, организованными ТВГУ. Их доля от общего количества прошедших обучение вне курсов ТОИУУ составляет более 71%. Около 8% педагогов – это слушатели НУДПОС, более 6% и 5% соответственно слушатели педагогического университета «Первое сентября» и АНОН ДПО «АПК и ПК»:
Таблица №17 Диаграмма №17

Название ОУ ДПО
Кол-во слушателей за 2011-2013 гг.
%


ТВГУ
444

1,6


НУДПОС
49
7,9


«АПК и ПК»
32
5,2


«Первое сентября»
41
6,6


Другие
54
8,7


Всего:
620
100,0





Для более детального анализа по использованию услуг ОУ ДПО муниципалитеты можно разделить на 4 группы:
Муниципалитеты, в которых доля обученных педагогических работников в ТОИУУ составляет 50% и меньше;
Муниципалитеты, в которых доля обученных педагогических работников в ТОИУУ составляет 51 - 60%;
Муниципалитеты, в которых доля обученных педагогических работников в ТОИУУ составляет 61-74%;
Муниципалитеты, в которых доля обученных педагогических работников в ТОИУУ составляет 75-100%.
Общее количество муниципалитетов первой группы – 14, во второй и третьей – по 8, в четвертой – 11. Полный перечень муниципалитетов по группам дан в приложении №6:
Диаграмма №18

В первую группу вошли педагогические работники нижеследующих муниципальных образований:
Таблица №18

Название МО
% слушателей
В ТОИУУ
% слушателей в других ОУ ДПО


Краснохолмский район
26,6
73,4


ЗАТО Солнечный
27,3
72,7


Весьегонский район
29,4
70,6


Жарковский район
31,3
68,7


Бологовский район
36,9
63,1


г. Ржев
37,4
62,6


Торопецкий район
37,5
62,5


Селижаровский район
40,0
60,0


Оленинский район
41,5
58,5


Удомельский район
44,0
56,0


Андреаполький район
44,9
55,1


Бельский район
45,6
54,4


г. Кимры
46,1
53,9


Лихославльский район
48,4
51,6


Как видно из таблицы, в данной группе наименьшее количество педагогов обученных в ТОИУУ в Краснохолмском районе: их доля составляет немногим более 26%. Наибольшее количество слушателей ТОИУУ составляют педагогические работники Лихославльского района: более 48%.
Рассмотрим более детальное распределение педагогов в разрезе получивших услуги как ТОИУУ, так и других ОУ ДПО на примере некоторых муниципалитетов. В Краснохолмском районе за 2011-2013 годы на курсы повышения квалфикации было привлечено всего 128 педагогического работника, из них в ТОИУУ - 34 (26,6%) и в ТвГУ -94 (73,4%). Необходимо отметить, что педагогические работники этого района обучение прошли только в этих двух ОУ ДПО.
Таблица №19 Диаграмма №19

Название ОУ ДПО
Кол-во слушателей за 2011-2013 гг.
%


ТОИУУ
34
26,6


ТвГУ
94
73,4


Всего
128
100


13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415


А в Бологовском районе педагоги были охвачены курсами как ТОИУУ, так и более чем в 10 других ОУ ДПО. Доля педагогов прошедших обучение в ТОИУУ составляет более 37%, а в ТвГУ – более 40%. Более 8% были слушателями курсов НУДПОС, а более 6% - педагогического университета «Первое сентября».
Таблица №20 Диаграмма №20

Название ОУ ДПО
Кол-во слушателей за 2011-2013 гг.
%


ТОИУУ
147
37,2


ТвГУ
160
40,5


«Первое сентября»
26
6,6


НУДПОС
32
8,1


Рос химико-техн ун-т
8
2,0


Учебно-консалтинговый центр «Ликей»
6
1,5


Другие
16
4,1


Всего
395
100





ТвГУ был основным поставщиком услуг по ДПО педагогов относительно и всех остальных образовательных учреждений: около 64% педагогических работников прошли обучение на курсах данного ОУ. Педагоги были слушателями курсов повышения квалификации и в других ОУ: педагогического университета «Первое сентября», НУДПОС, Российского химико-технологического университета имени И.А Менделеева, учебно - консалтингового центра «Ликей» и других.
Таблица №21 Диаграмма №21

Название ОУ ДПО
Кол-во слушателей за 2011-2013 гг.
%


ТвГУ
160
63,7


«Первое сентября»
26
10,4


НУДПОС
32
12,7


Рос химико-техн ун-т
8
3,2


УКЦ «Ликей»
6
2,4


Другие
16
7,6


Всего
251
100,0




В Андреапольском районе количество педагогов обученных на курсах ТОИУУ значительно больше, чем в предыдущих районах: их доля составляет более 45%. Однако и здесь больше половины педагогов были обучены ТвГУ.

Таблица №22 Диаграмма №22

Название ОУ ДПО
Кол-во слушателей за 2011-2013 гг.
%


ТОИУУ
111
45,3


ТвГУ
128
52,2


ГАУ ДПО (ПК) «Брянский институт ПКРО»
4
1,6


Портал «Образовательная Галактика Интел»
1
0,4


Рос академия при президенте РФ
1
0,4


Всего:
245
100





Сравнение количества ОУ ДПО показывает, что в Андреапольском районе их немного: педагоги прошли обучение в Брянском институте ПК работников образования, в Портале «Образовательная Галактика Интел» и в Российской академии при президенте РФ:
Таблица №23 Диаграмма №23

Название ОУ ДПО
Кол-во слушателей за 2011-2013 гг.
%


ТвГУ
128
94,1


ОГБ
У ДПО Рязанский ин-т развития образования
2
1,5


ГАУ ДПО (ПК) «Брянский институт ПКРО»
4
2,9


Портал Об
азовательная Галактика Интел
1
0,7


Рос академия при президенте РФ
1
0,7


Всего
136
100





В Бельском районе количество педагогов обученных в ТОИУУ приблизительно такое же, как и в Андреапольском районе, но явного лидера среди других ОУ ДПО не наблюдается. В ТвГУ обучение прошли немногим более 6% слушателей курсов ПК.

Таблица №24 Диаграмма №24

Название ОУ ДПО
Кол-во слушателей за 2011-2013 гг.
%


ТОИУУ
57
45,6


ТВГУ
8
6,4


«1 сентября»
17
13,6


НУДПОС
17
13,6


«Ликей»
13
10,4


Московский ин-т экономики, права и политики
3
2,4


Тверской ин-т ППК агропромышленного комплекса
5
4


Другие
5
4


Всего:
125
100








Половина слушателей были обучены на курсах в педагогическом университете «Первое сентября» и в НУДПОС, больше 19% в учебно - консалтинговом центре «Ликей». Более подробная информация о количестве педагогических работников, прошедших обучение в других ОУ ДПО дана в таблице№25:

Таблица №25 Диаграмма №25

Название ОУ ДПО
Кол-во слушателей за 2011-2013 гг.
%


ТвГУ
8
11,8


«1 сентября»
17
25,0


НУДПОС
17
25,0


«Ликей»
13
19,1


Московский ин-т экономики, права и политики
3
4,4


Тверской ин-т ППК агропромышленного комплекса
5
7,4


Другие
5
7,4


Всего:
68
100





Количество педагогов прошедших обучение в ТОИУУ в Лихославльском районе более 48%. А курсами при ТвГУ было охвачено немногим более 25% слушателей, и 17% - были слушателями НУДПОС. А в остальных ОУ ДПО было обучено 1-3% педагогических работников.
Таблица №26 Диаграмма №26

Название ОУ ДПО
Кол-во слушателей за 2011-2013 гг.
%


ТОИУУ
250
48,4


ТвГУ
133
25,7


НУДПОС
88
17,0


Ин-т НОУ ДПО АйТи
16
3,1


Брянский ин-т ПК
10
1
9


Андреев софт
8
1,5


Московский городской психо- лого-педагогический ун-т
6
1,2


Другие
6
1,2


Всего
517
100





В других ОУ ДПО всего курсами ПК было охвачено 267 педагога. Около полвины из них обучение прошли на базе курсов ТвГУ, третья часть – в НУДПОС:

Таблица №27 Диаграмма №27

Название ОУ ДПО
Кол-во слушателей за 2011-2013 гг.
%


ТвГУ
133
49,8


НУДПОС
88
33,0


Ин-т НОУ ДПО АйТи
16
6,0


Брянский ин-т ПК
10
3,7


Андреев софт
8
3,0


Московский городской психолого-педагогический ун-т
6
2,2


Дру
ие
6
2,2


Всего
267
100





Во вторую группу вошли районы, в которых доля обученных педагогических работников в ТОИУУ составляет 51 - 60%. Данный список возглавляет Лесной район с показателем более 50% и завершает Вышневолоцкий район с показателем чуть более 60%:



Таблица №28 Диаграмма №28

Название МО
% слушателей ТОИУУ
% слушателей других ОУ ДПО


Лесной
51,5
48,5


Западнодвинский
52,4
47,6


Сонковский
54,8
45,2


Зубцовский
54,9
45,1


Калязинский
55,3
44,7


Кувшиновский
56,

43
7


Фировский
59,1
40,9


Вышневолоцкий
60,3
39,7





Лесной район возглавляет список второй группы МО. В данном районе более 51% педагогов прошли обучение на курсах при ТОИУУ. На базе курсов, организованных ТвГУ было обучено более 20% педагогических работников. Остальные обучение прошли в НУДПОС, Российском химико-технологическом университете имени Д.И.Менделеева, в педагогическом университете «Первое сентября», академии повышения квалификации и переподготовки кадров и других:
Таблица №29 Диаграмма №29

Название ОУ ДПО
Кол-во слушателей за 2011-2013 гг.
%


ТОИУУ
50
51,5


ТвГУ
20
20,6


НУДПОС
11
11,3


Рос. химико-технологический ун-т
5
5,2


«1 сентября»
2
2,1


АНО НДПО «АПКиПК
2
2,1


Другие
7
7,2


Всего:
97
100





Среди ОУ ДПО из общего количества обученных педагогов большая часть была охвачена курсами ТвГУ – более 57%, около 17% - НУДПОС и более 7% - Российским химико-технологическим университетом имени Д.И.Менделеева:
Таблица №30 Диаграмма №30

Название ОУ ДПО
Кол-во слушателей за 2011-2013 гг.
%


ТВГУ
20
57,6


НУДПОС
11
16,7


Рос. химико-технологич ун-т
5
7,6


«1 сентября»
2
3,0


АНО НДПО «АПКиПК
2
3,0


Другие
7
12,1


Всего:
47
100





В Вышневолоцком районе всего было обучено 287 педагогов и других работников ОУ. Из них более 60% ТОИУУ, ТвГУ – более 20%, НУДПОС и «Первое сентября» - по более 7%, остальные - другими ОУ ДПО:



Таблица №31 Диаграмма №31

Название ОУ ДПО
Кол-во слушателей за 2011-2013 гг.
%


ТОИУУ
173
60,3


ТвГУ
58

0,2


НУДПОС
22
7,7


Брянский институт
8
2,8


«1 сентября»
22
7,7


Другие
4
1,4


Всего:
287
100


13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415


Из 114 педагогов обученных вне курсов ТОИУУ, около 51% было охвачено курсами ТвГУ, по 19% НУДПОС и педагогическим университетом «Первое сентября»:

Таблица №32 Диаграмма №32

Название ОУ ДПО
Кол-во слушателей за 2011-2013 гг.
%


ТвГУ
58
50,9


НУДПОС
22
19,3


Брянский институт
8
7,0


«1 сентября»
22
19,3


Другие
4
3,5


Всего:
114
100





Третья группа состоит из МО, где преобладающее большинство педагогов прошли обучение на базе курсов ТОИУУ, то есть 61-74% от их общего количества за три предыдущих года:
Таблица №33 Диаграмма №33

Название МО
% слушателей ТОИУУ
% слушателей других ОУ ДП



Нелидовский
63,3
36,7


Бежецкий
63
8
36,2


Пеновский
64,2
35,8


Кесовогорский
67,7
32,3


ЗАТО Озерный
67,8
32,2


Торжокский
70,2
29,8


Молоковский
71,3
28,8


Ржевский
72,2
27,8






В Нелидовском районе за 2011-2013 годы всего обучение прошли 259 педагогических и других работников образовательных учреждений: из них более 63% на базе ТОИУУ, а в остальных – более 36%. Среди других ОУ ДПО по количеству обученных педагогических работников лидируют НУДПОС – немногим более 16% и ТВГУ – около 13%. Более подробная информация дана в таблице №34:









Таблица №34 Диаграмма №34

Название ОУ ДПО
Кол-во слушателей за 2011-2013 гг.
%


ТОИУУ
164
63,3


ТВГУ
33
12,7


НУДПОС
42
16,2


«Брянский институт ПКРО»
9
3
5


«Первое сентября»
6
2,3


Другие
5
1,9


Всего:
259
100,0





В других ОУ ДПО за последние 3 года было подготовлено 95 слушателей, из них более 44% - в НУДПОС, около 35% - в ТВГУ, более 9% - в Брянском институте повышения квалификации работников образования, более 6% - в педагогическом университете «Первое сентября», а остальные в других ОУ:

Таблица №35 Диаграмма №35

Название ОУ ДПО
Кол-во слушателей за 2011-2013 гг.
%


ТвГУ
33
34,7


НУДПОС
42
44,2


°«Брянский институт ПКРО»
9
9,5


«Первое сентября»
6
6,3


Другие
5
5,3


Всего
95
100





В Бежецком районе за 2011-2013 годы на курсах повышения квалификации всего было обучено 470 педагогических работника. Количество тех, кто прошел обучение на базе курсов ТОИУУ близко к показателю Нелидовского района. Бежецкие педагоги были обучены в тех же ОУ ДПО, что и нелидовские, но с небольшим дополнением их количества:
Таблица №36 Диаграмма №36

Название ОУ ДПО
Кол-во слушателей за 2011-2013 гг.
%


ТОИУУ
300
63,8


НУДПОС
65
13,8


ТвГУ
57
12,1


Брянский ин-т ПК РО
16
3,4


«1 сентября»
10
2,1


Другие
10
2,1


Ин-т АйТи
6
1,3


Ун-т «Просвещение»
4
0,9


«АПКиПК»
2
0,4


Всего
470
100





А данные в разрезе общего количества педагогических работников прошедших обучение в других ОУ ДПО даны в нижеследующей таблице.



Таблица №37 Диаграмма №37

Название ОУ ДПО
Кол-во слушателей за 2011-2013 гг.
%


НУДПОС
65
38,7


ТвГУ
57
33,9


Брянский ин-т ПК РО
16
9,5


«1 сентября»
10
6,0


Другие
10
6,0


Ин-т АйТи
6
3,6


Ун-т «Просвещение»
4
2,4


«АПКиПК»
2
1,2


Всего
168
100





В четвертую группу вошли районы, где педагогические работники пользуются в основном образовательными услугами ТОИУУ, общее количество таких районов 11 или более 25%:
Таблица №38 Диаграмма №38

Название МО
% слушателей ТОИУУ
% слушателей других ОУ ДПО


г.Вышний Волочек
74,8
25,2


Максатихинский
74,8
25,2


Кашинский
77,3
22,7


Осташковский
77,7
22,3


Калининский
78,4
21,6


Рамешковский
88,4
11,6


Спировский
88,4
11,6


г. Торжок
88
7
11,3


Старицкий
89,3
10,7


г. Тверь
95,4
4,6


Конаковский
99,4
0,6


13 EMBED PBrush 1415


Сравнение данных по Максатихинскому району показывает, что доля педагогов охваченных курсами ТОИУУ значительно выше предыдущих районов и составляет около 75% при общем количестве обученных 258 человек. Сравнительно большая часть педагогов прошли обучение на курсах педагогического университета «Первое сентября» - около 10% и в ТвГУ – немногим более 8%:
Таблица №39 Диаграмма №39

Название ОУ ДПО
Кол-во слушателей за 2011-2013 гг.
%


ТОИУУ
193
74,8


ТВГУ
21
8,1


1 сентября
25
9,7


АЙТИ
6
2,3


НУДПОС
5
1,9


Другие
8
3,1


Всего
258
100





Анализ данных по другим ОУ ДПО показывает, что ими всего было обучено 65 педагогических работника, из которых две трети обучение прошли на курсах, организованных ТвГУ и педагогическим университетом «Первое сентября»:






Таблица №40 Диаграмма №40

Название ОУ ДПО
Кол-во слушателей за 2011-2013 гг.
%


ТвГУ
21
32,3


1 сентября
25
38,5


АЙТИ
6
9,2


НУДПОС
5
7,7


Другие
8
12,3


Всего
65
100





В Калининском районе за 2011-2013 годы курсами ПК всего было охвачено 715 педагогов. Из них более 78% педагогических работников были обучены на базе ТОИУУ, а в остальных ОУ ДПО – более 21%. Более подробная информация дана в таблице №41:
Таблица №41 Диаграмма №41

Название ОУ ДПО
Кол-во слушателей за 2011-2013 гг.
%


ТОИУУ
562
78,6


ТВГУ
49
6,9


НУДПОС
37
5,2


«1 сентября»
6
0,8


Ин-т системно-деятельностной технологии
5
0,7


ФГАОУ Академия ПК и ПП РО
25
3,5


«Брянский институт ПКРО»
10
1,4


Другие
21
2,9


Всего
715
100





Вне стен ТОИУУ всего за прошедший период было обучено153 педагога. Чуть более третьей части из них (32%) стали слушателями курсов, организованных ТвГУ, почти четвертую часть составили те, кто прошел обучение в НУДПОС. От 5% до 16% были слушателями соответственно «Брянского института ПКРО» и ФГАОУ «Академия ПК и ПП РО»:
Таблица №42 Диаграмма №42

Название ОУ ДПО
Кол-во слушателей за 2011-2013 гг.
%


ТВГУ
49
32,0


НУДПОС
37
24,2


«1 сентября»
6
3,9


Ин-т системно-деятельностной технологии
5
3,3


ФГАОУ Академия ПК и ПП РО
25
16,3


«Брянский институт ПКРО»
10
6,5


Другие
21
13,7


Всего
153
100





Как показывают данные, основным поставщиком дополнительных образовательных услуг для педагогических работников Конаковского района является ТОИУУ – 99,4%:






Таблица №43 Диаграмма №43

Название ОУ ДПО
Кол-во слушателей за 2011-2013 гг.
%


ТОИУУ
532
99,4


ТвГУ
3
0,6


Всего
535
100





Анализ результатов анкетирования, проведенного среди слушателей курсов ТОИУУ, показал, что наиболее актуальными для педагогов региона являются следующие проблемы:
вопросы методики преподаваемого предмета – для 57% слушателей курсов ПК;
проблемы реализации ФГОС – для 44% педагогов;
вопросы современных образовательных технологий – для 43% работников;
проблемы ЕГЭ и ГИА – для 45% учителей .

Данные факты свидетельствуют о том, что тематика и содержание программ курсов повышения квалификации педагогических кадров и учебных планов, предложенные ТОИУУ и другими ОУ ДПО соответствует как потребностям заказчика, так и педагогических работников.
Не менее важным является и вопрос качества организации и проведения курсов повышения квалификации. По завершению курсов, в ТОИУУ через анонимное анкетирование оценивалось качество образовательного процесса, которое можно представить следующими показателями:
94% слушателей курсов готовы применять полученные знания в своей работе;
83 % педагогов оценивая курсы ПК, обозначают их практичность с точки зрения применения полученных знаний;
60% респондентов считают, что во время курсов произошла систематизация уже имеющихся теоретических знаний и получены новые знания;
56% научились использовать современные образовательные технологии.
86 % слушателей считают, что все методические и раздаточные материалы соответствуют высокой оценке.
Организацию курсов повышения квалификации за 2013 год 87% слушателей оценивают на «хорошо» и «отлично».
К сожалению, из-за формата анкет и отчетов не было возможности проанализировать причины выбора педагогическими работниками других ОУ ДПО и формы проведения курсов. Однако беседы с ответственными работниками муниципальных органов управления образованием дают некоторую информацию: по их мнению, основными причинами выбора того или иного ОУ ДПО являются:

отсутствие возможности по семейным обстоятельствам выбора стационарных форм обучения;
ограниченные финансовые возможности педагогов;
финансовые возможности отдела образования в полном удовлетворении запросов педагогических работников.






Выводы и предложения.

За 2011 - 2013 годы в регионе курсами повышения квалификации было охвачено всего 13906 педагогических работников. Из них 9428 или 68,9% педагогических работников прошли обучение на курсах, организованных в ГБОУ ДПО «Тверской областной институт усовершенствования учителей», а 4478 слушателей или 31,1% были обучены на курсах повышения квалификации в различных образовательных учреждениях.
Сравнение количества педагогов обученных на курсах повышения квалификации по годам показывает, что охват педагогических работников обучением на базе ТОИУУ несколько снизился: если в 2011 году охват составлял более 80%, то в 2013 году - более 66%.
Общее количество ОУ ДПО, услугами которых пользовались педагогические работники региона, за 2011-2013 годы в среднем составляет 41, а по годам соответственно 39, 43 и 40. География данных ОУ ДПО охватывает не только Тверской регион и ближайшие города Москва или Санкт-Петербург, но и ОУ многих регионов России.
Форма обучения педагогов в данных ОУ ДПО тоже разная: очная, очно-заочная, дистанционная. Объем курсов в основном - это 72 часовые курсы, иногда 108 часовые и очень редко другой объем.
Данные показывают, что основными поставщиками услуг дополнительного профессионального образования для педагогических работников Тверского региона кроме ГБОУ ДПО «Тверской областной институт усовершенствования учителей» являются Тверской государственный университет, Всесоюзный центр повышения квалификации НУДПОС, педагогический университет «Первое сентября».
Анализ тематики курсов повышения квалификации ОУ ДПО, осуществлявших свою деятельность на рынке образовательных услуг региона показывает большое разнообразие тематики курсов повышения квалификации, предназначенной для удовлетворения потребностей различной категории педагогических работников: учителей, воспитателей, работников ОУ дополнительного образования детей, воспитателей ДДОУ, руководителей ОУ, работников отделов образования и других.
Необходимо также сказать и о том, что некоторыми ОУ ДПО было предложено большое количество тем, а некоторые осуществляли свою деятельность только по одному - трем темам. Исключением в этом плане являются Тверской областной институт усовершенствования учителей и педагогический университет «Первое сентября».
Анализ охвата слушателей в разрезе тематики курсов свидетельствует о том, что основная масса педагогических работников (более 75%) были охвачены курсами, на которых освещались вопросы внедрения ФГОС второго поколения, вопросы использования информационных технологий, инновационные подходы в деятельности педагогических работников.
Результаты показывают, что 60% городских образовательных учреждений пользуются в основном услугами ТОИУУ, и по сравнению с сельскими районами меньше прибегают к услугам других ОУ ДПО.
Районы по потреблению услуг ТОИУУ и других ОУ ДПО условно разделены на 3 группы:
Муниципалитеты, в которых педагогические работники более активно пользуются услугами различных ОУ ДПО (таких муниципалитетов – 19,5%0;
Муниципалитеты, в которых педагогические работники прибегают как к услугам ТОИУУ, так и других ОУ ДПО и тенденция предпочтение того или иного ОУ ДПО не наблюдается (их доля соответствует 34%);
Муниципалитеты, в которых педагогические работники более активно пользуются услугами ТОИУУ (46%).

Более детальный анализ по потреблению услуг различных ОУ ДПО в разрезе муниципалитетов показал, что в основном наиболее востребованы услуги 2-5 ОУ ДПО, которыми были обучены педагогические работники региона за 2011-2013 годы. Это в первую очередь, ТОИУУ, а также ТвГУ, педагогический университет «Первое сентября», Всесоюзный центр повышения квалификации НУДПОС, АЙТИ, Брянский институт повышения квалификации работников образования. Охват педагогических работников региона по остальным ОУ ДПО составляет менее 5%.

Для определения тенденций развития и динамики изменений рынка образовательных услуг необходимо продолжить исследовательскую работу в данном направлении: вести мониторинг и соответствующий анализ в целях выработки политики ТОИУУ по более качественному удовлетворению запросов педагогических работников региона и заказчика. Такой подход в сотрудничестве с местными органами управления в организации методического сопровождения педагогов региона может стать залогом повышения эффективности курсов повышения квалификации и улучшения качества общего среднего образования, обеспечит возможность организации моделей, предполагающих индивидуализацию траекторий профессионального развития педагога, построенных на основе практик сотрудничества учителей и образовательных учреждений: поддержка стажировок педагогов на площадках, где транслируются лучшие образовательные практики.
В будущем при проведении таких исследований необходимо более тщательно вести подготовительную работу – разработать анкеты для различных категорий работников системы образования с учетом специфики их работы, исходя из целей исследования разработать единые формы отчетов, проводить опрос респондентов более тщательно и целенаправленно.





















Приложение №1
Сведения об ПК работников системы образования Тверской области
в ОУ ДПО за 2011-2013 гг.

Название муниципалитета
Количество слушателей
% слушателей в других ОУ ДПО
% слушателей
В ТОИУУ



ТОИУУ
Другие ОУ ДПО
Всего




г. Тверь
2174
106
2280
4,6
95,4


г. Вышний Волочек
706
0
706
0,0
100,0


г. Кимры
194
227
421
53,9
46,1


г. Ржев
370
620
990
62,6
37,4


г. Торжок
266
34
300
11,3
88,7


Андреаполький район
111
136
247
55,1
44,9


Бежецкий район
300
170
470
36,2
63,8


Бельский район
57
68
125
54,4
45,6


Бологовский район
147
251
398
63,1
36,9


Весьегонский район
94
226
320
70,6
29,4


Вышневолоцкий район
173
114
287
39,7
60,3


Жарковский район
52
114
166
68,7
31,3


Западнодвинский район
118
107
225
47,6
52,4


Зубцовский район
128
105
233
45,1
54,9


Калининский район
562
155
717
21,6
78,4


Калязинский район
151
122
273
44,7
55,3


Кашинский район
214
63
277
22,7
77,3


Кесовогорский район
86
41
127
32,3
67,7


Кимрский район
78

78
0,0
100,0


Конаковский район
532
5
537
0,9
99,1


Краснохолмский район
34
94
128
73,4
26,6


Кувшиновский район
85
66
151
43,7
56,3


Лесной район
50
47
97
48,5
51,5


Лихославльский район
250
267
517
51,6
48,4


Максатихинский район
193
65
258
25,2
74,8


Молоковский район
57
23
80
28,8
71,3


Нелидовский район
164
95
259
36,7
63,3


Оленинский район
71
100
171
58,5
41,5


Осташковский район
181
52
233
22,3
77,7


Пеновский район
147
82
229
35,8
64,2


Рамешковский район
129
17
146
11,6
88,4


Ржевский район
70
27
97
27,8
72,2


Сандовский район
110
0
110
0,0
100,0


Селижаровский район
46
69
115
60,0
40,0


Сонковский район
148
122
270
45,2
54,8


Спировский район
304
40
344
11,6
88,4


Старицкий район
151
18
169
10,7
89,3


Торжокский район
236
100
336
29,8
70,2


Торопецкий район
131
218
349
62,5
37,5


Удомельский район
124
158
282
56,0
44,0


Фировский район
107
74
181
40,9
59,1


ЗАТО Озерный
118
56
174
32,2
67,8


ЗАТО Солнечный
9
24
33
72,7
27,3


Всего
9428
4478
13906
0,0
0,0




















Приложение №2
Список образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, оказавших услуги по повышению квалификации педагогических работников Тверского региона (2011 год)

Название ОУ ДПО


Мурманский областной ин-т ПК работников образования и культуры


ГБОУ ВПО Тверская ГМА Министерства здравоохранения, социального развития России


Европейская школа корреспондентского обучения


Ставропольский краевой институт ПК работников образования


Москва. Межрегиональная общественная организация содействия развитию образовательной программы «Школа 2100»


АНО НДПО Учебно-консалтинговый центр «Ликей»


УМЦ ГОЧС Тверской области


ФГБОУ «Российский химико-технологический университет им. Д.И.Менделеева»


Московский институт открытого образования


Челябинский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования


Академия повышения квалификации и переподготовки кадров


АНМЦ «Развитие и коррекция»


Международный институт развития «ЭкоПро».Факультет «Реформа образования» г.Москва


ФГБОУ ВПО Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при президенте РФ


ГОУ ДПО Тверской области учебно-методический центр учебных заведений культуры и искусства


Тверской медицинский колледж


Московский институт открытого образования


ОГБОУ Рязанский институт развития образования


Издательство «Титул»


Издательство «Русское слово»


ГАОУ ЯНАО Региональный институт развития образования г. Салехард


ТУК им. Н.А.Львова


Федеральный институт развития образования Минобрнауки РФ


НОУ Открытый молодежный университет Томск


Южно-Уральский территориальный институт профессиональных бухгалтеров


ФГАО ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет


Интернет курсы дидактического интернет сайта «Страна мастеров». г. Москва


Институт качества высшего образования НИТУ «МИСиС»


Авторская некоммерческая организация ДО «Учебный центр охраны труда Тверской области»


Инновационный центр передовых педагогических технологий в МДОУ «Центр развития ребенка –д/с№135


В учреждении РАО «Институт коррекционной педагогики»


ГБОУ ВПО МГПУ


ФНМЦ имени Л.В.Занкова


Москва. Межрегиональная общественная организация содействия развитию образовательной программы «Школа 2100»


ГОУ ВПО Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова


ГОУ ВПО Российский государственный университет им. А.И.Герцена г. Санкт- Петербург



Приложение №3
Список образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, оказавших услуги по повышению квалификации педагогических работников Тверского региона (2012 год)

Название ОУ ДПО


ОГБОУ ДПО Рязанский институт развития образования


Открытый виртуальный университет, ПКРО - Университет «Просвещение»


г. Москва УЦ Ассоциации медицинских фармацевтических вузов


Институт качества высшего образования НИТУ «МИСиС»


Учебно-методичесий центр по информационно-аналитической работе Департамента образования г.Москвы


АНОН ДПО «Региональный учебный центр. Федерация Тверских профсоюзов»


ФГБОУ «Российский химико-технологический университет им. Д.И.Менделеева»


АНО НДПО Учебно-консалтинговый центр «Ликей»


Общероссийская малая академия наук «Интеллект будущего»


ГОУ ВПО Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова


ГБОУ ДПО «УМЦ ГОЧС Тверской области»


ФГОУ Тверской институт ПП и ПК агропромышленного комплекса»


Центр образовательных ресурсов и технологий БОУ СПО ВО «Вологодский педколледж»


Адыгейский Республиканский институт повышения квалификации


ФГБОУ ВПО Рос академия народ хозяйства и государственной службы при президенте РФ


НОУ Институт системно-деятельностной педагогики. г. Москва


УМЦ ГОЧС Тверской области


Тверской областной УМЦ учебных заведений культуры и искусства


ГБОУ ВПО Московский городской психолого-педагогический университет


АНОН ДПОУЦ по охране труда


Отделение ПК и ПП работников образования ИнНО ФГБОУ ВПО


Центр СДП АПК и ППРО Министерства образования и науки


Тверской учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта


НОУ ДПО Институт компьютерных технологий


ГБОУ ВПО Московский городской психолого-педагогический университет


Автономное учреждение ДПО и развития социальных технологий «Семья» Тюменской области


Центр повышения квалификации и переподготовки специалистов в области профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи. г.Москва


Институт образования человека г.Москва


ФГБОУ ВПО ПГУПС г.Санкт-Петербург


ДДО «Непецино»


Интернет курсы дидактического интернет сайта «Страна мастеров» г. Москва


Интернет курсы «Радужный мост» г. Москва


Учебно-методический центр «Школа 2100» г. Москва


Авторская некоммерческая организация ДО «Учебный центр охраны труда Тверской обл.»


НОУДПО Санкт -Петербургский ин-т раннего вмешательства


Институт качества высшего образования НИТУ «МИСиС»


АПК и ПРО г. Москва (школа РОСАТОМ)





Приложение №4
Список образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, оказавших услуги по повышению квалификации педагогических работников Тверского региона (2013 год)


Название ОУ ДПО


Портал «Образовательная Галактика Интел»


ГБОУ ДПО «УМУ ГОЧС Тверской области»


Открытый виртуальный университет, ПКРО-Университет «Просвещение»


Великобритания, г. Кардиф, Лондон, Объединенный международный колледж


Институт развития образования, науки и культуры «Обнинский полис» г. Обнинск


ФГОУ «Тверской институт ПП и ПК агропромышленного комплекса»


АНО НДПО УКЦ «Ликей»


Смоленский государственный университет


Московский институт экономики, права и политики


НОУ Институт педагогики и технологии


ГБОУ ДПО УМЦ ГОЧС Тверской области


ФГБОУ ВПО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ


Мурманский областной институт повышения квалификации


Центр ПК РФ ЦПТ им. К.Д. Ушинского


НОУ «Институт системно-деятельностной педагогики»


«Академкнига» Учебник» г.Москва


НОУ ВПО «Тверской институт экологии и права


Институт развития образования. г. Санкт- Петербург


ФГБОУ «Российский химико-технологический университет им. Д.И.Менделеева


ГБОУ ВПО Московский городской психолого-педагогический университет


НОЦ «Социальная защита детей и молодежи» Московский гуманитарный университет
им. М.А Шолохова. Центр слуха и речи «Верботон М+»


Андреев софт


ГБОУ ВПО города Москва «Московский городской психолого-педагогический университет»


НОУ ДПО «Институт биологической связи»


ГОУДПОС Учебно-методический центр по ГО и ЧС Тверской области


Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.Яковлева


ДДО «Непецино»


Институт стратегических исследований в образовании


Костромской областной институт развития образования


ГБОУ ДПО «Тверской областной учебно-методический центр учебных заведений культуры и искусства


ФГОУ «Тверской институт ППК кадров агропромышленного комплекса


НОЦ «Социальная защита детей и молодежи» МГГУ им. М.А.Шолохова


Москва. Межрегиональная общественная организация содействия развитию образовательной программы «Школа 2100»


Фонд Петербургский центр творческой педагогики «Аничков мост». Образовательный центр «Интеллект»



Приложение №5
Тематика курсов ПК в разрезе ОУ ДПО
Название
ОУ ДПО

Темы курсов
Примечание

Тверской областной институт усовершенствования учителей

Актуальные проблемы преподавания всех предметов




Модернизация ДО




Актуальные проблемы и тенденции обновления содержания шк курса матем в условиях введения ФГОС




Актуальные проблемы преподавания всех предметов в условиях введения ФГОС




Психолого пед аспекты воспитания и обучеия детей в ОУ




Психолого пед аспекты воспитания и обучеия детей в коррекц учреждениях




Психолого пед аспекты логопедической работы




Актуальные проблемы доп обр детей в условиях введения ФГОС




Актуальные проблемы музык обр в ДуО




Актуальные проблемы начального обучения: введение стандартов 2 поколения




Психолого пед сопровождение образов процесса




Надзорно-контрольная деят в сфере образования




Управление качеством ДО




Психолого пед сопровождение деятельности кл руков и воспитателей гпд ОУ Твери и области




Актуальные проблемы деят педагогов доп обр




Внедрение фгос начального образования: содержание технологии планирование




Современный образовательный менеджмент в условиях введения ФГОС




Формиров икт компетентности руководителей ОУ




Модернизация содержания образования в условиях ФГОС. ФГОС: содержание и механизмы реализации.




Обеспечение нового образовательного результата в соответствии с ФГОС




Развитие профессиональной компетентности, коммуникативной и рефлексивной культуры педагогов, расширение их способности к обновлению образов пространства на основе технологии развивающего обучения




Теоретич основания и методы реализации ФГТ к структуре основной общеобразовательной прораммы дошк обр-я




Акт проблемы и перспективы развития дошк обр-я в условиях реализации ФГ требований




Акт проблемы реализации компетентностного подхода в условиях введения ФГОС третьего поколения




Икт в профессиональной деятельности педагога




Информ технологии в образоват процессе




Внедрение фгос на основной ступени общего образования: содержание технологии планирование




Информатика и инф технологии в нач шк. Содержание и технологии работы по учебому курсу Информатика и икт в образоват системе «Школа 2100»


Тверской государственный университет

Инновационные подходы в деятельности учителя-предметника с учетом требований ФГОС
Основная тема



Содержание и пути реализации ФГОС




Информационные технологии в деятельности учителя-предметника




Менеджмент в образовании




Психолого-педагогические аспекты обучения и воспитания учащихся в коррекционных классах с учетом требований новых ФГОС.




Развитие профессиональной компетенции молодого специалиста системы общего среднего образования Тверской области




Специфика проведения исследовательских работ по биологии со школьниками
Основная тема



Развитие профкомпитентности молодого специалиста




Совершенствование процедуры экспертизы педагогических работников




Совершенствование форм государственно-общественного управления образованием


НУДПОС

Информационные технологии в деятельности учителя-предметника
Основная тема



Использование ЦОР в образовательном процессе




Использование активных методов обучения на уроках литературы




Теоретические основания и методы реализации ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования




Экзамен для девятиклассников: содержание алгебраической подготовки»




«Преподавание избранных тем по химии»




Информационный центр школы




Правила категоризации, работа в автоматизированной библиотечной информационной системе




Организация центра дистанционного обучения




Современная дидактика школьной химии




Использование программного обеспечения виртуальной школы в дистанционном обучении детей инвалидов




Курсы повышения квалификации в рамках реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования




Мониторинг образовательных достижений учащихся начальной и общеобразовательной школы




Организация и проведение обследования образовательных достижений учащихся 2 класса




Организация дистанционного обучения детей-инвалидов




Проведение урока в дистанционной форме




Представление методических рекомендаций по созданию нормативно-правовых документов образовательного учреждения по защите персональных данных


Педагогический университет «Первое сентября»

Актуальные вопросы методики преподавания предметов (8-10 учебных предметов)




Разработка системы итогового повторения курса алгебры в 7-9-ых классах




Методика работы с текстовой информацией на уроках




Учет особенностей мышления при обучении




Создание уроков для дистанционного обучения




Новые педагогические технологии в современной школе (по различным предметам)




Система подготовки к ЕГЭ по предметам




Экзамен для 9-классников (разные предметы)




Навыки профессиональной и личной эффективности




Психологические особенности коррекционной работы с детьми, не готовыми к обучению в школе




Профильное обучение и современные педагогические технологии




Психологические особенности и механизмы развития ребенка младшего школьного возраста




Составление и использование педагогических тестов при обучении различных предметов




Модернизация системы внутри школьного контроля качества образования




Планирование и реализация учебного проекта




Учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы в условиях ФГОС




Интернет курсы на уроках




Здоровьесберегающая школа




Теория и практика педагогического общения




Межкультурное общения




Создание уроков для дистанционного обучения




Учет особенностей мышления учащихся при обучении (разные предметы)




Интернет ресурсы на уроках




«Тайм –менеджмент для детей или, как научить школьников организовывать свое время




Способы оценки знаний и контроль успешности обучения




Развитие коммуникативных умений учащихся начальной школы




Составление тестов на уроках (биолог, иностранного языка, физики, химии и др.)


«Брянский институт ПКРО»


Технологии обучения на основе системно-деятельностного подхода (введение ФГОС)
Основная тема



Опережающее введение ФГОС в основной школе (введение ФГОС)




Менеджмент в образовании




Инновации в здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений модели формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся


«АПКиПК»

Актуальные проблемы основного образования. ФГОС основного общего образования: нормативно-методологические основания, ключевые особенности и механизмы реализации»




Подготовка учит начальных классов обучению игре в шахматы




Внедрение ФГОС.




ФГОС: нормативно-методологические основания, ключевые особенности механизмы реализации




Управление введением ФГОС в старшей школе




Актуальная проблема преподавания (в-сы коррекционной педагогики и специальной психологии)


«Школа 2100»

Подготовка учителя нач/кл к реализации ФГОС НОО средствами ОС «Школа 2100»
Основная тема



Преподавание предмета ОПК и ОРКСЭ в начальных классах




Реализации новых ФГОС


























Приложение №6
Сведения об охвате педагогических работников
курсами ПК ОУ ДПО в разрезе муниципалитетов

Название муниципалитета
% слушателей в других ОУ ДПО
% слушателей
В ТОИУУ

группы


Краснохолмский район
26,6
73,4
Первая группа


ЗАТО Солнечный
27,3
72,7



Весьегонский район
29,4
70,6



Жарковский район
31,3
68,7



Бологовский район
36,9
63,1



г. Ржев
37,4
62,6



Торопецкий район
37,5
62,5



Селижаровский район
40,0
60,0



Оленинский район
41,5
58,5



Удомельский район
44,0
56,0



Андреаполький район
44,9
55,1



Бельский район
45,6
54,4



г. Кимры
46,1
53,9



Лихославльский район
48,4
51,6



Лесной район
51,5
48,5
Вторая группа


Западнодвинский район
52,4
47,6



Сонковский район
54,8
45,2



Зубцовский район
54,9
45,1



Калязинский район
55,3
44,7



Кувшиновский район
56,3
43,7



Фировский район
59,1
40,9



Вышневолоцкий район
60,3
39,7



Нелидовский район
63,3
36,7
Третья группа


Бежецкий район
63,8
36,2



Пеновский район
64,2
35,8



Кесовогорский район
67,7
32,3



ЗАТО Озерный
67,8
32,2



Торжокский район
70,2
29,8



Молоковский район
71,3
28,8



Ржевский район
72,2
27,8



Максатихинский район
74,8
25,2



г. Вышний Волочек
74,8
25,2



Конаковский район
0,9
99,1
Четвертая группа


г. Тверь
4,6
95,4



Старицкий район
10,7
89,3



г. Торжок
11,3
88,7



Рамешковский район
11,6
88,4



Спировский район
11,6
88,4



Калининский район
21,6
78,4



Кашинский район
22,7
77,3



Осташковский район
22,3
77,7



Кимрский район
Нет данных
100,0



Сандовский район
Нет данных
100,0











13PAGE \* MERGEFORMAT142315



Анализ рынка услуг дополнительного профессионального образования педагогических работников системы общего образования Тверской области за 2011-2013 годы



2014





Рисунок 2Описание: F:\фото учителя\IMG_0702.JPGРисунок 10Рисунок 3Диаграмма 24Диаграмма 25Диаграмма 360Диаграмма 362Диаграмма 386Root Entry