Исследовательская работа по литературе Мотивы сна в русском фольклоре и литературных произведениях


Оглавление
Введение……………………………………………………………………3-4
Теоретическая часть……………………………………………………….5-6
Сны в русском фольклоре…………………………………………………7-8
Мотив сна в литературных произведениях.
4.1. Пугающий сон Чарткова (Гоголь Н.В. Портрет»)…………………….9-10
4.2. Вещий сон Петра Гринева (Пушкин А.С. «Капитанская дочка»)…..11-13
4.3. Мистический сон Светланы (Жуковский В.А. «Светлана»)………...14-15
5. Пословицы и поговорки о сновидениях…………………………………….16
6. Афоризмы великих деятелей культуры о сне……………………………...17
7. Заключение………………………………………………………………..18-19
8. Литература………………………………………………………………….20
Введение
Русский язык-это язык слов: больших и маленьких, простых и сложных, веселых и грустных, добрых и злых. Иногда известные слова нам вдруг преподносят загадки. Вот, например, слово «СОН». Конечно же, каждый человек слышал об этом явлении. Данный процесс преследует нас с самого рождения. Вроде бы мы знаем все о снах. Но явление сна все еще остается загадкой для человеческих умов.
«Образы сновидений - это своего рода язык... Кажется, что в них скрыт какой-то потаенный смысл», - так выразился Сэмюэль Тейлор Кольридж. Он не только выразил свое мнение, но и задумался над загадками и тайнами такого явления, как сон. После изучения многих статей, мне захотелось побольше узнать о таинстве сновидений и поделиться ею с вами.
Сон - это иной мир, в который мы погружаемся после трудного дня или же бессонной ночи. Это слово имеет разные значения, к примеру, в словаре Даля говорится так: «Сон-это состояние спящего, отдых тела», а у Ушакова – «Периодически наступающее физиологическое состояние, противоположное бодрствованию, на время которого полностью или частично прекращается работа сознания».
Итак, тема данной работы – «Мотивы сна в русском фольклоре и литературных произведениях».
Объект исследования – «сонное царство» в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина, «Портрете» Н.В.Гоголя, «Светлане» В.А.Жуковского и русском фольклоре.
Методы исследования:
•изучение различных художественных текстов и русского фольклора;
•самостоятельное исследование художественного текста
в направлении темы;
•наблюдение за художественными функциями сна;
•обобщение наблюдений.
Целью настоящего исследования является определение основной роли и предназначения сна в произведениях художественной литературы  и фольклоре. Выявить, исследуя сны, как через них автор художественно постигает и отражает действительность.
Для достижения данной цели достигаются следующие задачи:
1)отбор произведений, наилучшим образом отвечающих выбранной теме;
2)определение значимости использования приема сна в произведениях художественной литературы;
3)детальное рассмотрение и объяснение символического значения снов в выбранных произведениях;
4) выделение и сопоставительный анализ функций сновидений и т.д.
Исследование является актуальным, так как немногие ученые обращаются к этой теме в настоящее время, и работа может лечь в основу рассмотрения мотива сна в одном из конкретных направлений литературной современности и функций этого мотива в творчестве современных писателей. 
2. Теоретическая часть.
Сон всегда являлся таинственной загадкой для человека. Как всякая тайна сновидения привлекательные, манящие, одурманивающие. Эта загадка включает в себя и народные верования, и предсказания, и колдовство. В ней скрыты и смешаны мистические ингредиенты. Недаром, в наше время ученые уделяют много времени изучению такого явления как сон. Думаю, именно поэтому был создан Институт снов.
Многие мыслители и различные деятели изучали сновидения. Платон считал, что сны могут служить источником творческого вдохновения, Аристотель продолжением деятельности. Проблема снов занимает особое место в медицине, особенно в психологии. Систематическую теорию создал знаменитый психиатр Фрейд: сон — это иллюзорное осуществление вытесненных желаний. Другой психиатр, Юнг, рассматривает сны как предшественников будущих тенденций развития личности. Наука открыла связь снов с мифами, а также универсальный характер ряда образов и символов, что в свою очередь было подхвачено литературой, особенно романтизмом. Романтики считали, что сны играют решающую роль в творческом процессе. Большой интерес к снам был у символистов.
Сны — одна из самых привлекательных и распространенных сфер человеческого духа как для писателей, так и для читателей.
3. Сны в русском фольклоре.
В русской традиционной культуре, а так же в фольклоре сны занимают не менее важную роль, занимают особое место. Сон в фольклоре ближе всего к смерти, к иному миру. Об этом свидетельствуют многие пословицы, поговорки, некоторые поверья. Довольно часто можно услышать вот такое высказывание: «Сонный, что мертвый». Смерть становится подобием вечного сна, то есть загробной жизни. К тому же, наши предки были уверены, сто во время сна душа покидает тело и путешествует в различных пластах времени. Именно поэтому, как утверждают древние поверья, нельзя резко будить спящего человека. Иначе жди беды.
На Руси любителей сна остерегались. Существовала уверенность, что, если человек хочет спать, плохо просыпается по утрам, ходит сонным, его притягивает смерть. Быстрое засыпание и долгий сон не считались признаками здоровья.
На Руси, кстати, боялись как быстрого и глубокого сна, так и бессонницы, поэтому существовали и многие рецепты усыпления. Например, в Тверской области пекли хлеб – «дрема», он имел форму подушки, его раздавали детям, чтобы хорошо засыпали. В борьбе с бессонницей использовали даже заговоры. Заговаривающий обращался к вечеру, звездам, месяцу, зверям, птицам. Предлагал забрать бессонницу в далекие и тайные места. Чтобы проснуться, тоже существовали магические действия. Боясь проспать, человек должен был большим пальцем постучать о кровать, число ударов должно было соответствовать времени подъема.
В русском фольклоре мотив сна встречается в совершенно разных жанрах. Он присутствует как в лирике, так и в прозаических произведениях. Сон выполняет эстетическую функцию, может быть сюжетообразующим мотивом или же быть просто явлением. Иногда сон становится структурным элементом текста, а символика сна - распространяется на все произведение в целом. Сон в фольклорных текстах - это серьезный и опасный мистический инструмент, таинственное явление.
Мотивы сна в литературных произведениях.
Рассмотрим, какую функцию «выполняет» сон в различных произведениях известных русских писателей. Сон в художественном произведении может служить тем же целям, что и «эзопов язык», являясь как бы аллегорией, иносказанием. Как правило, таким снам присуще логическое построение, дидактичность, то есть нравоучение, поучение.
В некоторых произведениях сны занимают центральную позицию. Именно они помогают раскрыть суть жизни героев или разнообразность их характеров.
4.1. Пугающий сон Чарткова (Н.В.Гоголь «Портрет»)_.
В мистическом и готическом произведении Н.В.Гоголя «Портрет» мы можем наблюдать за «усложненным вариантом сна». В гоголевской повести размыто не только начало, вход в сновидение, но и выход из него маскируется трижды: пробуждения главного героя всякий раз оказывается частью кошмара. «Полный отчаяния, стиснул он всею силою в руке своей сверток, употребил все свое усилие сделать движенье, вскрикнул и – проснулся.
Однако это пробуждение оказывается «призрачным», мнимым, так как после него Чартков продолжает видеть старика с ожившего портрета: «И видит он: это уже не сон: черты старика двинулись, и губы его стали вытягиваться к нему, как будто хотели его высосать … С воплем и отчаяньем вскочил он и проснулся. Но это все еще не пробуждение. Это, так скажем, еще один сон во сне. Кошмары продолжаются. Чартков освобождается от него лишь в третий раз.
Гоголевские сновидения в данной повести, как матрешки, вставляются друг в друга. Повесть заканчивается все еще сном и, следовательно, без подробного описания.
Как мы видим, сны могут вызывать не только положительные эмоции, но и пугающие, нереальные.
4.2. Вещий сон Петра Гринева. (Пушкин А.С. «Капитанская дочка»).
Совершенно особую роль в романе играет сон Гринева, который он видит сразу же после первой встречи с вожатым - Пугачевым. Введение сна Гринева объясняется как предваряющая события информация: Пушкин предупреждает читателя, что будет с Гриневым дальше, как сложатся его отношения с ним.
Сон в данном произведении выступает как пророчество, предсказание о будущей битве. Это «предсказывание» нужно совершенно для особых целей: Пушкину необходимо заставить читателя при встрече как бы со знакомыми фактами возвращаться к сцене сна. Об этой особой роли возвращений будет сказано позже. Об этом предупреждает читателя сам Гринев: «Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни». Давний сон свой Гринев помнил всю жизнь. И читатель должен был его помнить все время так же, как Гринев, «соображать» с ним все случившееся с мемуаристом во время восстания.
Подобное восприятие символического смысла обусловливается многовековой народной традицией. Исследователь сновидений в народных верованиях справедливо писал: «С самых древних времен человеческий ум видел в сновидениях одно из наиболее действительных средств для того, чтобы приподнять таинственную завесу будущего». Вещие, пророческие сны, пишет тот же исследователь, опираясь на богатейший материал наблюдений, «никогда не забываются человеком до тех пор, пока не сбудутся». Пушкин знал эти верования. Оттого Гринев и не забывал свой вещий сон. Не должен был его забывать и читатель.
Какой же сон видел Гринев? Ему снилось, что он вернулся домой: «...Матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. «Тише,— говорит она мне,— отец болен при смерти и желает с тобою проститься». — Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постели; матушка приподымает полог и говорит: «Андрей Петрович, Петруша приехал; он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его». Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж?.. Вместо отца моего, вижу, в постели лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: «Что это значит? Это не батюшка. И с какой мне стати просить благословения у мужика?» — «Всё равно, Петрушка,— отвечала мне матушка,— это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит»...»
Обратим внимание на подчеркнутую реальность событий сна и действующих лиц — все буднично, ничего символического в описанной картине нет. Она скорее нелепа и фантастична, как это часто и происходит в снах: в отцовской постели лежит мужик, у которого надо просить благословения и «поцеловать ручку»... Символическое в ней будет простонать по мере знакомства читателя с сюжетным развитием романа — тогда родится догадка, что мужик с черной бородой похож на Пугачева, что Пугачев так же ласков был с Гриневым, что это он устроил его счастье с Машей Мироновой... Чем больше узнавал читатель о восстании и Пугачеве, тем стремительнее росла многогранность образа мужика из сна, все отчетливее выступала его символическая природа.
Это становится особенно наглядным в заключительной сцене сна. Гринев не хочет исполнить просьбу матери — подойти под благословение мужика. «Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать... и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах... Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: „Не бойся, подойди! под мое благословение...»
Мужик с топором, мертвые тела в комнате и кровавые лужи — все это уже открыто символично. Но символическая многозначность проявляется от нашего знания о жертвах восстания Пугачева, о многих мертвых телах и лужах крови, которые увидел Гринев позже — уже не во сне, а наяву.
4.3. Мистический сон Светланы ( Жуковский В.А. «Светлана»)
Интересен и мистический сон главной героини баллады В.А.Жуковского «Светланы». В этом произведении встречаются противоречия, то есть антитезы: противопоставлены добрые силы злым, сон противоречит действительности. Причём грань между этими явлениями так слабо очерчена, что мы не сразу догадываемся о том, что происходит. Примером тому является предложение подружек, которые просят героиню Светлану загадать « в чистом зеркале стекла».
Грань между явью и сном стёрта. И это факт усиливает таинственное, мистическое восприятие произведения. А появление мертвого жениха приводит в ужас не только героиню. Однако это оптимистическое произведение, которое стоит особняком в творчестве Жуковского, так как баллада кончается счастливой развязкой; её фантастика снимается тем, что вмешательство потусторонних сил - явление мертвого жениха - оказывается сном. Конец баллады жизнерадостен. По мнению автора, человек не только должен проявлять покорность и смирение,
он всё же создан для счастья:
О! не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана... Будь вся жизнь её светла,
Будь веселость, как была,
Дней её подруга…
Пословицы и поговорки о сновидениях.
Русский фольклор посвятил много пословиц и поговорок такому явлению, как сон. В них осуждаются люди, которые любят поспать, чествуют тех, кто рано встает и принимается за работу.
Беспечальному сон сладок.
Долго спать - с долгом встать.
Заря деньгу дает. Зарю проспать - рубля не достать.
Кто больше всех спит, тот меньше всех живет.
Рано вставши, больше наработаешь; рано женившись, скорее помощь будет.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Встанешь раньше, шагнешь дальше.
Кто рано встает, тому бог дает.
Ранняя птичка носок прочищает, поздняя глаза продирает.
Сон: ночью друг, а днём враг.
Чем больше спишь, тем больше хочется.
Много спать - добра не видать.
Спит лиса, а во сне кур щиплет.
Афоризмы великих деятелей культуры о сне.
Джордж Бернард Шоу: « Ночь несет покой старикам и надежду молодым».
Пушкин А.С.: «Не ужинать - святой закон,
Кому всего дороже легкий сон».
Кушнер К. : «Истинное пробуждение наступает не после сна, а после хорошей встряски».
Сухоруков Л.: «Не бойтесь вставать рано! Бойтесь проспать собственное пробуждение!»
Бенджамин Франклин : «Ничего лишнего. Рано ложиться и рано вставать - вот что делает человека здоровым, богатым и умным».
Максим Звонарев: «Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет: успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении».
Заключение.
В данной исследовательской работе были рассмотрены некоторые произведения русской художественной литературы и проанализирован фольклор. Сравнительный анализ художественных текстов показывает, что сны и сновидения могут использоваться писателями для решения самых разных целей и задач. Во-первых, сон может стать предсказанием, предопределением будущего героев. Именно так воспринимается сон Гринева. Во-вторых, сон может выступать как средство отражения действительности, как ключ к пониманию характера героя — в этом можно убедиться на примере сна Светланы. В-третьих, сон может быть и пугающим, как в «Портрете» Н.В.Гоголя. В русском фольклоре сон занимает особое место. Осуждаются те люди, которые сну уделяют много времени. Также были найдены высказывания деятелей культуры о сне. Для некоторых из них сон является покоем.
Таковы главные выводы, к которым можно прийти в результате выборочного анализа произведений художественной литературы.Работа над данной темой помогла изменить устоявшееся представление о том, что сон — это просто физиологическое состояние, в котором мы находимся каждую ночь, а сновидения присутствуют в нашем сознании только для того, чтобы мы толковали их с помощью всевозможных книг . После проведенного в данной работе исследования стало очевидно, что писатели очень широко использовали приём сна, ведь именно через сон можно раскрыть характер героя, его сокровенные мысли и желания, чувства и переживания, также удалось определить символическое значение и основную функцию сна для того или иного художественного произведения. Обращение к лучшим образцам художественной литературы прошлого со всей очевидностью убеждает нас в том, что сны и сновидения — это вечная тайна и загадка, и для того, чтобы постичь их, потребуются ещё века и тысячелетия. Данная работа является лишь попыткой проникновения в данную проблему, но в тоже время она позволяет определить многие знаковые вещи, как для понимания литературы, так и для мировосприятия в целом.
Список использованной литературы:
Гоголь Н.В. Портрет . - М., 2006 год.
Детская энциклопедия.- М., 1975 год.
Жуковский В.А. Светлана.- М., 1986 год.
«Мифы народов мира» .— М., 1988 год
Пушкин А.С. Капитанская дочка. – «Наука», ленинградское отделение, 1984 год.
Справочник Школьника изд.АСТ-ПРЕСС , 2000 г.
Электронный журнал «Литература в школе», №12, 2014 год.