Поэтический фестиваль «Войны священные страницы навеки в памяти людской»


Поэтический фестиваль
«Войны священные страницы навеки в памяти людской»
Цель: воспитание учащихся чувству патриотизма, гордости за свою страну и за её героический народ; показать великую силу литературы и искусства, их огромный вклад в дело Победы
Задачи: 1) способствовать овладению учащимися знаниями об искусстве и литературе времён войны и той великой роли, которую они сыграли в достижении Победы;
2) воспитание гражданско – патриотических качеств личности, уважения к своей истории и людям, вершившим её;
3) эстетическое воспитание, формирование умения отличать подлинную культуру народа от псевдокультуры;
4) создание условий для реализации коммуникативных и творческих способностей учащихся
Оборудование: презентация, фонограммы песен, атрибуты военного времени.
Ход мероприятия:
Звучит песня «Журавли»
Вступительное слово учителя
70 раз День Победы будет праздновать наша страна. И, сегодня, так же как и 70 лет назад в далеком уже сорок пятом, этот праздник остается радостным и трагическим: никогда не исчезнет из памяти народной гордость за великую победу, память о страшной цене, которой мы за нее заплатил.
Победу добывали не только солдаты в бою, но и поэты, писатели, артисты, композиторы. Победы была одержана благодаря прежде всего силе русского духа, а ведь они своими песнями, стихами, своими выступлениями на фронте и в тылу поддерживали дух русского народа. Война и музы. Старинное изречение гласит: «Когда говорят пушки, музы молчат». Но в годы суровых испытаний, в годы священной войны музы не могли молчать, они вели в бой, становились оружием, разящим врагов. В годы Великой Отечественной войны были созданы великие произведения: стихи, песни. Они и сейчас продолжают служить людям. Это золотой фонд искусства, лучшие, вечные произведения, потому что созданы в минуты великих испытаний, в экстремальных ситуациях, когда проявляется истинная суть человека. Сегодня на нашем поэтическом фестивале прозвучат произведениях, созданные и в годы Великой Отечественной войны, и значительно позже ее.
Учитель: В нелегкое военное время поддержка родных и близких, вера в то, что сражаешься и трудишься во имя и ради тех, кто любит, ждет и непременно дождется, очень важна.Именно поэтому популярным стало стихотворение К.Симонова «Жди меня», посвящённое любимой женщине поэта – Валентине Серовой. Судьба этого произведения складывалась счастливо. Газета «Правда» опубликовала это стихотворение, завоевавшее вскоре сердца читателей. Солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Его находили в нагрудных карманах раненых и убитых.
Читает стихотворение Яковлева Анастасия
Не менее известны и любимы и другие стихотворения К.Симонова, который прошёл всю войну как поэт и солдат.В этих стихах вся суровая правда о войне, страшные картины отступлений русских солдат в начале войны, а главное Симонов очень ярко показал в своих стихах, что русский солдат победил только благодаря русскому характеру, патриотизму, любви к родной земле. Стихи читают Нелюбина Елизавета, Пономарева Валерия, Скоробогатова Дарья, Тимашов Роман.
Учитель: Известный русский поэтАлександр ТрифоновичТвардовский знал о войне не понаслышке, сам прошел трудными ее дорогами многие сотни километров, оттого и стихи его, правдивые и суровые, полны исторического оптимизма, веры в неизбежную победу русского оружия. Одно из лучших стихотворений Александра Трифоновича «Я убит подо Ржевом» написано в форме монолога бывшего бойца, павшего за свободу родины, оттого имеющего право говорить с живыми откровенно, без излишней слезливости и пафоса. (Читает Оленев Дмитрий)
Учитель:Произведения Эдуарда Аркадьевича Асадова полны правды и искренности. Стихи о войне — это не просто стихи, необходимо всем своим человеческим существом пережить и даже выстрадать то содержание, которое воплотилось в этих стихах. Именно по этому пути шел к своей победе поэт. Асадову удалось с точностью изобразить в стихах всю правду военной жизни. Связано это с тем, что поэт сам прошел войну, принимал участие в боях за Родину.После окончания московской средней школы он 17-летним добровольцем ушел на фронт. Был ракетчиком, воевал «на катюшах» под Ленинградом, Новороссийском, Севастополем. Почетный гражданин города-героя Севастополя, за который сражался и был ранен. Поэтому произведения Э. Асадова о войне — очень личные, выстраданные, прочувствованные. Они нужны людям. Стихи «Письмо с фронта», «В землянке» читают ученицы 5б класса.
Учитель: Андре́й Андре́евич Вознесе́нский  - советский и российский поэт, публицист, художник и архитектор. Лауреат Государственной премии СССР  и Премии Правительства РФ. Великая Отечественная война- одна из важней ших тем в поэзии Андрея Вознесенского. Вашему вниманию предлагается одно из стихотворений о войне «Память».
Учитель: Песни на стихи Георгий Леонидович Рублёва отличатся бравурностью, патриотичностью, и некой наивностью, и, слушая их, так хочется хоть на мгновение поверить, что людям действительно счастливо жилось. Стихотворение «Солдаты мира».
Учитель: Военная тема в творчестве поэта и певца Владимира Высоцкого занимала важное место. В свои выступления он всегда включал песни о войне. К фронтовикам Владимир Семенович относился с глубоким уважением. Ветеранам Великой Отечественной войны он посвятить одну из своих песен «Братские могилы».
Учитель: Андрей Алексеевич Усачёв- русский  поэт, драматург,сценарист. Книги автора переведены на иврит, польский, сербский и украинский языки. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1-4 классов, книги «Декларация Прав Человека» и «Мои географические открытия» были рекомендованы для изучения в школах. Работал на телевидении — писал сценарии и песни для многосерийного художественного фильма «Дракоша и компания». На протяжении нескольких лет вёл детские радиопередачи «Весёлая радиоквампания» и «Летающий диван». А сегодня мы познакомимся с еще одной гранью творчества поэта, его стихотворением о войне «Что такое день Победы?»
Учитель: Степан Петрович Щипачёв - советский поэт, лауреат двух Сталинских премий.В годы Отечественной войны он работал в газете
Северо-Западного фронта "За Родину". Редакция газеты размещалась в поезде, стоявшем возле небольшого железнодорожного разъезда Рядчино. Там рождались стихи о боях, грядущей победе, о Новгородской земле. Он – мастер замечать маленькие подробности войны, которые могли бы ускользнуть от взгляда менее талантливого поэта. Стихотворение «22 июня».
Учитель: Наша родина щедра талантами. И сегодня, на нашем фестивале прозвучат стихи, которые регулярно появляются на страницах Интернета, известны и любимы, читаемы и изучаемы, мы откроем новые имена. (Ольга Маслова»Героям Победы спасибо», Валентина Салий «О детях войны»).
Учитель: Редко какой городок нашей России может похвастаться тем, что существует сообщество местных поэтов, публицистов. Ещё реже можно встретить городок из глубинки, в котором регулярно выходят печатные издания сборников стихов местных поэтов.    Но есть люди, которые  живут рядом и тоже обладают удивительным даром дарить свою душу, мысли, переживания и себе, и окружающим людям. (Павел Моисеев «Бойцы былых госпиталей, рассказ о выпускниках школы)
  Учитель: Сегодня, возвращаясь к сложной военной поре, мы отчётливо видим, что поэты ещё раз доказали своё единство с народом. И это даёт все основания говорить о их весомом в общую Победу.
Мы не имеем права забывать об этом!
Использованная литература
Лицом к Победе:  Сборник стихотворений / Сост. Н.К.Старшинов – М.: Современник, 1995. – 110 с. – (Отрочество. Серия книг для подростков)
Материалы школьного музея
Произведения о Великой Отечественной войне на уроках литературы и во внеклассной работе: Кн. для учителя / сост.Е.П.Пронина. – М.: Просвещение, 1995.