Урока по теме: Обощение знаний о кислородсодержащих органических соединениях


Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»
Утвержден
Зам. директора по УМР
_____________С.В.Боровик
«___»_____________2016г.
Тема программы: Кислородсодержащие органические соединения.
Тема урока: Обобщение знаний о кислородсодержащих органических соединениях.
Тип методического пособия: Методическая разработка открытого урока.
Профессия: 190631.01. Автомеханик
г. Николаевск-на-Амуре,
2016
Обсуждено на заседании предметно цикловой комиссии общеобразовательного цикла «__»_________2016г.
Председатель ПЦК ___________________/А.О.Иштуганова/
Тема: Обобщение знаний о кислородсодержащих органических соединений, тип методического пособия: Методическая разработка открытого урока.
Автор: Солончук С.А. – преподаватель общеобразовательных дисциплин
Аннотация
В данной методической разработке представлено содержание открытого урока, по теме: Обобщение знаний о кислородсодержащих органических соединений.
Материал урока может быть использован преподавателями общеобразовательного цикла.
План урока
Тема программы: Кислородсодержащие органические соединения.
Тема урока: Обобщение знаний о кислородсодержащих органических соединений.
Тип: урок обобщения, систематизации знаний, умений и навыков.
Цели:
Обучающая. Повторение, углубление и обобщение сведений об основных классах кислородсодержащих органических соединениях: название соединений, классификация, классификация, применение. Практическое использование.
Развивающая. Развитие «химического» мышления, умения использовать терминологию, ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать информацию.
Воспитательная. Формирование интереса к учению, стремления добиваться успеха в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, создание положительной психологической атмосферы, воспитание чувства взаимного уважения между ребятами для максимального раскрытия их способностей на уроке.
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
- ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;
- ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Материально-техническое оснащение: 
1) Дидактические карточки:
демонстрационные;
карточки для самостоятельной индивидуальной работы «Многоатомные спирты»;
карточки-формулы кислородсодержащих органических соединений;
карточки-формулы с началом уравнений химических реакций.
2) ТСО: ПК, мультимедиапроектор
3) Презентации: «Чипсы – лакомство или яд», «Газированные напитки – яд малыми дозами»
Форма: Беседа с элементами исследовательской и самостоятельной работы обучающихся, работа у доски, индивидуальная работа.
Вид: урок самостоятельных работ репродуктивного и исследовательского типа.
Методы и приемы обучения: исследовательский метод; метод программированных заданий.
Технологии: 
здоровьесберегающие элементы,
проектная;
информационно-коммуникационные.
Ресурсы:
Литература:
1. Научно-методический журнал «Химия. Все для учителя», №1(01) январь 2011г.
Интернет-ресурсы:
1. http://himiy32.narod.ru/index/0-32. http://festival.1september.ru/articles/630735/ХОД УРОКА
1. Организационный момент, вступительное слово учителя о целях урока
- Итак, на предыдущих уроках химии мы подробно разбирали классы кислородсодержащих органических соединений, объединенных в группы.
На доске записана тема: «Обощение знаний о кислородсодержащих органических соединениях»
- Целью сегодняшнего урока является повторение, углубление и обобщение знаний о классах кислородсодержащих органических соединений.
CH3OH
C2H4(OH)2
C6H5OH
C2H5OH
- На доске прикреплены карточки с формулами кислородсодержащих органических соединений.
∕∕ O
CH3C
\ OH
∕∕ O
H - C
\ H
∕∕ O
CH3C
\ H

C5H11OH
C3H7OH
С4H9OH
C3H5(OH)3

- Что общего в формулах органических соединений представленных на доске? (наличие углерода, водорода, кислорода)
- Какие классы кислородсодержащих органических соединений вы можете назвать? (спирты, фенолы, альдегиды, карбоновые кислоты, углеводы)
- Чем отличаются формулы этих соединений? (функциональными группами)
- Назовите эти функциональные группы (гидроксогруппа, карбонильная группа, карбоксильная группа)
2. Задание №1. «Мозговой штурм»
«Кто больше»
- Выполните следующее задание.
- На доске вывешены формулы органических соединений. На листочках записать все возможные формулы по классам и назвать их. На выполнение задания - 3 минуты.
3. Организация самоооценивания обучающимися своих знаний.
Обучающиеся отделяют чертой свои записанные формулы. Затем отвечающий переносит карточки-формулы соответственно к формулировкам без названия класса веществ. Дает полное определние и называет вещества. Обучающиеся проверяют свои записи, исправляют и оценивают свои работы.
4. Повторение физических свойств.
- Каковы физические свойства предельных одноатомных спиртов? Многоатомных спиртов? Фенола? Альдегидов? Карбоновых кислот?
5. Задание №2. Самостоятельная индивидуальная работа.
«Физические свойства многоатомных спиртов»
- В предложенной работе 10 утверждений о свойствах многоатомных спиртов. Если вы считаете, что утверждения верны, ставите «+», если – нет, то «-». На выполнение отводится 3 минуты.
1. Глицерин относится к классу одноатомных спиртов. (-)2. Глицерин легко вступает в реакцию с азотной кислотой. (+)3. Глицерин хорошо растворим в холодной воде. (+)4. Глицерин – бесцветное кристаллическое вещество, с характерным запахом. (-)5. Грицерин – сильный антисептик, вызывает ожоги, ядовит.(-)
6. Глицерин не реагирует с раствором гидроксида меди. (-)7. Этиленгликоль – трехатомный спирт. (+)8. Глицерин можно получить из бензола путем последовательных превращений.(-)
9. Этиленгликоль не реагирует со щелочными металлами. (+)10. Глицерин используется для получения лекарственных препаратов.(+)
6. Задание №3. Химические свойства кислородсодержащих органических соединений.
- На доске прикреплены начала уравнений химических реакций спиртов, фенолов, альдегидов, карбоновых кислот без определенного порядка.
- Задание будет следующим:
Первому ряду выписать начала уравнений химических реакций, доказывающие качественные реакции кислородсодержащих органических соединений. Дописать уравнения химических реакций и дать название полученным веществам.
Второму ряду выписать начала уравнений химических реакций, доказывающие образование одного класса органических веществ. Дописать уравнения химических реакций и дать название полученным веществам.
Третьему ряду выписать начала уравнений химических реакций, доказывающих взаимодействие разных классов с одним веществом. Дописать уравнения химических реакций и дать название полученным веществам.
Ответы обучающихся:
I ряд:
C6H5OH+FeCl3→(C6H5O)3Fe+3HCl (фенолят железа и соляная кислота)
// O //OCH3C+Ag2O→CH3 +2Ag (реакция серебрянного зеркала) \ H \ OH
II ряд:
// O // OCH3C +C2H5OH→ CH3 +H2O (уксусноэтиловый эфир) \ OH \ O-C2H5
C2H5OH+C2H5OH→C2H5-O-C2H5+H2O (диэтиловый эфир)
III ряд:C2H5OH+Na→ C2H5ONa+H2↑ (этилат натрия)CH2OH CH2ONa│ +2Na→ +H2↑ (гликолят натрия)CH2OH CH2ONa
7. Организация самоооценивания обучающимися своих знаний.
Самооценивание выполненных работ происходит путем сопоставления ответов на экране. Обучающиеся проверяют работы, исправляют ошибки и оценивают их.
8. Практическое применение.
- Все изученные соединения имеют практическое применение в вашей професии и в повседневной жизни. Рассмотрим некоторые их них.
Рассказ обучающегося о применении кислородсодержащих органических соединений в професии Автомеханик.
8.1. Игра «Верите ли вы, что…»
Некоторые из карбоновых кислот получаются и расходуются в процессе обмена веществ в очень внушительных количествах. Например, в течение суток в организме человека образуется 400 грамм уксусной кислоты, что хватило бы для изготовления 8 литров обычного уксуса.
Для отвинчивания ржавой гайки, например, на коллекторе автомашины, надо вечером положить на нее тряпку, смоченную в уксусной кислоте. Тогда утром отвинтить гайку будет значительно легче.
Щавелевая кислота идет на очистку металлов от ржавчины и накипи.
Однажды ученые ввели в компьютер сведения о коллорийности различных пищевых продуктов и о сезонных колебаниях их стоимости, а компьютер должен был составить наиболее экономичное меню. После расчетов машина ответила: «Оптимальное меню – 18 литров уксуса в сутки».
8.2. Использование кислородсодержащих органических соединений в повседневной жизни.
- Сейчас мы послушаем мнения наших студентов по поводу использования кислородсодержащих органических соединений (о которых мы не упоминали на уроке: эфиры и углеводы) в повседневной жизни.
- С исследовательскими работами выступят студенты вашей группы по темам: «Газированные напитки – яд малыми дозами» и «Чипсы – лакомство или яд».
9. Рефлексия.
- Чем полезен сегодняшний урок именно для вас?
- Что интересного или нового вы узнали?
10. Домашнее задание.
- Решить задачу. Учебник: Л.А.Цветков. Органическая химия.
стр. 140, задание №7.