Готовность педагога к инновационной деятельности в условиях перехода на ФГОС ООО


«Готовность педагога к инновационной деятельности в условиях перехода на ФГОС ООО»
Автор: Вид Наталья Викторовна
Должность: заместитель директора по научно-методической работе
Место работы: Муниципального автономного образовательного учреждения «Общеобразовательная средняя (полная) школа п.Лыхма»
Актуальность Инновационная деятельность образовательного учреждения непосредственно связана с готовностью учителя к разработке и внедрению педагогических новшеств (нововведений) в образовательный процесс. На практике значительная часть учителей, вне зависимости от их стажа и уровня квалификации, испытывает серьезные затруднения в осуществлении инновационной деятельности. Особенно, когда педагогу за 40! В нашей школе средний возраст педагогов 44 года, 50% учителей имеют возраст свыше 50 лет. Это период профессионального выгорания учителя и нежелание осуществлять что-то новое. Вместе с тем, переход на новые образовательные стандарты второго поколения определяют необходимость решения задач, связанных с развитием системы непрерывного образования и повышением качества профессионального образования в инновационной деятельности педагога. Несмотря на разнообразие направлений теоретических исследований, проблема методического обеспечения готовности учителей к инновационной деятельности в условиях сельской школы остается недостаточно разработанной.
Цели
Сформировать готовность педагога к инновационной деятельности в условиях перехода на ФГОС ООО
Задачи
1. Усвоение системы знаний о сущности готовности к инновационной деятельности в условиях введения ФГОС ООО.
2. Формирование умений осуществлять инновационную деятельность в организации образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС;
3. Осознание педагогом собственной роли в рамках инновационной деятельности, формирование индивидуального инновационного стиля поведения.
Нормативно-правовая база
Перечень документов федерального уровня, регламентирующих деятельность школьной методической службы:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 2010г.
приложение к письму Министерства образования РФ № 03-51-48 ин/42-03 от 09.03.2004 г. «Рекомендации об организации деятельности муниципальной методической службы в условиях модернизации образования»;
приказ Министерства образования РФ №1123 от 09.03.04 г. «Об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования».
Показатели Проекта
Трансляция педагогического опыта на уровне школы, района, региона, федерации. Участие учителей в различных профессиональных конкурсах, сетевых сообществах. Новые формы повышения квалификации, обновление объединения учителей по проблемным группам.
Сроки и этапы реализации Проекта
Первый этап: январь – май 2012 г. Цель: Теоретическая и практическая подготовка педагогов в рамках содержания проекта. Создание банка диагностик по проведению мониторинга готовности к инновационной деятельности; организация фонда научно-методической литературы и электронных ресурсов. Проведение стартовой диагностики. Оказание помощи в составление индивидуального плана профессионального саморазвития учителя.
Второй этап: сентябрь-май 2012-2013 г. Цель: Сопровождение реализации индивидуальной программы профессионального саморазвития учителя методической службой. Проведение промежуточной диагностики.
Третий этап: сентябрь-декабрь 2013-2014гг. Цель: Проведение контрольной диагностики. Коррекция индивидуальных планов профессионального саморазвития учителя.
Ожидаемые конечные результаты реализации Проекта
Формирование готовности педагога к инновационной деятельности как интегративной профессиональной характеристики, включающей в себя мотивационно-ценностный, когнитивный и содержательно-операциональный компоненты
Перспектива распространения Проекта
Теоретическая значимость предстоящего исследования заключается в том, что полученные результаты могут внести определенный вклад в общую педагогику и теорию управления образовательными системами. Результаты исследования могут послужить основой для проведения дальнейших исследований в области научно-методического сопровождения процесса формирования готовности педагога к инновационной деятельности.
Практическая значимость предстоящего исследования состоит в возможности использования содержащихся в нем теоретических положений и выводов для организации научно-методического сопровождения процесса формирования готовности педагога к инновационной деятельности в условиях введения ФГОС , а проверенный опытно-экспериментальным путем целостный подход по формированию готовности педагога к инновационной деятельности в дальнейшем могут быть использованы в практике общеобразовательных школ.
Управление Проектом
Информационно-аналитический, осуществляется научно-методическим советом школы
Организация научно-методического сопровождения инновационной деятельности педагогов в условиях введения ФГОС ООО
Одним из условий эффективного научно-методического сопровождения инновационной деятельности педагогов является расширение образовательного партнерства и сотрудничества с вузами, инновационными центрами, центрами повышения квалификации. Например: образовательными партнерами, обеспечивающих научно-методическое сопровождение формирования готовности педагогов школы к инновационной деятельности могут войти: сетевые методические службы, Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г. Москва), Югорский государственный университет, Институт повышения квалификации и развития регионального образования (г. Ханты-Мансийск), Инновационный Центр (г. Челябинск) и другие. А так же участие учителей в международных научно-практических конференциях на территории Российской Федерации.
Основные мероприятия проекта
Направления деятельности Формы организации сроки
Аналитическая деятельность Мониторинг профессиональной и информационной потребности учителей при инновационной деятельности в соответствии с переходом на ФГОС ООО. Анкетирование.
Январь 2012г.
Выявление, изучение, обобщение педагогического опыта в использовании инноваций. Открытые уроки, мероприятия, семинары.
Январь 2012г.
Выявление затруднений при использовании инновационных технологий на уроках. Беседы, семинары-дискуссии, тесты, наблюдение.
Январь 2012г.
Информационная деятельность Формирование банка данных по инновационной деятельности каждого учителя. (Информационный банк достижений. 1 полугодие 2013г.
Участие в курсовой подготовке по информатизации образования; по организации образовательной деятельности в условиях введения ФГОС ООО Курсы ПК, дополнительные занятия в период каникул.
В течение всего периода
Создание «Портфолио» учителя. Творческий отчёт.
По окончанию каждого учебного года
Оснащение литературой. Содействие в подписке изданий, педагогических журналов, книг. В течение всего периода
Создание и ведение личного сайта, личной электронной почты Публикации, электронный документооборот В течение всего периода
Организационно-методическая деятельность Подготовка к урокам с применением инновационных технологий. Индивидуальные беседы, наблюдение.
В течение всего периода
Проведение мастер-классов (с демонстрацией мониторинга обученности, информационных технологий, новых форм урока, с применением исследовательской деятельности на уроках и т.д.). Открытые уроки
В течение всего периода
Подготовка учителей к дистанционным и очным конкурсам «Современный урок» (заочное и очное участие); «Урок года» (заочное и очное участие); «Учитель года» (очное участие), в грантах и т.д. Консультирование, собеседование.
В течение всего периода
Повышение профессиональной компетентности учителя в области инноваций и педагогической методологии. Всеобуч на лекциях, семинарах, индивидуальных занятиях.
В течение всего периода
Выявление результатов внедрения инноваций в профессиональную деятельность и корректировка недостатков. Мониторинг.
В течение всего периода
Распространение опыта. Издание статей, методических пособий, рекомендаций, создание методических сайтов, заочное и очное участие в интернет конкурсах, научно-практических конференциях и т.д.
В течение всего периода
Контрольная деятельность Разработка контрольно-измерительных материалов. Тесты.
2014г.
Взаимопосещение уроков. Рабочие уроки, видеофрагменты, открытые уроки.
В течение всего периода
Поощрение. Награды, стимулирующая премия.
В течение всего периода
Мониторинг эксперимента
Многообразие характеристик, составляющих готовность педагога к инновационной деятельности, существенно затрудняет выделение уровней ее сформированности, а также определение критериев и показателей, описывающих эти уровни. Кроме того, как показывает анализ педагогической литературы, проблема выделения уровней формирования компетентностей является методологической. В то же время проблема уровней развития педагогической деятельности раскрывается в исследованиях Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, Н.П. Тимошенко, Н.М. Яковлевой и др.[1,4].
Н.В. Кузьмина выделяет следующие уровни педагогической деятельности: репродуктивный (педагог умеет пересказать то, что знает сам и так как знает сам), адаптивный (педагог умеет не только передать информацию, но и трансформировать информацию, моделировать знания по отдельным вопросам), системно-моделирующий (педагог умеет моделировать систему деятельности, формировать систему знаний по своему предмету) [4].
Таким образом, критерии оценки и уровни готовности педагога к инновационной деятельности дают возможность проследить генезис мотивационно-ценностного, когнитивного и содержательно-операционального компонентов его профессиональной деятельности, связанных с использованием педагогических инноваций.

Таким образом, правильно выстроенная методическая работа в школе сможет сформировать психологическую готовность педагога к инновационной деятельности: будет знать, значит будет понимать, будет понимать, значит будет психологически готов.
Эффективность проекта:
Выросло количество педагогов, применяющих на уроках современные образовательные технологии по формированию УУД школьников (100%);
Повысилось участие педагогов в профессиональных конкурсах муниципального уровня «Педагог года-2014» на 2%;
Повысилось участие педагогов в дистанционных профессиональных конкурсах (57%);
Повысилась результативность участия педагогов в муниципальном конкурсе «ИКТ в деятельности учителя»-3 призовых места (13%);
Увеличилось количество педагогов, публикующих учебно-методический материал (40%);
Увеличилось количество педагогов, имеющих собственные сайты, блоги (90%);
Увеличилось количество педагогов, использующих дистанционные формы повышения квалификации, профессиональную переподготовку (25%);
Повысилось участие учителей, принимающих участие в международных интернет-конференциях (28%).
Список литературы
Сластенин, В.А. Готовность педагога к инновационной деятельности/ В.А. Сластенин, Л.С. Подымова// Педагогическая наука и образование.-2006.-№1.-С.32-37.
Методические семинары: организация методической поддержки инновационной деятельности ОУ: Сб./ сост. Норенко И.Г. - Волгоград, 2007. - 188 с.
Мониторинг эксперимента / под ред. А.В. Баранникова. – М., 2003. – С. 4.
Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя / Н.В. Кузьмина. – Л.:
Изд-во ЛГУ, 1987. – 183 с.
Педагогические технологии. Что это такое и как их использовать в школе /
Под ред. Т.Н.Шамовой, П.И.Третьякова. – М., 1994.