Презентация на тему Готовность педагогов к инновационной деятельности


ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Подготовила:педагог-психолог ОГСКОУ СКОШ №7 г.ИркутскаКорженевская Е.А. Вопросы для дискуссии: Нужны ли инновации в образовании?Способствуют ли они повышению качества обученности учащихся?Помогают ли они каким-то образом педагогу в работе? Успешность инновационной деятельности предусматривает что педагог осознает практическую значимость различных инноваций в системе образования не только в профессиональном, но и на личностном уровне однако включение педагога в инновационный процесс часто происходит спонтанно, без учета его профессиональной и личностной готовности к инновационной деятельности. Готовность к инновационной педагогической деятельности - особое личностное состояние, которое предусматривает наличие у педагога мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, владение эффективными способами и средствами достижения педагогических целей, способности к творчеству и рефлексии готовность к инновационной деятельности является основой активной общественной и профессионально-педагогической позиции субъекта, которая побуждает к инновационной деятельности и способствует ее производительности (реализации)инновационная деятельность во многом связана с инновационным потенциалом, параметры которого необходимо рассмотреть Инновационный потенциал личности связывают с основными параметрами: творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а главное - проектировать и моделировать их в практических формахоткрытость личности новому, отличному от своих представлений, что базируется на толерантности личности, гибкости и панорамности мышлениякультурно-эстетическая развитость и образованностьготовность совершенствовать свою деятельность наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методовразвитое инновационное сознание (ценность инновационной деятельности в сравнении с традиционной - инновационные потребности, мотивация инновационного поведения) Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности: личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков) Необходимым условием успешной реализации инновационной деятельности педагога являются умения принимать инновационное решение идти на определенный риск успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшества снимать инновационные барьеры Риск инновационной деятельности связан с тем, что общество вынуждено доверять исследователю, новатору, полагая, что в процессе свободного поиска истины, новых решений и способов реализации стоящих перед обществом задач он не предпримет действий, способных в дальнейшем нанести ущерб интересам общества. Следовательно, свобода творчества должна сопрягаться с высочайшей личной ответственностью субъекта инновационного поиска. Вопрос: Какие, на ваш взгляд, необходимы педагогу профессиональные и личностные качества для эффективной реализации инновационного компонента профессиональной деятельности? Подготовленный к инновационной профессиональной деятельности педагог имеет такие профессиональные и личностные качества, как: осознание смысла и целей образовательной деятельности в контексте актуальных педагогических проблем современной школыосмысленная, зрелая педагогическая позицияумение по-новому формулировать образовательные цели по предмету, определенной методики, достигать и оптимально переосмысливать их во время обученияспособность выстраивать целостную образовательную программу, которая учитывала бы индивидуальный подход к детям, образовательные стандарты, новые педагогические ориентиры соотнесение современной ему реальности с требованиями личностно-ориентированного образования, коррекции образовательного процесса по критериям инновационной деятельностиспособность видеть индивидуальные способности детей и учить в соответствии с их особенностейумение продуктивно, нестандартно организовать обучение и воспитание, то есть обеспечить создание детьми своих результатов и, используя инновационные технологии, стимулировать их развитиевладение технологиями, формами и методами инновационного обучения, которое предполагает умение на основе личного опыта и мотивов воспитанников быть сотворцом цели их деятельности, заинтересованным и компетентным консультантом и помощником в соотнесении цели с результатом, использовании доступных для детей форм рефлексии и самооценки способность видеть, адекватно оценивать, стимулировать открытие и формы культурного самовыражения воспитанниковумение анализировать изменения в образовательной деятельности, развития личностных качеств воспитанниковспособность к личностного творческого развития, рефлексивной деятельности, осознание значимости, актуальности собственных инновационных поисков и открытий Характер инновационной деятельности учителя зависит от существующих в конкретном образовательном учреждении условий, но, прежде всего, от уровня его готовности к этой деятельности.Под готовностью к инновационной деятельностиможно также понимать совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельностии деятельности всего коллектива школы, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовать эффективные способы их решения Вопрос: Какие составляющие инновационной деятельности педагога вы могли бы назвать? Первая составляющая готовности учителя к инновационной деятельности – наличие мотива включения в эту деятельность. Мотив придает смысл деятельности для человека. В зависимости от содержания мотива инновационнаядеятельность может иметь разные смыслы для разныхлюдей. Участие в инновационной деятельности может восприниматься:как способ получения дополнительного заработка как способ избегания возможных напряжений в отношениях с руководством и коллегами по работе в случае отказа от участиякак способ достижения признания и уважения со стороны руководства и коллегкак выполнение своего профессионального долгакак способ реализации своего творческого потенциала и саморазвития. Отсутствие мотивации свидетельствует о неготовности учителя к инновационной деятельности с точки зрения его направленности. Материальный мотив или мотив избегания неудач соответствуют слабой готовности к инновационной деятельности. Высокому уровню готовности к инновационной деятельности соответствует зрелая мотивационная структура, в которой ведущую роль играют ценности самореализации и саморазвития. Направленность учителя на развитие своих профессиональных способностей и на достижение как можно лучших результатов необходимое условие приобретения инновационной деятельностью смысла ценности и цели, а не средства для реализации каких-то других мотивов. Любой человек в профессиональной деятельности сможет достигать все более высоких уровней мастерства только изменяясь, только осваивая все новые способы деятельности и решая все более сложные задачи. Работая лишь в режиме репродукции, воспроизведения уже освоенных когда-то способов деятельности, высококлассным профессионалом стать невозможно. Всякий, кто стремится достичь высот мастерства, должен сознавать, что путь тудалежит через критическое отношение к себе,тому, что достигнуто, и поиски путей и средств развития своей практики. Без осознания участия в инновационной деятельности, как ценности для себя лично,не может быть и высокой готовности к этой деятельности. Вторая составляющая рассматриваемой готовности к инновационной деятельности комплекс знаний о современных требованиях к результатамшкольного образования, инновационных моделях и технологиях образования, иначе, о всем том, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики. Чувствительность учителя к проблемам определяется прежде всего тем, как он понимает цели школьного образования вообще и из них выводит требования к результатам своей работы. Если эти требования не будут соответствовать самым высоким стандартам, то и проблем в результатах своей работы учитель видеть не будет. Точно так же учитель, слабо ориентированный в инновационных моделях образования и инновационных программах и технологиях, не будет видеть и недостатков педагогической системы школы и своей практики, и возможностей их устранения. Но недостаточно только знать о существовании инновационных образовательных моделей, программ, технологий. Чтобы учитель мог хорошо ориентироваться в пространстве возможностей и мог сделать правильный выбор, он должен хорошо понимать условия их эффективного применения. Всякое изменение в деятельности должно быть не только актуальным, но и реалистичным, т.е. соответствующим реально существующим в данной школе условиям. Если, например, учитель хочет строить свою работу, реализуя технологию развивающего, проблемного или исследовательского обучения, а в целом педагогический процесс в школе строится по знаниево-ориентированной модели, то он должен отдавать себе отчет в том, что в этих условиях возможно лишь частичное применение инновационной технологии. Степень компетентности учителя в инновационном образовании может быть различной, поэтому различным будет и уровень его готовности к инновационной деятельности в этом аспекте. Много проблем, стоящих перед педагогами, которые работают в инновационном режиме, связанные и с низкой инновационной компетентностью. Инновационная компетентность педагога - система мотивов, знаний, умений, навыков, личностных качеств педагога, что обеспечивает эффективность использования новых педагогических технологий в работе с детьми.Компонентами инновационной компетентности педагога является осведомленность о инновационные педагогические технологии, надлежащее владение их содержанием и методикой, высокая культура использования инноваций в учебно-воспитательной работе, личная убежденность в необходимости применения инновационных педагогических технологий. Третий компонент готовности учителя к инновационной деятельности – совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, которыми владеет учитель, т.е. компетентность в областипедагогической инноватики. Учитель, хорошо подготовленный к инновационнойдеятельности в этом аспекте:владеет комплексом понятий педагогической инноватики;понимает место и роль инновационной деятельности в образовательном учреждении, ее связь с учебно-воспитательной деятельностьюзнает основные подходы к развитию педагогических систем школы умеет изучать опыт учителей-новаторов умеет критически анализировать педагогические системы, учебные программы, технологии и дидактические средства обучения умеет разрабатывать и обосновывать инновационные предложения по совершенствованию образовательного процессаумеет разрабатывать проекты внедрения новшеств умеет ставить цели экспериментальной работы и планировать ееумеет работать в рабочих группах внедренческих проектов и проведения экспериментов умеет анализировать и оценивать систему инновационной деятельности школы умеет анализировать и оценивать себя как субъекта инновационной деятельностиОбщий уровень готовности учителя к инновационной деятельности является функцией от:уровня мотивационной готовностиуровня компетентности в инновационном образованииуровня компетентности в педагогической инноватике Общий уровень готовности учителя к инновационной деятельности зависит от: уровня мотивационной готовностиуровня компетентности в инновационном образованииуровня компетентности в педагогической инноватике Готовность к инновационной деятельности является внутренней силой, которая формирует инновационную позицию педагога По структуре это сложное интегративное образование, охватывающее разнообразные качества, свойства, знания, навыки личности. Как один из важных компонентов профессиональной готовности, она является предпосылкой эффективной деятельности педагога, максимальной реализации его возможностей, раскрытия творческого потенциала. Источники готовности к инновационной деятельности достигают проблематики личностного развития, профессиональной направленности, профессионального образования, воспитания и самовоспитания, профессионального самоопределения педагога. 1) осознание необходимости внедрения педагогических инноваций в собственной педагогической практике2) информированность о новейшие педагогические технологии, знания новаторских методик работы3) ориентация на создание собственных творческих задач, методик, настроенность на экспериментальную деятельность4) готовность к преодолению трудностей, связанных с содержанием и организацией инновационной деятельности5) владение практическими навыками освоения педагогических инноваций и разработки новых Готовность педагога к инновационной деятельности определяют по следующим показателям: Эти показатели проявляют себя не изолированно, а в разнообразных сочетаниях и взаимосвязях. В частности, потребность в нововведениях активизирует интерес к “свежайшим” знаниям в конкретной отрасли, а успешность собственной педагогической инновационной деятельности помогает преодолевать трудности, искать новые способы деятельности, отстаивать новаторские подходы во взаимодействии с теми, кто их не воспринимает. Педагогу инновационного направления во время учебно-воспитательного процесса необходимо уметь реализовывать: педагогический гуманизм (доверие к воспитанников, уважение к их личности, достоинства, уверенность в своих способностях и возможностях);эмпатийное понимание воспитанников (стремление и умение чувствовать другого как себя, понимать внутренний мир воспитанников, воспринимать их позиции);сотрудничество (постепенное превращение воспитанников на создателей педагогического процесса);диалогизм (умение слушать ребенка, интересоваться ее мнением, развивать межличностный диалог на основе равенства, взаимного понимания и сотворчества);личностную позицию (творческое самовыражение, за которого педагог предстает перед воспитанниками не как лишенный индивидуальности функционер, а как личность, которая имеет свое мнение, открытая в выражении своих чувств, эмоций). В современных условиях инновационная деятельность педагога должна соответствовать основным принципам: Принцип интеграции образования. Предусматривает усиленное внимание к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, ориентацию на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными, физическими качествами.Принцип дифференциации и индивидуализации образования. Настраивает на обеспечение условий для полноценного проявления и развития способностей каждого воспитанника.Принцип демократизации образования. Соблюдение его обязывает к созданию предпосылок для развития активности, инициативы, творчества учащихся и учителей, заинтересованной их взаимодействия, участия общественности в управлении образованием. Реализация этих принципов требует перехода от нормативной к инновационной, творческой деятельности, что предусматривает изменение характера образовательной системы, содержания, методов, форм, технологий обучения и воспитания. Целью образования при таких условиях есть свободное развитие индивидуальных способностей, мотивов, личностных ценностей разносторонней, творческой личности.Следовательно, в структуре профессионально направленной личности педагога готовность к инновационной деятельности является показателем его способности нетрадиционно решать актуальные для личностно-ориентированного образования проблемы. Готовность к инновационной деятельности в современных условиях – важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства. Однако основная задача в этом направлении связана с необходимостью развития у педагогов психологической готовности к инновационной деятельности.Вопрос заключается в том, как и каким образом организовывать работу по эффективному формированию готовности у педагогов к реализации инноваций в собственной профессиональной деятельности? Ответы на эти вопросы постараемся раскрыть далее!До встречи!СПАСИБО ЗА СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ!