СИСТЕМА ВНУТРИШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ.


СИСТЕМА ВНУТРИШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ.
Данная статья посвящена системе внутришкольного обучения и повышения квалификации как условию эффективности инновационных преобразований в системе основного общего образования. В ней описываются предпосылки к переходу на качественно иной уровень повышения квалификации педагогических кадров. Раскрываются принципы и модели внутришкольного обучения и повышения квалификации педагогических кадров в рамках стажировочной площадки.
В современных социально-экономических условиях задача повышения квалификации педагогических кадров развития общего образования объективно выдвигается на первый план. Не решив проблему переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, невозможно модернизировать систему общего образования, обеспечить подготовку выпускников школ, качество образования которых будет соответствовать потребностям современной развивающейся экономики.
Постоянное возрастание социальной роли школы в развитии современного общества требует непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогов. Видный русский педагог и психолог второй половины ХIХ-начала XX в. П.Ф. Каптерев указывал на необходимость постоянной работы учителя над своим собственным развитием и совершенствованием. «Уча, учитель должен учиться и сам, - писал он, - ...Нет ничего хуже учителя, пришедшего к несчастной мысли, что он сам достаточно уже учен и развит; что ему не для чего и нечему больше учиться... Каким образом он, сам не развивающийся, может пробудить в других то, что угасло уже в нем самом, - потребность образования и развития?.. Обыкновенно покончившие со своим развитием учителя и не развивают других, они только учат, то есть сообщают затверженные формулы и знания, сообщают мертвенным механическим способом то, что заучили сами, сообщают главным образом для заучивания же» [3 с. 600-601]. Непрерывное повышение профессиональной компетентности – один из важнейших приоритетов профессионально-личностного развития педагога. Становление учителя не может заканчиваться в стенах педагогического учебного заведения, развитие его профессиональной компетентности продолжается на протяжении всего периода его профессиональной деятельности.
Международный опыт свидетельствует о том, что высокоразвитые системы образования концентрируют сегодня внимание на развитии профессиональных компетенций учителя, выстраивая систему стимулов, обеспечивающих его заинтересованность в постоянном совершенствовании происходящего в классе процесса. Система аттестации и оплаты труда педагогов должна быть ориентирована на повышение качества преподавания, на непрерывное профессиональное развитие, должна создавать пространство для их карьерного роста.
Обновление профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки управленческого и педагогического корпуса требуют большей мобильности и гибкости системы повышения квалификации, основанной на единых рамках профессиональных умений, но адресно отвечающей на персональные запросы педагогов и школ.
В послании президента В.В. Путина от 12 декабря 2013 года Федеральному собранию говорится, что «решающее значение для будущего российской школы приобретает профессиональный рост учителя. Он должен быть готов использовать в обучении современные технологии, уметь работать с детьми с ограниченными возможностями по здоровью». В данном послании президент подчеркивает необходимость развитие системы непрерывной подготовки и повышения квалификации учителей [6].
Согласно второму этапу Государственной программы «Развитие образования» на 2013 – 2020 года рост заработной платы актуализирует введение «эффективного контракта» с педагогами, учитывающего современные стандарты профессиональной деятельности и соответствующую оценку качества работы педагогов.
Под «эффективным контрактом» понимаются трудовые отношения между работодателем (государственным или муниципальным учреждением) и работниками, основанные на:
наличии у учреждения государственного (муниципального) задания и целевых показателей эффективности работы, утвержденных учредителем;
системе оценки эффективности деятельности работников учреждений (совокупности показателей и критериев, позволяющих оценить количество затраченного труда и его качество), утвержденной работодателем в установленном порядке;
системе оплаты труда, учитывающей различия в сложности выполняемой работы, а также количество и качество затраченного труда, утвержденной работодателем в установленном порядке;
системе нормирования труда работников учреждения, утвержденной работодателем;
подробной конкретизации с учетом отраслевой специфики в трудовых договорах должностных обязанностей работников, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда.
А модернизация системы педагогического образования и повышения квалификации, в свою очередь, обеспечат на этом этапе качественное обновление педагогического корпуса. Будут сформированы механизмы опережающего обновления содержания образования, создана высокотехнологичная образовательная среда.
Для повышения качества преподавания и управления будут реализовываться меры, направленные на формирование системы поддержки непрерывного профессионального развития педагогов и руководителей, включающие в себя:
внедрение моделей персонифицированной системы повышения квалификации и переподготовки работников образования;
создание конкурентной среды на рынке услуг дополнительного профессионального образования педагогов;
повышение квалификации и переподготовку педагогических и управленческих кадров, включая организацию стажировок и обучение в ведущих образовательных центрах, а также обучение учителей технологиям деятельностной педагогики;
введение профессиональных педагогических степеней, в том числе для педагогов-практиков;
создание современных центров педагогических компетенций (в том числе на базе структур методической службы), формирование информационной среды профессионального развития педагогов с базами образовательных программ, лучших практик, сервисами консультирования, сетевыми профессиональными сообществами;
организацию академических обменов с партнерскими регионами, стажировок педагогов и руководителей образовательных организаций в лучших образовательных организациях в России и за рубежом.
Кроме того будет обеспечиваться эффективная интеграция систем повышения квалификации, оценки качества и аттестации педагогических кадров [1].
Для выполнения основных требований Государственной программы «Развитие образования» на 2013 – 2020 года для достижения нового качества образования, повышения престижа школы, ее конкурентоспособности должна быть существенно обновлена система внутришкольного обучения и повышения квалификации педагогических кадров.
Определение стратегии развития российского образования, совершенствование прогнозирования кадровых потребностей предполагает создание условий для инновационного развития системы опережающей переподготовки и повышения квалификации педагогических работников для решения задач устойчивого развития страны в условиях экономики, основанной на знаниях. Данная система и её апробация в школе имеет большое значение, так как ее применение позволит:
достичь высокого уровня готовности педагогов к инновационной деятельности (не менее 80%);
повысить ежегодное участие педагогов в государственных профессиональных конкурсах;
достичь высокой удовлетворенности потребителей (родителей, обучающихся) качеством оказываемых образовательных услуг (не менее 85-90%)
создать конкурентоспособное образовательное учреждение высокой педагогической культуры и т.д.
В рамках системы внутришкольного обучения и повышения квалификации педагогических кадров используется инновационная форма внутришкольного обучения и повышения квалификации педагогических кадров - стажировочная площадка. В рамках стажировочной площадки реализуется модель непрерывного, персонифицированного и актуального повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих кадров, включающая:
сетевой принцип обучения (кооперация ресурсов и использование потенциала ведущих консультантов, тьюторов, педагогов-практиков, инновационных и базовых образовательных учреждений, учреждений высшего профессионального образования);
внедрение новой системы аттестации кадров (как стимула целенаправленного и непрерывного повышения профессиональной компетентности);
информатизацию системы образования и создание ИКТ-насыщенной среды (использование в образовательном процессе телекоммуникационного и интерактивного оборудования, программно-аппаратных комплексов, внедрение комплексной информационно-аналитической системы);
новую модель мониторинга качества дополнительного профессионального образования (оценивание результативности обучения непосредственно после его завершения; анализ отсроченных результатов обучения посредством социологических исследований и экспертных опросов; анализ достижений обучающихся).
Индивидуальная стажировка педагогов, которая осуществляется на основе индивидуальной образовательной программы по определённой проблеме, построенной в соответствии с принципом профессионального саморазвития личности, направленным на познание и изменение учителем самого себя.
развитие новых форм и технологий (модульный принцип формирования и реализации образовательных программ, дистанционные образовательные технологии, обучение по накопительной системе, стажировка в инновационных образовательных учреждениях и другие).
Модульно-накопительная модель внутришкольного обучения и повышения квалификации педагогических кадров.
В рамках данной модели внутришкольное обучение и повышения квалификации педагогических кадров создается модульно-накопительная система повышения квалификации.
Данная модель реализуется с частичным отрывом от работы. Модель направлена на создание условий для реализации обучающимся возможностей непрерывного образования с учетом своих профессиональных потребностей, проблем и возможности выбора, наиболее приемлемых для себя сроков обучения.
Конструирование образовательной программы повышения квалификации на модульно-накопительной основе предполагает обязательное включение в ее состав предметной учебной программы, объемом не менее 36 часов и набора модулей, представленных надпредметными (универсальными) тематическими (проблемными) программами курсов, посвященных актуальным проблемам развития современного образования, психолого-педагогической теории, нормативно-правовой базы. Объем каждого модуля составляет не менее 12- 24 часов.
  Модель обеспечивает обновление теоретических и практических знаний педагогов, их подготовку для выполнения новых видов профессиональной деятельности в связи с изменениями требований к уровню компетентности, квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
Модульный принцип построения программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки позволяет реализовывать индивидуальные маршруты повышения квалификации, что является привлекательным для потребителей на рынке дополнительных образовательных услуг. Универсальные модули, которые имеют место в различных программах повышения квалификации, перезачитываются при обучении по новой программе.
Модель отличается большой гибкостью, мобильностью в предоставлении обучающимся возможности выбора образовательных модулей в соответствии с их профессиональными потребностями и индивидуальными интересами, введения дополнительных модулей на основе требований обучающихся, работодателей, социальных партнеров, ожиданий рынка труда.
Персонифицированная модель внутришкольного обучения и повышения квалификации педагогических кадров.
Данная модель внутришкольного обучения и повышения квалификации педагогических кадров является личностно-ориентированной и предполагает реализацию обучающимся индивидуального учебного плана и освоение им индивидуальной образовательной программы. Перевод на индивидуальный учебный план внутришкольного обучения и повышения квалификации осуществляется на добровольной основе. Освоение программы повышения квалификации по индивидуальному плану реализуется для лиц, способных самостоятельно освоить образовательную программу повышения квалификации. Индивидуальные учебные планы повышения квалификации педагогов разрабатываются с учетом уровня предшествующей подготовки слушателей, уровнем их профессиональной компетентности, занимаемой должности, их функциональных обязанностей.
Модель позволяет в максимальной степени реализовать индивидуальный образовательный маршрут внутришкольного обучения и повышения квалификации педагогических кадров и выполнить в ходе повышения квалификации индивидуальный инновационный образовательный проект, который является итоговой формой контроля качества освоения образовательной программы повышения квалификации.
Данная модель повышения квалификации направлена на подготовку специалистов к инновационному решению задач модернизации экономики, образования и социальной сферы, освоение новых достижений в соответствующих отраслях науки и практики, передового отечественного и зарубежного опыта, обеспечение готовности к созданию инновационных продуктов, услуг, технологий. Она позволяет наиболее эффективно реализовывать психолого-педагогическое и сетевое сопровождение обучающегося в процессе его повышения квалификации, осуществлять совместно с педагогом проектирование персонального пространства профессионально-личностного развития слушателя. Модель способствует повышению меры личной ответственности слушателя за качество повышения его квалификации, наращивание инновационной составляющей профессиональных компетенций.
Образовательный процесс по данной модели повышения квалификации, позволяет развивать такие субъектные качества обучающихся как самостоятельность, избирательность, инициатива, рефлексивность, адекватная самооценка своих возможностей, самоанализ, ответственность, субъектная активность, готовность к проектированию инновационных продуктов и услуг и др. Успешно решается задача подготовки слушателей к творческому процессу самоорганизации своего субъектно-образовательного пространства, что обеспечивает высокий развивающий эффект образовательной деятельности в системе повышения квалификации педагогических кадров.
Сетевая модель внутришкольного обучения и повышения квалификации педагогически кадров.
Данная модель ориентирована на руководителей, специалистов, педагогического коллектива; она реализуется без отрыва от производства. Модель разработана с целью преодоления существующей замкнутости системы повышения квалификации педагогов, ее недостаточной восприимчивостью к запросам общества и рынка труда, несоответствия растущему уровню и темпам развития российского информационного общества. В рамках данной модели разрабатываются методологические, концептуально – теоретические, организационно-педагогические основы, технологии и ресурсные условия сетевого компетентностно-ориентированного повышения квалификации педагогов. В частности, решается проблема проектирования контента сетевых электронных образовательных ресурсов (СЭОР), электронных учебников, разрабатываются андрагогические основы технологии использования СЭОР, педагогические условия сетевого компетентностно-ориентированного повышения квалификации педагогов и др.
Особенность данной модели состоит в ориентации на концепцию обществознания, под которой понимается такое общество, источником развития которого является собственное многообразие и собственные способности. Использование современных информационно-коммуникационных и, в частности, интернет-технологий, развитие системы открытых образовательных ресурсов, возможность сетевой поддержки является ключевыми характеристиками, как для сетевой модели повышения квалификации, так и для концепции создания общества знания.
В контексте инновационного развития российского образования организация внутришкольного обучения и повышения квалификации педагогических кадров позволит выйти на качественно иной уровень развития системы непрерывного педагогического образования, так как данные формы, методы и модели организации и проведения образовательных мероприятий соответствуют современным социокультурным и социально-педагогическим процессам. Организация обучения педагогических кадров в условиях стажировочной площадки позволит адаптировать содержание учебного материала согласно специфике деятельности отдельной школы, конкретных интересов учителя, в соответствии с направлениями инновационного развития системы образования.
Литература.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы.
Гужавина Н.А. «Организация деятельности образовательного учреждения по повышению квалификации педагогов. Проблемы внутришкольного обучения». Завуч, № 3 2008 г.
Каптерев П.Ф. О свойствах учителя// Избр. пед. соч. - М.: Педагогика, 1982. - 704 с.
Костюченко Л.А. «Роль муниципальной методической службы в организации инновационной деятельности образовательного учреждения». Методист, № 2 2008 г.
Криволапова Н. А., Войткевич Н.Н., Булакова Н.А. «Реализация инновационного потенциала системы повышения квалификации». Методист, № 4 2008 г.
Обращение Президента РФ В.В.Путина с ежегодным Посланием Федеральному Собранию, 12 декабря 2013 года, Москва, Кремль.
www.school-sector.relarn.ruhttp://pedsovet.alledu.ru