Конспект урока по литературному чтению 2 класс В. Осеева Добрая хозяюшка


Урок литературного чтения
2 класс
Тема: В. Осеева
«Добрая хозяюшка».
Подготовила: учитель
начальных классов
Картаева Н. А.
Тема: Осеева В. «Добрая хозяюшка».
Цель: ввести в круг чтения новое произведение; формировать умения пересказывать произведение близко к тексту, анализировать события; развивать речь, память, внимание. Формировать представление о дружбе, доброте, вырабатывать навыки групповой работы.
Оборудование: словарь Ожигова, портрет, кроссворды, текст по частям, иллюстрации, плакаты и маркеры, карандаши, карточки с названием эпизода, карточка для характеристики героя; письмо солнышко, таблица с жанровыми особенностями; карточки для индивидуального задания + эталон для доски, пословицы о дружбе, незаконченное предложние.
№п/п Этапы урока
1 Эпиграф к уроку «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступили с тобой»
2. Орг момент
Словарь Ожигова.
Игра «да-нет» - Ребята, у нас на уроке сегодня гости. Когда идешь в гости, надеешься, что тебе не будет там скучно, а будет интересно. Я желаю вам быть радушными хозяевами и работать так, чтобы всем было интересно! 1. – Послушайте стихотворение. Какие похожие слова вы услышали? Добрым быть, совсем не просто, Не зависит доброта от роста, Если доброта, как солнце светит, Радуются взрослые и дети. Выяснение значения слово доброта. - Что такое доброта? (отзывчивость, стремление делать добро) - Давайте поближе познакомимся с этим словом, обратимся за помощью к ассоциациям. Я буду зачитывать, а вы отвечайте «ДА» или «НЕТ». - Это слово связано: с растениями с животными с игрушками с человеком. - Это слово можно: потрогать подержать в руках изготовить почувствовать. - И так, мы теперь знаем, что это слово связано с человеком, и его можно почувствовать. - Про какого человека можно сказать, что он добрый? (делающий добро другим, отзывчивый) - Мы вернемся к этим словам после чтения нашего следующего произведения.
3 Сообщение темы урока.
Портрет Писательницы - В. Осеева написала много произведений для детей. Они серьезные и юмористические. Она писала о любви к природе, дружбе, доброте и труде. - Мы прочитаем сказку В. Осеевой «Добрая хозяюшка». - О чем может идти речь в сказке с таким названием? - Чтобы проверить наши предположения давайте прочитаем текст.
3. Работа в группе.
Чтение с остановками.
Анализ текста. Чтение учителем.
Чтение эпизодов в группе и взаимообучение.
А) распределение ролей
-читаю в группе
-пересказываю в своей группе
-пересказываю в другой группе и задаю вопросы
-оцениваю пересказы и ответы на вопросыБ) Вопросы для проверки восприятия
1 группа, чтение эпизода про петушка.
- Какими словами петушок приветствовал девочку? . Опешите, какой был петушок. (перышки красивые, словно маслом смазаны, гребешок, как золото блестит) - Почему же она захотела его променять на курочку? (та ей понравилась) - Почему петушок опустил голову? (он очень огорчился) 2 группаЧтение эпизода про курочку. - Какая была курочка? . Опишите.- Как курочка называла девочку? (моя хозяюшка, она её полюбила) - Как она заботилась о девочке? (каждый день несла яички) 3 группа. Чтение эпизода про уточку. - Как дружили девочка с уточкой? - Как уточка заботилась о девочке? (не плыви далеко; выйдет на бережок-уточка за ней) - Почему же она захотела её променять на щенка? (он такой хорошенький) 4 группа Чтение эпизода о щенке.
Какие слова приговаривала девочка, когда гладила щенка?
- Почему щенок убежал от девочки?
- Что увидела девочка, когда проснулась?
5. Иллюстрация отрывка. Задания раздаются не озвученными, потом весь класс определяет какой это отрывок.
1 группа эпизод о курочке
2 группа эпизод уточка
3 группа эпизод щенок
4 группа эпизод петушок
Встаньте в правильном порядке
Оцените рисунки своих товарищей.
-красиво (сердечки)
6. А вам бы хотелось с такой девочкой дружить? - Так какая же девочка хозяйка, добрая или злая? (девочка нехорошая, недобрая) - Разве она била животных? (нет) - Может быть она им есть не дает? (нет) - Так чем же она их обижает? (Она их не любит, она ими забавляется, а надоедят - бросит, отдаст соседям, обменяет. А они то её любят, искренне о ней заботятся. И это очень больно, когда на любовь отвечают безразличием, когда обманывают в дружбе). 7. Характеристика героя.
Подчеркните слова, которые относятся к девочке и её поступку.
«дружелюбие, равнодушие, трудолюбие, болтливость, честность, жадность, преданность, аккуратность, справедливость, вежливость, смелость, трусость, внимательность, безразличие, безответственность.Оцениваем: хлопки в ладоши 8. Вывод.
- А почему В. Осеева назвала свою сказку «Добрая хозяюшка»? (она нарочно так назвала, чтобы заставить читателей задуматься над её поступками) - Вспомните-ка, не бывало ли у вас, что вы натворите что-нибудь недоброе, неумное, а старшие увидят, разведут руками и скажут: - Ай- да умники!
Чему учит нас это произведение?
10. Групповая работа. Напиши письмо-совет девочке. 9.Жанровое соотнесение.
К какому жанру литературы относится это произведение?
Докажите. Отметьте в таблице особенности, которые есть в произведении «Добрая хозяюшка»
-описание реальных событий, вымысел, герои - обычные люди, животные разговаривают, описывается один эпизод из жизни, есть концовка, зачин и присказка, повторы.
4 Проверка целостного восприятия произведения.
Самост/работа - Определите последовательность событий на схеме? Что было раньше, а что потом? Обозначьте цифрами каждую картинку.
Проверка –учитель и консультанты. По эталону.
1ошибка-4
2-3ошибки-3
4 ошибки-2
5. Рефлексия А)Составь пословицы о дружбе.
Друзья познаются в беде.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Нет друга - ищи, а нашёл - береги.
Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
«Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступили с тобой» - Подходит ли эта пословица к прочитанной сказке? Почему? (С девочкой поступили так, как и она поступила с друзьями - её бросили, она осталась одна) - Друга с какими чертами характера вы бы хотели иметь?
А у вас есть друзья?
А любимое домашнее животное?
Домашнее задание.
- Выберите домашнее задание, которое вы захотите выполнить дома. а) Написать письмо девочке от имени кого-либо из животных. б) Придумать продолжение сказки. В) Пересказать сказку стр 33-34.
Г) мини –сочинение «Мой друг …..»
Закончи предложение: «Сегодня на уроке я понял, что…………………………»
Приложение:Картинный план