Урок Нормативность языка и речевые ошибки


Технология развивающего обучения.В современной педагогической литературе рассматриваются как разновидность личностно ориентированного обучения. Его теоретические положения разрабатывались Л. Выготским,
Л. Замковым, В. Давыдовым. Под развивающим обучением понимают активно-деятельный способ обучения, во время которого учитываются и используются природные закономерности индивидуального развития ребенка, обуславливающие развитие знаний, умений, навыков и способов умственной деятельности. В отличие от традиционного обучения, цель которого накопление конкретных навыков и умений, которые подаются в готовом виде, развивающая система ставит целью общее развитие интеллектуальных способностей, чувств, навыкам обучения и общения.
Проект Творческой мастерской состоит из таких этапов:Создание эмоционального настроения.
Индивидуальное создание гипотез
Обсуждение всех гипотез
Афиширование
Осознание участниками мастерской необходимости поиска новых идей
Выражение чувств, эмоций, возникших на уроке.

ТЕМА: Несмотря на рваный кед, завоюем всех побед!
Вот это да! Бывает же...
В подборе темы урока я всегда отталкиваюсь от того, что интересно детям. Идею этого урока мне подсказали старшеклассники. На перемене болельщики различных клубов бурно обсуждали результаты какого-то футбольного матча. Я уважительно отношусь к футболу, хоть и не являюсь пламенным поклонником. На стадионе бываю только из солидарности. Больше слушаю, чем смотрю.
В основе урока фразы из интервью, реплики спортсменов и болельщиков. В своей работе я попыталась соединить развивающую технологию, обучающий материал и личные впечатления.

Урок №2. Технология развивающего обучения.
Форма: Творческая лаборатория.
Тема: Нормативность языка, речевые ошибки и способы их предупреждения
Эпиграф: Заговори, чтобы я тебя увидел.
Цель:
Обучающая: дать понятие о нормативности языка, о видах речевых ошибок
Развивающая: совершенствовать устную речь, развивать умение строить: грамотные высказыванияВоспитательная: воспитывать внимание к языку и речевую компетентностьХод урока:
Организационный момент. Объявление темы и цели урока. Цель урока
предлагаем сформулировать учащимся. Мотивация(для чего нужна
эта тема) формулируют учащиеся.
Вводим понятие «речевая репутация». Учащиеся отвечают на вопрос: «Что
такое репутация?», «В чем особенности речевой репутации?»
Новый материал.
Работа со словарем. Слова: матч, стадион, баскетбол, гимнастика, соревнование, спартакиада, тренер, тренировка. (Учитель комментирует каждое слово, его лексическое значение, особенности написания).
Слово учителя. Речь человека - его лицо. Наша с вами задача быть грамотными людьми, понимать, что такое речевые ошибки, стараться избегать их. Обратимся к Эпиграфу: заговори, чтобы я тебя увидел. Вопрос: нет ли в этой фразе нарушения логики?
Если нет, то почему? Устные ответы учащихся. Предполагаемыеварианты ответов: фраза логична, т.к. речь человека, как и лицо, формирует его репутацию.
Сегодня на уроке поговорим о спорте, спортсменах, и о том, как говорить не нужно. Спортсмены - люди публичные, кумиры миллионов. Вот, кажется, кому быть носителем высокой речевой культуры, так сказать, речевым образцом. К сожалению, это не всегда так.
Что такое грамотная речь? Это речь литературная и нормативная. Норма литературного языка - это центральное понятие учения о правильности речи и об ее культуре.
Все речевые ошибки происходят от не соблюдения норм.
Запись в тетради, работа с таблицей.
Нормы Ошибки
1. Лексическая норма- употребление слов в соответствии с присущим ей значением
' ' ■ 1 —■■■'■’■"Г.'"'' г- " '?■ ' ]1.Лексические
ошибки? (формулируем методом от противного)Н: я каждый раз радуюсь, когда тренер скажет мне что-нибудь сделать.(скажет = попросит)
Н: В следующем сезоне мы обратно встретимся с «Шахтером». (обратно = опять)
Мне нравится вратарь ихней команды.(ихней =их)
|
|
2.Фразеологическая норм - закрепившееся в языке употребление устойчивых оборотов 2.Фразеологические ошибки?
(формулируем методом от противного). Н: В прошлом сезоне «Таврия» выступала более-менее стабильно.(более -менее = более или менее)Н: вся страна от малого до великого собралась у экранов телевизоров(от малого до великого = от мала до велика)
З. Словообразовательная норма- утвердившееся в языке употребление производных слов. 3. Словообразовательные ошибки? (формулируем методом от противного).Н: Сколько мы будем терпеть незаконное вмешивание в дела
команды?(вмешивание = вмешательство)
Н: Участие Артема Милевского в матче- вопрос -насущий. (насущий= насущный)
4.Грамматическая норма-это общепринятое употребление форм слов и синтаксических конструкций
4.Грамматические ошибки? (формулируем методом от противного)
Н.: Тренировки, тренировки, у нас совершенно нет время
( время = времени) Н: Наш тренер выстроил защиту более интереснее ( более интереснее =более интересно)
5.Орфоэпическая норма-это литературное произношение слов и их форм. 5. Орфоэпические ошибки? (формулируем методом от противного).Н: Спонсоры гарантируют обеспечЕние спортивным
Инвентарем (обеспечЕние =обеспЕчение)
6. Стилистическая норма-это целесообразное и уместное использование в речи языковых средств. 6. Стилистические
ошибки?(формулируем методом от противного).Н: Тренер сказал нам, что ведь напрасно вы, ребята, не атакуете . Посмотрев матч, команда «Динамо» стала мне еще дороже.
7. Орфографическая норма- это правила орфографии написания слов 7.0рфоргафические ошибки?
(формулируем методом от противного, выявляются только в письменной речи).
8. Пунктуационная норма-это правила постановки знаков препинания. 8. Пунктуационные ошибки? (формулируем методом от противного, выявляются только в письменной речи).
Для оптимизации обучения данная таблица прилагается в виде раздаточного материала (см. Приложение №1). Ученики заполняют пустую колонку примерами.
Проблемный вопрос: Исходя их эпиграфа, что бы вы сказали о человеке, который так разговаривает?
Вывод: спортсмены-люди публичные. Им нужно работать не только физической формой, но над собственной речью, т.к. они пример для подражания.
Творческая работа. На доске написана «кричалка» футбольных фанов : Несмотря на рваный кед,
завоюем всех побед!
Слово учителя: Многие из вас любят футбол и наверняка, у каждого из вас есть любимая команда. Все любителям футбола знакомы кричалки. Какие кричалки знаете?(см. Приложение№2) Обратите внимание на доску. Вопрос: что хотели сказать фанаты? (Ответы учеников). Давайте поможем фанатам грамотно составить эту кричалку.
Творческая лаборатория.ЗАДАНИЕ №1.Слова «кед» в русском языке нет, т.к. имеет форму только множественного числа: кеды, кедов. Скажите, можно ли применять форму «кед» в кричалке?(Стилистическое обоснование). Устные ответы учеников.
Вывод: Кричалки относятся к разговорному стилю. Слово «кед» - это словесное хулиганство. А кричалки - это хулиганство на стадионе. Слово «кед» можно оставит в кричалке только для стилистического озорства.
ЗАДАНИЕ №2. Подобрать рифму к слову «кед». Работа учеников.
Варианты:-сосед
-котлет
-обед„
-сто лет
-балет
-дуплет
-кадет
-стилет
-слов нет
-газет
-гаджет
-Интернет
-туалет
-мопед и т.д.
ЗАДАНИЕ №3. Составить новую кричалку.
«Несмотря на рваный кед
Результаты работы.
-съест команда 100 котлет;
-не пропустим мы обед;
-мы попремся на балет;
-подключаем Интернет;
-поступлю я как кадет;
-не читаю я газет;
-я куплю себе мопед;
-засыпаю под кларнет и т.д.
399161040005слов
00слов
Это была разминка. Теперь подберем рифму « кеды». ВАРИАНТЫ:
победы;
-мопеды;
беды;
-обеды.
Коллективное творчество по созданию новой, правильной кричалки. Результат совместного творчества:
Якуплю покрепче кеды,
Пожелайте мне Победы!
Якупил в Китае кеды
Не дожить им до победы. (Не дождетесь вы Победы!)
Задание №4. Нужно отметить в раздаточном материале (см. Приложение№1) типы ошибок, допущенных в кричалке.
Обсуждение ответов.
Подведение итогов урока.
Вопрос: какие выводы вы сделали для себя после сегодняшнего урока? Предполагаемые варианты ответов.
Совершенствовать собственную устную речь
Нужно учиться строить грамотные выражения, как на занятиях, так и в повседневной жизни
Нужно повышать свою речевую компетенцию
Поддерживать речевую репутацию на должном уровне, т.к. речь - один из показателей культурного уровня человека.
Ф-■
Домашнее задание.
Записать в тетради наибольшее количество футбольных кричалок.
56013352168525б
00б
Написать пожелание футбольным фанатам, в котором была бы фраза: «заговори, чтобы я тебя увидел».
Приложение№1 к уроку №2
Нормы Ошибки
1. Лексическая норма- употребление слов в соответствии с присущим ей значением
' ' ■ 1 —■■■'■’■"Г.'"'' г- " '?■ ' ]1.Лексические
ошибки? (формулируем методом от противного)
|
|
2.Фразеологическая норм - закрепившееся в языке употребление устойчивых оборотов 2.Фразеологические ошибки?
(формулируем методом от противного).
З. Словообразовательная норма- утвердившееся в языке употребление производных слов. 3. Словообразовательные ошибки? (формулируем методом от противного).
4.Грамматическая норма-это общепринятое употребление форм слов и синтаксических конструкций
4.Грамматические ошибки? (формулируем методом от противного)
5.Орфоэпическая норма-это литературное произношение слов и их форм. 5. Орфоэпические ошибки? (формулируем методом от противного).
6. Стилистическая норма-это целесообразное и уместное использование в речи языковых средств. 6. Стилистические
ошибки? (формулируем методом от противного).
7. Орфографическая норма- это правила орфографии написания слов 7.0рфоргафические ошибки?
(формулируем методом от противного).
8. Пунктуационная норма-это правила постановки знаков препинания. 8. Пунктуационные ошибки? (формулируем методом от противного).
Приложение №2 к уроку №2.
Кричалки. Домашнее задание.
Мы очень твердо верим
В одиннадцать ребят,
Сегодня Симферопольцы
Конечно победят.
Бело-синий самый сильный!
Лучше нет команды в мире,
Чем «Динамо» в Украине!
Спи спокойно ночью мама,
Я болею за «Динамо»!
Наши флаги бело-голубые,
Мы болеем за «Динамо Киев»!
«Динамо» с Днепра-Ура!Ура!
Мы марсиане?-Не-е-т!
Мы армяне?-Не-е-т!
Мы украинцы?-Да-аа!
Наша команда с берегов Днепра!
Утром^вечером и днем
Про «Динамо» мы поем!
Узнает навеки пусть наша страна,
«Динамо»-не слово, «Динамо»-судьба!
В Париже любят кофе, в Милане любят сыр,
А я люблю «Динамо», «Динамо»-мой кумир!
«Динамо», вперед, всегда и везде!
Добудем победу в нелегкой борьбе.
Болельщик не может ждать и страдать,
Наше «Динамо» должно забивать!
В Европе нет, мы скажем прямо,
Команды лучше, чем «Динамо»!
«Динамо» -класс! «Динамо»-сила!
Любовь к «Динамо» нас соединила!