Статья Моя педагогическая философия


МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
У каждого учителя педагогическая философия своя.
В словаре известного русского филолога С.И. Ожегова мы читаем: «Философия – 1. Наука о наиболее общих законах развития
природы, общества и мышления.
2. Методические принципы, лежащие в основе
какой - нибудь науки».
«Педагогика- 1.Наука о воспитании и обучении.
2.Воспитательные приемы, воздействия.
«Педагогический» - соответствующий требованиям педагогики.
Учитывая все вышесказанное, можно вывести определение педагогической философии: «Педагогическая философия» - совокупность педагогических методов, лежащих в основе воспитания и обучения.
Основная заповедь учителя-любовь к детям, любовь к своей профессии. У Ш.А. Амонашвили есть памятка с заповедями для учителя:
1. Будь осторожен.
2. Не ошибись.
3. Не навреди.
4. Будь надежной для школьника.
5. Дари себя детям.
6. Знай, к чему стремиться.
7. Постоянно ищи в ребенке богатство его души.
8. Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребенке.
К этим восьми заповедям можно добавить еще такие:
- Пробуди интерес к учению.
- Сделай так, чтобы школа стала для ученика вторым домом.
- Относись к ученику так, как бы ты относился к себе самому.
Моя учительница судьба….. Скажу ли я ей спасибо? Скорее всего, да. Спасибо за те минуты, когда мне удавалось пробудить лучшие качества в моих детях. Скажу спасибо за те мгновения, когда после долгих неудач ребенок восклицал: «получилось!» - и обретал веру в себя, в свои силы.
Каждая победа ребенка становится и моей победой, его радость – и моей радостью. Учитель- это наставник. В его труде - радость творчества, сила духа и способность сопереживания. Каждый день, переступая школьный порог, я должна забывать о всех своих бедах и тревогах и входить в класс со светлой душой и доброй улыбкой. В очередной раз ловлю на себя на мысли, что задаю один и тот же вопрос: «Где взять силы для вдохновения?» «И тут же сама себе отвечаю: «В самой себе и в детских пытливых глазах, заинтересованных и ожидающих чего- то нового». Не оправдать их надежды невозможно. Дети верят в меня. Поэтому каждый раз вместе с детьми мы отправляемся в мир новых открытий.

Поезд знаний летит быстро, если каждый день в школе будет наполнен смыслом постижения чего-то нового. На протяжении 22-х лет своей педагогической деятельности думаю: чему учить? Считать, писать, читать? Нет, не только этому. Учитель должен не только давать знания, но и воспитывать ребенка. Поэтому он должен знать различные методики и постоянно находиться в поиске, проявлять творчество.
Все дети – по- своему талантливы. Каждый ребенок может показать свои знания по какому-либо предмету: это может быть чтение, математика, русский язык, а может быть и музыка, физкультура. Поэтому для каждого ученика нужно ежедневно создавать ситуацию успеха, отмечать каждое достижение (даже самое незначительное), опираясь на его индивидуальный уровень развития. И не в сравнении с достижениями других учеников, а в сравнении с самим собой, со вчерашними достижениями.
Каждый урок – это строительство нового дома. Вот я, «заливаю» фундамент – прошлое. Каким будет фундамент? Если прочным, значит, сумела донести и полезное. А вдруг разрушится? Самое главное - не паниковать. Надо вернуться, найти ошибку и устранить «брак».
Затем по фундаменту (прошлому) начинается «кладка». И на моих глазах растет стена настоящего. Кирпичик за кирпичиком, урок за уроком, и я мысленно говорю себе: «Не спеши вперед, проверяй на прочность». Для того, чтобы урок получился, нужно сделать его интересным для ребят, найти формы и методы, с помощью которых можно объяснить просто и доступно сложный материал. В каждом уроке нужно разглядеть изюминки, заинтересовать ими детей. Большая эмоциональность младших школьников заставляет меня активнее перевоплощаться в различные образы и вести их за собой: то быть строгим судьей во время проверочной работы, то добрым другом, который готов прийти на помощь в любую минуту. И все же главным условием успешного урока является атмосфера сотрудничества, основанная на взаимном уважении.
Судьба..... Скажу ли я ей спасибо? Проследив свой педагогический путь, сейчас твердо отвечу: «Да! Я - учитель, а учитель- это строитель». Строитель должен созидать. Он не может жить без строительства. Созидание есть его песнь, его молитва, его труд. Строитель слагает основания твердынь и храмов, не ослабляя себя мыслью: кто и когда завершит кровлю?»- считал Н.Рерих. И я учу ребенка творить, созидать собственную личность. Это « моя песнь, моя молитва, мой труд!» Это моя педагогическая философия, фундамент которой – совесть, порядочность и любовь к детям. Я всегда критически относилась и отношусь к своей работе, остаюсь верной девизу: « Сегодня работать лучше, чем вчера, а завтра- лучше, чем сегодня».
____________________________
__________________