Профессиональная подготовка педагогических кадров для дошкольных организаций в контексте перехода к 12-летнему образованию

Формирование профессиональной мобильности
будущего педагога в условиях модернизации
дошкольного образования

Лойко В.А.
Костанайский педагогический колледж

В условиях модернизации системы образования Республики Казахстан государственная политика строится с учётом понимания того, что обучение начинается с рождения, а забота и образование детей дошкольного возраста является важным компонентом базового образования. Детский сад сегодня не просто функциональное звено в системе образования, а новая образовательная система, отвечающая вызовам 21 века. Успех современного образования определяется, прежде всего, образовательным и профессиональным уровнем педагогических кадров. В «Государственной программе развития образования в РК на 2011-2020 гг.», в «Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года» подчёркивается, что государству, обществу необходим специалист, способный гибко перестраивать содержание своей деятельности в связи со сменой требований рынка труда. На первый план выдвигается изменение подхода к организации педагогического процесса в целях формирования у учащихся таких качеств личности как социальная ответственность, самостоятельность и оперативность в принятии решения, способность быстро адаптироваться к новым условиям и другие, определяющие профессиональную мобильность личности. [5]
В 70-ые годы прошлого столетия в педагогике профессиональную мобильность определяли как готовность и способность рабочего к быстрой смене выполняемых производственных заданий, рабочих мест и даже специальностей в рамках одной профессии или отрасли, способность быстро осваивать новые специальности или изменения в них, возникшие под влиянием технических преобразований. Такая трактовка рассматриваемого понятия очень ограничена и отражает только особенности технических профессий.
Научные положения, непосредственно затрагивающие проблему подготовки профессионально мобильной личности специалистов, сформулированы в диссертационных исследованиях З.А.Багишаева, Л.В.Горюновой, О.М.Дудина, Б.М.Игошева, Ю.И.Калиновского, Н.Ф.Хорошко и др. [8]
Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. отмечают, что основой профессиональной мобильности является высокий уровень обобщенных профессиональных знаний, владение системой обобщенных профессиональных приемов и умение эффективно их применять для выполнения каких либо заданий в области своей профессии. [6]
По мнению зарубежных исследователей (Д. Мартенс, А. Шелтон) в основу формирования профессиональной мобильности и конкурентоспособности будущих специалистов должны быть положены «ключевые квалификации», которые имеют широкий радиус действия, выходят за пределы одной группы профессий, профессионально и психологически подготавливают специалиста к смене и освоению новых специальностей и профессий, обеспечивают готовность к инновациям в профессиональной деятельности. [10]
Ряд ученых (З. А. Решетова, А. М. Столяренко) основой профессиональной мобильности в современный период развития общества считают развитое творческое мышление будущих специалистов. [9]
Таким образом, понятие «профессиональная мобильность» достаточно ёмкое и неоднозначное, имеющее сложную структуру. В психологическом словаре оно определяется как способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профессиональной деятельности. [11]
Профессиональная мобильность не может быть обеспечена за счёт усвоения определённого количества знаний. Сегодня практически у каждого есть возможность неограниченного доступа к информации. В этих условиях мобильны будут те, кто способен оперативно находить необходимую информацию и использовать её для решения своих проблем. [7]
Необходимым условием интеллектуального и творческого развития учащихся, лежащих в основе будущей профессиональной мобильности становится применение новых технологий в практике обучения.
Внедрение новых стандартов и программ по дошкольному воспитанию, введение национально-регионального компонента, значительное повышение требований к самостоятельной работе будущих дошкольных работников потребовало от нас, педагогов кафедры «Дошкольное воспитание», использования технологий, которые в минимальное время, с относительно небольшими затратами способны дать наиболее высокие результаты, заметно повысить качество подготовки выпускников.
Среди множества технологий мы выделили блочно-модульную технологию, предполагающую компактное распределение учебного материала, информационные технологии, помогающие создавать наглядные пособия, которые экономят время учащихся при осмыслении и усвоении содержания обучения, визуализируют мыслительную деятельность, фреймовую технологию [3]
Рассматривая пути интенсификации обучения за счёт «сгущения» учебного содержания (параграф заменяется модулем), мы обратили внимание и на менее разработанную технологию – фреймовая технология. Данная технология имеет ограничения применимости, но при рассмотрении тем, в которых можно выделить одинаковое повторяющееся ядро (задачи, принципы, средства, условия, методы), мы использовали фреймы как повторяющийся способ организации учебного материала [8]
Цель блочно-модульного обучения: содействие развитию, самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала. [4] Весь курс дошкольной педагогики мы разбили на 7 модулей, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью, а учащиеся работают максимум времени самостоятельно, учатся самоорганизации и самоконтролю: 1. Теоретико-методологические основы дошкольной педагогики
2. Педагогика раннего детства
3. Игра как ведущий вид деятельности дошкольников
4. Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста
5. Теория и методика обучения детей дошкольного возраста
6. Преемственность в работе семьи, ДОУ, начальной школы
7. Система планирования образовательного процесса в дошкольном учреждении
Занятия в каждом блок-модуле выполняются в следующем порядке:
Обзорная лекция
Практические занятия
первоначальное глоссарное обучение (работа с понятиями, терминами);
работа с учебником (книгой, источником), опорным конспектом;
алгоритмическое освоение умений и навыков (работа с таблицами схемами, составление логических схем);
консультации, отработка задолженностей;
развивающий тренинг (активный семинар, деловая игра, «круглый стол»);
Контрольное заключительное занятие по блоку.
Один из наиболее известных методов визуализации учебной информации – опорные сигналы (В.Ф. Шаталов), эффективность которых доказана многолетней педагогической практикой. Лист опорных сигналов – это построенная по специальным принципам визуальная модель содержания учебного материала, в которой сжато изображены основные смысловые вехи изучаемой темы, а также используются графические приемы повышения мнемонического эффекта. Универсальность опорного конспекта в отличие от других моделей заключается в том, что на одном листе различные схемно-знаковые модели могут соединяться в цельный визуальный образ, дополняя друг друга. Наличие подобной наглядности обеспечивает изучение материала от общего к частному, т.е. согласуется с нормальным развитием интеллекта [1]
Данная технология легла в основу создания дидактических опросных карт по дошкольной педагогике. По окончании обзорной лекции педагог на интерактивной доске составляет карту, используя естественный язык науки без кодирования информации, а учащиеся переносят её в тетради в процессе совместного с педагогом анализа. После этого демонстрируется домашняя заготовка в виде слайда с закодированной информацией, и учащиеся получают задание сопоставить первую и вторую карты.
При отборе информации для опросной карты учитываются следующие критерии:
Значимость в подготовке специалиста
Система знаний по предмету
Воспитательная ценность
Карта состоит из двух частей: центральной (опорной), в которой расположено основное знание и периферийной, состоящей из 7 или более элементов, расположенных хаотично. Для кодирования периферийных знаний используется: слово, буква, число, рисунок, модель, схема, формула. Работа по карте может проходить на всех этапах проработки модуля, а также при осуществления контроля в разной форме:
Опрос по кругу в микрогруппе
Индивидуальный опрос в бригаде
Вслух у доски опрос микрогруппы
Индивидуальный опрос при отработке задолжностей
Опросную карту можно использовать и для выполнения разноуровневых заданий:
Найти в учебнике или конспекте лекции расшифровку по элементам знаний (для слабого ученика)
Вербально оформить содержание карты (для среднего ученика)
Установить способ и содержание доказательства отдельных положений карты, где есть соединительная стрелка (для сильного ученика)
Составить из данных элементов знаний новую опросную карту (для сильного ученика)
Результатами внедрения инновационных технологий явились следующие изменения:
модернизированы формы организации учебных занятий;
учебная деятельность представляет собой интеграцию коллективных, групповых и индивидуальных форм обучения
созданы мотивационно-целевые установки, направленные на достижение высокого уровня личностного развития учащегося;
в ходе учебной деятельности учащиеся овладевают навыками самостоятельной деятельности, поиска оригинальных нестандартных решений задач творческого характера [2]
Анализ информации позволил сделать вывод о том, модульные занятия в большей степени способствуют формированию у учащихся профессиональной мобильности, создавая условия для проявления таких качеств  педагога как, гибкость, способность рассуждать, рефлексировать, принимать активную социокультурную позицию, реализовывать собственные и общегрупповые задачи с помощью собственных (групповых) ресурсов.

Список использованной литературы:
А.А.Остапенко, А.А.Касатиков, С.П.Грушевский Техника графического уплотнения учебной информации//Школьные технологии – 2004. - № 4. – С. 89-103
Амирова Л. А. Развитие профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования: автореферат дис. на соискание ученой степени доктора пед. наук
Белкин А.С. и др. Основы педагогических технологий (Краткий толковый словарь). – Екатеринбург, 1995.
В.И.Боголюбов Методы и средства реализации педагогических технологий// Школьные технологии – 2004. - № 5. – С. 18-31
«Государственная программа развития образования в РК на 2011-2020 гг.»
Дьяченко М. И., Психология высшей школы / Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. – 3-е изд., перераб. и доп. – Минск: Университетское, 1993 – 367 с.
Игошев Б. М. Профессиональная мобильность учителя: организационно-педагогический аспект / Б. М. Игошев // Известия Уральского государственного университета. – 2008. – № 56. – С. 34-40.
Калиновский Ю.И. Развитие социально-профессиональной мобильности андрагога в контексте социокультурной образовательной политики региона Дис. на соискание ученой степени доктора пед. наук С.Пб.2001
Т.Н.Колодочка Дидактические возможности фреймовой технологии// Школьные технологии – 2003. - № 3. – С. 26-30
Нужнова С. В. Сущность и структура понятия профессиональной мобильности в современном обществе http://www.rusnauka.com/Pedagog/185.html (10.02.2009)
Психологический словарь, Педагогика-Пресс, 1996.
















15