Урок по окружающему миру на тему Когда дом становится опасным 4 класс




4 класс

Окружающий мир


«Когда дом становится опасным.
Огонь – друг и враг»
Подготовила
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Васильева Елена Анатольевна
Планируемые результаты
Предметные
Ученик научится:
называть правила противопожарной безопасности и правила поведения при возникновении пожара;
воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания.
Метапредметные результаты (универсальные учебные действия)
Познавательные
Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.
Давать определение понятиям;
Владеть логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.
Выделять необходимый материал из текста, устного рассказа.
Делать выводы и умозаключения, преобразовывать одну информацию в другую.
Регулятивные
Осознавать границы собственных знаний и умений по теме « Когда дом становится опасным».
Формулировать тему, удерживать цель и задачи учебной деятельности.
Уметь самостоятельно решать проблемные задачи.
Контролировать собственную деятельность по результатам выполнения задания.
Коммуникативные
Взаимодействовать (сотрудничать) при работе в паре, в группе.
Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
Строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы.
Соблюдать грамматические нормы речи.
Воспринимать целостную картину безопасных норм поведения, и их соблюдения.
Личностные
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Проявлять готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения.
Тема урока: "Когда дом становится опасным. Огонь – друг и враг" 
Цель: создать условия для знакомства с возможными опасными ситуациями, которые могут возникнуть в отсутствие родителей, причинами их возникновения, ориентировочными реакциями и готовностью им противостоять; формировать умения самостоятельно строить и применять новое знание; формировать навыки безопасного поведения.
Учебные задачи:
Создавать ситуацию, при которой возникает необходимость формулировать проблему, предлагать пути ее решения для получения новых знаний.
Создавать условия для развития у умения структурировать информацию.
Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи.
Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
Выяснить, почему огонь называют и другом, и врагом.
Узнать причины возникновения пожара.
Запомнить правила поведения при пожаре.
Узнать, как уберечь себя от ожогов и как пользоваться газовой плитой.
Обучать контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Учебно - методическое обеспечение
Программа «Окружающий мир» 1-4 класс / Н.Ф. Виноградовой - М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2012.
Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова Окружающий мир: учебник для 4 класса 1 ч.- М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2014.
Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова Окружающий мир: рабочая тетрадь для 4 класса 1 ч.- М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2014.

Оборудование и учебно-дидактическое обеспечение:
- компьютер, мультимедийное оборудование;
- учебник «Окружающий мир» ч. 1;
- рабочая тетрадь №1;
- карточки с заданиями для работы в парах и группах;
- тест для самостоятельной работы;
- картинки с изображениями жизненных ситуаций.
Ход урока:
Самоопределение к деятельности.
Цель: мотивировать к изучению темы; включить обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
У.: - Проверьте свою готовность к уроку.
У.: - Молодцы, садитесь.
II. Актуализация опорных знаний.
Цель: актуализировать ранее полученные знания, необходимые для «открытия нового знания».
Метод словесной передачи, зрительного и слухового восприятия, проблемный.
Приёмы обучения: словесная и наглядная передача учебной информации.
Форма обучения: фронтальная.
Беседа.
– Прочитайте и объясните пословицы. (Ответы детей.)

Всякий дом хозяином держится.
Горе тому, у кого непорядки в дому.
-Какая общая тема объединяет эти пословицы?
- Вы догадались, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
- Хотите узнать, какое горе может случиться с тем, у кого непорядки в дому?
Ш. Определение темы и постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Цель: сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.
Метод словесной передачи и слухового восприятия, проблемный, частично-поисковый.
Приёмы обучения: словесная передача учебной информации одновременно всем обучающимся, организация групповой работы.
Форма обучения: групповая.
Определение темы урока
У.: - По содержанию учебника прочитайте тему урока на странице 76. Посмотрите, к какому разделу относится этот урок. С помощью стикера откройте нужную страницу.
У.: Кто может назвать тему урока?
Д.: «Когда дом становится опасным». Раздел «Твоё здоровье».
У.: Эта тема очень большая, поэтому мы познакомимся с ней в течение двух уроков. Сегодня мы будем работать на стр.76-81 (на доску).
4742815128665Работа в группах (в четвёрках)
У.: - Давайте вспомним правила работы в группе.
Говори в полголоса. Не кричи!
Поделись своим мнением.
Дай возможность высказаться каждому товарищу в группе. Сотрудничай, уважай всех членов группы.
Выбери консультанта.
У: - Объединитесь в четвёрки.
- Просмотрите тексты, рисунки и задания на этих страницах. Обсудите в группе и предположите, о чем мы будем говорить сегодня, чем будем заниматься на уроке?
Проверка: ответы детей по группам.
Мы с группой посовещались и предположили, что мы будем сегодня на уроке узнавать причины возникновения пожара.
Мы будем читать текст «Огонь - друг и враг».
Совершим путешествие в прошлое в рубрике «Этот удивительный мир…»
Прочитаем, как уберечь себя от ожогов и как пользоваться газовой плитой. и др.
У: - Опираясь на ваши рассуждения, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока? Давайте внесём уточнение.
Тема «Огонь – друг и враг» (надпись на доску).
Определение цели урока:
У: - Опираясь на тему урока и ваши рассуждения, поставьте цель урока.
Проверка: фронтальная. (Ответы детей)
Цель: узнать о пользе огня и об опасностях, которые могут возникнуть при неправильном обращении с огнём. Выучить правила пожарной безопасности.
Составление плана урока:
У.: - Что поможет в достижении цели?
Д.: - План работы.
- Давайте составим план работы в соответствии с заданиями учебника.
(На доске записан план работы на уроке в произвольном порядке, обучающиеся составляют в определённой последовательности).
План работы:
Причины возникновения пожара.
Почему говорят «Огонь - друг и враг».
Правила поведения при пожаре.
Как уберечь себя от ожогов.
Как пользоваться газовой плитой.
Итог.
IV. «Открытие нового знания». Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.
Цель: решение устных задач и обсуждение проекта решения.
Метод словесной передачи и слухового восприятия, проблемный, частично-поисковый.
Приёмы обучения - словесная передача учебной информации одновременно всем обучающимся, организация групповой работы.
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
У.: - Приступаем к выполнению первого пункта плана.
 1. Причины возникновения пожара.
Цель: дать представление о причинах возникновения пожара .Работа по учебнику (с. 76).
- Давайте обратимся к учебнику. Что показывает этот условный значок? (Обсудим вместе).
- Прочитаем отрывок из стихотворения. Рассмотрим рисунки. Ответим на вопросы: «Какие причины возникновения пожара? Почему огонь может стать врагом?».
(Чтение отрывка из стихотворения С. Я. Маршака «Пожар».)
Проверка фронтальная (Ответы детей на вопросы.)
Причины пожара: 
Не играй со спичками и зажигалками.
Уходя из дома, не забывай выключать электроприборы.
Не суши белье над плитой.
Ни в коем случае не зажигай фейерверки, бенгальские огни дома.
Не играй с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
Не разводи костер в лесу.
Будь осторожен с газом.
Рефлексия: - Для чего выполняли это задание? (Ответы детей.)
У.: - Приступаем к выполнению второго пункта плана.
2. Почему говорят: «Огонь – друг и враг».
 Цель: дать представление о пользе огня и об опасностях, которые могут возникнуть при неправильном обращении с огнём.
У.: - Как вы думаете, почему произошла эта история? Давайте разбираться.
1.) Чтение текста в учебнике «Огонь – друг и враг» ( стр.77: 1, 2 абзац)
2.) Сообщения учащихся на тему «Огонь – друг и враг».
Огонь – друг человека
Огонь – давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел. Он нужен повсюду: и в домах, и в школах, на заводах и фабриках, в городах и сёлах. Значит, огонь – друг человека.
Он: отапливает дома в холодное время года; помогает приготовить пищу; используется в производстве: при плавке металлов, изготовлении стекла и стройматериалов, обжиге керамических изделий, в теплоэлектростанциях, при запуске ракет и многое другое. Огонь стал надёжным помощником людей.
Огонь – враг человека
Сила у огня большая – пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать коварным врагом. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли большие города, маленькие деревни, леса и всё живое.
Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждый час в огне погибает 1 человек, каждый третий погибший – ребёнок.
У.: - Ребята, соблюдение правил пожарной безопасности поможет государству сберечь сотни тысяч рублей, а также сберечь здоровье и жизнь людей.
У.: - Давний друг человека – огонь … Откуда он произошёл, ваше мнение?
(Ответы детей.)
- Давайте совершим экскурсию в прошлое и узнаем. Какая рубрика нам поможет? Найдите в учебнике.
3.) Рубрика «Этот удивительный мир…».
( Чтение текста на стр.79)
Рефлексия: - Как вы считаете, мы выполнили этот пункт плана? Коротко вывод. (Ответы детей.)
У.: - Переходим к следующему пункту плана.
3. Составление правил поведения при пожаре.
1.) Чтение текста в учебнике «Огонь – друг и враг».
(стр.79; продолжение с 3-го абзаца)
У.: - Сначала мы дочитаем текст до конца, и узнаем первое правило:
1.Как нужно дышать, если кругом дым?
2.) Работа со словарём.
- Найдите в тексте выделенное слово. ( «удушье»)
- Как определить значение этого слова? (по словарю)
- Определите по толковому словарику, что оно значит (учебник стр.140).
Проверка. Объяснение слова «удушье» по словарю.
3.) Формулировка правил поведения при пожаре.
У.: - А теперь составим остальные правила поведения при пожаре.
Задание на стр. 78. Что показывает этот значок?
5013960-129540Работа в парах
- Составьте правила поведения. Используйте опорные слова в «Подсказке» на стр. 79.
(Ответы детей в парах.)
У. : -Теперь мы сверим ваши ответы с учебником.
Проверка: Чтение вывода на стр.81 .
- Если в доме возник пожар, а взрослых нет, сразу убегай.
- Выводи из горящего дома малышей.
- Никогда не прячься в горящем доме.
- Не пытайся тушить пожар самостоятельно.
- Зови на помощь.
- Звони по телефону 01.
Рефлексия: - Для чего выполняли это задание? (Ответы детей.)
29775155715Динамическая пауза.
Цель: смена вида деятельности
«Мозговая гимнастика» (комплекс упражнений, направленный на улучшение мозговой деятельности).
«Качания головой». Упражнение стимулирует мыслительные процессы.
У. - Встали, поставили ноги на ширину плеч. Расправим плечи. Дышим глубоко. Вдох-выдох. Голову уроните вперед, позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.
«Ленивые восьмёрки». Упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания.
У. - Вытянутой правой рукой нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости восьмерки (три раза). Затем левой рукой, а потом обеими руками вместе (руки в замке).
«Шапка для размышлений». Улучшает внимание, ясность восприятия и речь.
У.- «Наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки (три раза).
У. - Какой следующий пункт плана нашей работы?
4. Как уберечь себя от ожогов.
5. Как пользоваться газовой плитой.
У.: -Хочу объединить эти два пункта плана и выполнить задание по вариантам.
1.Самостоятельная работа по учебнику.
I вариант: с.79-80 (на доску)
II вариант: с.80-81 (на доску)
4921885356870 - Прочитайте текст и запомните правила поведения.
У.: - Научите друг друга : Как уберечь себя от ожогов.
Как пользоваться газовой плитой.
Взаимопроверка в парах.
- А кто может научить меня? (Ответы детей по вариантам.)
I вариант.
Проходя мимо кухонной плиты, не зацепись рукой за ручку сковороды или кастрюли.
Не снимай крышки с кастрюль, в которой кипит вода.
Не переноси кастрюли с горячей жидкостью.
Прежде чем принять ванну, проверь локтем, не слишком ли она горячая.
Открывая кран с водой, начинай с холодной, а потом постепенно добавляй горячую.
II вариант.
Прежде чем зажечь плиту, закрой на кухне окно.
Сначала зажги спичку, а затем открой газовую горелку.
Не накрывай кастрюлю крышкой.
Пока плита включена, не отвлекайся ни на какие другие дела.
Дополнительная информация: «Как действовать при ожогах».
У. : - Я тоже хочу вас научить:
Если получил небольшой ожог, надо подставить обожженное место под струю ледяной воды. 
Если на месте ожога оказался пузырь, его нельзя прокалывать, чтобы не занести инфекцию.
При обширных ожогах надо сохранить стерильность, обернуть больное место чистой тканью и доставить человека к врачу.
Рефлексия: - Для чего выполняли это задание? (Ответы детей.)
V. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности.Цель: установить степень усвоения темы, проконтролировать умения обучающихся использовать полученные знания, умения.
Метод проблемный, частично – поисковый.
Приёмы обучения – тестирование.
Форма обучения – индивидуальная.
У: - А теперь вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?
-Как вы считаете, мы достигаем цели?
-Давайте проверим, как вы можете использовать свои знания, полученные на уроке.
Работа над тестом.
1.)Обведи буквы правильных ответов.
1.Если в доме возник пожар:
в) останься дома и попытайся потушить пожар;
с) не прячься в горящем доме и не пытайся тушить пожар. Срочно покинь дом.
2.При пожаре звони:
не) 04; же) 03; ол) 02; ог) 01.3.Увидев дым:
ром) открой окна и проветри помещение;
нём) немедленно покинь помещение.
4.Дыши через:
ре) сухую тряпку.
не) мокрую тряпку;
5.Чтобы уберечь себя от ожогов, открывай кран с водой :шу) холодной, а затем добавляй горячую воду;му) горячей, а затем добавляй холодную воду. 6. Как пользоваться газовой плитой? Сначала:
ти) зажги спичку, а потом открой газовую горелку.ба) открой газовую горелку, а затем зажги спичку.
2.)Запиши буквы ответов в таблицу. Прочитай.
1 2 3 4 5 6
С ог нём не шу ти!
Самопроверка тестов по образцу.
(Учитель предлагает для проверки тест с ответами на слайде.)
Рефлексия: - Для чего выполняли это задание? (Ответы детей.)
VI. Творческое использование сформированных умений и навыков.
Цель: развивать творческие способности обучающихся, стимулировать желание к коллективному выполнению задания.
Форма обучения – групповая.
Метод обучения – проблемный, частично – поисковый.
Приёмы обучения – организация дифференцированной работы в группах.
Создание плаката «Огонь – друг и враг». Работа в группах-шестёрках (дифференцированные задания на листах).
У: - Как вы считаете, достаточно ли ваших знаний, чтобы создать плакат о правилах пожарной безопасности?
487299032385
- Работать будем в группах, выполним интересное задание.
Консультанты, получите задания.
Желтые стикеры:
Выберите только те картинки, которые вы поместите в раздел «Огонь - друг».
Красные стикеры:
Выберите только те картинки, которые вы поместите в раздел «Соблюдай правила пожарной безопасности».
Синие стикеры:
Составьте правила, которые вы поместите в раздел «Правила поведения при пожаре».
Зеленые стикеры:
Составьте из строчек стихотворение.
Выберите номер телефона, по которому будем звонить в пожарную службу.
(Выполнение работы: приклеивание картинок и полосок с предложениями на цветные листы.)
Проверка. Отчёт групп о работе.
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Цель: научить соотносить полученный результат с поставленной целью; оценивать результат учебной деятельности.
У.: - Давайте подведем итог урока:
Как вы считаете, достигли мы цели урока?
Какие шаги мы делали для достижения поставленной цели?
Что вам было интересно?
Что вам было трудно?  
Считаете ли вы урок полезным? Почему?
(Ответы детей.)
VIII. Оценивание работы обучающихся.
Цель: обеспечить у школьников способность к оценочным действиям.
У.: - Ребята, ну а теперь скажите, кто был самым активным на уроке? Чья работа вам понравилась? (Ответы детей.)
Самооценка.
-Оцените свою работу на уроке на листе самооценки:
Лист самооценки
№ п/п «Огонь – друг и враг» Оцени себя
Знаю причины возникновения пожара. Понял, почему говорят: «Огонь - друг и враг». Запомнил правила поведения при пожаре. Активно работал в паре. Активно работал в группе. IX. Домашнее задание. Учебник стр. 76-81 прочитать;
по выбору: учебник стр. 81 «Портфельчик»;
тетрадь стр. 26, № 74;
нарисовать рисунки по теме урока.
Приложение 1: Презентация
Приложение 2: Учебно- методическое обеспечение.