Технологическая карта урока окружающего мира по теме Мастера печатных дел (4 класс УМК Школа России)


Технологическая карта урока окружающего мира
(4 класс УМК «Школа России)
Тема: Мастера печатных дел. Тип урока: изучение нового материала
Задачи:
познакомить учащихся с началом книгопечатания в России, первыми печатными учебниками;
Показать роль книгопечатания для развития просвещения и культуры России
Планируемые результаты
Предметные:
иметь представление о начале книгопечатания в России, деятельность Ивана Фёдорова;
понимать роль книгопечатания для развития просвещения и культуры России;
иметь представление о первых русских учебниках. Метапредметные:
определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;
работать с текстом, составлять опорный конспект;
составлять рассказ на основании опорного конспекта;
анализировать иллюстрации;
характеризовать современные и старопечатные книги;
находить в тексте ответы на вопросы. Личностные
проявлять основы российской гражданской идентичности – чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность;
определять личностный смысл учения;
проявлять самостоятельность в информационной деятельности.
Межпредметные связи: математика (моделирование); литературное чтение (создание календаря исторических событий); технология (переплётные работы).
Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь ч. 2; электронное приложение к учебнику; книга тестов; «лента времени»; современный букварь.
Ход урока
Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихсяМотивация познавательной деятельности
Предлагает учащимся выполнить тест на с. 87,88.
Организует проверку домашнего задания.
Предлагает учащимся выполнить з.1 рабочей тетради, спрашивает, как связаны эти слова и обобщающие слова с темой урока. Выполняют тест с самопроверкой.
Представляют результаты самостоятельной работы; выступают с сообщениями, дополняют друг друга.
Читают задание , определяют обобщающее слово, читают тему урока, высказывают предположение.
Актуализация необходимых знаний
Предлагает учащимся вспомнить, что им известно об изобретении
книгопечатания, где и когда это произошло, кто изобрёл.
Отмечает изучаемый период на ленте времени.
Спрашивает, какие предпосылки для книгопечатания были на Руси.
Помогает определить учебную задачу урока. Актуализирует необходимые знания.
Работают с «лентой времени».
Актуализируют необходимые знания.
Определяют учебную задачу урока, читают учебную задачу на с. 81
учебника.
Организация познавательной деятельности
Организует работу в парах с текстами на с. 82-85 учебника: каждый участник пары работает с одним из текстов (составляет опорный конспект); обсуждает результаты работы в паре).Организует работу с иллюстрациями учебника: предлагает учащимся ответить на вопросы:
- Что такое издательский знак? Опишите разворот книги «Апостол». Что интересного вы заметили? (к с. 82).
Рассмотрите изображение памятника Ивану Фёдорову По каким символам мы можем определить, чем прославился этот человек? (к с. 83).
Рассмотрите страницы старинного букваря. Сравните их со страницами современного. Чем они похожи, чем отличаются? (к с. 85).
Организует работу с заданиями 2, 3 рабочей тетради (одно из заданий по выбору). Работают в парах: распределяют тексты, самостоятельно читают их, составляют опорный конспект (кластер, таблица, схема); представляют результаты работы в парах.
Анализируют иллюстрации. Извлекают информацию из Интернета (издательский знак), определяют сходство и различие объектов, делают выводы. Представляют результаты работы.
Находят ответы на вопросы в тексте учебника, выполняют взаимопроверку.
Подведение итогов
Организует обсуждение вопроса 2 в рубрике «Обсудим» на с. 86 учебника.
Спрашивает, как появление книгопечатания в России повлияло на жизнь каждого из нас.
Помогает определить домашнее задание : задания 1, 2 на с. 86 учебника, задание 2 или 3, 4 рабочей тетради.
Предложить заполнить таблицу «Кто – что – где – когда», используя ключевые слова (см. дополнительные творческие задания к уроку 40) Делают выводы.
Определяют личностный смысл изучения темы
Определяют домашнее задание.
Выделяют ключевые слова, заполняют таблицу (работают фронтально или в группах).
Диагностика планируемых результатов: выполнить тесты на с. 89,90 книги тестов.