Урок по ОРКСЭ Поиски красивого вокруг себя. Красота рукотворная и нерукотворная (4 класс)

Занятие по духовно-нравственному воспитанию в рамках предмета ОРКСЭ в 4 классе школы VIII вида
Тема: «Поиски красивого вокруг себя. Красота рукотворная и
нерукотворная».
Цель: привлекать внимание школьников к разнообразию окружающего мира;
дать учащимся представление о рукотворной и нерукотворной красоте
мира; учить детей замечать красоту вокруг себя.
Развивать у школьников внимание, эстетический вкус; воспитывать
интерес к урокам ОРКСЭ.
Оборудование: иллюстрации к теме урока, краски, листья.
Ход урока.
I.Подготовительная часть.
1).Оргмомент, эмоциональный настрой учащихся на урок.
2).Проверка домашнего задания: вывешивание на лист сделанные уч-ся фигурки; обсуждение, как лучше их разместить композиционно.
Беседа о разнообразии детских рисунков: разноцветные рыбки, деревья, цветы, море
И цвета разные в рисунках: синий, жёлтый, зелёный
-А какого цвета осенние листья?
3).Рисование детьми разноцветных листьев.
4).Сообщение темы урока.
II.Основная часть.
1).Рассматривание предметов и всего, что окружает ребёнка.
-Посмотрите вокруг себя, в окно. Что вы видите? (Людей, дома, деревья)
-А если мы пойдём в лес, что мы там увидим?
-А на речке были? Там что можно увидеть?
Всем и всему на земле есть место. Мир – наш общий дом. Как нам жить в таком многонаселённом мире всем вместе? Как не мешать друг другу?
Чтобы сохранить наш общий дом, его нужно всё время поддерживать, сохранять, строить. Человек своими действиями должен сохранять, беречь мир, а не разрушать его.
2).Понятие о сотворении мира.
-Как вам кажется, откуда взялся такой сложный большой мир?
-Мог ли он появиться сам по себе?
-И почему всё в мире так подходит одно к другому?
Мир возник не сам по себе. Он сотворён Богом. Бог – Создатель и Творец мира и жизни. Он сотворил мир так, что ничто в нём не мешает друг другу. Нам надо только хранить и умножать эту сотворённую Богом красоту мира и благодарить Бога за жизнь.
Физминутка «Осенние листья».
3).Рассматривание иллюстраций о разнообразии мира.
4). Введение понятий: рукотворное и нерукотворное.
Рукотворно то, что сделано человеком: дом, троллейбус, машина, одежда.
-Приведите примеры рукотворного мира.
Бог создал человека способным к творчеству, способным делать самые разные дела. Какие? (Строить, красить, ездить, рисовать, шить)
Нерукотворное, то есть не нами созданное, - это деревья, цветы, земля, реки, животные и т.д. Всё это можно назвать одним словом – природа.
III.Заключительная часть.
1).Закрепление понятий о рукотворном и нерукотворном мире
(с использованием картинок: дом, платье, земля, солнце, хлеб).
-Посмотрите, как удивительно! Всё для жизни человека есть на Земле!
2).Раскрашивание нерукотворного мира – природы (стр. 5 тетради-раскраски).
3).Итог урока.
Наша задача – учиться сохранять жизнь и мир, поддерживать порядок и чистоту в природе и дома.
4).Домашнее задание: выяснить и запомнить, что на улице творение Божие, а что сделано человеком.
5).Окончание урока.

Автор: Бут Людмила Александровна,
учитель начальных классов высшей
квалификационной категории ГБОУ
общеобразовательной школы-интерната
пгт Ильского Краснодарского края.


Методическое обеспечение урока:
Л.Л.Шевченко «Православная культура, 1 год обучения» (наглядное и методическое пособия), Москва, 2006 г.
Рабочая тетрадь-раскраска «Здравствуй, мир!», Москва, 2002 г.


15