План-конспект урока по окружающему миру на тему «Человек – часть живой природы»





План - конспект УРОКА
по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
(3 клАсс)

Тема: «Человек - часть живой природы»


Цели и задачи:

повторить и закрепить знания предыдущего урока по теме «Царства живой природы»;
расширить знания детей о человеке. Познакомить с некоторыми понятиями, относящимися к внутреннему миру человека: восприятие, память, мышление, воображение;
развивать умения обобщать, сравнивать, наблюдать, делать выводы;
формировать чувство ответственности за свои поступки, поведение,
способствовать формированию бережного отношения к природе.

Межпредметные связи: окружающий мир и литературное чтение.

Оборудование: Рабочая тетрадь. Аудиозапись звуков животных. Кусочек лимона, сыра, яблока, духи. Картинки – пазлы для эксперимента «мышление».

Словарь: восприятие, память, мышление, воображение.

Ход урока:

I. Актуализация знаний

1.Организация класса

А) Приветствие детей с учителем.
Б) Проверка готовности к уроку.
В) Проверка домашнего задания: по рабочей тетради (с. 3-5)
- Что значат слова из словаря: организмы, биология, царства, бактерии, микроскоп?

II.Формулирование темы и цели урока, создание мотивации к работе

2.1. Введение
- Ребята, а давайте еще раз вернемся к царствам живой природы. Как вы думаете, о каком представителе живой природы мы еще с вами не говорили? (О человеке)
- Докажите, что человек – это часть живой природы (Человек дышит, питается, растет, размножается и умирает)
- Чем человек отличается от растений и грибов? От животных? (Человек умеет говорить, мыслить, трудиться, регулировать свое поведение)
- Человек – существо разумное. Что такое разум? (Умение мыслить, вести себя подобающим образом и изменять свое поведение, делать выводы, планировать свою жизнь)
- Послушайте стихотворение о человеке Бориса Заходера

Песенка о человеке
Борис Заходер
У всех зверей - названия.  У человека - звание,  И звание такое  Обидно уступать!  Свинье не обязательно  Вести себя по-свински,  А ты - п о - ч е л о в е ч е с к и  Обязан поступать!  Хотя в известной мере  Мы все - немножко звери,  Внучата Крокодила,  Кузены Гамадрила,  Но как-никак - мы люди,  И потому нам мерзки  Те изверги, которые  Ведут себя по-зверски:  И тот, который давит  Собаку на дороге,  И тот, кто отрывает  У лягушонка ноги,  И ты, мучитель слабых,  И ты, злодей с рогаткой...  Считать ли всех вас за людей -  Останется загадкой...  Ведь человек - он человек,  И должен быть гуманным.  А если это слово  Вам кажется туманным -  То можно без латыни,  А просто, по-отечески:  Ты человек? Будь добр,  Веди себя п о - ч е л о в е ч е с к и! 

- Ребята, так чем же человек отличается от животных?
- Сегодня тема нашего урока «Человек – часть живой природы», мы будем говорить о внутреннем мире человека и исследовать его.


III.Работа с новой темой «Человек – часть живой природы»

3.1. Введение
- Итак, мы с вами выяснили, что человек отличается от животных наличием разума. А где «живет», где «помещается» разум человека? (В головном мозге)

ДОСКА





разум

в



головном



мозге


- Верно. Мозг человека – очень сложный и удивительный орган. Именно благодаря мозгу мы с вами мыслим, чувствуем запахи, звуки, запоминаем, может представить воображаемые и реальные картинки. Мозг имеет свойство отражать реальную действительность, которую вы или видите, или слышите, или читаете о ней. Человек полон переживаний, чувств, эмоций. Если человеку хорошо – он радуется. Если плохо – горюет. Даже поведение человек может регулировать сам. Все это – составляет наш внутренний мир. Еще его называют «душевный мир». А изучает душевный мир наука «психология» (от греч. «псюхе» - душа, «логос» - наука).

- К душевному миру относятся психические процессы, с помощью которых человек познает окружающим мир. Некоторые из них мы с вами сегодня исследуем.

ДОСКА







разум

в

психические



головном

процессы



мозге





3.2. Восприятие
- Человек воспринимает мир через органы чувств: глаза, уши, нос, язык, кожу.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Давайте проведем эксперимент.
3.2.1. Восприятие через органы слуха.
А) Один ученик выходит к доске. Поворачивается спиной к классу. По сигналу учителя кто-то из учеников произносит какие-либо звуки. Ученик у доски отгадывает, кто произнес звук.
Б) Учитель включает аудиозапись со звуками животных, ученики угадывают, какое это животное.

3.2.2. Восприятие через орган обоняния.
Ученик выходит к доске. Ему завязывают глаза и подносят к носу кусочек лимона, сыра, духи. Ученик отгадывает предметы.

3.2.3. Восприятие через орган осязания.
Ученик выходит к доске. Ему завязывают глаза и дают в руки карандаш, ручку, линейку, треугольник. Ученик отгадывает предметы.

3.2.4. Восприятие через орган вкуса.
Ученик выходит к доске. Ему завязывают глаза и кладут в ром кусочек сыра, яблока. Ученик отгадывает предметы.


·3.2.5. Восприятие через орган зрения.
Задание: посмотрите на шкаф, посмотрите на доску, посмотрите на учителя. Учениеи следят глазами.

Микро вывод: вот мы с вами и доказали, что действительно человек воспринимает окружающий мир через органы чувств. Перечислите их.

ДОСКА









зрение









слух









обоняние









вкус







восприятие

осязание

разум

в

психические







головном

процессы







мозге








- А чтобы наши органы нам долго служили, им необходим уход и забота. Сегодня мы разучим зарядку для глаз.

Физкультминутка

Вытяните вперед руку (кисть сжата в кулак, большой палец вытянут). Посмотрите на кончик пальца. Делайте движение рукой по указанным траекториям, следя глазами за кончиком пальца.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415






·


- Посмотрели головой направо, налево, вверх, вниз (повторить 4 раза).
- Подняли плечи - сбросили (4 раза).
- Кулачком потереть по часовой стрелке затылок, погладить затылок и шею сверху вниз. Хорошо.
- Потереть по часовой стрелке кулачком поясницу.
- Похлопали в ладоши. Отлично. Молодцы!

3.3. Память
- Ребята, а какое сегодня число? Когда у вас День рождения? Сколько будет дважды два? Какого цвета рябина? Как мяукает кошка? Какой номер телефона у твоей мамы? Где ты живешь? В какой школе учишься? Что такое квадрат? (ребята отвечают)
- Откуда вы это знаете? Мы сегодня об этом не говорили (запомнили).
- Отлично. И все это совершается с помощью памяти.

Давайте проведем эксперимент.
Выбирается экспериментуемый. Задание: посмотреть на класс и выйти за дверь. В это время некоторые ребята пересаживаются. Задача экспериментуемого вспомнить, как все было, и рассадить всех на свои места.

ДОСКА









зрение









слух









обоняние









вкус







восприятие

осязание

разум

в

психические







головном

процессы

память





мозге








Микро вывод: человек запоминает и накапливает информацию в мозгу.

3.4. Мышление
- Давайте исследуем еще один психический процесс. Перед вами фрагменты рисунка. Сложите пазлы и получить картинку. Кто быстрее?

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
- Как и с помощью какого психического процесса вам удалось «построить» картинку?

Микровывод. Верно, с помощью мышления мы получаем сведения об окружающем мире, решаем задачи, отвечаем на вопросы, обдумываем, сравниваем, делаем выводы.

ДОСКА









зрение









слух









обоняние









вкус







восприятие

осязание

разум

в

психические







головном

процессы

память





мозге













мышление




3.5. Воображение
- Еще один эксперимент.
- Упражнение – релаксация «Игра с песком».
Инструкция.
Сядьте удобно. Обопритесь на спинку стула. Закройте глаза. Представьте, что вы на берегу реки. Песок прохладный, сыпучий. Наберите в руки воображаемый песок. (Вдох) Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержать дыхание). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох). Уронить обессилено руки вдоль тела: лень двигать тяжёлыми руками. Немножко спокойно посидим.
- Удалось ли вам представить картинки? В этом нам помогает психический процесс, называемый «воображение». С помощью воображения, мы видим целые фильмы, когда читаем или слушаем книги, рассказы, может придумать любые сказочные и реальные картины, путешествовать по планете, рассматривая карту, гулять в прошлое и будущее.
ДОСКА









зрение









слух









обоняние









вкус







восприятие

осязание

разум

в

психические







головном

процессы

память





мозге













мышление









воображение





Микровывод: восприятие, память, мышление и воображение работают вместе. С их помощью мы познаем окружающий мир, трудимся и творим.

3.6. Закрепление материала

3.6.1. Работа с учебником
- Чтение детьми текста учебника с. 10 - 14

3.6.2. Заполнение словаря
- Откройте словарь (с. 68 рабочей тетради) – запишите в словарь слова: психология, восприятие, память, мышление и воображение, - и дайте им объяснение.

IV. Итог
- Сегодня мы исследовали внутренний мир человека. С помощью каких психических процессов мы это делали?
- Что нового узнали на уроке?
-Что запомнилось?
V. Домашнее задание:

с. 10 - 15 чит.; с.15 вопросы; тетр. с. 6-7, принести фото своей семьи.

VI. Оценки

Оценки по результатам работы.

Самооценка:
Оцените свою работу на уроке:
Зелёный – я был активен и доволен своей работой.
Жёлтый – я старался, но у меня ещё не всё получилось.
Красный – я работал не достаточно хорошо.
Нарисовать кружок выбранного цвета рядом с темой урока в «Рабочей тетради»



Заголовок 115