Урок географии по теме Озеро Байкал (6 класс)


Тема: Озеро Байкал.
Предметные результаты:
*знать местонахождение озера Байкал;
*показывать его на карте России, Мира;
*перечислять особенности озера Байкал как объекта Всемирного природного наследия.
Метапредметные результаты:
*рассказывать об уникальных особенностях озера Байкал, флоре, фауне и особых экологических проблемах;
*оформлять наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.
Личностные результаты:
*понимать значение озера Байкал как уникального природного явления не только России, но и мира;
*проявлять интерес к ландшафту, флоре и фауне озера, к его экологическим проблемам, к знакомству с ним на основе книг, альбомов, циклов теле- и радиопередач, с помощью Интернета и других электронных носителей информации.
Оборудование.
карта Мира, значки для обозначения на карте Москвы, озера Байкал, банка с прозрачной
водой и приклеенными к стенке изображениями животных и растений Байкала, раствор тёмных красок, запись песни «Славное море, священный Байкал», презентация о Байкале.
Ход урока:
1.Оргмомент
2.Повторение
- С каким объектом Всемирного культурного наследия мы познакомились? (Кремль).
- Покажите на карте город , где находится Кремль.
- Почему Московский Кремль дорог сердцу каждого россиянина?
- Лента времени( как строился Кремль).
- Что вам запомнилось из нашей виртуальной экскурсии в Кремль
3.Изучение нового.
Сегодня мы отправимся в далёкую Сибирь, к объекту Всемирного природного наследия. А вот куда, узнаете из стихотворения.
1 слайд
А что это такое? Такое голубое,
Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо за сосны зацепилось?
По скалам покатилось и на землю стекло?
А что это такое? Такое золотое?
Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?
А что это такое? Всё время в непокое,
Быть может, это туча застряла среди скал?
А это и не туча,
А это и не небо,
А это и не солнце, …
Слайд 2 На доске начальные и последние буквы слов «озеро» и «Байкал» между ними поставлены столько прочерков, сколько пропущено букв.
Слайд 3
Это тема нашего урока.
- Кто мог бы показать на карте расположение озера Байкал? (ученик показывает)
- Как вы думаете, почему Байкал называют жемчужиной природы?
- Может быть из-за формы?
Слайд 4
- Посмотрите на карте, какова его форма? Похожа на жемчужину?
- Может быть и похожа на речной жемчуг, но люди сравнили Байкал с жемчужиной не за форму. На Земле много озёр более правильной, круглой формы. Наверняка и вы знаете некоторые из них. Люди называют их жемчужиной родного края. В них можно прекрасно купаться, ловить рыбу, они дают жизнь многим животным, растениям.
Это озёра - природное наследие нашей Родины и Земли в целом, но о них знают только местные жители.
А об озере Байкал знают во всём мире.
- Давайте послушаем народную песню о Байкале.
- Может быть, в ней будет отгадка?
- Послушайте и скажите, как называют озеро Байкал в песне.
- В песне встретятся такие слова: Слайд 5
Баргузин- ветер на Байкале;
Омулёвая бочка - бочка в которой засаливают рыбу (омуль).

Слушаем песню.
Слайд 6
- Какие слова обращены к Байкалу? ( Славное море, священный Байкал)
- Почему озеро названо морем, да ещё священным?
Ответ найдем в учебнике (стр. 100, второй абзац). Прочитаем.
- Какие вы услышали подтверждения в тексте тому, что озеро Байкал заслуживает названия и жемчужины и моря?( царство красоты +огромное и величественное)
- Какое впечатление производит на вас озеро Байкал?
Слайд 7 Это самое древнее озеро
Продолжим работу с учебником. Прочитаем 3 абзац, стр. 100.
- Что можете сказать ещё? (Байкал - самое глубокое озеро на Земле)
Слайд 8
Слайд 9 Самое прозрачное озеро
Читаем 4 абзац до с. 101
-Что узнали? (впадает 300 рек)
Слайд 10
Сказка про БайкалВывод: Байкал - природная лаборатория учёных . (на доске открываю карточку со вторым признаком )
Ученица прочитает легенду о Байкале.
Показываю на карте реки, Енисей и Ангару.
Вывод: более 300 рек приносят воду в озеро, а вытекает одна – Ангара .
С.100 2 абзац вслух
Посмотрите знаменитые рыбы Байкала: омуль, осётр, сиг, хариус. Они настолько уникальны, что их разместили даже на почтовых марках.
Слайд 11 – нерпа – рассказ уч-ся
Слайд 12 – голомянка – рассказ уч-ся
Редкое разнообразие животных и растений. В лесах – все виды северных хвойных деревьев.
Слайд 13
- Сейчас мы погрузимся в воды Байкала. Представим, что нас ждёт глубоководный аппарат «Мир». В чистых прозрачных водах обитают многие животные.
- Ребята, как вы думаете, что нужно всем животным и растениям Байкала для благополучной жизни? (дети высказываются).
- Сейчас мы проведём с вами небольшой эксперимент.
На столе банка с прозрачной водой, на стенке банки наклеены рыбки.
-Такую воду мы видим за стёклами нашего аппарата.
Она просвечена солнцем и оттого совсем прозрачна. Мы можем видеть обитателей озера.
- И вдруг что – то случилось!
Я добавляю в банку грязную воду. Вода в банке стала мутной.
Предположите что произойдёт с растениями и животными. (дети отвечают).
- Как вы думаете, кто и что угрожает озеру? (ответы детей).
Читаем в учебнике (стр. 102, 3 абзац)
- Экологические проблемы создают не только промышленные предприятия, но и отдельные люди.
Что мы с вами можем сделать для спасения озера Байкал и других водоёмах? (ответы детей).
Слайд 14
Больше узнавать о природе родного края и мира.
Учиться беречь природу нашей малой родины.
Быть заботливыми, внимательными к окружающему миру.
Когда вы вырастете, у Байкала и других памятников Всемирного природного и культурного наследия появятся верные защитники и надежда на будущее.
4.Закрепление изученного материала.
1.Вставь в текст подходящие слова вместо пропусков.
5.Итог урока.- Итак, в течение урока мы много узнали, провели эксперимент, анализировали данные, делали выводы.
6.Домашнее задание.