Тема проекта: Обитатели Черного и других морей


Проект
МБДОУ «Детский сад №1 «Ласточка»
городского округа Судак
подготовительная «Д» группа


г. Судак 2015г

Проект
Наш родной город расположен на берегу Черного моря. Хочется познакомить детей с обитателями Черного моря. Ведь в море живет очень много загадочных существ . Дети будут узнавать жителей моря, знать как они называются.Расширится их кругозор, знания пополнятся пониманием взаимосвязей в морских глубинах. Это вызовет эмоциональный отклик и чувство любви к природе, желание беречь ее.
Регистрационная карточка проекта
Тема: « Обитатели Черного и других морей»
Авторы проекта: Ермолина Наталья Петровна - воспитатель МБДОУ «Детского сада №1 «Ласточка» городского округа Судак.
Цель проекта:
- создать условия для развития познавательного интереса, творческих способностей, инициативы и самостоятельности;
- решить проблему: «Кто живет в Черном море?»
Задачи проекта:
Расширить представления детей об обитателях морских глубин.
Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое.
Развивать способность вслушиваться в звуки природы.
Развивать познавательный интерес, творчество и инициативу.
Продолжать развивать мыслительные процессы: мышление (классификацию, анализ, синтез), память,речь.
Использовать нетрадиционные техники продуктивной деятельности (конструирование из бумаги, пластилинография, рисование ладошками).
Формировать обоснованно осторожное поведение в природе.
Учить охранять окружающую среду.
Продолжительность проекта: короткий – 1 месяц июль 2015г.
Тип проекта:
информационно-творческий, познавательный.
Участники проекта:
Дети подготовительной «Д» группы, воспитатель, родители.
Проблема:
Малая осведомленность детей об обитателях Черного и других морей.
Актуальность проекта:
-владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «молюски»;
- знать строение тела морских обитателей в связи с их жизнью в воде, способах питания, дыхания, защиты от врагов;
-знать о взаимосвязи с другими обитателями;
-иметь представления о влиянии деятельности человека на окружающую среду;
-формировать навыки экологически грамотного поведения в природе;
-формировать основы безопасности в природе.
Основные направления реализации проекта:
Предварительная работа:
-поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Морские обитатели Черного и других морей»;
-знакомство с литературными произведениями: С.Сахарнов «Кто в море живет?», А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г.Х.Андерсен «Русалочка», Л.Толстой «Прыжок»;
-разучивание стихов Ю.Дулепины «Осьминог», С.Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок, пальчиковой гимнастики «Чайка», «Тюлень», «Рыбка», загадывание загадок;
-прослушивание песни «Дельфины» на стихи С.Козлова из мультфильма «В порту», Равель М. «Игра воды»;
-просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Русалочка»,
«Кит и кот», «В поисках Немо» , «Подводная братва».
Сотрудничество с семьей:
-совместное творчество родителей и воспитанников в подготовке выставки рисунков «Обитатели Черного моря»;
-совместный поиск родителей и воспитанников в интернет ресурсах сведений о новых обитателях Черного моря и составление рассказа о них.
3. Ресурсное обеспечение:
Иллюстрации, фотоматериалы, видеоролики, книги, энциклопедии, художественные произведения, фотоаппарат, компьютер, материалы для конструкторской и изобразительной деятельности, ракушки, пластилин, живая черепаха, медуза, водоросли Черного моря.
Предполагаемый результат:
-активизированный познавательный интерес к обитателям морских глубин, инициатива, самостоятельность в поисках новой информации (привлекая к помощи взрослых);
-пополнение запаса знаний о разнообразии подводного мира;
-качественный рост навыков поисковой деятельности;
-обогащенная речь детей;
-активизация словарного запаса детей;
-понимание необходимости бережного отношения к природе.
Продукт проектной деятельности:
Презентация «Морские обитатели Черного моря», рисунки детей ладошками «Разноцветные осьминожки», конструирование из бумаги «Черепашка –Наташка», пластилинография «Рыбка», сообщения-рассказы детей о рыбах Черного моря, выставка рисунков «Обитатели Черного моря».
Презентация проекта:
Этап проекта Вид деятельности Сроки Формы реализации результата
Подготовительный
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Художественно- эстетическое развитие Поисковая работа по подбору иллюстративного
материала «Обитатели морей»,
наблюдение за черепахой.
Беседы о морских животных, рыбах
молюсках, их жизни в воде, способах дыхания питания, защиты от врагов, рассматривание иллюстраций, просмотр видеороликов «Обитатели Черного моря»,
Беседа об опасных рыбах Черного моря
С/р игра «Аквалан гисты»
Знакомство с литературными произведениями,
Прослушивание песен
Пальчиковая гимнастика
Чтение стихов,
Отгадывание загадок,
Просмотр мультфильмов 1.07-10.07 Иллюстрации книги, энциклопедии на морскую тематику
Аквариумная черепаха
Конспекты бесед по теме
Демонстрационные картинки по теме
Презентация на компьютере
Правила поведения с опасными рыбами
конспект
Художественная литератера, хрестоматия для детей
Аудиозаписи
«Рыбка», «Чайка»
Картотека стихов, загадок
Интернет-ресурсы
Реализационный
Художественно-эстетическое развитие
Познавательное развитие
Физическое развитие Чтение художественной литературы
Вечер загадок и отгадок о морском мире
Музыкальная деятельность
Музыкальные игры
Дидактические игры
Словесные игры
экспериментальная
деятельность
Экскурсия в библиотеку:
«Знакомство с морскими обитателями»
Подвижные игры
Пальчиковые игры 13.07-
25.07. Г.Х.Андерсен «Русалочка», Л.Толстой «Прыжок»
Г.Косова «Азбука подводного мира»
Интернет –ресурсы
Прослушивание песен о море, слушание музыки «Звуки моря»
«Веселые рыбки».
«Русалочки»,
«Рыболовы»
Четвертый лишний
Чья тень?
Плавает-летает
Отгадай задуманное слово
Дорисуй недостающую деталь
Опиши животное (рыбу)
Узнай по описанию
Придумай загадку
Чьи детки
Живое- неживое
Опыт «Есть ли воздух в воде» фотоотчет

фотоотчет
Рыбак и рыбки
Море волнуется
Рыбки и камушки
«Чайка», «Тюлень»,
«Рыбка»
Заключительный
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно- эстетическое развитие Оформление игрового уголка «Морской мир»
Сообщения детей о черноморских рыбах
Продуктивная деятельность:
Конструирование из бумаги «Черепашка Наташка»
Пластилинография «Рыбка»
Рисование ладошками «Разноцветные осьминожки»
Совместная деятельность родителей и воспитанников «Обитатели Черного моря»
Проведение развлечения для детей 25.07-31.07 Игровой уголок
Рассказы детей
Выставка поделок
Выставка рисунков
Выставка рисунков
Сценарий развлечения, фотоотчет
Результат проекта
Предполагаемый результат:
Знания о разнообразии подводного мира, полученные во время реализации проекта, у детей пополнились. Активизировался познавательный интерес к обитателям морских глубин. Воспитанники стали чаще рассматривать энциклопедию о подводном мире, самостоятельно рассказывают друг другу о морских животных и рыбах, молюсках. Инициируют поиск информации с помощью родителей. Эмоционально и с удовольствием рассказывают об обитателях Черного моря. В процессе рассказывания совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Активизировался словарный запас детей. Путем сравнения формируют выводы о том, что общего у всех рыб: место обитания, наличие плавников, способом передвижения; что разного : размер, маскировка, питание, выведение потомства. Воспитанники могут классифицировать обитателей моря на группы : «Животные», «Рыбы», «Молюски». Пополнились знания и об опасных рыбах Черного моря (ерш, звездочет, дракончик, скат, катран) и медузах. Шипы, которые расположены в спинных плавниках, заполнены ядом, причиняющим вред людям.Поэтому не стоит спешить брать в руки незнакомую рыбу. Обоснованно осторожное поведение поможет избежать беды. Повысился уровень знаний воспитанников о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.
Пословицы и поговороки о море:
Цель: закрепить умение детей запоминать пословицы и поговорки, понимать смысл пословиц и поговорок, помочь в придумывании своих. Развивать связную речь, грамматический строй речи.
- В море раз побудешь, век не забудешь.
- В море дорог много.
- Море шутить не любит.
- Море кого любит, а кого губит. 
- Море любит смелых да умелых.
- Перед морем все равны.
- Учись, матрос,— капитаном будешь.
Дидактические игры:
«Угадай на ощупь»Цель: учиться определять морских обитателей на ощупь с завязанными глазами.Ход игры: с завязанными глазами определить какой морской обитатель у тебя в руках.
«Занимательное море»
Цель: познакомить детей с богатым животным миром морей и океанов, способствует развитию ассоциативной памяти.
Ход игры: дети должны разложить карточки на игровом поле по среде их обитания.
«Зоологическое лото»Цель: узнавать морских обитателей, размещать фишки с животными на необхо-димые окошки своих карточек. 
«Отгадай загадку» 
Цель: развивать у детей воображение, мышление, умение делать умозаключения, анализировать.Ход игры: воспитатель или ребенок загадывает загадку, а дети отгадав ее, должны аргументировать свой ответ.«Распутай путаницу»Цель: умение ориентироваться на листе бумаги, находить выход из морского лабиринта».Ход игры: помочь морским обитателям найти своих детенышей, пройдя через лабиринты.
.
Лексико-грамматические игры и упражненияна тему : «Морские обитатели»
• «Подбери слово». Подбор глаголов к слову рыба: ловить, чистить, мыть, разделывать, потрошить, резать, делить, солить, варить, жарить, запекать, вялить, есть.
• «Запомни и повтори». Формирование обобщающих понятий у детей.
Ерш, сом, пескарь — это речные рыбы. Камбала, горбуша, сельдь — это морские рыбы. Карп, карась, плотва — это озерные рыбы. Акула, мурена, щука — это хищные рыбы.
• «Вопросы — ответы». Усвоение притяжательных прилагательных. Расширение лексического запаса по изучаемой теме. Чья голова? — Это рыбья голова. Чьи жабры? — Это рыбьи жабры. Чье туловище? — Это рыбье туловище. Чья чешуя? — Это рыбья чешуя. Чей хвост? — Это рыбий хвост. Чье брюшко? — Это рыбье брюшко. Чьи плавники? — Это рыбьи плавники. Чьи икринки? — Это рыбьи икринки. Чьи кости? — Это рыбьи кости.
• «Рыбы-великаны». Формирование навыка словообразования, употребление существительных с увеличительными суффиксами -ище, -ища: пескарь — пескарище, окунь — окунище, ерш — ершище, акула — акулища, карась — караси|ще, рыба — рыбиша.                                        .;
• «Составь предложение». Дети становятся в круг. Логопед : бросает кому-либо мяч и просит сказать два (три, четыре) ! слова про акулу (пескаря, щуку, окуня и т. п.).
• «Рыболов». Согласование числительных с существительными.
Логопед показывает детям цифру (от 1 до 5) и картинку с изображением рыбы (пескаря, окуня, щуки и т. п.) и спрашивает: «Сколько рыб поймал рыболов?» Дети отвечают: «Рыболов поймал два пескаря. Рыболов поймал пять щук. Рыболов поймал одного окуня» и т. д.
Подвижные игры:«Море волнуется» Цель: развивать фантазию, художественный вкус в придумывании морских фигур.Ход игры: Ведущий отворачивается от остальных участников и говорит:- Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего или отдает фант
. «Рыбак и рыбки»Цель: совершенствовать прыжки через скакалку, развивать ловкость и выносливость.Ход игры: водящий становится в центр круга, образованного остальными участниками. «Рыбак» вращает скакалку так, чтобы она скользила по земле и описывала круги под ногами играющих. Участники-«рыбки» должны перепрыгивать через скакалку, чтобы не «попасться на удочку». Попавшаяся «рыбка» становится «рыбаком». 
Сюжетно-ролевые игры
«Аквалангисты»Цель: познавательный интерес к обитателям морского дна, умение видеть интересное и занимательное во время морской прогулки.
«Путешествие на море»Цель: дать знания о труде моряков на корабле, слаженности в их работе; совершенствовать навыки речевого общения; развивать творчество, воображение, фантазию; воспитывать интерес и уважение к труду работников морского флота.Учить любоваться пейзажами моря
Художественная литература
Л.Огурцова Черное море
Море Чёрное - большое:Утром серо-голубое,Днём оно зелёное,Пенное, солёное.Ну, а ночью, при луне,Золотым казалось мне!
Илья Гуревич Медуза
Медуза ужасно похожа на студень:Прозрачна, дрожит на бегущей волне,Но кушать тот студень с тобой мы не будем,Нам маминой каши хватает вполне.
Е. Албул Про жизнь акулы
Я с утра сижу над вопросом,Как же жить акуле непросто.
Ей и вправду трудно живётся:Кушает она, что придётся.
Как тут быть, чтоб пасть стала чище?Ведь зубов у ней больше тыщи!
Чистить их с утра начинает,А когда закончит - не знает…
Тратит по три тюбика пасты - Значит, покупать надо часто.
И не каждой щёткой зубноюСправишься с работой такою:
Надо брать не меньше сапожной,Ведь обычной-то - невозможно!
А уж если что заболело - Как врачу тут взяться за дело?
В пасть к ней каждый влезть побоится!Где ж тогда ей, бедной, лечиться?……………………………………….Я спокойно ночью заснула:Хорошо, что я - не акула.

В. Ланцетти Разноцветный осьминог
Я сам себя не узнаю:Менять свой цвет не устаю.Был в горошек час назад,А сейчас я полосат.Подплываю я к кораллам -Становлюсь я алым-алым.Вот я клоун-осьминог -Восемь разноцветных ног!Стать могу чернее ночи -Свет гаси. Спокойной ночи!
Н. Хилтон Соленое море
Не могу понять никак:Кто, зачем, когда и какВоду в море посолил,Чтоб никто её не пил.Как же рыбки там живут?Что они, бедняжки, пьют? 
О дельфинах  всем известно — Нет животных интересней: Острый ум, движенья ловки И легки для дрессировки.В самом центре океанаБьет струя, как из фонтана!Фантастичный, чудный видДарит нам огромный кит! Вера Ни Ка
Плавают в море киты и пингвины,Крабы, креветки, акулы, дельфины.Скаты морские, морские ежи,Белые мишки, тюлени, моржи.В речке и озере – рыбка резвится.Плавают все, кто воды не боится! В. СибирцевПосреди морских глубинПроплывает рыба-блин,Электрический разрядНосит в теле рыба – скат. Г. Дядина
Стихотворение про ската
В море ската называютВсе Его Величеством.Ну, а тех, кто забывает,Бьет он электричеством!
Стихотворение про устриц
Крепко-крепко сжали створкиМаленькие устрицы.Эй, ракушки-черноморки!Доброе вам утреце!Но молчат жильцы в ракушкахИ не отпираются,Будто их на завтрак скушатьКто-то собирается.Краб в отчаянном бою Потерял клешню Свою.Потерял и не нашёл, Без клешни Домой пришёл.Целый год, врагов ругая, Он не трогал никого: Ждал, пока клешня другая Отрастала у него.
Акула (рыба)
Древней акулы рыбы нет.Она живет здесь много лет.Но у старушки грозный видИ превосходный аппетит!Автор: Н. Томилина
 Дракон морской (рыба)Ты его не трогай просто посмотриКрасивые иголки – очень ядовиты.У морских драконов характер не простойПотому и прячутся глубоко под водой.Автор: неизвестен Ёрш (рыба)Изловить его не просто,Ведь плавник у рыбы острый!Хищник, лучше не тревожь,Защищен надежно ёрш.Автор: Сибирцев Виталий Звезда морскаяЗвездочки морскиеНовый Год встречали.И коралл, как ёлку,Дружно наряжали.Только нет игрушекВ море под водой.И пришлось им веткиУкрашать собой.Автор: Инна Сударева Зеленушка (рыба)Приплыли зеленушки на солнышке погретьсяПобаловать блестящее, зелененькое тельце.И прямо близко-близко к поверхности поднялись.Ах, только бы чайкам на ужин не достались!
Игла морская (рыба)В море рыба есть — Игла.Брюки шить Игла могла.Нос её — игла, не шило.Осьминогу брюки сшила.Автор: Валентина ЧерняеваРыба-иглаНемало в море всяких рыб,Одна плыла меж тёмных глыб,Её малыш рукой поймалИ с ней немного поиграл.Была та рыба столь мала,По форме острая игла,Она метнулась, как стрела,И очень быстро уплыла!Автор: Марк Львовский   
Камбала (рыба)Эта важная особаСмотрит в стороны сурово,В рот водицы набралаПроплывает камбала.Автор: Сибирцев ВиталийКамбала.Они ужасно плоскиИ дети, и подросткиИ даже рыбы взрослыеНа вид совсем как доскиАвтор: неизвестен
Конек морской
Держась хвостом за стебелек,Стоит на дне морской конек.Он изгибает круто шею,Но бегать быстро не умеет.Автор: Н. ТомилинаКонек морскойЧем похож я на коня?Шейка, гривка у меня... Здесь какая-то ошибка: Я на самом деле — рыбка!Автор: Александра Моничь
Меч - РыбаЕсть чему тут удивиться,Перед нами рыба-рыцарь!На дуэль кого привлечь,Ищет взглядом рыба-меч.Автор: Сибирцев Виталий  МидияСпрашивали Лидию:«Вы мидию не видели?»Отвечала Лидия:«А кто такая мидия?»Мидия – ракушка,Лаковое брюшко,С дна морского покажисьИ опять на дно ложись! Автор: Георгий Радуга
Загадки
Вот просторы океана
Бороздит гора сфонтаном,
Бьет хвостом, вода кипит-
Проплывает важно … (кит).
Плоский он . Размером разный.
Хвост его бичеобразный.
Лишь один несет отряд
Электрический заряд! (скат).

Передние –ласты, а задние – лапы!
Есть панцирь овальный. Подобие шляпы!
Другого жилья, кроме моря, не зная,
Потомству даст жизнь, на песок выползая. (морская черепаха).
Над волной дугою взвился,
Спинкой черной заискрился.
Мимо Судака плывет … Афин !
Белобрюхий кто ? (дельфин).
Хрустальное блюдце! Не видите блюдца?
А может то зонтик лежит на волнах?
В нем щупальца – спицы. А спиц тех коснуться
Не каждый решится. Обжечься есть страх! (медуза).
Восемь рук иль восемь ног.
Кто же это ? (осьминог).
Пластилинография «Рыбка»

Использование техники цветные ладошки